- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему Частицы
Конспект урока по русскому языку на тему Частицы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сихимова Ш.Б. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЧАСТИЦА
Цели: дать понятие о функциях частицы как служебной части речи; учить отличать частицу от других частей речи.
Методические приемы: объяснения учителя, выразительное чтение, работа над интонацией, выполнение упражнений.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Распределите слова на группы в зависимости от ударения: Алфавит, договор, документ, досуг, каталог, квартал, километр, кухонный, маневр, мельком, намерение, позвонишь, свекла, столяр, цемент, щавель.
(Ударение падает на первый слог: кухонный, мельком, свёкла; ударение падает на второй слог:досуг, квартал, манёвр, намерение, столяр, цемент, щавель; ударение падает на третий слог:алфавит, договор, документ, каталог, километр, позвонишь.)
II. Изучение темы «Частица как часть речи»
1. Слово учителя. Части́ца - служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова а также уточняет действие.
В классе частиц объединяются постоянные служебные (незнаменательные) слова, которые
-
выражают самые разнообразные субъективно-модальные характеристики побудительности, сослагательности, условности, желательности, а также оценки сообщения или отдельных его частей;
-
участвуют в выражении цели сообщения (вопросительность), а также в выражении утверждения или отрицания;
-
характеризуют действие или состояние по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или нерезультативности его осуществления.
Перечисленные функции частиц группируются:
-
в функции формообразования
-
в функции разнообразных коммуникативных характеристик сообщения.
Общим для всех этих функций является то, что во всех случаях в них присутствует
-
значение отношения,
-
отношения (отнесенности) действия, состояния либо целого сообщения к действительности,
-
отношения говорящего к сообщаемому,
причем оба эти вида отношений очень часто совмещаются в значении одной частицы.
Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами или междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены; во многих случаях частицы сближаются также с вводными словами.
Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.
Разряды частиц
-
формообразующие (сослагательные) частицы (пусть, пускай, давайте, да, давай, бы, б, бывало):
-
образующие формы слов;
-
образующие степени сравнения прилагательных и наречий;
-
-
отрицательные частицы (не, нет, вовсе не, далеко не, отнюдь не);
-
частицы, характеризующие признак (действие или состояние) по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или не результативности осуществления;
-
модальные частицы:
-
вопросительные частицы (ли, неужели, разве);
-
указательные частицы (вот, вон);
-
уточняющие частицы (именно, как раз, прямо, точь-в-точь);
-
выделительные и ограничительные частицы (только, лишь, исключительно, почти что, единственно);
-
восклицательные частицы (что за, как);
-
усилительные частицы (даже, ни, же, ведь, уж, всё-таки, всё);
-
смягчение требования -ка (подай-ка, налей-ка) -то (молоко-то сбежало); также в этих целях используетсясловоерс -с (наценка-с), происходящий от сокращённого обращения «сударь»;
-
сомнение (вряд ли, едва ли);
-
побудительные частицы (пусть, пускай, давай(те)).
-
Существенно при этом, что модальные (оценочные, экспрессивные) значения в том или ином виде присутствуют и в частицах отрицательных, вопросительных, характеризующих действие по его протеканию или результативности, в частицах-репликах.
Классификация частиц по происхождения
Первообразные
К первообразным относятся простейшие (за несколькими исключениями) односложные частицы, в современном языке не имеющие живых словообразовательных связей и формальных соотношений со словами других классов.
Это частицы: бишь (прост.), бы, вишь (прост.), да (в составе формы повелит. накл.), де (разг.), дескать (разг.), же, ин(прост.), ишь (разг.), -ка, (разг.), не, небось (прост.), нет, неужели, нехай (прост.), ни, ну-с, сём (прост.), таки, те(прост.), -то, уж, чай (прост.).
Непервообразные
Все остальные частицы не являются первообразными.
Название этой части речи говорит само за себя: частица - маленькая часть. Действительно, это служебная часть речи, а значит, не член предложения, к ней нельзя поставить вопрос, самостоятельного лексического значения она не имеет.
Однако от частицы зависит немало: она отрицает и вносит сомнение, указывает и уточняет, усиливает или смягчает требование, выражает чувства и образует формы слов.
Рассмотрим несколько предложений:
Я бы выучил уроки...
Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге.
Я не хочу разочаровать тебя, дорогой читатель.
Представьте, что будет, если из предложений исчезнут частицы:
- сомнительное станет явным {Я выучил уроки);
- нарушится логика {Конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге);
- смысл поменяется на противоположный {Я хочу разочаровать тебя, дорогой читатель).
Наверное, вы уже убедились, что роль этой маленькой частицы в нашей речи весьма велика.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала
> III. Выполнение упражнений
1. устный разбор, письменное выполнение;
фонетический разбор слова что выполняется на доске и в тетрадях.
Комментарий. Обратим внимание на слово что в первом 1и шестом примерах. Во-первых, его фонетический облик - [што]. I Во-вторых, в первом случае что является усилительной частицей, Ш в шестом предложении - вопросительным местоимением. Частица бы в этом примере относится к глаголу-сказуемому в условном •наклонении, ее место в предложении не закреплено, частицу можно переместить: Что вы еще включили бы в программу вечера самодеятельности?
2. Упражнение устно.
Комментарий. Доказательство того, что выделенные слова - частицы: они не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, они не имеют самостоятельного лексического Значения.
Домашнее задание
Написать эссе на тему « Если б я был (а)....волшебником»