Программа кружка по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ОСОШ с. Михайловка









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


КРУЖКА


«Трудные вопросы по русскому языку»






Ступень обучения (класс): 9 класс

Количество часов: 18


Учитель: Камышова Ю.М.


Программа разработана на основе программы по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской.




  1. Пояснительная записка

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и программе по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской. Она предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.

Работа по написанию изложения направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.

Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным

для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.

В программе предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.

Цель программы:

подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации

Задачи:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Планируемый результат:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • научиться грамотно писать подробное сжатое изложение;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Изучив программу, ученики смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку.

Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами работы.


  1. Содержание курса.

Раздел I.

Изложение 3 часов


Развитие речи школьников: усвоение ими практической грамотности, повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

Раздел II Лексика 2 часа

Упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 2

Раздел III Орфография и Синтаксис 13 часов

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 3

Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 4

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 5

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 6

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7

Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 8

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 9

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 10

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 11

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 12.

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты).Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности

Контрольная работа Написание подробного изложения.


  1. Тематическое распределение часов:

№ уро

ка

Тема урока

Кол-во часов

Форма занятия

Дата

1

«Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования». Практическая работа № 1

1

Лекция. Практическое применение правил

Сентябрь

2

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

Лекция с составлением таблиц-памяток

Сентябрь

3

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

1

Лекции с составлением алгоритмов по темам

Октябрь

4

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления.

1

Лекции с составлением алгоритмов по темам

Октябрь

5

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 2 «Изобразительно-выразительные средства русской речи».

1

Семинары -практикумы

Ноябрь

6

«Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании». Практическая работа № 3

1

Семинары -практикумы

Ноябрь

7

«Орфограммы в корнях слов». Практическая работа № 4

1

Семинары -практикумы

Декабрь

8

«Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения». Практическая работа № 5

1

Семинары -практикумы

Декабрь

9

«Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение». Практическая работа № 6

1

Семинары -практикумы

Январь

10

«Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение». Практическая работа № 7

1

Семинары -практикумы

Февраль

11

«Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения». Практическая работа № 8

1

Семинары -практикумы

Февраль

12

«Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений». Практическая работа № 9

1

Мини-лекция, практикум

Март

13

«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения». Практическая работа № 10

1

Мини-лекция, практикум

Март

14

«Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Практическая работа № 11

1

Мини-лекция, практикум

Апрель

15

«Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ». Практическая работа № 12.

1

Семинары -практикумы

Апрель

16

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты). Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности

1

Лекция с составлением таблиц-памяток

Май

17-18

Урок контроля

1

Практикум, изложение

Май



  1. Список рекомендуемой учебно- методической литературы:



  1. Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. - М., 1997.

  2. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.

  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 1993.

  5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М.,1997.

  6. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. - М., 1995.

  7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.,1989.

  8. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. - М., 1980.

  9. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Трудные вопросы орфографии. - М.,1982.

  10. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.

  11. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.

  12. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

  13. Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.


© 2010-2022