Рабочая программа по литературе для 9 класса по программе В. Я. Коровиной (102ч)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса филиала МБОУ СОШ с.Степановка «ОШ с.Турумбет» составлена на основе:

- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года,
- Рабочих программ по литературе для общеобразовательных школ предметной линии учебников под ред. В.Я.Коровиной ( Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебникров подред. В.Я.коровиной. 5- 9 классы. М. Просвещение. 2011г.)

- Учебного плана филиала МБОУ СОШ с.Степановка «»ОШ с. Турумбет» ( приказ № от 30.08.2015)

-УМК: литература: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе./ В.Я.коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.М.: Просвещение, 2013.

Данная программа будет реализована в соответствии с Учебным планом филиала МБОУ СОШ с.Степановка «ОШ с.Турумбет» на 2015 -2016 учебный год из расчета 3 часа в неделю, 34 недели ,102 часа в год.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе - литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

III. Содержание учебного предмета

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы.

Повторение. Теория литературы. Роды и жанры литературы.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Стихотворение «Бесы»": жанровое своеобразие, особенности композиции, символика образов, типы конфликтов". Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» - роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» - первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин - «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Предсказание». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков - «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Русская литература второй половины ХIХ века

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

А.Н.Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Бытовые противоречия в пьесе.

Теория литературы. Развитие представлений о драме.

Л.Н.Толстой.

«Юность» (отрывки).

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Рабочая программа по литературе для 9 класса по программе В.Я.Коровиной (102ч)Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Anno Domini», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетичеРабочая программа по литературе для 9 класса по программе В.Я.Коровиной (102ч)ский жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах - знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

III. Учебно-тематическое планирование



Раздел

Количество часов

Развитие

речи

1

Введение

1


2

Из древнерусской литературы

4

1

3

Из русской литературы XVIII века

10


4

Из русской литературы XIX века

54

3

В.А.Жуковский

2



А.С.Грибоедов

6



А.С.Пушкин

14



М.Ю.Лермонтов

15



Н.В.Гоголь

9



Ф.М.Достоевский

3



Л. Н. Толстой

1



А.П.Чехов

2



5

Из русской литературы ХХ века

26

2

7

Из зарубежной литературы

7


ИТОГО

102



IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

V. Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Дата


план

факт



Введение. - 1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

1





Из древнерусской литературы. - 3+1

Литература Древней Руси Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве»

1




Система образов в «Слове…». Образ русской земли.

1




Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, основные идеи произведения

1




Р.р. Сочинение по «Слову о полку Игореве».






Из литературы XVIII века. - 10

Классицизм в русском и мировом искус­стве. Общая характеристика русской ли­тературы XVIII века

1




М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.

1




Прославление Родины, мира, науки в произведениях М.В.Ломоносова. Ода «На день восшествия…».

1




Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе Идеи просвещения и гуманизма

1




Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник», «Властителям и судиям»

1




А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Пу­тешествие из Петербурга в Москву» (главы).

1




Особенности повествования в «Путеше­ствии...». Жанр путешествия.

1




Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме.

1




«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

1




Тест по теме «Русская литература 18 века»






Из литературы XIX века. - 51+3

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.

1




Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский «Море», «Невыразимое».

1




Романтическая лирика XIX века. В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады.

1




А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга

1




А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии.

1




Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

1




Чацкий в системе образов комедии. Об­щечеловеческое звучание образов

1




Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода

1




А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

1





Р.р. Домашнее сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

1




А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина

1




Лирика петербургского периода. «К Чаа­даеву». Проблема свободы, служения Ро­дине.

1




Любовь как гармония душ в интимной ли­рике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии»

1




Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пуш­кина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

1




Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».

1




А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров.

1




Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания.

1




Система образов. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1




Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1




Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1




Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1




«Евгений Онегин» в зеркале критики.

1




Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1





Р.р. Домашнее сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».





А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1




М.Ю.Лермонтов. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «Молитва», «И скучно и грустно».





Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк».

1




Адресаты любовной лирики М. Ю. Лер­монтова и послания к ним.

1




Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лер­монтова. «Дума», «Предсказание».

1




М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе

1




Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1




«Журнал Печорина» как средство самора­скрытия его характера.

1




«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

1




Печорин в системе мужских образов ро­мана.

1




Дружба в жизни Печорина

1




Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1




Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

1




Р.р. Подготовка к сочинению по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

1





Р.р. Домашнее сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»





Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи

1




«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания. Смысл названия поэмы

1




Образы помещиков. Манилов. Коробочка.

1




Образы помещиков. Ноздрев. Собакевич.

1




Образ Плюшкина.

1




Образ города в поэме «Мертвые души».

1




Чичиков как новый герой эпохи и как ан­тигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

1




«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души»

1




Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мертвые души»

1





Р.р. Домашнее сочинение по поэме «Мертвые души».





А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета.

1




Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».

1




Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».

1




Черты внутреннего мира героя повести «Белые ночи».

1




Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

1




Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность».

1




А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века.

1




А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1




Лирика Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.

1





Из литературы XX века. - 24+2р.р.

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

1




И.А.Бунин. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

1




Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

1




М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

1




Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Смысл названия.

1




М.А Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины.

1




Андрей Соколов - образ простого, стойкого русского человека, который прошел войну и плен.

1




Р.р. Сочинение по рассказу Шолохова «Судьба человека».

1




А.И. Солженицын «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни.

1




Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор».

1




Русская поэзия «Серебряного века»

1




А.А. Блок «Ветер принёс издалека». Образы и ритмы поэта.

1




С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер...»

1




Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина.

1




В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).

1




Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

1




М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

1




«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве».

1




Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти. «Можжевеловый куст»

1




А.А.Ахматова. Слово о поэте. Траги­ческие интонации в любовной лирике

1




Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

1




Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

1




А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

1




А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы стихов о войне

1




Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.Некрасов, Ф.И.Тютчев и др.

1




Р.р. Анализ лирического произведения (по выбору учащихся).

1





Из зарубежной литературы - 7

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Гораций. Слово о поэте

1




Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты).

1




У. Шекспир. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения.

1




Трагизм любви Гамлета и Офелии. Фило­софский характер трагедии

1




И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения.

1




Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

1




Итоговый урок.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Итоги года и задания для летнего чтения.

1





Итого:

102






VI. Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по русскому языку. М. «Дрофа». 2001.

  2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М. «ВАКО». 2009.

  3. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М: Просвещение, 2013.

  4. Коровина В.Я., Журавлев В.П. Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под ред В.Я.Коровиной. М. «Просвещение». 2011.

  5. Мещерякова М.И. Литература в схемах и таблицах. М. «Айрис-пресс». 2003.

  6. Михайлова М.И. Тесты. Литература. 9- 11. М. «Дрофа». 2001.

  7. Серегина Л.М. Литература 9 класс. Поурочные планы. Волгоград. «Учитель». 2008.

  8. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на диске. М.: Просвещение , 2013..

  9. Я иду на урок литературы. Книга для учителя. М. «Первое сентября». 2000.


© 2010-2022