- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнения ( 9 класс)
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнения ( 9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гладкова Н.В. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнения
Цель. 1. Выявить признаки сложноподчиненных предложений с придаточной частью сравнения.
2. Развивать умение находить придаточные части сравнения и отграничивать их от сравнительных оборотов.
3. Совершенствовать речевые, синтаксические и пунктуационные умения.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Введение в тему.
Сегодня первое февраля, последний зимний месяц. И хотя впереди еще наc ждут метели и вьюги, еще не перестают трещать морозы, но все мы уже мечтаем о весне, о теплых днях и о буйстве красок. Наш урок я бы назвала так : розовое и… А вот вместо многоточия вы сами добавите слово, только чуть позже.
-
Записываем в тетрадь число, классная работа, пропускаем строку для темы, которую сформулируем чуть позже.
Ребята, перед вами текст.
1.Жил - был розовый слон, и был он не похож на других.2.Все слоны - серые, а он - розовый.3.Розовый слон был совсем один. 4. Как белоснежное облачко бродит в небе, так бродил он в поисках пищи и друзей. 5.Серые слоны не принимали его, потому что розовый слон не мог петь серые песни, как они.6. Мечтая быть с ними, он думал: «Чем лучше я спою свою розовую песню, тем быстрее они меня полюбят. 7. Он не понимал, что розовые песни и розовые стихи не нужны серым слонам.8. Они не хотели знать, что в мире есть розовое, подобное счастью.
9.Отвергнутый, он ушел в лес и, взяв розовую краску, нарисовал прекрасную страну.10. В этой стране все было розовым, словно сахарная вата.11.Над синевой моря проступали нежно-золотые и розовые облака, будто и там сверкала сказочная страна.12.Розовое, подобно доброму волшебнику, делало всех по-настоящему счастливыми. 13. Жаль, что серые слоны этого не понимали.
3.Задание. Прочитайте внимательно текст и спишите предложения, распределив их по группам. Количество групп определяйте сами.
4.Побуждающий к теме диалог:
-
Сколько групп предложений получилось? (Три ).
-
Каким образом вы их распределили? (Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Простые предложения. )
-
Среди сложноподчиненных предложений, какие виды придаточных предложений вам встретились?
-
Какие группы придаточных обстоятельственных предложений мы с вами уже знаем?
-
Какие придаточные предложения показались вам новыми. Приведите примеры.
-
Что объединяет эти придаточные и простые предложения?
-
Исходя из назначения придаточного, как можно их назвать?
-
Какова тема нашего урока?
-
Сформулируйте основную цель урока
Записываем тему урока в тетрадь.
5. Задание. Вернемся к сложноподчиненным предложениям с придаточными сравнения. Докажите, что перед вами придаточная часть. Какой план можно использовать? Постройте доказательство.
Тип придаточного
К какому слову в главном относится, что поясняет
На какие вопросы отвечает
При помощи каких союзов или союзных слов связывается
Наличие указательных слов
Место придаточного предложения
Придаточное сравнения
Поясняет то, о чем говорится в главной части
Отвечает на вопрос как?
Союзы: как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому, как, чем…тем и др.
Так
Любое
Над синевой моря проступали нежно-золотые и розовые облака, будто и там сверкала сказочная страна.
6. Работа с учебником. Задание. Прочитайте текст на странице 94 и ответьте на вопросы:
-
Верными ли были наши рассуждения?
-
Какую новую для себя информацию вы получили, о чем мы не говорили?
-
В чем, на ваш взгляд, заключается отличие придаточной части сравнения и сравнительного оборота?
-
Всегда ли сравнительный оборот выражен одним словом?
-
Обратите внимание на конструкцию предложений со сравнительным оборотом и придаточной частью сравнения. Что вы можете сказать?
-
Что делает придаточную часть предложением? Сравните ваши выводы с информацией в учебнике. Стр. 96
7. Задание. В чем заключается отличие сложноподчиненного предложения с придаточным сравнительным от простого предложения с сравнительным оборотом. (Работа в парах).
Сконструируйте алгоритм, таблицу, схему (по выбору).
8. Задание. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Работа в парах.
Напишите сочинение-рассуждение: «В чем отличие сравнительного оборота от придаточного сравнительного предложения?» Найдите и приведите два примера из предложенного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования)
Чтение двух вариантов работ.
9. Закрепление полученных знаний.
-
Дидактический материал стр. 85. Упражнение 92. Заполните таблицу.
-
Работа на компьютерах с заданиями цифровых образовательных ресурсов.
Проверочный тест - папка 1.
Найдите и отметьте предложения с придаточными предложениями сравнения, расставьте знаки препинания.
-
Какой-то смолоду скворец так петь щегленком научился как будто бы щегленком сам родился.
-
Как верна у Пушкина всякая мысль всякое чувство и всякое ощущение так верен у него и всякий оборот всякая фраза.
-
Трава была так густа и сочна так ярко сказочно-прелестна как это видят люди и звери только в раннем детстве.
-
Мне все представлялось будто за снегом кто-то прячется страшный-страшный.
-
Чем в городе было беспокойнее и страшнее тем угрюмее лез Гаврик в самые опасные места.
-
Так и заговорила скрипка, точно это и вправду девичье сердце было.
Скажите, пожалуйста, есть ли у вас вопросы по изученной теме? Что было непонятно?
Контрольный тест - папка 2.
Оценивание результатов, автоматическое выставление оценок.
M 01 teleschool.russian.09.017-032.p1.oms
М 02 teleschool.russian.09.017-032.k.oms
teleschool.russian.09.017-032.p1.oms
10. Подведение итогов урока.
-
Какую роль в художественном и публицистическом стилях играют предложения с сравнительными оборотами и сложные предложения с придаточными сравнительными?
-
Ребята, давайте вернемся к началу нашего урока. Мы работали с текстом, где главные герои жили в разных интеллектуальных измерениях. Кто, по-вашему, интереснее? Почему?
-
А какие люди нравятся вам? Как можно закончить начатое мной предложение?
11. Рефлексия.
Пословицы и поговорки
(отметь пословицу, соответствующую твоему видению урока )
1.
Лучше меньше, да лучше
2.
Терпение и труд все перетрут
3.
Счастливые часов не наблюдают
4
А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого! (Жан Поль Сартр)
Твое эмоциональное состояние (смайлик)
12. Домашнее задание.
-
Параграф 18.
По выбору:
-
Учебник: упражнение №150 стр.97.
-
Дидактический материал: упражнение 93
Приложение
Клише для написания сочинения - рассуждения
на лингвистическую тему может быть таким.
Сочинение -рассуждение на лингвистическую тему
Знание отличительных особенностей придаточных сравнительных предложений и сравнительных оборотов, безусловно, очень важно. Как же разобраться, где придаточные сравнительные предложения, а где просто сравнительный оборот? Давайте это сделаем вместе.
Во-первых, сравнительный оборот является членом простого предложения и может быть распространенным или нераспространенным. В качестве примера можно привести предложение…. Во-вторых, в сравнительном обороте нет сказуемого и членов предложения, относящихся к сказуемому. Рассмотрим предложение … Подлежащее - …., сказуемое -…; второстепенные члены предложения -… Таких членов предложения мы не увидим в предложении…, которое является простым предложением с сравнительным оборотом.
Таким образом, для грамотно письма, правильного построения текста отличие сравнительного оборота от придаточного сравнительного предложения знать просто необходимо.