Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнения ( 9 класс)

Тема урока: " Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнения ( 9 класс. Образовательная система "Школа 2100) Цель. 1. Выявить признаки сложноподчиненных предложений с придаточной частью сравнения. 2.  Развивать умение находить придаточные части сравнения и отграничивать их от сравнительных оборотов. 3. Совершенствовать речевые, синтаксические  и пунктуационные умения. Урок построен  на основе проблемного обучения.  Учащиеся решают поставленную проблему, отрабатывают материал,  и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнения

Цель. 1. Выявить признаки сложноподчиненных предложений с придаточной частью сравнения.

2. Развивать умение находить придаточные части сравнения и отграничивать их от сравнительных оборотов.

3. Совершенствовать речевые, синтаксические и пунктуационные умения.

Ход урока

1.Оргмомент

2.Введение в тему.

Сегодня первое февраля, последний зимний месяц. И хотя впереди еще наc ждут метели и вьюги, еще не перестают трещать морозы, но все мы уже мечтаем о весне, о теплых днях и о буйстве красок. Наш урок я бы назвала так : розовое и… А вот вместо многоточия вы сами добавите слово, только чуть позже.

  • Записываем в тетрадь число, классная работа, пропускаем строку для темы, которую сформулируем чуть позже.

Ребята, перед вами текст.

1.Жил - был розовый слон, и был он не похож на других.2.Все слоны - серые, а он - розовый.3.Розовый слон был совсем один. 4. Как белоснежное облачко бродит в небе, так бродил он в поисках пищи и друзей. 5.Серые слоны не принимали его, потому что розовый слон не мог петь серые песни, как они.6. Мечтая быть с ними, он думал: «Чем лучше я спою свою розовую песню, тем быстрее они меня полюбят. 7. Он не понимал, что розовые песни и розовые стихи не нужны серым слонам.8. Они не хотели знать, что в мире есть розовое, подобное счастью.

9.Отвергнутый, он ушел в лес и, взяв розовую краску, нарисовал прекрасную страну.10. В этой стране все было розовым, словно сахарная вата.11.Над синевой моря проступали нежно-золотые и розовые облака, будто и там сверкала сказочная страна.12.Розовое, подобно доброму волшебнику, делало всех по-настоящему счастливыми. 13. Жаль, что серые слоны этого не понимали.

3.Задание. Прочитайте внимательно текст и спишите предложения, распределив их по группам. Количество групп определяйте сами.

4.Побуждающий к теме диалог:

  • Сколько групп предложений получилось? (Три ).

  • Каким образом вы их распределили? (Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Простые предложения. )

  • Среди сложноподчиненных предложений, какие виды придаточных предложений вам встретились?

  • Какие группы придаточных обстоятельственных предложений мы с вами уже знаем?

  • Какие придаточные предложения показались вам новыми. Приведите примеры.

  • Что объединяет эти придаточные и простые предложения?

  • Исходя из назначения придаточного, как можно их назвать?

  • Какова тема нашего урока?

  • Сформулируйте основную цель урока

Записываем тему урока в тетрадь.

5. Задание. Вернемся к сложноподчиненным предложениям с придаточными сравнения. Докажите, что перед вами придаточная часть. Какой план можно использовать? Постройте доказательство.

Тип придаточного

К какому слову в главном относится, что поясняет

На какие вопросы отвечает

При помощи каких союзов или союзных слов связывается

Наличие указательных слов

Место придаточного предложения

Придаточное сравнения

Поясняет то, о чем говорится в главной части

Отвечает на вопрос как?

Союзы: как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому, как, чем…тем и др.

Так

Любое

Над синевой моря проступали нежно-золотые и розовые облака, будто и там сверкала сказочная страна.

6. Работа с учебником. Задание. Прочитайте текст на странице 94 и ответьте на вопросы:

  • Верными ли были наши рассуждения?

  • Какую новую для себя информацию вы получили, о чем мы не говорили?

  • В чем, на ваш взгляд, заключается отличие придаточной части сравнения и сравнительного оборота?

  • Всегда ли сравнительный оборот выражен одним словом?

  • Обратите внимание на конструкцию предложений со сравнительным оборотом и придаточной частью сравнения. Что вы можете сказать?

  • Что делает придаточную часть предложением? Сравните ваши выводы с информацией в учебнике. Стр. 96

7. Задание. В чем заключается отличие сложноподчиненного предложения с придаточным сравнительным от простого предложения с сравнительным оборотом. (Работа в парах).

Сконструируйте алгоритм, таблицу, схему (по выбору).

8. Задание. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Работа в парах.

Напишите сочинение-рассуждение: «В чем отличие сравнительного оборота от придаточного сравнительного предложения?» Найдите и приведите два примера из предложенного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования)

Чтение двух вариантов работ.

9. Закрепление полученных знаний.

  • Дидактический материал стр. 85. Упражнение 92. Заполните таблицу.

  • Работа на компьютерах с заданиями цифровых образовательных ресурсов.

Проверочный тест - папка 1.

Найдите и отметьте предложения с придаточными предложениями сравнения, расставьте знаки препинания.

  1. Какой-то смолоду скворец так петь щегленком научился как будто бы щегленком сам родился.

  2. Как верна у Пушкина всякая мысль всякое чувство и всякое ощущение так верен у него и всякий оборот всякая фраза.

  3. Трава была так густа и сочна так ярко сказочно-прелестна как это видят люди и звери только в раннем детстве.

  4. Мне все представлялось будто за снегом кто-то прячется страшный-страшный.

  5. Чем в городе было беспокойнее и страшнее тем угрюмее лез Гаврик в самые опасные места.

  6. Так и заговорила скрипка, точно это и вправду девичье сердце было.

Скажите, пожалуйста, есть ли у вас вопросы по изученной теме? Что было непонятно?

Контрольный тест - папка 2.

Оценивание результатов, автоматическое выставление оценок.

M 01 teleschool.russian.09.017-032.p1.oms

М 02 teleschool.russian.09.017-032.k.oms

teleschool.russian.09.017-032.p1.oms

10. Подведение итогов урока.

  • Какую роль в художественном и публицистическом стилях играют предложения с сравнительными оборотами и сложные предложения с придаточными сравнительными?

  • Ребята, давайте вернемся к началу нашего урока. Мы работали с текстом, где главные герои жили в разных интеллектуальных измерениях. Кто, по-вашему, интереснее? Почему?

  • А какие люди нравятся вам? Как можно закончить начатое мной предложение?

11. Рефлексия.

Пословицы и поговорки

(отметь пословицу, соответствующую твоему видению урока )

1.

Лучше меньше, да лучше

2.

Терпение и труд все перетрут

3.

Счастливые часов не наблюдают

4

А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого! (Жан Поль Сартр)

Твое эмоциональное состояние (смайлик)

12. Домашнее задание.

  1. Параграф 18.

По выбору:

  1. Учебник: упражнение №150 стр.97.

  2. Дидактический материал: упражнение 93

Приложение

Клише для написания сочинения - рассуждения

на лингвистическую тему может быть таким.

Сочинение -рассуждение на лингвистическую тему

Знание отличительных особенностей придаточных сравнительных предложений и сравнительных оборотов, безусловно, очень важно. Как же разобраться, где придаточные сравнительные предложения, а где просто сравнительный оборот? Давайте это сделаем вместе.

Во-первых, сравнительный оборот является членом простого предложения и может быть распространенным или нераспространенным. В качестве примера можно привести предложение…. Во-вторых, в сравнительном обороте нет сказуемого и членов предложения, относящихся к сказуемому. Рассмотрим предложение … Подлежащее - …., сказуемое -…; второстепенные члены предложения -… Таких членов предложения мы не увидим в предложении…, которое является простым предложением с сравнительным оборотом.

Таким образом, для грамотно письма, правильного построения текста отличие сравнительного оборота от придаточного сравнительного предложения знать просто необходимо.


© 2010-2022