Открытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторов

Урок-экскурсия по теме «Осень в произведениях поэтов, художников и композиторов». Цели: Учебно-коррекционные: ¾               познакомить учащихся с произведениями русский поэтов, композиторов и художников  посвящённых осени;  ¾               показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства; ¾               учить анализировать, выделяя главное, высказывать своё мнение при анализе картины или знакомстве с музыкальным произведением; Коррекционно – развивающие: ¾    ...   1 2 3 4 5 6 А НАСТУПИЛА ЛЮДИ БУДЕТ ГРИБАМИ И ЛИСТОПАД Б ГОТОВЯТСЯ ЦВЕТ В ОСЕНЬ МЕНЯТЬ ХОДЯТ В ЛЕС НАЧИНАЮТ К ЗА ЛИСТЬЯ ПЕРЕЛЁТНЫЕ Г СКОРО ОТЛЁТУ СВОЙ СПЕЛОЙ ПТИЦЫ БРУСНИКОЙ   ¾              Проверьте:    Слайд 7-10 Наступила осень. Скоро будет листопад. Птицы готовятся к отлёту. ¾              О каком времени года вы прочитали предложения?   2. Первичное обращение к источнику знаний.    а) Работа над темой урока. Учитель чтения: ¾              Тема  нашего урока звучит так «Осень в произведениях поэтов, писателей  и композиторов».И сейчас нам с вами предстоит необычное путешествие в мир искусства   и в мир волшебницы Осени. Слайд 11 Учитель ИЗО: ¾              Ос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовОткрытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторовУрок-экскурсия по теме

«Осень в произведениях поэтов, художников и композиторов».

Цели:

Учебно-коррекционные:

  • познакомить учащихся с произведениями русский поэтов, композиторов и художников посвящённых осени;

  • показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства;

  • учить анализировать, выделяя главное, высказывать своё мнение при анализе картины или знакомстве с музыкальным произведением;

Коррекционно - развивающие:

  • совершенствовать технику чтения;

  • закреплять навыки осмысленного чтения стихотворения;

  • развивать память, воображение, мышление;

  • расширять и активизировать словарный запас детей;

  • формировать навыки работы кистью и красками;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.

  • воспитывать уважение и чувство гордости к людям искусства;

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, корточки с поэтическими произведениями, дидактические карточки с заданиями, репродукции картин о осени известных художников, лист бумаги формата А4 для живописной работы, кисти, краски, баночки с водой.

Ход урока.

I. Подготовительная часть урока.

1.Организационная

2.Нервно - психическая

Учитель чтения: Прозвенел и смолк звонок, подготовка

Начинается урок. учащихся

Учитель ИЗО и музыки: Все за парты тихо сели,

И на нас все посмотрели.

3.Дидактико - психическая

II. Основная часть урока.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель ИЗО:

а) Программированное задание. Игра «Цветные слова».

  • Ребята, посмотрите, в геометрических фигурах спрятались буквы.

Слайд 1

Е У Л

Ь М О

С Т Н

  • Выберите фигуры нужного цвета и формы и сложите их в последовательности, соответствующей схеме.

Слайд 2


б) Закрепление понятий: времена года.Беседа об осени.

Учитель чтения:

  • Какое слово получилось у вас? Правильно осень.

Слайд 3

О С Е Н Ь


  • Какие осенние месяцы вы знаете?

  • А что такое осень?

Слайд 4

Осень - это тучи,
Лужи и дожди.
Слякоть, непогода.
Ждёт зимы природа
И тепла от солнышка
Ты уже не жди.
Осень - это листьев
Чудо - разноцветье,
Нити паутинок,
Хризантем цветенье.
Осень - это птицы
К югу полетели,
Это листопада
Плавное круженье.

Слайд 5

  • О каких приметах осени говорится в стихотворении?

Слайд 6

в) Программированное задание.Игра «Игра в предложения».

Учитель чтения:

1

2

3

4

5

6

А

НАСТУПИЛА

ЛЮДИ

БУДЕТ

ГРИБАМИ

И

ЛИСТОПАД

Б

ГОТОВЯТСЯ

ЦВЕТ

В

ОСЕНЬ

МЕНЯТЬ

ХОДЯТ

В

ЛЕС

НАЧИНАЮТ

К

ЗА

ЛИСТЬЯ

ПЕРЕЛЁТНЫЕ

Г

СКОРО

ОТЛЁТУ

СВОЙ

СПЕЛОЙ

ПТИЦЫ

БРУСНИКОЙ


  • Проверьте:

Слайд 7-10

Наступила осень.

Скоро будет листопад.

Птицы готовятся к отлёту.

  • О каком времени года вы прочитали предложения?

2. Первичное обращение к источнику знаний.

а) Работа над темой урока.

Учитель чтения:

  • Тема нашего урока звучит так «Осень в произведениях поэтов, писателей и композиторов».И сейчас нам с вами предстоит необычное путешествие в мир искусства и в мир волшебницы Осени.

Слайд 11

Учитель ИЗО:

  • Осень. «Что в ней хорошего?» - спрашивают обычно.

Учитель чтения:

  • Осень… Она кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Надоедливый дождь рано загоняет домой, прогулки становятся короче, холодно по вечерам, поздно светает утром… Да, всё так! Но в осени есть своя, только ей присущая прелесть.

Учитель ИЗО:

  • Этим временем года восхищались многие поэты, художники, композиторы, и каждый по-своему показал её в своих произведениях.

б) Рассказучителя«Осень в поэзии».

Учитель чтения: И так наше путешествие начинается.

Слайд 12

  • Посмотрите, какие красивые осенние листья, целый разноцветный и пышный ковёр, нарядные деревья: золотые берёзки, красные листики рябины и осины. Именно про такой осенний наряд и написал в своём стихотворении «Листопад» русский поэт Иван Бунин:

Слайд 13

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И. Бунин

Слайд 14

  • Какое настроение оно вызывает? (Радостное, веселое.)

  • А почему? (Осень яркая, красивая.)

  • Найдите и прочитайте выражения, где передаётся яркость осенних красок в лесу. С чем Бунин сравнил лес?

  • А что ещё дополняет картину осеннего леса? Что можно почувствовать, вдохнув воздух в лесу? (Запахи.)

  • Найдите и прочитайте эти строчки. (Лес пахнет дубом и сосной.)

  • Что можно в этой тишине? (Расслышать листика шуршанье.)

  • Так какая осень у Бунина? (Яркая, живая, многоцветная, вызывает радость, восхищение.)

Слайд 15

Осень.

Поспевает брусника Стаи птиц улетают

Стали дни холодней Прочь за синее море

И от птичьего крика Все деревья блистают

В сердце только грустней… В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся-

И заплачет спросонья.

К. Бальмонт

Понравилось вам стихотворение?

Слайд 16

  • Какие чувства вы испытывали, слушая его? (Грусть, печаль)

  • Какие картины вы представили, слушая стихотворение? (Крики улетающих птиц, блеск деревьев, вянущие цветы)

  • Как описывает автор осень? (С нежность, любовью)

в)Чтение стихов об осени учащимися.

  • А вы, ребята, знаете стихи об осени?

Слайд 17

Ученик:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!.... Алексей Плещеев

  • Молодцы ребята. Мы с вами прослушали отрывки из произведений замечательных русских поэтов. Давайте вспомним фамилии этих поэтов.

г) Тематическая физминутка.

  • Ребята, мы с вами долго путешествовали, и теперь настало время отдохнуть.

(Проводится тематическая физминутка с заранее подготовленным ребёнком).


Осень.

Входит осень в лес дремучий, Шаги на месте, с высоким подниманием ног.

Машет жёлтой кистью, Встать, движения руками над головой вправо- влево

Ветерок сгребает в кучи Наклон вперёд, движения

Золотые листья, согнутыми в локтях руками к груди.

И они, забывши ветви,

Кружат по поляне… Поворот кругом, руки вверх.

Осень встала на опушке

В жёлтом сарафане.

3. Повторное обращение к источнику знаний.

а) Рассказ учителя«Осень в музыке».

Учитель музыки: (читает на фоне музыки Свиридова «Весна и осень»

Слайд 18

Тихо-тихо сядем рядом -
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг:
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
В даль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И ведёт нас за собой.

  • За свою неповторимую красоту осенняя русская природа была воспета не только писателями и поэтами, но и художниками, и композиторами. Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Антонио Вивальди, Йосиф Гайдн, Шопен, Чайковский, Свиридов и многие другие.

Слайд 19

  • Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893).

  • Вдохновлённый образами природы он написал цикл из 12 пьес, ставших вершиной его фортепианного творчества, и объединил их общим названием «Времена года». К каждой пьесе были подобраны четверостишья из стихотворений русских поэтов.

Слайд 20

  • Заголовком к «Осенней песне» стало стихотворение Алексея Константиновича Толстого, которое мы услышим в исполнении Редичкина Максима.

Учащийся:

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко - красные вянущих рябин.

  • Ребята, сейчас мы с вами внимательно послушаем пьесу П.И.Чайковского и попробуем её проанализировать, используя карточки.

Слайд 21

Презентация «Осенней песни»

Прослушивание и анализ музыкального произведения.

Слайд 22-23

  • Ребята, а сейчас мы с вами проведём музыкальный анализ прослушанного произведения. Посмотрите на доску и скажите, пожалуйста, на каком инструменте исполняется это произведение? (Фортепиано)

Слайд 24-25

  • В каком ладу написана мелодия, в мажоре или в миноре, грустная она или весёлая? (Мелодия грустная, написана в миноре).

Слайд 26-27

  • Как движется мелодия скачками, поступенно или плавно? (Плавно, спокойно).

Слайд 28-29

  • В каком темпе написана мелодия? (Медленный темп).

Слайд 30

__ Какие картины осени вы представляли себе, слушая это произведение? Какую осень изобразил композитор в этом произведении? (Грустную, печальную, задумчивую,, дождливую, хмурую, позднюю)


  • А сейчас мы с вами увидим совершенно другую осень яркую и волшебную.

в) Рассказ учителя «Осень в живописи ».

  • Как вы думаете, можно ли проиллюстрировать природу? (Да).

  • Конечно, можно! О ней пишут стихи поэты, сочиняютмузыку композиторы, её рисуют художники. У поэтов - слова, у композиторов - звуки, а у художников - краски.

  • Исаак Ильич Левитан очень сильно любил родную природу, и говорил: «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!..»

Слайд 31

  • Картины Левитана часто называют шедеврами, и сейчас мы познакомимся с одним из них, перед вами картина "Золотая осень".

Слайд 32

  • Эта картина полна любви к родной природе. Перед глазами открывается спокойный день в середине осени, русский простор: поля, рощи, узкая речка с невысокими берегами. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета.Солнце светит, но уже не так ярко.Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса.Левитан, как и многие художники, любил березы и поместил их на переднем плане.

III.Заключительная часть.

  1. Итог урока.

а) Беседа о красках осени.

  • Ребята, - А сейчас мы с вами попробуем изобразить свою осень, которую каждый из вас увидел и почувствовал.

  • Давайте на память о сегодняшней экскурсиинарисуем свою «Золотую осень». Перед вами листы бумаги с нарисованными деревьями. Ваша задача, используя технику «примакивания» прикладывать кисточку к бумаге, не проводя линий, нарисовать листочки дерева «красками Осени». И не забывайте, что цвет осени - это не один цвет, а целая палитра, которую невозможно описать словами. Те невероятные краски, в которые осень окрашивает деревья и травы, содержат в себе множество оттенков. (Выбор цветов осени).

Слайд 33-34

б) Выполнение учащимися работы - рисование осенней листвы. (Звучит музыка Фредерик Франсуа Шопен - Мелодия любви - Слёзы осени).

  • Ребята, наши деревья оделись в осенние наряды. И мы можем «посадить» свою рощицу. (Учитель прикрепляет работы на доске, создавая рощу из украшенных деревьев.)

  • В какое время года мы с вами сегодня совершили путешествие? (Осень).

  • Какой мы видели сегодня осень? (Весёлую, грустную, печальную, яркую, золотую, задумчивую). (Дети выбирают карточки, характеризующие осень, и прикрепляют магнитами к доске).

  • А что нам помогло увидеть осень? (Стихи, музыка, картина)

А с произведениями каких авторов мы сегодня познакомились? (И. Бунин, К. Бальмонт, А. Плещеев, П.И.Чайковский, И. И. Левитан).

в) Вывод:

Слайд 35

  • Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем. Оно не только несёт красоту в мир, но и объединяет людей, чтоб сделать наш мир ярче и добрее.

2.Оценка знаний учащихся.

Спасибо за внимание и за работу!


© 2010-2022