- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторов
Открытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дёмина Е.Н. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок-экскурсия по теме
«Осень в произведениях поэтов, художников и композиторов».
Цели:
Учебно-коррекционные:
-
познакомить учащихся с произведениями русский поэтов, композиторов и художников посвящённых осени;
-
показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства;
-
учить анализировать, выделяя главное, высказывать своё мнение при анализе картины или знакомстве с музыкальным произведением;
Коррекционно - развивающие:
-
совершенствовать технику чтения;
-
закреплять навыки осмысленного чтения стихотворения;
-
развивать память, воображение, мышление;
-
расширять и активизировать словарный запас детей;
-
формировать навыки работы кистью и красками;
Коррекционно-воспитательные:
-
воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.
-
воспитывать уважение и чувство гордости к людям искусства;
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, корточки с поэтическими произведениями, дидактические карточки с заданиями, репродукции картин о осени известных художников, лист бумаги формата А4 для живописной работы, кисти, краски, баночки с водой.
Ход урока.
I. Подготовительная часть урока.
1.Организационная
2.Нервно - психическая
Учитель чтения: Прозвенел и смолк звонок, подготовка
Начинается урок. учащихся
Учитель ИЗО и музыки: Все за парты тихо сели,
И на нас все посмотрели.
3.Дидактико - психическая
II. Основная часть урока.
-
Актуализация знаний учащихся.
Учитель ИЗО:
а) Программированное задание. Игра «Цветные слова».
-
Ребята, посмотрите, в геометрических фигурах спрятались буквы.
Слайд 1
Е У Л
Ь М О
С Т Н
-
Выберите фигуры нужного цвета и формы и сложите их в последовательности, соответствующей схеме.
Слайд 2
б) Закрепление понятий: времена года.Беседа об осени.
Учитель чтения:
-
Какое слово получилось у вас? Правильно осень.
Слайд 3
О С Е Н Ь
-
Какие осенние месяцы вы знаете?
-
А что такое осень?
Слайд 4
Осень - это тучи,
Лужи и дожди.
Слякоть, непогода.
Ждёт зимы природа
И тепла от солнышка
Ты уже не жди.
Осень - это листьев
Чудо - разноцветье,
Нити паутинок,
Хризантем цветенье.
Осень - это птицы
К югу полетели,
Это листопада
Плавное круженье.
Слайд 5
-
О каких приметах осени говорится в стихотворении?
Слайд 6
в) Программированное задание.Игра «Игра в предложения».
Учитель чтения:
1
2
3
4
5
6
А
НАСТУПИЛА
ЛЮДИ
БУДЕТ
ГРИБАМИ
И
ЛИСТОПАД
Б
ГОТОВЯТСЯ
ЦВЕТ
В
ОСЕНЬ
МЕНЯТЬ
ХОДЯТ
В
ЛЕС
НАЧИНАЮТ
К
ЗА
ЛИСТЬЯ
ПЕРЕЛЁТНЫЕ
Г
СКОРО
ОТЛЁТУ
СВОЙ
СПЕЛОЙ
ПТИЦЫ
БРУСНИКОЙ
-
Проверьте:
Слайд 7-10
Наступила осень.
Скоро будет листопад.
Птицы готовятся к отлёту.
-
О каком времени года вы прочитали предложения?
2. Первичное обращение к источнику знаний.
а) Работа над темой урока.
Учитель чтения:
-
Тема нашего урока звучит так «Осень в произведениях поэтов, писателей и композиторов».И сейчас нам с вами предстоит необычное путешествие в мир искусства и в мир волшебницы Осени.
Слайд 11
Учитель ИЗО:
-
Осень. «Что в ней хорошего?» - спрашивают обычно.
Учитель чтения:
-
Осень… Она кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Надоедливый дождь рано загоняет домой, прогулки становятся короче, холодно по вечерам, поздно светает утром… Да, всё так! Но в осени есть своя, только ей присущая прелесть.
Учитель ИЗО:
-
Этим временем года восхищались многие поэты, художники, композиторы, и каждый по-своему показал её в своих произведениях.
б) Рассказучителя«Осень в поэзии».
Учитель чтения: И так наше путешествие начинается.
Слайд 12
-
Посмотрите, какие красивые осенние листья, целый разноцветный и пышный ковёр, нарядные деревья: золотые берёзки, красные листики рябины и осины. Именно про такой осенний наряд и написал в своём стихотворении «Листопад» русский поэт Иван Бунин:
Слайд 13
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И. Бунин
Слайд 14
-
Какое настроение оно вызывает? (Радостное, веселое.)
-
А почему? (Осень яркая, красивая.)
-
Найдите и прочитайте выражения, где передаётся яркость осенних красок в лесу. С чем Бунин сравнил лес?
-
А что ещё дополняет картину осеннего леса? Что можно почувствовать, вдохнув воздух в лесу? (Запахи.)
-
Найдите и прочитайте эти строчки. (Лес пахнет дубом и сосной.)
-
Что можно в этой тишине? (Расслышать листика шуршанье.)
-
Так какая осень у Бунина? (Яркая, живая, многоцветная, вызывает радость, восхищение.)
Слайд 15
Осень.
Поспевает брусника Стаи птиц улетают
Стали дни холодней Прочь за синее море
И от птичьего крика Все деревья блистают
В сердце только грустней… В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся-
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт
Понравилось вам стихотворение?
Слайд 16
-
Какие чувства вы испытывали, слушая его? (Грусть, печаль)
-
Какие картины вы представили, слушая стихотворение? (Крики улетающих птиц, блеск деревьев, вянущие цветы)
-
Как описывает автор осень? (С нежность, любовью)
в)Чтение стихов об осени учащимися.
-
А вы, ребята, знаете стихи об осени?
Слайд 17
Ученик:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!.... Алексей Плещеев
-
Молодцы ребята. Мы с вами прослушали отрывки из произведений замечательных русских поэтов. Давайте вспомним фамилии этих поэтов.
г) Тематическая физминутка.
-
Ребята, мы с вами долго путешествовали, и теперь настало время отдохнуть.
(Проводится тематическая физминутка с заранее подготовленным ребёнком).
Осень.
Входит осень в лес дремучий, Шаги на месте, с высоким подниманием ног.
Машет жёлтой кистью, Встать, движения руками над головой вправо- влево
Ветерок сгребает в кучи Наклон вперёд, движения
Золотые листья, согнутыми в локтях руками к груди.
И они, забывши ветви,
Кружат по поляне… Поворот кругом, руки вверх.
Осень встала на опушке
В жёлтом сарафане.
3. Повторное обращение к источнику знаний.
а) Рассказ учителя«Осень в музыке».
Учитель музыки: (читает на фоне музыки Свиридова «Весна и осень»
Слайд 18
Тихо-тихо сядем рядом -
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг:
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
В даль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И ведёт нас за собой.
-
За свою неповторимую красоту осенняя русская природа была воспета не только писателями и поэтами, но и художниками, и композиторами. Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Антонио Вивальди, Йосиф Гайдн, Шопен, Чайковский, Свиридов и многие другие.
Слайд 19
-
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893).
-
Вдохновлённый образами природы он написал цикл из 12 пьес, ставших вершиной его фортепианного творчества, и объединил их общим названием «Времена года». К каждой пьесе были подобраны четверостишья из стихотворений русских поэтов.
Слайд 20
-
Заголовком к «Осенней песне» стало стихотворение Алексея Константиновича Толстого, которое мы услышим в исполнении Редичкина Максима.
Учащийся:
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко - красные вянущих рябин.
-
Ребята, сейчас мы с вами внимательно послушаем пьесу П.И.Чайковского и попробуем её проанализировать, используя карточки.
Слайд 21
Презентация «Осенней песни»
Прослушивание и анализ музыкального произведения.
Слайд 22-23
-
Ребята, а сейчас мы с вами проведём музыкальный анализ прослушанного произведения. Посмотрите на доску и скажите, пожалуйста, на каком инструменте исполняется это произведение? (Фортепиано)
Слайд 24-25
-
В каком ладу написана мелодия, в мажоре или в миноре, грустная она или весёлая? (Мелодия грустная, написана в миноре).
Слайд 26-27
-
Как движется мелодия скачками, поступенно или плавно? (Плавно, спокойно).
Слайд 28-29
-
В каком темпе написана мелодия? (Медленный темп).
Слайд 30
__ Какие картины осени вы представляли себе, слушая это произведение? Какую осень изобразил композитор в этом произведении? (Грустную, печальную, задумчивую,, дождливую, хмурую, позднюю)
-
А сейчас мы с вами увидим совершенно другую осень яркую и волшебную.
в) Рассказ учителя «Осень в живописи ».
-
Как вы думаете, можно ли проиллюстрировать природу? (Да).
-
Конечно, можно! О ней пишут стихи поэты, сочиняютмузыку композиторы, её рисуют художники. У поэтов - слова, у композиторов - звуки, а у художников - краски.
-
Исаак Ильич Левитан очень сильно любил родную природу, и говорил: «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!..»
Слайд 31
-
Картины Левитана часто называют шедеврами, и сейчас мы познакомимся с одним из них, перед вами картина "Золотая осень".
Слайд 32
-
Эта картина полна любви к родной природе. Перед глазами открывается спокойный день в середине осени, русский простор: поля, рощи, узкая речка с невысокими берегами. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета.Солнце светит, но уже не так ярко.Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса.Левитан, как и многие художники, любил березы и поместил их на переднем плане.
III.Заключительная часть.
-
Итог урока.
а) Беседа о красках осени.
-
Ребята, - А сейчас мы с вами попробуем изобразить свою осень, которую каждый из вас увидел и почувствовал.
-
Давайте на память о сегодняшней экскурсиинарисуем свою «Золотую осень». Перед вами листы бумаги с нарисованными деревьями. Ваша задача, используя технику «примакивания» прикладывать кисточку к бумаге, не проводя линий, нарисовать листочки дерева «красками Осени». И не забывайте, что цвет осени - это не один цвет, а целая палитра, которую невозможно описать словами. Те невероятные краски, в которые осень окрашивает деревья и травы, содержат в себе множество оттенков. (Выбор цветов осени).
Слайд 33-34
б) Выполнение учащимися работы - рисование осенней листвы. (Звучит музыка Фредерик Франсуа Шопен - Мелодия любви - Слёзы осени).
-
Ребята, наши деревья оделись в осенние наряды. И мы можем «посадить» свою рощицу. (Учитель прикрепляет работы на доске, создавая рощу из украшенных деревьев.)
-
В какое время года мы с вами сегодня совершили путешествие? (Осень).
-
Какой мы видели сегодня осень? (Весёлую, грустную, печальную, яркую, золотую, задумчивую). (Дети выбирают карточки, характеризующие осень, и прикрепляют магнитами к доске).
-
А что нам помогло увидеть осень? (Стихи, музыка, картина)
А с произведениями каких авторов мы сегодня познакомились? (И. Бунин, К. Бальмонт, А. Плещеев, П.И.Чайковский, И. И. Левитан).
в) Вывод:
Слайд 35
-
Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем. Оно не только несёт красоту в мир, но и объединяет людей, чтоб сделать наш мир ярче и добрее.
2.Оценка знаний учащихся.
Спасибо за внимание и за работу!