Научно-исследовательская работа Тема патриотизма в произведениях наших современников

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Таяндинская" средняя общеобразовательная школа

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема работы:

Тема патриотизма в произведениях наших современников.




Автор работы: Гончарук Анна,

ученица 10 класса

МКОУ "Таяндинская" СОШ


Научный руководитель:

Дельянова Наталья Владимировна,

учитель литературы

МКОУ "Таяндинская" СОШ



с. Таянды, 2016 год


Оглавление


I.Вступление…………..………………………………...……………………3

II. Патриотическая тема в произведениях писателей Урала.

1. Патриотизм в рассказах Аношкина М.П ……...............................6

2.Патриотические произведения Алексея Иванова……...………………8

II. "Молодые" голоса России.

1." Моя Россия" Сергея Богаткова..............................................................12

III. Заключение……….…………...……………………………...…….......16

Список литературы…….………….………………………………………..17

Введение.

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силой его патриотизма.

Возникает вопрос, что же такое патриотизм?

Патриотизм-это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.

Как же прививать патриотизм молодежи?

Конечно, существует множество способов: различные форумы, кружки, секции туризма, где можно осмыслить, за что нужно любить свою страну. Но испокон веков нравственности нас учит книга. Как бы мы не воспринимали наши разговоры со сверстниками, советы друзей и родителей. Большему нас научит именно книга. Тема беспредельной любви к родине, тема героической самоотверженной защиты ее всегда являлась самой почетной и любимой темой подлинно народных поэтов и писателей всех времен. В этом, пожалуй, самом богатом разделе литературы очень разумно и органически сходятся традиции устной письменной литературы. И полнокровная, высокоталантливая история литературы великого русского народа воссоздает в первую очередь богатую галерею героических образов давнего и недавнего прошлого истории России.

Любовно и долго воспевал народ в бессмертных своих творениях имена богатырей - защитников отечества от иноземных насильников в образах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и т.д. Из давних веков, из седой древности истории русского народа прекрасным, непревзойденным памятником народной патриотической поэзии сохранилась до наших дней славная песнь "Слово о полку Игореве". Великолепно сохранил в своей памяти народ-герой имя Александра Невского, нанесшего сокрушительный удар немцам на Чудском озере. Навеки прославили и увековечили в благодарных сердцах народа свои имена Кузьма Минин, Пожарский, когда враги посягали на независимость России.

А пишут ли о патриотизме современные поэты и писатели?

Конечно, пишут. И пишут не мало.

Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Тема патриотизма в произведениях наших современников"

Актуальность темы: Патриотизм является неотъемлемой частью души каждого гражданина. Любой человек должен любить свою страну, и быть готовым постоять за себя и за свою родину. Воспитывать качества патриота в человеке должны с рождения. Будь то любовь к своему селу, краю, березке или озеру.

Ничто так не формирует представление об истории, о Родине, о любви к отчизне как произведения русских писателей. Поэтому сейчас как никогда важно читать произведения художественной литературы, изучать произведения русской классики и , конечно, знакомиться с произведениями наших современников.

По этой причине я выбрала для своей исследовательской работы данную тему.

Цель нашей исследовательской работы - выявить развитие в современной литературе идеи патриотизма

Задачи:

  • анализ художественных произведений;

  • осмысление патриотизма как духовной ценности и его важности.

Основной метод исследования- анализ художественных произведений, сравнение.

Гипотеза исследования - произведения талантливых писателей 20-21 веков, несмотря на свое многообразие и разные подходы в изображении Родины, при внимательном чтении и пристальном изучении воспитывают чувство патриотизма у современных читателей.

Объекты исследования: Творчество Аношкина М.П., Алексея Иванова, Сергея Богаткова



Основная часть

I. Патриотическая тема в произведениях писателей Урала.Научно-исследовательская работа Тема патриотизма в произведениях наших современников


1. Патриотизм в рассказах Аношкина Михаила Петровича

В нашей работе же мы проследим, как в произведениях писателей 20-21 веков рассматривается вопрос любви к Отчизне и верности ей.

Прошло более 70 лет как закончилась Великая Отечественная война. У меня нет сомнений, что мы , русский народ, великие победители. Да, много жертв, но ради свободы встала вся страна и велик и мал. В моей семье погибли прадедушка и два брата прадедушки. Я знаю их историю, я с гордостью ношу их фамилию. Но меня возмущают высказывания некоторых людей о том, что надо было сдаться, что жертвы не оправданы.

Читайте произведения о войне, помните о тех подвигов мальчишек и девчонок, мужчин и женщин, которые ценой своей жизни подарили нам свободу.

Михаил Петрович Аношкин является патриотом и, кто, как не он может передать всю суть тех мыслей, которые были у него в голове во время войны. Он через это прошел, и подает заслуженный пример нашему поколению!

Михаил Петрович, известный для всех как писатель и журналист. Он родился в Кыштыме, в рабочей семье. Почти все свои произведения посвятил своему городу, своим землякам.

Михаил Петрович - заслуженный работник культуры, кавалер ордена Отечественной войны и Трудового Красного Знамени. В Кыштыме его помнят и любят. Он Почетный гражданин города. Его именем названа одна из улиц Кыштыма.

Первая книга Михаила Петровича вышла в 1948 году. Потом книги стали появляться одна за другой, их вышло 25: "Семья Ладейщиковых", "Суровая юность", "Уральский парень", "Мой знакомый учитель", "Просто жизнь", "Кыштымцы", "Кыштымские были", сборники рассказов "Сугомак не сердится", "Человек ищет счастья"...

Особое место в его творчестве занимают книги о войне: "Прорыв", "Особое задание", "Трудный переход" и др. Михаил Петрович писал о войне честно, искренне. Он в свои книги вложил воспоминания о войне, свои размышления о том, что тогда происходило, какое влияние на людей, на историю страны оказала война.

Ранним июньским утром 1944 года недалеко от Бобруйска началась мощная артиллерийская подготовка. Сотни тысяч тонн металла обрушились на позиции немецко-фашистских войск. Григорий Андреев и его боевые друзья с восторгом наблюдали за этим карающим вихрем огня - они впервые участвовали в таком грандиозном прорыве вражеского фронта.
Так начинается новая повесть Михаила Аношкина "Трудный переход". В ней прослеживаются солдатские судьбы не только Григория Андреева, но и Юрия Лукина, Василия Ишакина, Николая Трусова, Михаила Качанова и других героев, которые известны читателям по повестям "Прорыв" и "Особое задание". И хотя новая повесть является продолжением двух предыдущих, она имеет самостоятельное сюжетное развитие.
Кульминационным моментом книги "Трудный переход" являются эпизоды, в которых рассказывается о форсировании реки Вислы и об освобождении от немецких захватчиков Польши. Как и в других сражениях, здесь ярко проявились высокие боевые качества героев повести, их мужество и героизм.

Все литературное творчество Михаила Петровича Аношкина оставило заметный след в южноуральской литературе.

Научно-исследовательская работа Тема патриотизма в произведениях наших современников

2. Патриотические произведения Алексей Иванова.

Человек может видеть недостатки своей Родины - в этом его трезвость во взглядах и реализм, но от этого он не перестает любить страну, свой край, своих родителей, свою историю. Таким человеком является Алексей Иванов.

Иванова отличает яркое своеобразие русской, глубоко национальной лексики, патриотизм, внутреннее родство с русским фольклором.

Алексей Иванов, «Золото бунта»: «Солнце укололось донышком о верхушки сосен на хребте Четырех Братьев и покраснело, словно от боли. … Четырешный ручей волочил ветки, сучья, кору, оторванные куски дернины, гневливо швырял это всё в Чусовую - так вздорная баба, подметая в избе, выбрасывает мусор с крыльца под ноги пришедшему гостю».
«На гребнях, на взгорьях, все в солнце, пылали кремлевские боры. Блестели пески-сверкуны. … Ястребы плавали над хребтами, словно не могли затонуть в зное, как в масле. Чумная зелень перла на залывах, удобренных половодьем. Уремы пахли пылью и медом. Застенчиво золотились рожью редкие займища в лесах.
…Острова, косматые от тальника и птичьего щебета, лежали, как коровы на мелководье.
… Только у ласточек хватало сил стремглав носиться над водой - но ласточки божьи птицы: их Христос благословил за то, что они у римлян гвозди украли».
Яркий, теплый, бесконечно живой мир русской природы, изображаемый автором с любовью, передает широту и поэтичность русской души. Поэтому не стоит сравнивать юного Осташу, чьими глазами автор смотрит на свой родной край, с «уральским терминатором», беспощадным убийцей, или с «братанами и паханами» XVIII века. При всех явных различиях внутреннее родство авторского стиля со стилем писателей деревенской прозы очевидно.

В романе «Золото бунта» писатель осваивает историю Урала XVIII в., до него уже неоднократно бывшую предметом изображения. Главный герой романа, сплавщик Остафий Петров, живет на красивой и опасной горной реке Чусовой. Он уже нашел «живинку в деле», до тонкостей знает свою тяжелую и опасную работу. «Это роман о мире, в котором христианство было главенствующей идеологией, в избах водились домовые, а на берегах Чусовой сидели вогульские идолы, когда земля воспринималась как живое существо, а имя считалось воплощением души его носителя, когда каждый разговор сворачивал на спор о религии и правой вере и сворачивал естественно. Как должно поступать душе в мире, пропитанном злом и грехом, - вот основной вопрос, на который ищут ответ герои книги и приходят в итоге на Чусовую, «реку теснин», «теснины» которой не просто пороги, но и тесные врата райского преддверия.

В Российском культурном ландшафте благодаря Иванову проявляются новые значимые территории - Пермский край и река Чусовая. Река Чусовая оказывается своего рода связующей нитью между Европой и Азией, Рекой Испытаний Духа, местом средоточия Большой Истории. Как утверждает сам Иванов, Чусовая - «единственный общеизвестный бренд Урала, река, сохранившая многие смыслы исчезнувшей горнозаводской цивилизации».

Для А. Иванова принципиально важно, что Урал - край с историей, которая нуждается в переописывании с позиции современного человека, чуткого к идеям национального, государственного, дискурсивного. А. Иванову дорога идея воспроизводства российской исторической реальности как многоцентрового социального мира, где происходят мощные культурные столкновения русского с нерусским, ортодоксально- православного со старообрядческим, природного с культурным.

У Иванова важнейшие координаты уральского мира - река, завод, бунташные люди, раскольники, плохо понятные современному сознанию языческие верования. Тема - специфика российской колонизации. Иванов, рассказывая о специфике колонизации, апеллирует к идее столкновения равных по значимости народов, верований, языков, их взаиморастворения друг в друге. При этом уникальное «уральское» у него обозначает проявление российского. Продолжает тему России, Иванов издает фотокнигу "Увидеть русский бунт"

Это не пересказ истории пугачёвщины с картинками. Это способ увидеть сложность внутреннего устройства России и в далёком XVIII веке, и сейчас.

Пугачёвщина - до сих пор невыученный урок России. В каждую эпоху она переосмысляется по-своему. В XIX веке, для Пушкина, она была борьбой нации против элиты: казаков против дворян. В XX веке, для Ленина, она была классовой борьбой: крепостные против помещиков. Прочтение XXI века - борьба за идентичность.

Огромная Россия внутри себя устроена очень сложно. Можно говорить о комплексах региональных образов жизни. Все вместе они - русские, но отличаются друг от друга. Пугачёв внёс в эти комплексы свою идею: переустройство державы по казачьему образцу. Но каждый комплекс отреагировал на эту идею по-своему. То есть, пугачёвщина выявила идентичность, «активировала» четыре разных цивилизационных зоны России.

Это большое фотопутешествие по кругу Уральск - Оренбург - Белорецк - Магнитогорск - Троицк - Златоуст - Оса - Ижевск - Казань - Пенза - Саратов - Волгоград - Уральск. Кроме того, важнейшие для пугачёвщины события происходили в Москве, Петербурге, Волгодонске, Кореле, Челябинске, Кургане, Уфе, Кунгуре, Краснодаре, Астрахани, Атырау (Казахстан), Хиве (Узбекистан), Могилёве (Беларусь), Таллинне (Эстония).

Странно, что подобной книги не было ни в XIX , ни в XX веке. Пройти по пути пугачёвщины и «увидеть русский бунт» своими глазами - лучший и самый логичный способ понять, как устроена Россия, и почему с ней случаются катастрофы вроде пугачёвщины.

Книги Алексея Иванова пропитаны любовью к Уралу и уважением к людям, живущим в этом суровом крае.

Урал и Предуралье неоднократно становились предметом изображения в искусстве, но меняющаяся социокультурная ситуация побуждала к постоянной актуализации образа региона, к тому же недостаточно авторитетную в культуре. А. Иванов стремился сделать Урал «видимым», существующим в мировой системе культурных ландшафтов. А. Иванов воспринимает себя как человека уральского, во всяком случае, в становлении его литературной репутации тема «уральской звезды» занимает немаловажное место.

II. "Молодые голоса"России.

Научно-исследовательская работа Тема патриотизма в произведениях наших современников

1." Моя Россия "Сергея Боготкова.

Я живу в маленькой уральской деревне, поэтому книга Сергея Боготкова мне понравилась. Некоторые герои книги "Моя Россия" напомнили мне жителей моей деревни.

Сергей Богатков в своем сборнике "Моя Россия"раскрывает перед читателем образ современной России- гордой и разгульной, тоскливой и бунтующей, православной и прекрасной.

"Два года я писал эту книгу.- пишет к своей книге Сергей Богатков,- но ещё дольше я искал и лелеял в своей душе живые образы современной России, стараясь найти ответ на вопрос, так что же такое Россия? Я пытался определить и вместить в своё сознание это ёмкое, всепоглощающее слово. И каждый раз, находя ответ, я создавал очередной Лик. Я собирал свою Россию по кусочкам, без прикрас. В итоге получилась книга.

Россия, как волнительно и неповторимо имя твоё, как много в нём простора и тоски, безумства и свободы, достоинства и красоты. Россия, как щедра и прекрасна ты в своей мудрости, как мила и непосредственна в своей чистоте. И как только не называл русский народ свою Отчизну: и Родина-мать, и Россия-матушка, и Святая Русь, и Великая Россия, но каждое имя твоё до краёв наполнено глубоким уважением, пылкой необъяснимой сыновней любовью и несокрушимой гордостью за свою многострадальную Родину, за свою Россию, которой нет конца…"

Молодой человек Павел Верещагин в рассказе "Деревня", недавно вернувшийся из туристического путешествия по Европе и полностью очарованный ею, с явной неохотой едет навещать свою бабушку, живущую в одной из захолустных деревень Рязанской области. Попадая из Европы в захудалую русскую деревушку, он испытывает культурологический шок и разочарование от всеобщей убогости и не обустроенности деревни, в которой не был уже пять лет. Но, немного присмотревшись в течение первых дней, он случайно встречает знакомого деревенского парня, с которым когда-то дружил и, забывая про всё, полностью окунается в разгульную деревенскую жизнь. За это время он успевает познакомиться со многими колоритными деревенскими персонажами, а также девушкой (своей будущей женой), напиться деревенской самогонки, покричать во всё горло русские народные песни у костра, почувствовать неописуемый восторг от ночных купаний в реке, покататься по ночному берегу на лошади и даже поучаствовать в массовой драке. И уже вскоре, он начинает понимать и ценить родную деревню, её неброскую скромность и простоту. И именно там, не в шикарных европейских городах, а в захудалой деревушке, он обретает понятие Родины и переосмысливает всю свою прошлую жизнь. Вскоре Паша возвращается в Москву. Но ощущение воли будоражит его душу всё время, пока он находится в офисе на рабочем месте. И, в конце концов, он так и не смог перебороть в себе это потрясающее чувство безграничной свободы, и смириться со своим зависимым положением.

Постепенно Паша перестаёт ценить всё то, что привыкло больше всего на свете ценить современное поколение, - карьеру, деньги и приторный европейский образ жизни, который старательно преподносят как великую ценность иностранные работодатели. И уже вскоре, Паша увольняется с работы и вместе с новой семьёй переезжает в деревню.

Сергей Богатков- человек, у которого было в мечтах передать все красоту России, не за долго до написания своей книги «Моя Россия» он побывал в одной из деревень Рязанской области «Ирицы». «. В этой деревне он отдыхал, дышал чистым и ароматным воздухом полей, купался в реке и просто наслаждался неброской простотой средней полосы России. Именно там, в захолустной деревне «Ирицы», где нет ни воды, ни газа, у писателя и возникла идея " создать монументальное, эпическое произведение, которое вобрало бы в себя всю Россию. Всю, без остатка! Ни больше, ни меньше.»-сказал Сергей Богатков. Долго мучаясь и «пробиваясь» он сказал: «И уже теперь, я могу честно и открыто признаться, что я начал писать «Мою Россию» не ради чего-то, но вопреки всему!» Писать он начал в 2007 году, и спустя десять месяцев закончил первую повесть «Деревня». Именно та самая деревня «Ирицы», где впервые мне пришла идея объять всю Россию. Эта деревня стала для меня первым из семи будущих Ликов «Моей России». «Практически ежедневно я работал по пять-шесть часов, отдавая литературе всю свою энергию и все свои силы. Так, в течение последующего года, на свет, одна за другой появились повести: «Бунт», «Тоска», «Масленица», «Дорога» и «Колокол», над каждой из которых работал в среднем по два-три месяца. И к каждой из этих повестей писатель относился с душой, лелеял и пропускал их сквозь призму своего существа, "Я вынашивал их, как мать, вынашивает ребёнка.»-позже сказал Богатков.

Чтобы написать «Бунт», он ходил на митинги оппозиции, и участвовал в запрещённых властями массовых акциях протеста. Неоднократно проходил с толпами демонстрантов сквозь плотные кордоны солдат внутренних войск и усиленные отряды милиции, скрывался во дворах, от разъярённых бойцов «ОМОНа» безжалостно рассеивающих толпу.

Для того чтобы написать повесть «Тоска», он специально ездил в Петербург, чтобы побродить по его улицам и пропитаться величественной грустью творенья Петра. Приходилось подолгу стоять на Аничковом мосту, прижавшись к гранитному фундаменту вздыбленных коней, и в одиночестве, тенью бродить по Гороховой улице, теряться в подворотнях Графского переулка и глубоких унылых дворах Невского проспекта. Именно на этих улицах и в этом городе, развёртывается весь психологический драматизм повести «Тоска», самой лучшей и самой тяжёлой повестей писателя.

Повесть «Масленица» также создавалась на основе личных впечатлений о русском разгуле и необузданном веселье, после катаний на запряжённых тройках и ледяных гор, после игривых кулачных боёв и медовухи. И даже сейчас, "когда я вспоминаю об этом, я отчётливо слышу пронзительный звон бубенцов от проносящейся мимо тройки гнедых лошадей, я слышу пьяные песни москвичей в селе «Коломенском» и в сердце своём я снова кричу от восторга: «Да Здравствует Весна! Весна-актриса! Весна-капель!».-сказал Сергей.

«Дорога» рождалась в пути, под свист ветра и стук вагонных колёс, под игривый танец дрожащего солнца за окном, и бегущую навстречу необъятную Россию, такую огромную, такую волнующую. Повесть «Дорога»- это в сущности протест против убогих принципов корпоративных культур и жалкому поколению «офисного планктона».

Самой последней повестью, завершающей двухлетний труд писателя, является повесть «Колокол» - это гимн православной России, это молитва и крик души. И создавалась она не за письменным столом, а в Свято-Николо-Чернеевском монастыре (основанным преподобным Матвеем в 1573 году), под церковные песнопения, под запах ладана и пение отеческих молитв.

31 августа 2009 года Сергей поставил последнюю точку и почувствовал чудовищную опустошённость. Он закончил труд, к которому шёл многие годы. А ещё спустя пять месяцев, «Моя Россия» была опубликована и увидела свет.

Осуществить невозможное, объять необъятное, создать полноценный образ России - вот цель, которую Богатков ставил перед собой в начале.




Заключение.

Основываясь на наблюдениях, изложенных выше, можно сделать вывод о том, что рассмотренные нами произведения талантливых русских

писателей объединяет одна общая тема - чувство патриотизма. Несмотря на разные подходы в изображении Отчизны, чувство патриотизма переполняет все эти произведения.

Благодаря деятелям русского словесного искусства, пишущих о Родине так многогранно, неоднозначно и ярко, читатель загорается теплым чувством любви к своей стране. А ведь главная роль литературы и заключается в нравственном воспитании читателей.

И может сегодня не модно быть патриотом, не модно любить родину, но я не следую этой моде, тема патриотизма как и в 19 и 20 веках, так и 21 веке развивается в русской современной литературе. Идея патриотизма не устареет никогда. Любить родину, защищать Отечество - это не дань моде, это суть жизни. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. И литература обогащает внутренний мир человека.

Список использованной литературы.

1.Аношкин М.Н. "Прорыв"- Челябинск: Кн. изд-во, 1992

2..Аношкин М.Н. "Трудный переход"- Челябинск: Кн. изд-во, 1971

3.Михаил Петрович Аношкин: //Край наш южноуральский, 1996:

4.Рек. библиогр. указ. - ЧелябинАношкин Михаил Петрович //Писатели Челябинской области. Биобиблиограф. Справочник. - Челябинск, 1992. - С.15 -18.ск, 1995. - С. 157 - 160.

5.Литературное лицо малой Родины: обзор творчества южноуральских писателей / сост. Н.С. Кузнецова. - Челябинск: ГУК «Челябинская областная юношеская библиотека», 2007. - 27 с.

6. Большая универсальная школьная энциклопедия издательство «Мир энциклопедий», Москва, 2006

7.Словарь русского языка. С.И. Ожегов, издательство «Русский язык». - М.: Образование, 2008г - 736 с.

8. ivanproduction.ru/официальный сайт Алексея Иванова

9.Алексей Иванов. "Золото бунта"-М.:Азбука-классика, 2008.

10. Алексей Иванов. Документальное произведение "Увидеть русский бунт""-М.:Азбука-классика, 2012

11. Сборник повестей «Моя Россия», автор - Сергей Богатков, издательство«ДПК Пресс», Москва, 2010 год.

12.Официальный сайт русских писателей

ruspisateli.ru›sovremennyye-pisateli-2.html


© 2010-2022