Конспект урока русского языка в 5 классе Тема. Повторение изученного в 5 классе. Комплексная работа над текстом «Август. Жатва»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема. Повторение изученного в 5 классе.

Комплексная работа над текстом «Август. Жатва».

Автор: Байдулина Татьяна Аликашевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Малый Узень Питерского района Саратовской области»

1.РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

Александр Твардовский.

Рожь, рожь… Дорога полевая.

Ведёт неведомо куда.

Над полем низко провисая,

Лениво стонут провода.

Рожь, рожь - до свода голубого,

Чуть видишь где-нибудь вдали,

Ныряет шапка верхового,

Грузовичок плывёт в пыли.

Рожь уродилась. Близки сроки,

Отяжелела и на край

Всем полем подалась к дороге,

Нависнула - хоть подпирай.

Знать, колос, туго начинённый,

Четырёхгранный, золотой,

Устал держать пуды, вагоны,

Составы хлеба над землёй.

- Прочитайте выразительно стихотворение.

- Найдите изобразительно- выразительные средства. Определите их роль.

2. Комплексный анализ текста.

Жатва.

Вот и хлеба созрели. С утра ползёт по хлебному полю комбайн. Косит спелую рожь, сразу обмолачивает. Оставляет на поле вороха соломы.

Сбоку пристраиваются к комбайну грузовики. Забирают зерно.

На ходу идёт погрузка.

Люди торопятся. Про отдых забыли.

Поскорей надо убрать хлеб, пока зерно не осыпалось, пока сухая погода

держится…

Весь день пылят по дороге грузовики. Задыхаются, проседают от

тяжести. До бортов полны зерном.

И даже не верится, что весь хлеб висел, качался в поле на тоненьких

стебельках.

Э. Шим.

- Объясните лексическое значение слова вороха.

- Выпишите второе предложение и сделайте синтаксический разбор.

- Произведите фонетический разбор слова хлеб.

- Образуйте новые слова от следующих слов: зерно, поле, груз.

- Произведите морфологический разбор имени существительного

(косит) рожь -

- Выпишите из текста слова, образованные приставочно-суффиксальным

способом.

3.Речеведческий анализ текста.

Рожь.

( по картине И.И.Шишкина «Рожь»)

Знойный летний полдень. Широко расстилается перед нами необъятное

поле золотой ржи. Тяжёлые колосья гнутся к земле. Ярка бархатистая зелень на переднем плане картины подчёркивает золотистые тона ржи.

Мы видим среди безграничного поля извилистую тропинку, которая ведёт к огромным соснам. Могучие стройные сосны величественно возвышаются на фоне голубого неба.

Мы любуемся золотистым отливом спелых колосьев, радуемся обилию хлеба на родной русской земле.

( ПО А. Краснову).

4. СОЧИНЕНИЕ- МИНИАТЮРА ПО МУЗЫКАЛЬНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ.

Прослушайте музыкальную пьесу «Август. Жатва» из цикла

«Времена года» П.И.Чайковского.

Какие картины «рисует» в вашем воображении эта мелодия?

Поделитесь своими впечатлениями в сочинении-миниатюре

на тему «Август. Жатва».



© 2010-2022