Путешествие в страну Частей речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОСЬВИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА









ВНЕКЛАССНОЕ УЧЕБНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧАСТЕЙ РЕЧИ»

(РАЗРАБОТАНО НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ)















АВТОР РАБОТЫ: О.В. РОКИНА,

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ





















Внеклассное мероприятие по русскому языку.

Тема: «Путешествие в страну Частей речи»

(по технологии критического мышления)

Цель: обобщение и систематизация темы. Выявления затруднений в освоении частей речи.

Развитие навыков и умения логического мышления, пробуждение интереса к предмету.

Заранее необходимо: подготовить участников команд русского языка, английского языка, родного языка (мансийского).

Ресурсы: презентация, таблицы, ромашки «Блума», каталоги, наглядный материал.

Ход занятия.

Учитель: Добрый день, уважаемые участники путешествия! Сегодня мы совершим путешествие в страну Частей речи. Во время путешествия нас ожидает много трудностей, но с нами всегда будут наши помощники - наши знания. Посмотрите, какой маршрут нас ожидает (демонстрация оформления «карты» путешествия в произвольной форме). Наше путешествие проложено по морю, поэтому сейчас вам нужно будет дать название своей команде и выбрать капитана, как и положено на каждом корабле. Дети придумывают название командам (1 мин.)

Учитель: Во время любого водного пути капитан заполняет бортовой журнал, где делаются основные пометки. Капитаны подойдите и получите бортовой журнал.

Чтобы получить разрешение на выход корабля в рейс, нужен специальный пропуск.

Вашим пропуском сегодня будет «Разминка» (1мин)

Задание командам:

1к. записать в три клетки слово ласточка

2к. записать в три клетки слово кисточка

3к. записать в три клетки слово сорока

4к. записать в две клетки слово семья

Учитель: Теперь я вижу, что каждая команда достойна того, чтобы вам выписали пропуск. ОЙ, я совсем забыла, каждое путешествие имеет какое-то значение и ваше путешествие не исключение. Но посмотрите, у нас есть еще и совсем молодая команда, которая только сейчас начала изучать тему нашего путешествия (ученики 3 класса) и у них возникают затруднения. Наша задача не только взять их с собой, но оказать помощь, рассказав как можно больше информации по теме.

Вот теперь я вижу, что все готовы к путешествию. Получите пропуск и отправляйтесь в плавание.

Вы должны будете совершить несколько остановок в разных портах, а какие узнаете по ходу путешествия. Чтобы получить пропуск отправки вы должны выполнить задание.

Итак, вы отправляетесь.

Первую остановку вы совершите в порту «Мозговая атака»

(На слайде показывают предложение)

Задача команд: дать более полную характеристику предложения.

Красивые дети играют.

Порт Незнайки.

«Верные - неверные» утверждения.

Задача команд: на листе бумаги отметить знаками «+» -верно», «-» не верно, «?» затрудняюсь ответить.

Части речи изучаются в разделе « Морфология»? +

Существительное - это служебная часть речи?-

Прилагательное обозначает предмет? -

Глагол склоняется? -

Существительное отвечает на вопросы Кто? Что?+

Глагол отвечает на вопросы какой? Какая? Какие?-

(коррекция ответов на стадии Рефлексия»)

Порт «Осмысли»

Лингвистическая сказка:

Сказка о частях речи и о Русском языке.

В некотором царстве, в речевом государстве жили - были части речи разные: Существительное, Прилагательное, Глагол, Причастие, Деепричастие, Междометие и другие. И жили они дружно да счастливо. Но в один день затеялся у них спор о том, кто важнее всех. Существительное говорит: Я - самая важная часть речи, потому как без меня нельзя и предложения составить. Прилагательное на это восклицает: Нет, я важнее, потому что красивее. Возражает всем Глагол: А как вы предложение составите без действий? Признаками лишь или предметом?

И кричали долго друг на друга, пока в дверь их дома не позвонили. Все части речи вдруг замолкли. В дом вошел высокий старец с белой бородой. Кто Вы? - спросили разом все. И ответил бородач: Я - Русский Язык, но почему же Вы ссоритесь? В чем причина ссоры? Проговорил Глагол: Мы спорим, кто из нас важнее. А что же скажешь ты? Все вы важны, все вы нужны, Нет среди вас ни главного, нет и второстепенного,- промолвил старец. Задумались части речи. И перестали спорить.

Стали они жить дружно и счастливо одной большой дружной, неразлучной семьей.

Вы прослушали сказку, как вы считаете, какая часть речи действительна главнее? (ответы детей).

Трем командам предлагается составить связный рассказ, легенду, сказку по таблице (схеме, справочному материалу) на тему «Части речи, постоянные признаки частей речи». Каждая команда отвечает за определенный язык.

Задача учеников: рассказать о частях речи: в мансийском, английском, русском языках. Четвертая команда в это время выполняют отдельные задания: (7 мин).

4. команде выполнить задание:

1. «Определи, какой частью речи являются выделенные слова»

Посадила бабка в печь пироги с капустой печь.

2. «слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте, подчеркни».

Ты волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли-

Не губи ты нашу душу: выплесни ты нас на сушу!

3. если переставить ударение в словах, то получатся совсем другие слова:

Белки - __________________, замок - ______________, стрелки - _______________,

4. отгадай загадку, определи род.

Ну-ка, кто из нас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет? (солнце)

Кто самый первый входит в дом,

А все за ним идут хвостом? (ключ)

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом.

Как они зовутся?.. (мухи)

Защита работ. Коррекция работ. Систематизация полученных знаний:

Диаграмма Венна

-прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений.

Задача команд: систематизировать, проанализировав полученные знания. Заполнить таблицу, тем самым выявить сходство и различие частей речи.

Части речи

Русский

мансийский

английский

Общие черты

Сущ.

Прил.

глагол

Отличие

Сущ.


Прил.


Глагол.


Учитель: Я вижу, что вы справились с поставленными задачами и можете отправляться дальше.

(получают отметку в пропуске)

Порт «Знай-Твори-Применяй»

Ребята! Вы прибыли в следующий порт, который называется «Знай-Твори - Применяй», чтобы сойти на берег, вам необходимо выполнить задание; единственной команде, которой разрешается сойти, это (название команды учеников 3 класса). Они могут сходить в магазин и совершить покупки.

Первые три команды вытягивают листы с названиями приемов стадии «Осмысление» (кластер, фишбоун, дерево знаний)

Задача команд: на ватмане, применяя полученный метод расположить известную информацию по теме. (10мин.)

4 команда получает особое задание «В магазин за покупками». Берется любой каталог, из которого дети «совершают» покупки, приклеивают на лист бумаги и выполняют задания, заполнив таблицу.

Сегодня в магазине мы

купили:

Существительное (Что?)

Прилагательное (Какой? Какие?)

Определи число и род.








Защита творческой работы

Учитель: Ваше путешествие подходит к концу, но на берегу страны «Частей речи» вас ждут еще задания. Только после выполнения этих заданий вы сможете сдать отчет о вашем путешествии.

«Ромашка Блума»

Состоит из лепестков, каждый из которых содержит определенный вопрос, на который нужно ответить. Для команды 3класса отдельная ромашка.

Задача команд: по одному участнику из команды подбегают, отрывают лепесток, читают вопрос и отвечают.

Итогом путешествия является «Синквейн».

Задача участников команд: составить Синквейн.

«Синквейн»

В переводе с французского слово "синквейн" означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.

Последняя строчка - это слово-синоним, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной. (4 мин.)

Пройдя это задание, вы сможете покинуть берег, но не сможете войти в страну, так как есть еще задание для капитанов.

Конкурс «Капитан»

Задача капитана: придумать только один вопрос и задать его команде напротив касающийся темы занятия.

Задача команды: дать как можно полный ответ.

Рефлексия:

Сейчас я попрошу высказаться каждую команду, начиная со слов:

«Во время сегодняшнего путешествия мы узнали_______________.

«Сегодня больше всего нам понравилось» _______________________________.

Награждение команд грамотами.

© 2010-2022