Открытый урок «Жестокой правды жгучие страницы» ( по пьесе Владимира Губарева «Саркофаг»)

Открытый урок  «Жестокой правды жгучие страницы» (по пьесе Владимира Губарева «Саркофаг») был разработан к смотру-конкурсу методических разработок «Его Величество Урок!» в рамках объявленного года ЭКОЛОГИИ культуры и охраны окружающей среды. Цель урока: пробудить в читателях глубокие истоки личной духовности через сочувствие и поиск ответов на вечные вопросы, имеющие отражение в пьесе В.Губарева «Саркофаг»; способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; умению связывать экологические проблемы с нравственными.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Смотр-конкурс методических разработок «Его Величество Урок!» в рамках объявленного года ЭКОЛОГИИ культуры и охраны окружающей среды






Открытый урок

«Жестокой правды жгучие страницы»

( по пьесе Владимира Губарева «Саркофаг»)







Разработала и провела:

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с. Александровка

Панкратова Ольга Викторовна






2013 год

(слайд 1)

Открытый урок «Жестокой правды жгучие страницы»

( по пьесе Владимира Губарева «Саркофаг»)


Цель: пробудить в читателях глубокие истоки личной духовности через сочувствие и поиск ответов на вечные вопросы, имеющие отражение в пьесе В.Губарева «Саркофаг»; способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; умения связывать экологические проблемы с нравственными.

Задачи урока:

- личностные: совершенствовать умение давать нравственный анализ и оценку жизни литературных персонажей пьесы;

- метапредметные: уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции через совместную деятельность в разных учебных ситуациях;

- предметные: проанализировать проблему взаимоотношения человека и природы в пьесе В.Губарева «Саркофаг».

Тип урока: практическое занятие.

Формы работы учащихся: групповая (применение технологии обучения в сотрудничестве).

Методы и приёмы обучения: частично - поисковый, наглядный, словесный, практический.

Средства обучения: текст пьесы, выставка книг, слайд - презентация, рисунки учеников к пьесе «Саркофаг» (человеческое лицо, человеческое сердце, «взрыв», боксы 1,2…10), глобус, ноутбук.

Опережающее задание: прочитать пьесу. Учащиеся читают произведение, применяя метод медленного аналитического чтения: при домашнем прочтении ученик маркирует текст, выделяя и анализируя элементы композиции:

  1. отмечает пейзаж, речевые характеристики, способствующие выявлению межличностных отношений героев, их нравственного кредо и авторского отношения к изображаемому;

  2. с помощью определённых знаков (вопросительных и восклицательных) отмечает своё эмоциональное отношение к прочитываемому;

  3. формулирует возникшие противоречия в виде проблемных вопросов.

(слайд 2)

Эпиграфы:

Высвечивал время и душу

безлюдный Чернобыль

Б.Олейник

Главное в этой трагедии - её уроки. Мы не имеем права не извлечь их…

Аварийную систему отключила система. Система безответственности.

В.Губарев «Саркофаг»

Ход урока:

(слайд 3)

Эмоциональное вступление в тему (слайды природы Земли, музыка «Дорогая моя Земля»,

1.Учитель: Земля родная!!! Голубая наша планета. Единственное чудо во вселенной. Прекрасны ее просторы, реки, озёра, города, люди…

Она дорога бывает даже такая, как в стихотворении Глеба Горбовского «Чернобыльские старухи»: страшная, изуродованная, мертвая. Потому что это РОДИНА. А что может быть ее дороже?

Ученик: Ночь. Душная. Контрольный пост.

На Припяти лежит понтонный мост.

... Их задержали юные стрелки:

тех двух старух - на спинах узелки,

тех двух бабуль, подпертых батожком,

две сотни вёрст отмеривших пешком.

Они - туда, где мёртвые сады,

они - домой: там отчие кресты.

Они сказали: здесь вот и умрут.

Они разулись: боты ноги трут.

Им лапоточки нынче в самый раз.

... Их задержали, им прочли приказ.

А ближе к утру - крадучись, ползком -

они исчезли... Благо, путь знаком.

Киев - Ленинград

1987 г.

Учитель: Атомный век… Он несет не только замечательные творения, но и свои проблемы, свои страшные трагедии! По вине Человека Трагедии! Об этом мы не должны забывать. Поэтому сегодняшний урок назовем условно «Жестокой правды жгучие страницы». В основе его художественно-публицистическая пьеса-трагедия Владимира Губарева «Саркофаг».

(слайд 4)

2. Несколько слов о Губареве. Знакомство с биографией писателя: показ слайдов с фотографиями писателя и описанием его биографии.

Родился в 1938 году.

В 1960 году окончил МИСИ имени В. В. Куйбышева.

В 1962 году вышла первая книга «Дорогами Вселенной».

С 1966 года работал в соавторстве с фантастами В. А. Аграновским, Д. А. Биленкиным, Я. К. Головановым, Виктором Комаровым и художником Павлом Буниным под коллективным псевдонимом Павел Багряк.

Написал пьесу «Саркофаг» о Чернобыльской аварии. В Великобритании пьеса была отмечена театральной премией имени Лоуренса Оливье.

Ведущий цикла передач «Реальная фантастика» (телеканал «Культура»).

призы и награды

Лауреат Государственной премии СССР (1978).

Государственная премия СССР (1978) - за сценарии фильмов телевизионного цикла «Наша биография» (1977)

Премия Ленинского комсомола (1974) - за создание цикла очерков и репортажей о советской программе освоения космоса и активную пропанаду достижений науки и техники (совместно с Я. К. Головановым)

3. Словарь урока (слова, встретившиеся в тексте) (саркофаг, апокалипсис, панацея, бокс, экология)

(слайд5)

Саркофа́г - резной каменный гроб.

Саркофаг в Чернобыле - уникальная защитная конструкция над разрушенным реактором

Апокалипсис - конец света

Панаце́я - мифологическое универсальное средство от всех болезней. Поиском панацеи занимались алхимики. Название происходит от имени греческой богини Панакеи (всё излечивающей), дочери Асклепия - бога медицины и врачевания в древнегреческой мифологии.

Сегодня термин «панацея» употребляется в образном смысле, означая предполагаемое средство, которое решит все проблемы, причём не только медицинского характера.

Бокс - изолятор в лечебном учреждении.

Экология - одна из главных тем и проблем романа. Познакомьтесь с одной из трактовок понятия «экология»:

(слайд6)

  • Экология - наука о взаимном отношении окружающей среды, живых организмов и человека.

Составьте ассоциативный ряд к слову экология.

Социоконструкция. Чтение ассоциативного ряда группами. Учитель готовит и показывает свой ряд (слайд 7) (экология - наука - природа - чистый воздух - лес - живые организмы - окружающая среда - среда обитания).

4. Учитель: Губарев - первый журналист, достигший аварийного реактора через несколько часов после Чернобыльской катастрофы (1986). Его пьеса «Саркофаг», драматургический отзвук Чернобыля, обошла театры многих стран мира, принесла автору престижную британскую театральную премию имени Лоренса Оливье.

(слайд 8)

Автор предваряет пьесу такими словами:

«В начале мая я улетел в командировку в Чернобыль. Звонок из "Знамени": "Ждем рукопись. Обо всем и - открыто. В объеме не стесняем. Форму выбирай сам". Договорились. Не ожидал я только одного: что отчет об этой командировке станет пьесой. Трагедией. Но жанр выбирал не я.»

(слайд 9)

5. Что вы знаете о трагедии в Чернобыле? (карта)

26 апреля 1986 года на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла авария, ставшая крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики. Все жители города после этого были эвакуированы, однако некоторые впоследствии вернулись в свои дома и сейчас живут на заражённой территории.

Город Чернобыль является Административным центром по управлению отчужденными в 1986 году радиационно-опасными территориями. Чрезвычайное решение об отчуждении земель было вызвано значительным радиоактивным загрязнением территорий, прилегающих к АЭС. Было введено три контролируемых зоны:

- особая зона (непосредственно промплощадка ЧАЭС),

- 10-километровая,

- 30-километровая (Чернобыль находится в 15 км от ЧАЭС).

В них был организован строгий дозиметрический контроль транспорта, развернуты пункты дезактивации. На границах зон организована пересадка работающих людей из одних транспортных средств в другие для уменьшения переноса радиоактивных веществ.

В городе базируются основные предприятия, занятые на работах по поддержанию зоны в экологически-безопасном состоянии. В том числе предприятия, контролирующие радиационное состояние 30-км зоны отчуждения - контролируется содержание радионуклидов в воде реки Припять и ее притоках, а также в воздухе.

Двадцать с лишним лет спустя после чернобыльской аварии постоянное воздействие малых доз радиации продолжает негативно влиять на природу в 30-километровой особой зоне вокруг атомной электростанции - стало меньше птиц и насекомых.

6. Учитель: Да, действительно, Чернобыль высвечивал время и душу. Посмотрим, как это отражено у Владимира Губарева в пьесе «Саркофаг». Это увидим из ваших отзывов. Прообразом для написания послужила трагедия в Чернобыле.

- Интересно ли было читать трагедию? Почему?

7. Литературная викторина.

(слайд 10)

А) Кто о ком говорит?

«Давно бы уже миллиардершей была! У неё 162 операции… А живет в двухкомнатной квартире блочного дома. » ( Бессмертный о Л.С.Птицыной)

(слайд 11)

Б) Чьи слова?

«Не знаем мы многого… Вот уже новое поколение родилось, выросло оно, когда люди в космос летают постоянно и атомные станции строят. Они привыкли к ним. А мы, старшие, не внушили им, что это опасно.» (Физик)

(слайд 12)

В) Кому принадлежит это горькое высказывание?

«Строители оттуда, из котлована, вылетели, как на ракете, чтоб, значит, пораньше сдать. Там, под реактором, не только бетонные глыбы лежат, но, если поискать, то и парочку экскаваторов найти можно. А все ради рапорта, премии… Кому такое ускорение нужно?»

(слайд 13)

Г) О чем заставляют задуматься эти слова?

«Это то же самое, что машины по городу со скоростью сто километров в час пустить, пусть всех давят, главное - побыстрее…»

Продолжение беседы

8.Учитель: Чему посвящена пьеса, о чем она?

(В пьесе поднимается очень сложная и важная психологическая проблема, заключающаяся в отношении между человеком и обществом.

Человек - это неотъемлемая часть природы. Он должен жить с ней в согласии, иначе она будет мстить за свое унижение, "покорение". Это утверждает Губарев в своей книге.)

9.Учитель: Кто из героев пьесы вам наиболее понравился? Почему?

Каждая группа представляет своего персонажа

(слайд 14)

План характеристики

  1. Имя, фамилия персонажа, их возможная семантика.

  2. Мировосприятие, взаимоотношения с людьми.

  3. Отношение к работе.

10.Учитель: Прокомментируйте свои иллюстрации к произведению Губарева.

11.Работаем с текстом

1. Учитель: Прочитаем по ролям диалог прокурора и начальника АЭС. Ребята, понаблюдайте за поведением, репликами героев, обращением друг к другу.

2.Учитель: Как диалог помогает понять взгляды и характеры героев?

3.Учитель: Каковы же причины аварии? Ваша позиция какова по этому вопросу?

( виновата бюрократическая система, которая породила таких начальников АЭС, Генералов, беспринципных, бесхозяйственных, непредусмотрительных, преступно халатных.)

4.Учитель: Почему же они занимают высокие посты?

(Удобны начальству. Они - порождение рапортов, приписок, процентомании и бурных аплодисментов. Ведь это люди старшего поколения. Люди отвыкли думать сами, привыкли делать то, что скажет высшее начальство. Пример из текста:

Генералу: И вы, подписали?

Генерал: Моя подпись - чистая формальность. Кстати, и его тоже. Все подписали. Это же бумажка! Формальность.

Г: Но машинный зал горел не формально.)

12.Учитель: Не все таковы, как генерал МВД и начальник АЭС. Расскажем о физике. Почему поведение физика можно назвать научным и человеческим подвигом?

13.Расскажите о судьбе Бессмертного.

14.Как следует понимать выражение: «Сигналит только пятый бокс, все другие погасли.»

( Сценическими средствами автор показывает угасание жизни. Все погибли. В этом и состоит трагедия).

15. Какую художественную функцию выполняет голос по радио? Зачитать отрывок.

( Такие сообщения ни к чему не обязывают. Это тоже формально, а нужно учить людей по-настоящему. Упор делать не только на ядерную войну, но и на мирный атом).

(слайд 15)

16.О чем заставляет задуматься пьеса Губарева? Если бы вы были судьями, кого и за что осудили бы в пьесе?

Итак,

совесть,

Память,

Гражданственность,

Доброта и

Наконец,

понимание


Судят, судят


Равнодушие,

Бюрократизм,

Обывательщину,

Безответственность,

Предательство,

Нетребовательность,

Непредусмотрительность, расточительность

17. Трагедия Губарева поставлена в 31 стране мира. Уроки ее не должны забываться. Скажите, как же мы извлекаем эти уроки из своего горького опыта?

Сообщения учеников:

А) В мире в смысле ядерного разоружения потепление. В одностороннем порядке мы сокращаем обычное вооружение.

Б)Но! Мирный атом в неумелых руках - губительное орудие.

В) Зоны экологического бедствия.

Г) о катастрофах на железных дорогах

(слайд 16)

  1. Творческая работа. Составление синквейна

Составление и чтение синквейна на тему «Человек» (По пьесе В.Губарева «Саркофаг»).

Примеры:

(слайд 17)

Первый пример:

Человек.
Сильный, умный.
Пытается, ошибается, стремится.
Желания властвуют над ним.
Живой.

Второй пример:

Человек.
Красивый, стройный.
Разговаривает, мыслит, рассуждает.
Владеет силой менять мир.
Венец природы.

18.Выводы. Почему наш урок назван «Жестокой правды жгучие страницы»?

( Да потому, что правда эта настолько потрясает, что хочется закричать: «Люди! Опомнитесь!» Ведь вы губите Землю и самих себя!!!

Особенно важно, что автор затрагивает не только экологический вопрос, и не только нравственный, но показывает их как единый и нераздельный проблематический комплекс, показывает, что одно не может быть без другого, и человек в любом своём проявлении должен остается собой.

Наш урок назван «Жестокой правды жгучие страницы» потому, что заставляет каждого всерьез задуматься об ответственности не только перед другими людьми, но перед матерью-природой и перед самим собой, потому что только существуя в гармонии с окружающим человек может обрести внутреннюю свободу.)

(слайд 18)

19.Глобус

Учитель: Урок мне хочется закончить очень простыми стихами Михаила Дудина. «Очень простые стихи»:

Как яблоко на блюде,

У нас земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

У нас одна родня.

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ!..

Не то - Земли не будет

И каждого из нас.

Да, человек призван созидать, а он - уничтожает себя! Мы должны взвесить все ошибки и немедленно встать на путь искоренения их. Никакая чудо- техника и наука не поможет сохранить природу, если в людях не осталось понимания того, что человек - это частица, очень малая частица, этой природы. «Берегите природу! Охраняйте её богатства!» - такие лозунги и призывы мы видели и слышали слишком часто и потому, наверное, перестали задумываться над их значением. Пришло время, когда необходимо переосмыслить всё, что касается нашей деятельности на земле.

Со стороны можно сказать: ведь после трагедии на АЭС прошло 25 лет. Зачем же все вспоминать?… Атомный век. Он несет не только замечательные творения, но и свои проблемы и страшные трагедии! Трагедии по вине человека! Об этом мы не должны забывать.

Вот и давайте думать об этом каждый на своем посту. Спасибо за урок!

© 2010-2022