Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – путешествие в зимний лес. Синонимы. Антонимы. Омонимы. (5 класс)

Тип урока: открытие новых  знаний в условиях реализации ФГОС. Форма урока: урок -путешествие Метод: комбинированный Модель обучения: базовая Реализуемая программа: составлена на основании программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова).- 2-е изд., перераб.,- М.: Мнемозина, 2008. УМК: Цель урока: углубить знания  о группах слов в языке (синонимы, антонимы, омонимы) ; развивать речь учащихся. Задачи урока: 1.    ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Урок - путешествие в зимний лес.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.(5 класс)


Тип урока: открытие новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок -путешествие

Метод: комбинированный

Модель обучения: базовая

Реализуемая программа: составлена на основании программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова).- 2-е изд., перераб.,- М.: Мнемозина, 2008.

УМК:

Цель урока: углубить знания о группах слов в языке (синонимы, антонимы, омонимы) ; развивать речь учащихся.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;

- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения формулировать проблему;


  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные :

  • обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах, синонимах, антонимах;

  • работа с толковыми словарями разных авторов.

Метапредметные:

  • формирование ценностного отношения к русскому языку,

  • формирование нравственных ценностей.

Личностные:

воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Оборудование:

ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Закрепление опорных знаний

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи)

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

(4 минуты)












3. Постановка учебной задачи.

(1минута)












4.Выявление места и причины затруднения







4. Закрепление опорных знаний

(10минут)



Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!

Задание 1

А теперь, ребята, ответим на вопросы:

1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий его словарный состав?

2.Какие группы слов в языке вам известны?

- Давайте постараемся определить тему урока. Слайд №2

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема: Синонимы.Антонимы. Омонимы.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы в тексте, уметь использовать их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться. Слайд №3

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами увлекательное путешествие. А куда - догадайтесь сами.

В этом доме 100 рябин,

100 берез и 100 осин

(Лес.)

Но , прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны основательно подготовиться.

- Ребята, что вы знаете о синонимах, антонимах?

Приведите примеры. - А теперь обратимся к учебнику. Уточним наши знания.

Работа с учебником. Чтение п.46 вслух по одному.

- Что нового вы узнали?

Кто из вас может точно сказать определение? Слайд №4( картинка леса и определения)

Итак, к путешествию готовы!

- Перед нами - зимний лес! Настроение какое? (веселое! Подберите к этому слову синонимы: радостное, бодрое, отличное, прекрасное). Давайте составим словосочетание и Запишем его) отличное настроение( у доски один - какие части речи использованы?)

Лес вам нравится?

- Какой он?

Красивый подберите к этому слову синонимы: великолепный

чудесный, волшебный).

Запишем в тетрадь( волшебный лес)

- Ребята, а посмотрите какие на нашем пути сугробы. Слайд № 5

- Подберите определения. (огромные, большие, громадные )

- Являются они синонимами?

- Будем двигаться дальше?

- По узкой тропинке идти трудно. А ёлочки растут прямо на дороге. Чтобы пропустили нас колючие стражницы, надо выполнить задание - оно спряталось за каждой ёлочкой :

Собери пословицу ( работа в парах)

- прочитайте, что у вас получилось, объясните смысл пословицы. - Ребята, сделайте вывод, как построены пословицы? ( на использовании антонимов)

Назовите антонимы .Молодцы, с заданиями мы справились, елочки нас пропускают вперед.

- Вы устали, промокли, замёрзли. Что нам надо сейчас делать?( отдохнуть)

Ответьте, подобрав антонимы к словам:

устали - надо отдохнуть,

промокли - надо обсохнуть,

замёрзли - надо согреться

Физминутка



Предполагаемый ответ: «Лексика».

( синонимы, антонимы, омонимы)


Запись учащимися числа, темы урока.

- Цель урока - повторить изученное о синонимах, антонимах, омонимах, находить их в тексте, использовать в речи.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).












Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.




















6.Закрепление знаний.

(7 минут)









































7.Рефлексия деятельности

( 12 минут)


























































8. Домашнее задание

(2 минуты)



Вот и место, где можно посидеть - избушка, что прячется за ёлками. Здесь живёт старичок - лесовичок. Он предлагает отгадать загадки: Слайд №6

1 группа Со мной ходи стрельбе учиться

И на грядке меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А также попадаю в щи.(лук)

2 группа Всем пишущим я помогаю.

И птиц от стужи согреваю.(перо).

3 группа На дереве висит,

В книге лежит.(лист)

4 группа группа . Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значенья:

Несется первое к реке,

Другое щелкает в замке.

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане

И там все время ни гугу.(ключ)

5. Чёрно-белая полоска, раскрасочка - отличная.

Небольшая, но лошадка - очень симпатичная.

Если в городе её вам придётся встретить,

На пешеходном переходе - можно не заметить.(зебра)


- Как называются слова - отгадки? (Омонимы)

- Мы чуть не забыли, что у нас есть санки, лыжи. Давайте кататься с горки, но прежде ответим на шуточные вопросы: слайд №7

  1. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (строчку, прошитую на машинке).

  2. Каким ключом нельзя открыть замок? (источник-ключ, музыкальный).

  3. Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным).

  4. Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного).

- Ребята, обратите внимание на крутой подъем - давайте сделаем ступеньки, чтобы легче было подниматься на горку. Слайд №8 Орфографический диктант.( по одному у доски)

Картинка ГОРКИ

- Ребята, понравилось ли вам путешествие? Пора возвращаться в класс, нас ждет еще работа.

Физминутка для глаз

Работа в группах. 1 группа - текст «Воробей»

2 группа - текст «Мой щенок»

3 группа - «Домашнее задание»

4 группа - №7 с312

5 группа - №11

-Проверка работы ( читают, объясняют)

Работа по учебнику. Проверка ( слайд №)

- Запишите домашнее задание: сочинение - миниатюра на тему: «Зимний лес». Используйте синонимы, антонимы, омонимы.

- Итак, ребята, какие слова называются синонимами? Антонимами? Омонимами?

- Что было трудным для вас на уроке?

- Что запомнилось?

- Если вы поняли тему, то поднимите этот смайлик, если нет, то другой

- А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

- Всем спасибо за работу ,и в память о нашей встрече я вам дарю вот такие замечательные снежинки из леса.







Предполагаемый ответ: «Синонимы».












-Это слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и произношению, но образованные от разных корней, разные по происхождению, и значения их тоже различны.



Читает заранее подготовленный ученик.





Предполагаемый ответ: «Омонимы - средство создания юмора».




Предполагаемый ответ: «Слова, использованные в переносном значении».


Выписывают слова, использованные в переносном значении.



Составляют словосочетания.

Пишут мини-сочинения.




Запись учащимися задания в дневники.













Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование).
















УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).










УУД: регулятивные (нахождение слов в переносном значении); познавательные (опираются на уже известное).




Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).





© 2010-2022