- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщающий урок по повести И. С. Тургенева «Муму»
Обобщающий урок по повести И. С. Тургенева «Муму»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Салчак А.Ш. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок - творческая мастерская.
Обобщающий урок по повести И.С.Тургенева «Муму».
Цели и задачи урока:
обучающая
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Муму» в форме творческой мастерской по созданию журнала;
учить постигать тайны слова при описании природы, помочь ученикам понять общее настроение зимнего пейзажа, активизировать употребление лексики, характерной для художественного стиля;
развивающая
способствовать развитию ассоциативного мышления, способность к рефлексированию
воспитательная
воспитание творческого мышления, художественной речетворческой личности.
Формы работы на уроке:
Индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование:
1. Доска.
2. Дидактический материал.
3. ТСО
4. Учебник-хрестоматия. Литература 6 класс.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Индукция (наведение)
- Ребята, вы любите постигать новое через творчество? Тогда я вас приглашаю в нашу творческую мастерскую.
- Скажите, у вас есть альбомы, дневники, копилки, куда вы собираете то, что вас заинтересовало?А что вы в них копите, собираете?
- Сегодня нашим альбомом, журналом на уроке будут …эти плакаты и мы должны их … наполнить как вы думаете - чем? (фотографиями, рисунками, нарисованными нами, Словами и мыслями) А в конце урока, используя содержание нашего журнала или альбома, вы напишите небольшие тексты.
ТВОРЧЕСТВО-
МАСТЕРСКАЯ-
- Итак, нам предстоит поместить в первую страницу первую фотографию, которая будет неотъемлемой частью темы нашей мастерской. А чтобы найти его, ответьте на вопрос.
Запись на доске:
Каждому, кто видел его в первый раз, он казался «олицетворением русского богатыря. С серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу».
- Ваши ассоциации, предположения. Кто же это?
Возможно вам помогут иллюстрации ( они лежат на партах ).
Появляется запись на доске:
Иван Сергеевич Тургенев. (приклеить в журнал фото пис-ля - тот, кто угадал)
-Первая страница посвящается биографии писателя.
3.Деконструкция.
I страница:
1. Дом-усадьба Спасское-Лутовиново.
-Что это за дом? Что находилось за домом?
2.Дуб, посаженный Тургеневым.
-Что вы можете сказать об этом растении?
3.Пейзаж.
-Перед вами картина природы - ? А почему он нам понадобился? (певец природы).
4.Ружьё и собака.
-Я прочитаю отрывок, и вы, наверняка догадаетесь, о чём идёт речь: «Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Моя собака бежала впереди меня». (Любил охотиться).
5.Эйфелева башня.
- Тургенев - русский писатель. А как связана Эйфелева башня с писателем?
6.Варвара Петровна.
-Вы, наверное, догадались, кто перед вами?
7.Герасим.
- Сразу догадались? А как Герасим, литературный герой, связан с Варварой Петровной? (Прототип Герасима личный дворник матери писателя Андрей)
8. Муму.
-Конечно, без этого персонажа мы не можем обойтись. ……………………………………
…………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………….
-А почему Варвара Петровна обращалась со своей дворней, прислугой очень жестоко?
(О крепостничестве: В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!
Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право - эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.)
- Итак, тема нашей мастерской «Обобщающий урок по повести «Муму».
4.Реконструкция.
-Продолжаем работу по наполнению нашего журнала.
II страница: посвящается……………………………………………………………..
Ассоциативный рисунок - учащиеся.
Какие цвета преобладают? Почему?
Барский дом. (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом,)
Барыня. (жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.)
Ассоциативный рисунок - учащиеся.
Почему выбрали именно эти цвета?
Герасим (Зачитать портрет героя)
«Только что наступившая летняя ночь…». Чтение наизусть отрывка возвращения Герасима на родину.
Почему восход?
Почему влажно-красный?
Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?
Чем связаны между собой уход Герасима и восход солнца?
- Кого в нашем альбоме на хватает?
Конечно, Муму и Татьяны.
III страница.
Татьяна Муму
Герасим
Встреча Встреча
Расставание Смерть
Барыня
-Так зачем же Герасим ушёл от барыни? (Барыня отняла у него Татьяну, Муму).
-Чем отличается Герасим от своего прототипа Андрея?
5.Разрыв.
- Почему И.С.Тургенев назвал рассказ не «Герасим», а «Муму»?
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
(Любовь Муму, уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям.)
6.Афиширование.
-Итак, у нас получился очень хороший материал для ………………………………………………..
7. Рефлексия.
Синквейн.
1) И.С.Тургенев, Герасим, барыня, Муму, «Муму».
2) Карта отслеживания эффективности урока
(обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской)
1.Твоё отношение к уроку (подчеркнуть).
1) Отличный, интересный, захватывающий
2) Хороший, содержательный, заставляющий работать
3) Нормальный, обычный
4) Скучный, работа без интереса
5) Бесполезный совсем не интересны
8. Домашняя работа
1) написать отзыв о рассказе «Муму» по следующему плану:
2) попробуйте сделать такой альбом, прочитав книгу , увлёкшую вас.
-
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.
В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!
Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право - эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.
В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!
Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право - эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.