Обобщающий урок по повести И. С. Тургенева «Муму»

Цели и задачи урока: обучающая организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Муму» в форме творческой мастерской по созданию журнала; учить постигать тайны слова при описании природы, помочь ученикам понять общее настроение зимнего пейзажа, активизировать употребление лексики, характерной для художественного стиля; развивающая способствовать развитию ассоциативного мышления, способность к рефлексированию воспитательная воспитание творческого мышления, худ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - творческая мастерская.

Обобщающий урок по повести И.С.Тургенева «Муму».

Цели и задачи урока:

обучающая
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Муму» в форме творческой мастерской по созданию журнала;

учить постигать тайны слова при описании природы, помочь ученикам понять общее настроение зимнего пейзажа, активизировать употребление лексики, характерной для художественного стиля;

развивающая
способствовать развитию ассоциативного мышления, способность к рефлексированию

воспитательная
воспитание творческого мышления, художественной речетворческой личности.

Формы работы на уроке:

Индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование:

1. Доска.

2. Дидактический материал.

3. ТСО

4. Учебник-хрестоматия. Литература 6 класс.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Индукция (наведение)

- Ребята, вы любите постигать новое через творчество? Тогда я вас приглашаю в нашу творческую мастерскую.

- Скажите, у вас есть альбомы, дневники, копилки, куда вы собираете то, что вас заинтересовало?А что вы в них копите, собираете?

- Сегодня нашим альбомом, журналом на уроке будут …эти плакаты и мы должны их … наполнить как вы думаете - чем? (фотографиями, рисунками, нарисованными нами, Словами и мыслями) А в конце урока, используя содержание нашего журнала или альбома, вы напишите небольшие тексты.

ТВОРЧЕСТВО-

МАСТЕРСКАЯ-

- Итак, нам предстоит поместить в первую страницу первую фотографию, которая будет неотъемлемой частью темы нашей мастерской. А чтобы найти его, ответьте на вопрос.

Запись на доске:

Каждому, кто видел его в первый раз, он казался «олицетворением русского богатыря. С серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу».

- Ваши ассоциации, предположения. Кто же это?

Возможно вам помогут иллюстрации ( они лежат на партах ).

Появляется запись на доске:

Иван Сергеевич Тургенев. (приклеить в журнал фото пис-ля - тот, кто угадал)

-Первая страница посвящается биографии писателя.

3.Деконструкция.

I страница:

1. Дом-усадьба Спасское-Лутовиново.

-Что это за дом? Что находилось за домом?

2.Дуб, посаженный Тургеневым.

-Что вы можете сказать об этом растении?

3.Пейзаж.

-Перед вами картина природы - ? А почему он нам понадобился? (певец природы).

4.Ружьё и собака.

-Я прочитаю отрывок, и вы, наверняка догадаетесь, о чём идёт речь: «Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Моя собака бежала впереди меня». (Любил охотиться).

5.Эйфелева башня.

- Тургенев - русский писатель. А как связана Эйфелева башня с писателем?

6.Варвара Петровна.

-Вы, наверное, догадались, кто перед вами?

7.Герасим.

- Сразу догадались? А как Герасим, литературный герой, связан с Варварой Петровной? (Прототип Герасима личный дворник матери писателя Андрей)

8. Муму.

-Конечно, без этого персонажа мы не можем обойтись. ……………………………………

…………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………….

-А почему Варвара Петровна обращалась со своей дворней, прислугой очень жестоко?

(О крепостничестве: В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!

Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право - эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.)

- Итак, тема нашей мастерской «Обобщающий урок по повести «Муму».

4.Реконструкция.

-Продолжаем работу по наполнению нашего журнала.

II страница: посвящается……………………………………………………………..

Ассоциативный рисунок - учащиеся.

Какие цвета преобладают? Почему?

Барский дом. (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом,)

Барыня. (жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.)

Ассоциативный рисунок - учащиеся.

Почему выбрали именно эти цвета?

Герасим (Зачитать портрет героя)


Обобщающий урок по повести И.С.Тургенева «Муму».

«Только что наступившая летняя ночь…». Чтение наизусть отрывка возвращения Герасима на родину.

Почему восход?

Почему влажно-красный?

Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?

Чем связаны между собой уход Герасима и восход солнца?

- Кого в нашем альбоме на хватает?

Конечно, Муму и Татьяны.

III страница.

Татьяна Муму

Герасим

Встреча Встреча

Расставание Смерть

Барыня

-Так зачем же Герасим ушёл от барыни? (Барыня отняла у него Татьяну, Муму).

-Чем отличается Герасим от своего прототипа Андрея?

5.Разрыв.

- Почему И.С.Тургенев назвал рассказ не «Герасим», а «Муму»?

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

(Любовь Муму, уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям.)

6.Афиширование.

-Итак, у нас получился очень хороший материал для ………………………………………………..

7. Рефлексия.

Синквейн.

1) И.С.Тургенев, Герасим, барыня, Муму, «Муму».

2) Карта отслеживания эффективности урока

(обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской)

1.Твоё отношение к уроку (подчеркнуть).

1) Отличный, интересный, захватывающий

2) Хороший, содержательный, заставляющий работать

3) Нормальный, обычный

4) Скучный, работа без интереса

5) Бесполезный совсем не интересны

8. Домашняя работа

1) написать отзыв о рассказе «Муму» по следующему плану:

2) попробуйте сделать такой альбом, прочитав книгу , увлёкшую вас.



-


В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.

В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!

Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право - эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.

В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!

Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право - эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.


© 2010-2022