Урок литературы в 8 классе на тему Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п.Старый Бисер




Урок литературы в 8 классе

на тему:


«Стихи и песни

о Великой Отечественной войне»

Педагог: Макарова Маргарита Ильинична,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ» п.Старый Бисер



п. Старый Бисер

2015 год

Урок литературы в 8 классе

Тема: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Цели и задачи урока:

  • Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени

соединялись с глубоко личными переживаниями; продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст

  • Развивать навыки выразительного чтения

  • Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, чувство патриотизма.

  • Помочь почувствовать пафос поэзии военных лет;

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальные выступления , работа в парах, выразительное чтение стихотворений поэтов военной поры, интерпретация текста, прослушивание песен по аудиозаписи

Ход урока

1. Слово учителя.

Война и поэзия…Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но вопреки старинной поговорке «Когда говорят пушки, музы молчат» в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием. Слово на войне иногда стоило жизни, зато и звучало как никогда весомо.

Фронтовые поэты,

С напором свинцового шквала

Ваши жизни судьба,

Ваши жизни война рифмовала.

И едва затихало сраженье -

Атаке не вечно же длиться.

Как оно оживало

На ваших горящих страницах.

2.Запись голоса Левитана о начале войны

Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До стихов и песен ли в такое время?

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»?

(ответы учащихся)

3.Написание синквейна учащимися (проверка домашнего задания)

Синквейн - это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам.

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными или причастиями).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5.Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы (ассоциация, описательный оборот)

Демонстрация лучших работ на экране

-Да, война эта трагедия для народа, для каждой семьи!

Сейчас мы прослушаем песню, стихи которой выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны. Эта песня называется «Священная война», автор стихов Василий Иванович Лебедев-Кумач.

4.Сообщение учащегося о песне «Священная война»

Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи В.Лебедева-Кумача «Священная война». Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны: боль, горе, тревогу, надежду.

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров, позднее писал: «ВНЕЗАПНОЕ НАПАДЕНИЕ ВЕРОЛОМНОГО ВРАГА НА НАШУ РОДИНУ ВЫЗВАЛО У МЕНЯ, КАК И У ВСЕХ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ, ЧУВСТВО ВОЗМУЩЕНИЯ, ГНЕВА… С ПЕРВЫХ ЖЕ ДНЕЙ ПРИНЯЛСЯ СО СВЯТЫМ ИСКРЕННИМ ЧУВСТВОМ ЗА СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ОРУЖИЯ, КОТОРЫМ ЛУЧШЕ ВСЕГО ВЛАДЕЮ - ПЕСНИ…»

Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

- Будем разучивать новую песню - «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни - печатать не было времени! - а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день - на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль «Священную войну».

Прослушивание песни «Священная война»

- Какие чувства охватывают вас, когда вы слышали эту песню?

Почему война названа «священной»?

(Это война за правое дело, за свою родину, война против захватчиков оправдана.)

Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.

5. Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом…», «Враги сожгли родную хату…».

Сообщение учащегося «М. В. Исаковский»

Родные края Михаила Васильевича Исаковского - Смоленщина, деревня Глотовка, где7 января 1900 года родился поэт. Там прошли его детство и юность, там еще за школьной партой он начал писать стихи. Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Из тринадцати их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним ребенком. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать самостоятельно. Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Это были первые "литературные произведения" десятилетнего мальчика. Уже в школе у Михаила стала обнаруживаться литературная одаренность. Летом 1912 года он стал писать стихи. Позже Исаковский проучился 2 года в гимназии. В 1921-1931 годах работал в смоленских газетах. В 1931 году переехал в Москву. Стихи и песни Исаковского в годы Великой Отечественной войны передавали чувства


испепеляющей ненависти людей к врагу, пробуждали чувства отваги, умножали любовь к Родине. Михаилу Исаковскому тяжелая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель, но и в глубоком тылу на него обрушились горести и несчастья, общие для всех советских людей.

Под пятой фашистских оккупантов оказалась его малая Родина -Смоленщина. В Глотовке был сожжен врагами его отчий дом.

Михаил Васильевич пишет не только стихи, но и прозу. Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша».

Звучит песня «Катюша» (песню исполняют учащиеся класса)

Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец 30-х годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М.Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша». Почему? Да, вероятно, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества - музыкальность стиха и простота сюжета.

Сообщение учащегося «История создания песни «Катюша».

Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе!» - заявил Василий Александрович.

Когда Исаковский прочитал Блантеру:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой…

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой…,

сразу родилась мелодия, но стихов, кроме первых восьми строчек, не было. Тогда поэт и композитор решили, что речь в песне пойдёт о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему…

Договорились и уехали отдыхать - Исаковский в Ялту, Блантер в Мисхор. А песня очень была нужна для программы джаз-оркестра, поэтому Блантер приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал ему большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Из них и выбрали строчки, ставшие «Катюшей».

Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять песню трижды!

Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в

суровую военную годину грозное оружие. Складывались всё новые и новые варианты песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце, Катюше -медицинской сестре.

Учитель: Михаил Исаковский получил за свой текст Сталинскую премию, которую передал землякам.

Они установили монумент, скромный, деревянный, в честь этой песни.

Памятник находится в Смоленской области, над рекой Угрой, неподалёку от родной деревни автора.

Представляет собой сруб крестьянской избы, в знак того, что всё в нашей жизни начинается с отчего дома. Рядом - огромный валун - символ вечности.
Каждый год 19 августа здесь проходит фестиваль Исаковского. Звучат его песни и стихи. Приезжают поэты из Москвы и Смоленска, гости из Калуги... Здесь рады всем посетителям

Песня «Катюша» всемирно известна, ее поют по всему свету: и на немецком, и на английском, и на китайском, на японском языках.

«Сестра Катюши»- реактивные гвардейские минометы

- Почему песня стала любимой?

(Ответ: В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем. что ее любимый - «боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню о простой и обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех ее предшественниц. И за это ее полюбили и безоговорочно приняли всюду и все. В устах миллионов людей «Катюша» зазвучала как песня не о грусти разлуки и расставания, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о больших патриотических чувствах советских людей. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнять свой долг. Вот почему она была воспринята народом как глубоко современная, несущая в себе важную общественную, патриотическую идею.

В сорок пятом году Исаковский написал свое самое пронзительное стихотворение «Враги сожгли родную хату…», воплотившее всё то, что чувствовали десятки, а может, и сотни тысяч солдат.

Ученик читает стихотворение «Враги сожгли родную хату…»

- Почему стихотворение можно назвать повестью?

(Ответ: В нем есть сюжет. Это стихотворение о солдате-победителе, вернувшемся в родное село и нашедшем на месте своего дома пепелище и

могилу любимой на кладбище у околицы. Потрясение воина-победителя огромно. Стихотворение было положено на музыку М.Блантером. С душевным напряжением пели исполнители эту песню, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей. У этой песни не простая судьба. Написанная вскоре после окончания войны, она, прозвучав всего один раз по радио, затем не исполнялась около… пятнадцати лет. В песне описывается ситуация возвращения солдата с войны домой. Но дом сожжён, и жена погибла. )

6. Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», - писал о феноменальной песенности стихов А.Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьёв» одной из лучших песен военной эпохи.

Сообщение учащегося о творческой судьбе песни «Соловьи»

Алексей Иванович Фатьянов родился 5 марта 1919 год в деревне Малое Петрино, умер 13 сентября 1959 года в Москве. Русский советский поэт, автор многих популярных песен.

В одной из давних радиопередач автор стихов, на которые написана песня «Соловьи», замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов (1919-1959), в шинели рядового прошагавший трудными военными дорогами, рассказывал:
«Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей! И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна» (таким было первоначальное название "Соловьев".
С первых дней Великой Отечественной войны, находясь в рядах нашей славной армии, я глубже стал понимать величие чувств людей, их душевную красоту, узнал цену дружбы и любви, цену вовремя сказанного, нужного слова. Герои моих песен были рядом со мной, и я стал писать о скромных, мужественных, справедливых советских солдатах»

Прослушивание песни «Соловьи»


  • О чем эта песня?

( Ответ: поэт изображает нам портрет природы во время войны. Солдаты после тяжелого боя хотят отдохнуть, чтобы дальше отправиться с новыми силами, а соловьи поют, и поэтому заснуть очень трудно. Автор обращается к

соловьям, просит их не петь : "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. Пусть солдаты немного поспят…"И снова автор обращается к описанию состояния солдата: "Не спит солдат, припомнив дом. И сад зелёный над прудом, где соловьи всю ночь поют, а в доме том солдата ждут."Солдаты понимают, что чем быстрее к победе, тем ближе к родным и близким, к дому, вокруг которого "соловьи всю ночь поют".

В данном стихотворении описание природы используется для изображения красоты природы, для философских размышлений, потому что присутствует рассуждение о победе.

Таким образом, стихотворение Фатьянова "Соловьи" несет на себе две функции: красоты природы и философскую. Поэт изображает нам красивый пейзаж природы, в котором поют соловьи. И ,однако, обращается к соловьям для того, чтобы была тишина.)

- О каком периоде войны здесь идет речь?

Алексей Иванович Фатьянов написал стихотворение « Соловьи» в 1942г. 1942год, год отступлений, поражений, сколько было безнадежности, горя, а в песне уже звенит предвестие победы, потому что в словах есть душа, мы победим их душой, у нас души более!

7. Сообщение учащегося о творческой судьбе Б.Ш.Окуджавы.

Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы - о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие.

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. Окуджава возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси. В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы в Тбилиси добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии.

Учитель: Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они её и поют со слезами на глазах.

Звучит песня Б.Окуджавы «Белорусский вокзал».

Учитель: Нет, наверное, в нашей стране человека, который бы не узнал эти строки.

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

до тебя мне дойти нелегко,

А до смерти четыре шага.

Эти строки поэт Алексей Сурков написал в 1941 г. в землянке, в «белоснежных полях под Москвой». Он и не предполагал, что пишет слова всенародно известной песни. Он просто писал жене письмо в стихах, описывал свои чувства после трудных боев за Москву. Через год в Москве проездом оказался композитор К. Листов. Он пришел в редакцию фронтовой газеты, где работал поэт Сурков и попросил дать что-нибудь песенное». Поэт предложил это лирическое письмо. Композитор сразу же сочинил мелодию и записал ее на обычном тетрадном листке - начертил пять линеек, записал ноты и ушел. Слова и мелодию песни напечатали в газете «Комсомольская правда». Песня получилась очень теплая, задушевная, немного грустная, но не тоску вызывала она у бойцов, а презрение к смерти. Эта песня была песней - бойцом, участвовала в борьбе и помогала приближению победы. Ее полюбили и запели на всех фронтах.

8. Работа с карточками ( в парах)

Перед вами тексты песни и табличка. Найдите в тексте песни различные языковые средства и запишите примеры.

Языковые средства в стихотворении А.Суркова «Землянка»

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега…

До тебя мне дойти нелегко.

А до смерти четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.


Языковые средства

Примеры

Олицетворения

Эпитеты

Лексические повторы

Сравнение


Самопроверка. На проекторе показываем правильные ответы, учащиеся сверяют ответы.

9. Учитель: Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно тёплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя.

Звучит песня «Эх, дороги».

Раздумья о предстоящем и свершившемся в стихотворении Л.Ошанина «Дороги»

- Почему песню называют исповедью?

  • О чём она?

(ответы учащихся)

-Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны.

ВЕЛИКИЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ НАШЕЙ СТРАНЫ ОСТАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО В БЛАГОДАРНОЙ ПАМЯТИ ЛЮДЕЙ ИЛИ НА СТРАНИЦАХ УЧЕБНИКОВ, НО И В ПОЭТИЧЕСКИХ СТРОЧКАХ, ЗВУКАХ МУЗЫКИ, В МРАМОРЕ И КРАСКАХ…

А.Сурков

8. Заключительное слово. Выводы.

Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.

На великую народную беду сразу откликнулись и поэты. Они почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Каковы мотивы военной лирики?

  • Родина

  • война

  • смерть и бессмертие

  • ненависть к врагу

  • боевое братство и товарищество,

  • любовь и верность

  • мечта о победе

  • раздумья о судьбе народа

Каков лирический герой в стихотворениях военных лет?


  • земной человек, близкий

  • терпит лишения и страдания

  • ненависть к врагу

  • умеет любит

Итог:

-Стихотворения и песни о войне - это тревоги, горечь, сожаление, сострадание; они рассказывают о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожиданиях встреч, о тяжести разлук и утрат.

- Что сближает фронтовые песни с народными?

-Так ли уж необходимы нам страницы и строки о ВОВ?

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворений о ВОВ




Приложение 1

Языковые средства

Примеры

Олицетворения

Огонь бьется, гармонь поет,

голос тоскует,

кусты шептали

Эпитеты

Негасимая любовь,

заплутавшее счастье,

живой голос

Лексические повторы

Далеко-далеко, снега и снега

Сравнение

Смола, как слеза

Слышала, как тоскует мой

голос живой



























Приложение 2

Презентация «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

(Microsoft Office Power Point 2007)













Приложение 3


Враги сожгли родную хату


Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат и словно комья,
Застряли в горле у него.
Сказал солдат:
- Встречай, Прасковья,
Героя мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол,
Свой день свой праздник возвращенья,
К тебе я праздновать пришел.
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний вечер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.
- Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой,
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам.
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
-Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил.
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт,
Медаль за город Будапешт.

М.Исаковский

© 2010-2022