Час мужества Поэзия Великой Отечественной войны VIII класс

Поэзия Великой Отечественной войны VIII класс Цель: обобщить и системати­зировать знания по ранее изученному ма­териалу и по самостоятельному чтению стихов о Великой Отечественной войне, определить значение поэтического жанра в годы ВОВ. Задачи:           -образовательная: познакомить учащихся со стихотворным наследием ВОВ;  с судьбой некоторых поэтов и их произведений; выявить причины популярности поэзии в годы ВОВ; определить значение поэзии в годы войны.          - развивающая:. развивать на...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МОУ СОШ №7 с. Стародубского

Дроздова Татьяна Игоревна


Час мужества

Поэзия Великой Отечественной войны

VIII класс

Цель: обобщить и системати­зировать знания по ранее изученному ма­териалу и по самостоятельному чтению стихов о Великой Отечественной войне, определить значение поэтического жанра в годы ВОВ.

Задачи:

- образовательная: познакомить учащихся со стихотворным наследием ВОВ; с судьбой некоторых поэтов и их произведений; выявить причины популярности поэзии в годы ВОВ; определить значение поэзии в годы войны.

- развивающая:. развивать навыки выразительного чтения текстов, умение анализировать стихотворные тексты, познавательные способности учащихся; способствовать развитию слуховой и зрительной памяти;

- воспитательная: прививать любовь к литературному творчеству русских поэтов; содействовать в ходе урока формированию патриотизма, гуманизма.

Планируемые результаты:

предметные: формирование системы знаний по теме «Великая Отечественная война и литература»; овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных задач;

личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к памяти о событиях Великой Отечественной войны; воспитание патриотизма и любви к своей Родине;

метапредметные: учиться работать в группе - устанавливать коммуникацию и сотрудничать при решении поставленных задач; уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, делать выводы.

Оборудование урока:

1. Аудиозаписи:

  1. Д. Шостакович. "Седьмая симфония".

  2. А. Александров, В. Лебедев-Кумач. "Священная война".

  3. М. Блантер, М. Исаковский. "В лесу прифронтовом".

  4. В. Высоцкий. "Братские могилы".

  5. А. Розенбаум. "А на войне как на войне".

  6. О. Газманов. "Офицеры".

  1. Плакаты: "Говорят цифры", "Тот, кто забыл прошлое, тот осужден пережить его еще раз", "Исключить войну как яв­ление из жизни земли!".

  2. Портреты поэтов.

  1. Рисунки, иллюстрации на тему "Война".

  2. Палатка, винтовка, шинель, коте­лок, пилотка, письма-треугольники и др. для оформления класса.

  1. Презентации учащихся

  2. Эпиграф:

Хотя бои суровые прошли,

Но не прошла и не проходит

Тревога за судьбу земли.

А. Твардовский


Ход урока


  1. Орг. момент

  2. Вступительное слово.

Учитель. Ребята, вы все знаете, что указом Президента Российской Федерации 2015 год объявлен Годом литературы. Но еще в этом году мы празднуем 70-летие Великой Победы. Год литературы и год 70-летия Победы тесно переплетены, потому что книга - как память о войне, как её свидетель, расскажет потомкам о великом героизме советского народа.

(Звучит "Седьмая симфония" Д. Шос­таковича.)

Ученик (подготовленный):

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Садились в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

С. Щипачев

Учитель. Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Всё, что было до это­го, обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кровавым огнем. Многие матери отметят этот день черным числом. На мно­гих полянках появятся первые холмики.

(Звучит песня "Священная война", муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.)

Учитель. Это было 22 июня 1941 года. Война. И когда вдоль всей нашей запад­ной границы гул моторов до отказа запол­нил просторный солнечный мир от неба до земли, когда задрожала от грохота каж­дая травинка, 22 июня писатели Москвы собрались, как по боевой тревоге, на ми­тинг. Они заявили, что многие из них будут сражаться с оружием в руках, мно­гие - пером. Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Наш урок мы посвятили поэтам Вели­кой Отечественной войны и назвали его словами из стихотворения Анны Ахмато­вой "Час мужества".

Наша задача - обобщить и системати­зировать знания по ранее изученному ма­териалу и по самостоятельному чтению стихов о Великой Отечественной войне.

В далекое прошлое уходят суровые годы войны, напоенные горем и страдани­ем миллионов людей. И в наши дни мож­но часто слышать вопрос: зачем снова го­ворить о войне, после которой прошло более полувека? Действительно, зачем? Зачем мы читаем стихи о войне, зачем изучаем другие художественные произведе­ния о войне? Правы ли мы будем, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, за­щищая Родину? Это главный вопрос, на который мы ответим в конце урока.

В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова А. Твардовского:

Хотя бои суровые прошли,

Но не прошла и не проходит

Тревога за судьбу земли.

Форма нашего урока - визитная кар­точка поэта. Дома вы в группах, парах, индивидуально готовили визитную карточ­ку выбранного вами поэта. Сегодня пред­стоит защитить ее.

А гостей я попрошу оценить вашу ра­боту по методу чистой доски.

III. Выступление групп. (Учитель представляет группы.)

  • С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Стихотворения и поэмы Алек­сандра Трифоновича занимают в поэзии о войне особое место. А всем известную по­эму "Василий Теркин" называют энцикло­педией Великой Отечественной войны. Ви­зитную карточку этого поэта представляет первая группа. (Выступление группы.)

  • Константин Симонов - один из са­мых популярных поэтов времен Великой Отечественной войны. По свидетельству английского корреспондента Александра Верта (он был выходец из России и хоро­шо знал русский язык), "...таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый". Почему? Слово второй группе. (Выступление группы.)

  • А сейчас мы послушаем стихи жен­щин, которые добились славы своим по­этическим талантом, даром Божьим. По­эзия для них - смысл жизни, средство выражения своего "я", отклик сердца на радости и горести жизни. Русская воен­ная поэзия славится стихами Ольги Берг­гольц, Анны Ахматовой, Юлии Друниной, Вероники Тушновой, Беллы Ахмадулиной, Риммы Козаковой, Веры Инбер, Маргари­ты Алигер...

Послушаем ребят, выступление кото­рых посвящено Анне Ахматовой. (Вы­ступление.)

  • Визитную карточку Юлии Друниной защищает следующая группа. (Выступле­ние группы.)

Сообщение "Говорят цифры". (Выступ­ление ученика.)

(Звучит песня "В лесу прифронтовом", муз. М. Блантера, сл.М.Исаковского.)

  • Часто стихи перекладывались на музыку. Песня помогала жить, сражаться, верить в счастье. А какой отдых между

боями без песни? Слово следующей груп­пе. (Выступление группы.)

  • Прилив новой волны поэтических произведений о войне приходится на вто­рое и третье послевоенные десятилетия, когда зазвучали голоса Б. Слуцкого, Б. Ви­нокурова, Б. Окуджавы, Э. Асадова, Н. Стар-шинова, Е. Евтушенко, Р. Рождественско­го, В. Высоцкого и др. Давайте послуша­ем рассказ о Владимире Высоцком.

(Звучит песня В. Высоцкого "Братские могилы". Выступление.)

IV. Обобщение. Выводы.

Учитель. Итак, благодаря вам, на пре­дыдущем уроке и сегодня мы услышали много стихов о войне. А каково значение военной литературы в мирное время? За­чем мы ее читаем, изучаем? Кто ответит? (Ученики отвечают.)

Таким образом, стихи о войне - это школа мужества, поэзия несет в себе нрав­ственное начало, через литературу мы лучше изучаем историю. Стихи, поэмы, песни о войне не позволяют нам забыть тех, кто погиб или был изувечен, защи­щая Родину. Вспомним стихотворение А. Твардовского "Прошла война...".

  • А имеем ли мы право забыть о вой­не? Почему? (Ученики отвечают.)

  • Правильно! Забыть о войне мы не имеем права. Ведь "тот, кто забыл прошлое, тот осужден пережить его еще раз". Все­гда нужно помнить о том, что "хотя бои суровые прошли, но не прошла и не про­ходит тревога за судьбу земли". (Использо­вать в ответах высказывания поэтов.)

  • Ребята! А сколько горячих точек было в последние десятилетия! О них пели Виктор Цой ("Война"), Игорь Тальков ("Я вернусь").

А когда затихают бои, на привале, а не в строю, я о мире и о любви сочиняю и пою.

Я пророчить не берусь,

но точно знаю, что вернусь

пусть даже через сто веков

в страну не дураков, а гениев.

И, поверженный в бою,

я воскресну и спою

на первом дне рождения страны,

вернувшейся с войны.

(Звучит песня А. Розенбаума "А на войне как на войне".)

Уже исполнилось 20 лет со дня вы­вода наших войск из Афганистана. (Кстати, первый памятник погибшим в этой войне был поставлен в нашей республике.) Эта никому не нужная, постыдная война длилась целых 10 лет, переламывая судь­бы чьих-то сыновей, мужей, отцов, люби­мых. А многие не соглашались с белорус­ской писательницей С. Алексиевич, кото­рая написала книги "У войны не женское лицо", "Цинковые мальчики" (их вы буде­те читать позже). У некоторых вызывает раздражение фильм А. Невзорова "Чисти­лище". Да, жестоко, да, жутко. Но нельзя забывать о том, что было, было ведь...

И хорошо об этом сказал К. Савельев, пришедший из Афганистана:

А мир не очень справедлив:

домой приходят человеки -

один с войны приносит чеки,

другой - желтуху или тиф.

А третий в душной тишине

скрипит протезными ремнями

и злость катает желваками,

когда услышит о войне...

А события в Ираке? Погибло 1300 иракцев, совершен погром Национального музея, украдено 170 тыс. экспонатов древ­ней истории всего человечества, в том чис­ле самая первая глиняная книга. Из На­циональной библиотеки украдено более 1 миллиона книг, в том числе библиотека Ива­на Грозного. А что еще не вынесли - со­жгли. И это еще не всё!

  • И пусть никогда не рвет сердце фраза, сказанная поэтом-фронтовиком Бу­латом Окуджавой: "Ах, война! Что ты сде­лала, подлая...", чтобы наши мальчики возвращались в родные дворы только из дальних походов, но не военных, чтобы их матери, жены, любимые не знали черных траурных платков.

И врезались мне в память слова одно­го из российских политиков, сказанные в связи с событиями в Ираке: "Исключить войну как явление из жизни Земли!"

(Звучит песня О. Газманова "Офицеры".)

  • Наш урок заканчивается, и слово предоставляется гостям для оценки ваших выступлений. (Отметки выставляются в таблицу на доске.)

№ группы

Выступление

Чтение наизусть

Оформление выступления

Общая отметка


IV. Письменная работа.

Учитель. Ребята, выскажите свои мыс­ли об уроке в любом жанре: мини-сочи­нение, заметка в газету, стихотворение и т.д. Используйте записи на доске, другие высказывания. Запишите вопрос: какие мысли, чувства, эмоции вызвал у меня урок и как я оцениваю свое участие в нем? (Ученики пишут.)

- Я вижу, что вы готовы. Давайте за­читаем несколько работ. (По желанию за­читывается несколько работ учащихся.)

  • Молодцы! Я проверю и оценю все работы. А сейчас помогите мне сложить их в военный планшет. В XI классе при изучении аналогичной темы мы вернемся к ним. Согласны?

  • А теперь обратите внимание на дос­ку. (Учитель комментирует отметки.) Я рада, что урок у нас получился. Боль­шое спасибо всем!



© 2010-2022