- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Эссе Моя педагогическая философия
Эссе Моя педагогическая философия
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бердникова А.В. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Моя педагогическая философия
В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский
Осень. За окном холодный ветер и дождь.
В доме тепло и уютно, весело потрескивают в печи дрова. Какой контраст! Вспомнились пушкинские строки: «Стихи и проза, лёд и пламень», урок литературы и слова учеников: « Мы не поняли, о чем «Он» писал. И вообще, это произведение неинтересное». Как можно было не понять! Глупость какая! Не хотели читать, вот и придумали отговорку! Возмущению нет предела!
Огонь в печи разгорался всё ярче и ярче. А если представить, что «печь» - это мой урок, «дрова» - мои знания, желание ребят читать - «огонь». А он-то и не разгорается, погорит немного и гаснет. Вроде бы и «дрова» не сырые, а тяги нет…
В такой ситуации каждый поступает по-своему. Одни выбирают другую профессию, навсегда уходят из педагогики, обидевшись на «этих несносных детей». Остаются те, кто умеет «живого слова вековую мудрость души огнем зажечь и подарить. Учить творить, мечтать и думать. И больше слушать, меньше говорить».
Я учитель русского языка и литературы, поэтому, как никто другой, знаю, насколько важно привить в детях любовь к «живому слову» и научить понимать его «вековую мудрость».
Ребята старательно выводят буквы, размышляют о добре и дружбе, соглашаются, отвергают, доказывают своё мнение, подбирают ассоциативные слова. А если такие слова-ассоциации подобрать для определения урока. Я думаю, на первом месте будут слова с морфемой СО-: сотворчество, сотрудничество, содружество, современный, сострадание.
Я не приемлю определения «Мой урок. На моем уроке». Урок - это результат совместного творчества учителя и учеников. Наш урок! Урок, где интересно всем. Учитель не тот, кто стоит над учениками, а тот, кто вместе с ними. Когда-то мой учитель географии Тамара Григорьевна Алентьева сказала: «Ученики не прощают одного - фальши». Урок - это содружество учителя и учеников. Я дорожу доверием детей, ведь любая фальшь может глубоко ранить, разочаровать, она никогда не пройдет незамеченной.
Новое время требует новых знаний. Учитель должен совершенствоваться, изучать инновационные технологии, чтобы идти в ногу со временем. Современный урок не обходится без компьютерных технологий. Но как сказал Феликс Кривин в одной из лингвистических сказок, «чтобы ПРИдать чему-то новый смысл, необязательно ПРЕдать старый». Личность учителя всегда будет на первом месте, его умение владеть словом, умение увлечь за собой в мир прекрасного, умение быть профессионалом. Умение не только дать определённую сумму знаний, но, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.
На уроках ребята соприкасаются с неповторимой красотой языка произведений русской литературы. И моя задача с помощью этого языка воспитывать в детях любовь, доброту, отзывчивость, понимание, сострадание, справедливость.
Размышляю дальше. Слова, начинающиеся с ПО-: понимание, похвала, победа. Дети острее чувствуют дефицит внимания, доверия. И важно выслушать, дать возможность высказать свое мнение, пусть отличное от других. А как начинают светиться глаза детей, когда вместо критики они слышат похвалу за ответ на уроке, за выразительно рассказанное стихотворение, потому что для кого-то это настоящая победа. Победа, заставляющая поверить в себя, в свои силы. Это ощущение триумфа от победы на олимпиаде или в конкурсе, от написанного приятно меня удивившего сочинения, восторг от самостоятельно сделанного правильного вывода, от найденного ответа на вопрос.
Один из моих учеников сказал после изучения произведения «Маленький принц »: «Теперь я понимаю, что значить быть с одной планеты. И почему говорят, что они с разных планет ». Школа-это тоже своеобразная планета.
Насколько комфортно будет её жителям, какой будет климат, зависит от всех: и учителей, и учеников, и их родителей. И пусть за окном снова холодная осень, ветер и снег, но пока «огонь души», заставляющий творить, мечтать и думать, не гаснет, на этой маленькой планете, под названием школа, будет тепло и уютно.
Бердникова Алевтина Васильевна
Учитель русского языка и литературы
МОУ Новокаолиновая СОШ