- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка литературно-музыкальной гостиной о ставропольских поэтах на тему: Любите Родину свою
Методическая разработка литературно-музыкальной гостиной о ставропольских поэтах на тему: Любите Родину свою
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузакова О.В. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Название - Сценарий внеклассного мероприятия.
Литературная гостиная «Любите Родину свою…».
Автор разработки - учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5
Кузакова Ольга Викторовна
Пояснительная записка.
Сценарий воспитательного внеклассного мероприятия по теме: «Моя малая Родина в произведениях ставропольских поэтов» составлен на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования. Особенность ФГОС общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. В связи с этим актуальными в современном образовании становятся мероприятия, направленные на формирование личностных качеств учеников, где особое место занимают воспитательные мероприятия: литературные гостиные и игры, конкурсы чтецов, презентаций, объединенные общей темой. Широкое поле тем раскрывается благодаря школьному предмету - литература. Итогом изучения жизни и творчества поэтов на уроках по региональному компоненту может стать подобное мероприятие. Личность талантливых людей всегда была примером для подражания, их жизненный путь - стимулом для развития личностных качеств. Воспитательный характер мероприятия усиливается тем, что оно направлено на формирование такого важного человеческого качества, как патриотизм. Воспитание патриотизма, чувства любви к своей стране, к малой Родине становится особенно актуальным в наши дни.
Проводить мероприятие можно в кабинете литературы или в школьной библиотеке, где совместно с сотрудником библиотеки и учениками организовываются выставки книг и рисунков. Мероприятие заключается в проведении литературной гостиной в игровой форме.
В ходе проведения выявляются результаты знаний, полученных учениками на уроках литературы и при дополнительном изучении темы, а также проявляются творческие способности детей. Мероприятие направлено на формирование личностных познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, а также на получение планируемых результатов, прежде всего личностных. Оно проводится в шестых классах во внеурочное время.
Цели: способности видеть и понимать красоту родного края, бережного отношения к его историческому и культурному наследию.
Задачи: Воспитательные: Формирование личностных УУД: способствовать воспитанию у учащихся любви и уважения к своей малой Родине, воспитывать желание проверить и проявить свои знания на внеклассном мероприятии, умение объективно оценивать результаты собственных знаний, уважительно относится к успехам учеников класса.
Обучающие: Формирование познавательных УУД: способствовать развитию интеллекта, памяти при чтении текста стихотворений, мышления при составлении кластеров и ответах на вопросы.
Развивающие: развивать интерес к познанию и сохранению культурного наследия поэтов ставропольского края.
Развитие коммуникативных УУД: формировать чувства коллективизма, умение работать в команде, развитие творческих и артистических способностей обучающихся: умение выступать перед аудиторией.
Развитие регулятивных УУД: развивать волю, внимание, умение контролировать поведение и эмоции, умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
Мероприятие проходит в кабинете литературы или в школьной библиотеке, где организована выставка книг и работ учеников, посвященная творчеству ставропольских поэтов и писателей о малой Родине.
Оборудование: Мультимедийная установка, экран, на нем изображены портреты Ивана Кашпурова и Александра Екимцева, видеоролик «Родное Ставрополье», запись песни «Золотое мое Ставрополье» группы «Фантазеры», презентации и рисунки-иллюстрации учеников, заранее подготовленные к мероприятию, звездочки и шкатулка (для рефлексии), листы бумаги с фламастерами (для кластера и синквейна), оценочные листки для жюри.
Методические рекомендации. Учитель заранее делит класс на две группы-команды, каждая из которых получает задание. Первая команда - подготовить интересное выступление на тему: «Произведения Ивана Кашпурова о малой Родине», вторая - «Произведения Александра Екимцева о малой Родине». Учитель помогает подготовиться каждой из команд, совместно с детьми составляет презентации, помогает подобрать стихотворения и чтецов. На мероприятие приглашается жюри (ученики старших классов).
Список источников: 1. Иван Кашпуров «Высокий свет». Стихи, поэмы.- Ставропольское книжное издательство, 1982. 2. Александр Екимцев «Дедушка Туман».- Ставропольское книжное издательство, 1971 3. Егорова, Л. П. Певец Ставрополья : о ставропольском поэте И. Кашпурове / Л. П. Егорова // Литературное Ставрополье. - 2006. - № 1 - 2. - С. 371 - 379. 4. site:soyuz-pisatelei.ru
Ход мероприятия:
-
Ведущий 1.
Здесь май просторнее,
чем небо,
цветаст, как девичий платок.
И ты,
Каким бы черствым не был,-
Почуешь нежности приток.
-
Ведущий 2. В нашем крае есть горы и равнины, реки и озера, степи и лесные массивы, в нем много берез, тополей, каштанов, самых разнообразных цветов. А в этом (2014) году наш краевой центр - город Ставрополь занял первое место в конкурсе «Самое благоустроенное городское поселение России». И все же самое главное это не только красота, которая нас окружает, но и, то чувство, которое живет в нашем сердце. Чувство безграничной любви к нашей малой Родине - Ставропольскому краю.
-
Просмотр видеоролика «Ставрополье мое» (Приложение 1).
-
Ведущий 1. Ставропольские поэты отдали щедрую дань родному краю. Воспевая его величие, они создали поэтические шедевры.
-
Ведущий 2. Среди поэтов Ставрополья имена Ивана Кашпурова и Александра Екимцева. Именно их творчеству о малой Родине, Ставрополье посвящена наша литературная гостиная, которая будет сегодня проводиться в виде игры-конкурса.
У нас на мероприятии присутствует жюри. (Ведущий представляет учеников старших классов, входящих в состав жюри).
Слово учителя: Хочется пожелать вам быть внимательными, потому что игра включает не только выступления по заранее подготовленным заданиям, но и работу по выступлениям команды соперников. В добрый путь!
1 конкурс: «Визитная карточка». Приветствие команд. Оно должно соответствовать теме задания и состоять из названия, девиза и эмблемы. Приветствуется оригинальная форма творческого выступления по представлению команды.
2 конкурс. «Домашнее задание». Презентация и выразительное чтение стихотворений поэта. Работы подготовлены учениками совместно с учителем до литературной гостиной.
1 команда. Учащиеся представляю презентацию на тему: «Иван Кашпуров-поэт Ставрополья» (Приложение 2).
Выразительное чтение стихотворения И. Кашпурова «Ставрополье».
Я видел Ставрополье на картинах,
В окно вагона, через дым костров…
Лежит оно в равнинах и горбинах,
Лежит на стыке четырех ветров.
Здесь голубые облака гороха
И голубой полыни облака,
И за людьми на динамичный грохот,
В степную марь, торопится река.
Здесь мериносы ноги моют в росах,
Метелки проса - словно бьют ключи,
И от зари расходятся прокосы
Широкие, прямые, как лучи…
Поля вплотную подступили к селам.
Из сел, в разведку выслав тополя,
Сады выходят воинством веселым
И смело наступают на поля.
Ах, Ставрополье, синий край России,
Ты - песня эскадронная отцов.
Меня сады, поля твои растили
Под птичий грай и перезвон овсов.
Мне открывали даль твои рассветы,
А стрепеты - немятую траву…
Куда б меня ни заманили ветры -
Тебя от сердца я не оторву.
Выразительное чтение стихотворения «Триптих о Ставрополе»:
Ты стоишь средь степного раздолья,
белый Ставрополь, радость моя,
и с любого конца Ставрополья
виден явственно, словно маяк.
Два столетья, холмы обживая,
не стареешь ты, Ставрополь мой.
Где не езжу - я гостем бываю,
а к тебе возвращаюсь - домой.
Выразительное чтение стихотворений Ивана Кашпурова: «Моя Калиновка», «Березка», «В родном краю».
Вопросы 1- ой команды 2-ой команде: Какое стихотворение Ивана Кашпурова вам особенно понравилось? Как вы думаете, почему поэта называют певцом Ставрополья?
2 команда. Учащиеся представляю презентацию на тему: «Александр Екимцев о малой Родине и Ставрополье» (Приложение 3).
Выразительное чтение стихотворения «Светите, белые берёзы».
Светите, белые берёзы,
Светите рощам и полям,
Светите пашням и покосам
И одиноким журавлям.
Светите селам и деревням
И тихой речке под мостом,
Пусть проникает свет ваш древний
И в каждый пруд, и в каждый дом.
И в сумрак улиц отдалённых,
Где ни одной берёзы нет,
И на тропинки всех влюблённых
Пусть льётся ваш неяркий свет.
Светите и воде, и суше,
И небесам в полночной мгле,
Пусть проникает свет ваш в души,
Рождённых на моей земле.
И пусть не меркнет свет ваш древний
В любом распахнутом окне,
Светите всей моей деревне,
Светите всей моей стране!
Выразительное чтение стихотворения А Екимцева «Ставрополье».
Паутинок полет,
Золотое жнивье,
Сердце тихо поет:
Ставрополье мое.
С вышины журавли
Плачут светлой росой,
Белый домик вдали,
Словно парус косой.
Все плывет - не плывет,
По степи не спеша
И к душе пристает,
Словно берег - душа.
Прохожу я тропой
С предосеньем вдвоем.
Встал дымок голубой
Над спаленным жнивьем.
Ветерок, ветерок,
Осень льется в разлив.
Как приятен дымок
Нестареющих нив.
Паутинок полет,
Позолота. Жнивье.
Сердце тихо поет:
Ставрополье мое!
Выразительное чтение стихотворений Александра Екимцева «Ставрополь», «Купола Пятигорья».
Вопросы 1 команде (от второй): Как поэт изображает наш край? Стал ли он для него «милым сердцу» краем?
3 конкурс: «Составь синквейн».
Ведущий напоминает правила составления синквейна:
Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Возможные варианты синквейнов:
-
Поэт
Ставропольский талантливый,
Любил, сочинял, восхищал,
Малую Родину не забывал
Кашпуров.
-
Родина
Безграничная ненаглядная
Любил, воспевал, берег
Знаменитый поэт ставропольских степей Екимцев.
4 конкурс: «Составь кластер». Каждая команда составляет кластер по теме выступления команды-соперника. Жюри оценивает по кластерам, насколько каждая команда внимательно слушала выступление другой команды.
5 конкурс: «Лучшая иллюстрация к произведениям ставропольских поэтов о малой Родине». Каждая команда представляет заранее подготовленные иллюстрации по заданной теме. Жюри выставляет оценки командам.
Подведение итогов урока. Жюри оглашает оценки за каждый конкурс и итоговую оценку.
Векдущий 1. Поэзия И.В. Кашпурова о родной природе созвучна поэзии А.Е. Екимцева. Не случайно наша литературная гостиная была посвящена стихотворениям о малой Родине обоих поэтов.
Ведущий 2. Самое ценное в творчестве поэтов, наверное, то, что оно утверждает простые общечеловеческие ценности: быть добрым и честным, любить свою Родину, большую и малую, уметь видеть и ценить исконную природную красоту. Особенно это важно в наше время, время поиска гармонии, смысла жизни, нравственных позиций.
Слово учителя: Ребята! Спасибо вам за подготовку, интересные выступления, активное участие и пусть для вас станут девизом слова Александра Екимцева:
«Любите Родину свою,
Любите, солнечно любите.
Как дети к матери, тянитесь
К ее заречному жнивью…»
Прослушивание песни «Золотое Мое Ставрополье» группы «Фантазеры».
Рефлексия.
Слово учителя: Звезда - символ чего-то прекрасного и недостижимого, как идеал. Пусть каждый, уходя с урока, положит звезду в шкатулку той группы, чье выступление сегодня на уроке было более убедительным и ярким.
8