Методическая разработка литературно-музыкальной гостиной о ставропольских поэтах на тему: Любите Родину свою

    Сценарий воспитательного внеклассного мероприятия по теме: «Моя малая Родина в произведениях ставропольских поэтов» составлен на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования. Особенность ФГОС общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. В связи с этим актуальными в современном образовании становятся мероприятия, направленные на формирование личностных качеств ученико...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Название - Сценарий внеклассного мероприятия.

Литературная гостиная «Любите Родину свою…».

Автор разработки - учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5

Кузакова Ольга Викторовна

Пояснительная записка.

Сценарий воспитательного внеклассного мероприятия по теме: «Моя малая Родина в произведениях ставропольских поэтов» составлен на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования. Особенность ФГОС общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. В связи с этим актуальными в современном образовании становятся мероприятия, направленные на формирование личностных качеств учеников, где особое место занимают воспитательные мероприятия: литературные гостиные и игры, конкурсы чтецов, презентаций, объединенные общей темой. Широкое поле тем раскрывается благодаря школьному предмету - литература. Итогом изучения жизни и творчества поэтов на уроках по региональному компоненту может стать подобное мероприятие. Личность талантливых людей всегда была примером для подражания, их жизненный путь - стимулом для развития личностных качеств. Воспитательный характер мероприятия усиливается тем, что оно направлено на формирование такого важного человеческого качества, как патриотизм. Воспитание патриотизма, чувства любви к своей стране, к малой Родине становится особенно актуальным в наши дни.

Проводить мероприятие можно в кабинете литературы или в школьной библиотеке, где совместно с сотрудником библиотеки и учениками организовываются выставки книг и рисунков. Мероприятие заключается в проведении литературной гостиной в игровой форме.

В ходе проведения выявляются результаты знаний, полученных учениками на уроках литературы и при дополнительном изучении темы, а также проявляются творческие способности детей. Мероприятие направлено на формирование личностных познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, а также на получение планируемых результатов, прежде всего личностных. Оно проводится в шестых классах во внеурочное время.

Цели: способности видеть и понимать красоту родного края, бережного отношения к его историческому и культурному наследию.

Задачи: Воспитательные: Формирование личностных УУД: способствовать воспитанию у учащихся любви и уважения к своей малой Родине, воспитывать желание проверить и проявить свои знания на внеклассном мероприятии, умение объективно оценивать результаты собственных знаний, уважительно относится к успехам учеников класса.

Обучающие: Формирование познавательных УУД: способствовать развитию интеллекта, памяти при чтении текста стихотворений, мышления при составлении кластеров и ответах на вопросы.

Развивающие: развивать интерес к познанию и сохранению культурного наследия поэтов ставропольского края.

Развитие коммуникативных УУД: формировать чувства коллективизма, умение работать в команде, развитие творческих и артистических способностей обучающихся: умение выступать перед аудиторией.

Развитие регулятивных УУД: развивать волю, внимание, умение контролировать поведение и эмоции, умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

Мероприятие проходит в кабинете литературы или в школьной библиотеке, где организована выставка книг и работ учеников, посвященная творчеству ставропольских поэтов и писателей о малой Родине.

Оборудование: Мультимедийная установка, экран, на нем изображены портреты Ивана Кашпурова и Александра Екимцева, видеоролик «Родное Ставрополье», запись песни «Золотое мое Ставрополье» группы «Фантазеры», презентации и рисунки-иллюстрации учеников, заранее подготовленные к мероприятию, звездочки и шкатулка (для рефлексии), листы бумаги с фламастерами (для кластера и синквейна), оценочные листки для жюри.

Методические рекомендации. Учитель заранее делит класс на две группы-команды, каждая из которых получает задание. Первая команда - подготовить интересное выступление на тему: «Произведения Ивана Кашпурова о малой Родине», вторая - «Произведения Александра Екимцева о малой Родине». Учитель помогает подготовиться каждой из команд, совместно с детьми составляет презентации, помогает подобрать стихотворения и чтецов. На мероприятие приглашается жюри (ученики старших классов).

Список источников: 1. Иван Кашпуров «Высокий свет». Стихи, поэмы.- Ставропольское книжное издательство, 1982. 2. Александр Екимцев «Дедушка Туман».- Ставропольское книжное издательство, 1971 3. Егорова, Л. П. Певец Ставрополья : о ставропольском поэте И. Кашпурове / Л. П. Егорова // Литературное Ставрополье. - 2006. - № 1 - 2. - С. 371 - 379. 4. site:soyuz-pisatelei.ru

Ход мероприятия:

  1. Ведущий 1.

Здесь май просторнее,

чем небо,

цветаст, как девичий платок.

И ты,

Каким бы черствым не был,-

Почуешь нежности приток.

  1. Ведущий 2. В нашем крае есть горы и равнины, реки и озера, степи и лесные массивы, в нем много берез, тополей, каштанов, самых разнообразных цветов. А в этом (2014) году наш краевой центр - город Ставрополь занял первое место в конкурсе «Самое благоустроенное городское поселение России». И все же самое главное это не только красота, которая нас окружает, но и, то чувство, которое живет в нашем сердце. Чувство безграничной любви к нашей малой Родине - Ставропольскому краю.

  2. Просмотр видеоролика «Ставрополье мое» (Приложение 1).

  3. Ведущий 1. Ставропольские поэты отдали щедрую дань родному краю. Воспевая его величие, они создали поэтические шедевры.

  4. Ведущий 2. Среди поэтов Ставрополья имена Ивана Кашпурова и Александра Екимцева. Именно их творчеству о малой Родине, Ставрополье посвящена наша литературная гостиная, которая будет сегодня проводиться в виде игры-конкурса.

У нас на мероприятии присутствует жюри. (Ведущий представляет учеников старших классов, входящих в состав жюри).

Слово учителя: Хочется пожелать вам быть внимательными, потому что игра включает не только выступления по заранее подготовленным заданиям, но и работу по выступлениям команды соперников. В добрый путь!

1 конкурс: «Визитная карточка». Приветствие команд. Оно должно соответствовать теме задания и состоять из названия, девиза и эмблемы. Приветствуется оригинальная форма творческого выступления по представлению команды.

2 конкурс. «Домашнее задание». Презентация и выразительное чтение стихотворений поэта. Работы подготовлены учениками совместно с учителем до литературной гостиной.

1 команда. Учащиеся представляю презентацию на тему: «Иван Кашпуров-поэт Ставрополья» (Приложение 2).

Выразительное чтение стихотворения И. Кашпурова «Ставрополье».

Я видел Ставрополье на картинах,

В окно вагона, через дым костров…

Лежит оно в равнинах и горбинах,

Лежит на стыке четырех ветров.

Здесь голубые облака гороха

И голубой полыни облака,

И за людьми на динамичный грохот,

В степную марь, торопится река.

Здесь мериносы ноги моют в росах,

Метелки проса - словно бьют ключи,

И от зари расходятся прокосы

Широкие, прямые, как лучи…

Поля вплотную подступили к селам.

Из сел, в разведку выслав тополя,

Сады выходят воинством веселым

И смело наступают на поля.

Ах, Ставрополье, синий край России,

Ты - песня эскадронная отцов.

Меня сады, поля твои растили

Под птичий грай и перезвон овсов.

Мне открывали даль твои рассветы,

А стрепеты - немятую траву…

Куда б меня ни заманили ветры -

Тебя от сердца я не оторву.

Выразительное чтение стихотворения «Триптих о Ставрополе»:

Ты стоишь средь степного раздолья,
белый Ставрополь, радость моя,
и с любого конца Ставрополья
виден явственно, словно маяк.
Два столетья, холмы обживая,
не стареешь ты, Ставрополь мой.
Где не езжу - я гостем бываю,
а к тебе возвращаюсь - домой.

Выразительное чтение стихотворений Ивана Кашпурова: «Моя Калиновка», «Березка», «В родном краю».

Вопросы 1- ой команды 2-ой команде: Какое стихотворение Ивана Кашпурова вам особенно понравилось? Как вы думаете, почему поэта называют певцом Ставрополья?

2 команда. Учащиеся представляю презентацию на тему: «Александр Екимцев о малой Родине и Ставрополье» (Приложение 3).

Выразительное чтение стихотворения «Светите, белые берёзы».

Светите, белые берёзы,
Светите рощам и полям,
Светите пашням и покосам
И одиноким журавлям.

Светите селам и деревням
И тихой речке под мостом,
Пусть проникает свет ваш древний
И в каждый пруд, и в каждый дом.
И в сумрак улиц отдалённых,
Где ни одной берёзы нет,
И на тропинки всех влюблённых
Пусть льётся ваш неяркий свет.
Светите и воде, и суше,
И небесам в полночной мгле,
Пусть проникает свет ваш в души,
Рождённых на моей земле.
И пусть не меркнет свет ваш древний
В любом распахнутом окне,
Светите всей моей деревне,
Светите всей моей стране!

Выразительное чтение стихотворения А Екимцева «Ставрополье».

Паутинок полет,

Золотое жнивье,

Сердце тихо поет:

Ставрополье мое.

С вышины журавли

Плачут светлой росой,

Белый домик вдали,

Словно парус косой.
Все плывет - не плывет,

По степи не спеша

И к душе пристает,

Словно берег - душа.

Прохожу я тропой

С предосеньем вдвоем.

Встал дымок голубой

Над спаленным жнивьем.

Ветерок, ветерок,

Осень льется в разлив.

Как приятен дымок

Нестареющих нив.

Паутинок полет,

Позолота. Жнивье.

Сердце тихо поет:

Ставрополье мое!

Выразительное чтение стихотворений Александра Екимцева «Ставрополь», «Купола Пятигорья».

Вопросы 1 команде (от второй): Как поэт изображает наш край? Стал ли он для него «милым сердцу» краем?

3 конкурс: «Составь синквейн».

Ведущий напоминает правила составления синквейна:

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Возможные варианты синквейнов:

  1. Поэт

Ставропольский талантливый,

Любил, сочинял, восхищал,

Малую Родину не забывал

Кашпуров.

  1. Родина

Безграничная ненаглядная

Любил, воспевал, берег

Знаменитый поэт ставропольских степей Екимцев.

4 конкурс: «Составь кластер». Каждая команда составляет кластер по теме выступления команды-соперника. Жюри оценивает по кластерам, насколько каждая команда внимательно слушала выступление другой команды.

5 конкурс: «Лучшая иллюстрация к произведениям ставропольских поэтов о малой Родине». Каждая команда представляет заранее подготовленные иллюстрации по заданной теме. Жюри выставляет оценки командам.

Подведение итогов урока. Жюри оглашает оценки за каждый конкурс и итоговую оценку.

Векдущий 1. Поэзия И.В. Кашпурова о родной природе созвучна поэзии А.Е. Екимцева. Не случайно наша литературная гостиная была посвящена стихотворениям о малой Родине обоих поэтов.
Ведущий 2. Самое ценное в творчестве поэтов, наверное, то, что оно утверждает простые общечеловеческие ценности: быть добрым и честным, любить свою Родину, большую и малую, уметь видеть и ценить исконную природную красоту. Особенно это важно в наше время, время поиска гармонии, смысла жизни, нравственных позиций.

Слово учителя: Ребята! Спасибо вам за подготовку, интересные выступления, активное участие и пусть для вас станут девизом слова Александра Екимцева:

«Любите Родину свою,
Любите, солнечно любите.
Как дети к матери, тянитесь
К ее заречному жнивью…»

Прослушивание песни «Золотое Мое Ставрополье» группы «Фантазеры».

Рефлексия.

Слово учителя: Звезда - символ чего-то прекрасного и недостижимого, как идеал. Пусть каждый, уходя с урока, положит звезду в шкатулку той группы, чье выступление сегодня на уроке было более убедительным и ярким.

8


© 2010-2022