Урок по русскому языку на тему Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку. 6 класс.

Учитель: Пономарева Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №56

Тема урока: Личное письмо.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся со структурой письма, его характеристиками по различным основаниям, видами личного письма, обучать монологической и диалогической речи.

2. Развивать мышление, воображение, речь в процессе общения, дикцию.

3. Совершенствовать навыки вежливого общения, прививать чувства доброжелательности, внимательности к адресату, воспитывать коммуникабельную личность.

Предварительная подготовка:

1. Опережающие задания:

* Из истории письма

* Функции эпистолярного жанра.

2. Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино».

3. Написание писем-сочинений:

* «Другу с просьбой приехать на каникулы».

* «Письмо президенту».

* «Поздравления другу с победой в шахматном турнире».

* «Письмо дедушке с благодарностью за присланный подарок».

Оборудование:

Учебник: Учебник русского языка. 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 частях /под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: ООО «С-инфо», ООО «Баласс», 2004г.; видеофрагмент.

Ход урока.

I. Мотивация.

1. Приветствие.

2. Дыхательная гимнастика.

Учитель: Как обычно, урок мы с вами начнём с дыхательных упражнений.

· Представим, что мы попали в цветочный магазин. Сколько запахов кругом! Вдохнём глубоко…. Ещё!

· А сейчас каждый из вас стал именинником. Задуем на торте одну свечу… 5 свечей…. 10 свечей.

Молодцы!

3. Мы с вами начали изучение различных речевых жанров: устных и письменных. С одним из них мы познакомимся сегодня на уроке. А вот с каким, догадайтесь об этом сами, просмотрев фрагмент из хорошо известного вам, думаю, любимого мультфильма.

( Просмотр отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашина»)

- Из какого мультфильма отрывок вы просмотрели?

- С каким речевым жанром мы познакомимся сегодня на уроке?

( жанр письма).

Тема нашего урока - Личное письмо. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с жанром письма, рассмотрим особенности, виды личных писем. Работать вы будете в группах.

II. Изучение нового материала.

1. Учитель: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, зачем нам знакомиться с жанром письма, ведь сейчас век электронной почты и мобильной связи, и жанр письма становится неактуальным. Согласны вы со мной?

(выслушивание ответов)

- С этим утверждением трудно спорить. И всё-таки очень приятно получить письмо от родных и близких. А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?

( им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Н. Кузовлёвой «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены…» Надеюсь, вы без труда ответите, в чём смысл эпиграфа?

2.Давайте выясним, что такое письмо, его этимологию. А поможет нам в этом словарь иностранных слов. Найдите, пожалуйста, в словаре слово "эпистола». ( работа со словарём)

Эпистола,-ы,ж.(греч. epistole < epistello посылаю,отправляю).Письмо, послание

Эпистолярный,-ая (фр. йpistolaire < греч. - см. эпистола]. 1. Относящийся к частной переписке, письмам. Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму переписки. Э. роман (роман в письмах).

3.Учитель: Я думаю, вам интересно будет узнать о том, как было написано самое первое письмо. Об этом нам рассказал английский сказочник, писатель Джозеф Редьярд Киплинг.

( индивидуальное задание учащемуся)

Жила на свете девочка по имени Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но им не повезло: у отца сломалось копье. Девочка придумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье. Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности еще не существовало.

А в это время по берегу реки шел Незнакомец, который не понимал их языка.

Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры она нацарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке.

Таффи подумала, что на этих картинках все понятно. Однако незнакомец прочел эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи - вождь племени и что он в опасности. "Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон",- подумал он. За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила. "Я пойду и приведу ему на выручку все его племя", - решил незнакомец.

И уж совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама прочла его так: Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо - это только полдела: нужно еще его прочитать.

Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: "О, Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие! Придет день, когда люди назовут его умением писать!".

Учитель: Понравилась вам сказка? Да, видите, как трудно было в древности распространить какое-либо известие. Нужно было либо долгие месяцы долбить зубилом неподатливый камень, либо обжигать глиняные таблички.

В сказке Киплинга забавно рассказано и о другой трудности. Если написавший придавал письменным знакам одно значение, то читающий порой их не понимал или имел ввиду совсем другое.

- Знаете ли Вы из чего изготовляли первые письма?

(из глины, ракушек, из верёвок различной длины)

Учитель: За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Они высекали надписи на скалах, на каменных плитах, вырезали на костях, чертили на глиняных дощечках. А позже на металлических, бронзовых, свинцовых. На юге писали на пальмовых листьях, а в древнем Новгороде - на бересте. Примерно 5 тыс.лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус - тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал - специально выделанная кожа молодых животных - пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии. Бумага - одно их величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в V веке в Китае, затем в XII-XIII вв. в государствах Европы.

4. Учитель: Ребята, куда пишут письма? Кому?

( ответы учащихся)

В зависимости от того, кому мы адресуем письмо, выделяют деловые письма и личные. А вот чем личное письмо отличается от делового? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним упражнение 57 учебника ( стр. 54).

( Чтение писем)

Беседа:

-Кто адресат каждого письма? (адресат - тот, кто получает письма)

(в 1 - близкий человек, друг, неофициальное лицо

Во 2 - лицо официальное, малознакомое или незнакомое)

- Кто адресант писем?

( в 1 - близкий человек, друг; во 2 - оргкомитет, незнакомая группа людей)

- О чём сообщается в каждом письме? Как?

( в 1 - личная, эмоциональная информация; во 2 - деловая информация)

- Определите коммуникативную задачу каждого адресанта. С какой целью написано письмо?

( в 1 - просьба написать ответ; благодарность за письмо и извинение; во 2 - оповестить (сообщить), что выполнили просьбу)

Учитель: Ребята, подготовьте полный ответ на вопрос: чем отличаются личные письма от деловых? Можете посовещаться в группах.

( выслушивание нескольких монологических ответов учащихся)

5. Учитель: Несмотря на то, что между личным и деловым письмом столько различий, нет ли чего-то общего в этих письмах?

(одинаковые части).

Учитель: Да, письма (будь они личные или деловые) отличаются своей особой композицией. Давайте все вместе выделим композиционные части письма.

Алгоритм написания письма.

1.Каждое письмо начинается с приветствия и с обращения к адресату.

- Какие обращения употребляете вы, когда пишете письмо?

( в зависимости от того, кто адресат: к маме - дорогая моя, мамуля; к подруге - привет,…; к учителю - уважаемая Р.М.)

2.Вступление (извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания)

3.Основная часть (изложение информации, интересующей адресата)

4.Заключение (выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания)

5.Подпись. Дата.

6. Учитель: Ребята, какая же я забывчивая! Ведь сегодня мне принесли какие-то письма. Обратного адреса на конвертах нет. Давайте прочтём их.

1.Дорогие мои дети,

Очень-очень вас прошу:

Мойтесь чаще, мойтесь чище,

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним.

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья, ваш Тувим.

- Какого характера это письмо? С какой целью оно написано? Как можно назвать это письмо?

(это личное письмо-просьба, в котором Тувим просит детей соблюдать правила гигиены)

2.Анна Константиновна!

Вам за давней давностью

И не вспомнить неслуха

С чёлочкой торчком.

Шлю Вам запоздалое

Слово благодарности

За мои чернильные

Палочки крючком.

Анна Константиновна!

Если Вы позволите,

К Вам на арифметику

В детство удеру -

Поучиться заново

Крестикам и ноликам

Самой главной грамоте -

Правде и добру.

Анна Константиновна!

А в конце послания

Вам желает радостей

И хороших слов

Ваш не отличавшийся

По чистописанию

С третьей парты - помните -

Лёша Иванов.

- Как назовём это письмо?

(это личное благодарственное письмо, в котором взрослый уже человек благодарит свою первую учительницу)

3.Милые ребята!

Поздравляю вас с наступающим днём всех влюблённых!

Мы желаем счастья вам,

Счастья в этом мире большом!

Как солнце по утрам,

Пусть оно заходит в дом.

Мы желаем счастья вам,

И оно должно быть таким -

Когда ты счастлив сам,

Счастьем поделись с другим!

- Как можно назвать это письмо?

(это письмо-поздравление, так как в нём адресант желает ребятам счастья)

Учитель: Ребята, все письма, которые пришли нам, личные. В зависимости от коммуникативной задачи, на какие виды делятся личные письма?

( 3 вида личных писем: письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо)

III. Творческая работа

1.Учитель: Написать интересное письмо - настоящее искусство.

- Как вы считаете, каким правилам должно подчиняться написание письма? Нужно ли соблюдать этикет?

( Письмо должно быть грамотным, аккуратным, корректным, не грубым, не обидным, последовательным, чтобы быть понятным)

- Риторик, герой нашего учебника, даёт вам советы и наставления, как писать письмо. Давайте их прочтём ( страница 59)

- Используя советы риторика, знания, полученные сегодня на уроке, алгоритм написания письма, правила заполнения конверта (этому мы учились с вами в 5 классе на уроке русского языка; без адреса ваше письмо не дойдёт до адресата), слова - подсказки в учебнике, каждая группа получает задание написать один из видов письма. Листочки с заданиями у вас на партах.

Задания:

1. Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.

2. Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.

3. Напишите письмо другу, которого вы поздравляете с победой в шахматном турнире.

Не забудьте подписать конверт, чтобы ваше письмо дошло до адресата.

2.Чтение работ.

IV. Подведение итогов.

Подошёл к концу наш урок.

- Для чего нужны письма?

- Как называется жанр письма?

-Какие виды писем вы знаете?

- Какие композиционные части выделяются в письме?

Учитель: Вы сегодня молодцы! Работали все группы на отлично.

V. Домашнее задание.

Напишите личное письмо (любое) кому-нибудь из своих родных или знакомых, поздравив, например, с днём святого Валентина - днём всех влюблённых.


© 2010-2022