Рабочая программа по русской литературе 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка

Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004) и программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, И.О.Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008)

Структура документа


Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки семиклассников.

В седьмом классе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции, а также с проблемой соотношения художественного произведения с автором, характерами героев

В VII классе учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 классных сочинения).


Общая характеристика учебного предмета


Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, а также изученного в пятом - шестом классах, закладывающих основы литературного образования. В седьмом классе необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы 7 класса опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ произведения;

  • составление планов;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели

Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основной школы усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы и сохраняет за учеником право выбора.

Место литературы в федеральном базисном учебном плане

По учебному плану (2011-2012 учебный год) на изучение литературы отводится 2 часа из федерального компонента. (2 часа в неделю, всего 68 часов)


Обще учебные умения, навыки и способы деятельности


Программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

  • продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки семиклассников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

В 7 классе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Программное и учебно-методическое обеспечение


  1. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ 2004.

  2. Литература. 7 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина. - 15-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010

3. Методическое обеспечение: 1) Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Метод. советы.

2) Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по лит-ре: 7 кл.: К учебнику В.Я.Коровиной «Лит-ра. 7 кл.»

3) Еремина О.А. Поурочное планирование по лит-ре. 7 кл.: к учебнику-хрестоматии «Лит-ра. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреж-дений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др.»

4) Лит-ра. 7 кл.: Поурочные планы. (по учебнику В.Я.Коровиной)/ Сост. Скоркина Н.М.5) Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по лит-ре. 7 кл.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 7 КЛАССА

(68 часов )

Вводный урок. (1 час) Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

УНТ.(5 часов)

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Микула - носитель лучших человеческих качеств. Киевский цикл былин. «Садко». «Илья Муромец и Соловей - Разбойник». Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала». Пословицы и поговорки.

Древнерусская литература. (3 часа). Понятие о древнерусской литературе. Жанры древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Фольклорные мотивы.

Из русской литературы XVIII века. (2 часа).

Михаил Васильевич Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова. Слово о поэте и ученом. Теория «трёх штилей». . «К статуе Петра Великого», « Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Теория. Ода.

Гавриил Романович Державин - поэт и гражданин. Краткий рассказ о поэте. Своеобразие поэзии Г. Р. Державина. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание».

Из русской литературы XIX века. 27(часов)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. История в произведениях. Поэма «Полтава». «Медный всадник». Историческая основа поэмы «Медный всадник». «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. «Повести Белкина». Жанровое своеобразие.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Язык и стих. Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Тарас Бульба. История создания повести. Художественные Эпоха и герои. Историческая основа повести. Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. Художественные особенности повести.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…».

А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

М.Е.Салтыков - Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».

Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина».

Из русской литературы XX века. (22 часов).

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Изображение быта и характеров. «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение…». Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя.

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей.

Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова.

Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади».

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи.

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.

Тихая моя Родина…» (1 час)

5Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Соло-губ «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина».

Песни на стихи русских поэтов XX века (1 час)

И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки».

Из литературы народов России (1 час)

Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…», из цикла «Восьмистишия». Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Зарубежная литература (5 часов)

Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…».

Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра.

О.Генри. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе.

Р.Д. Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.





Учебно-тематический планирование


Раздел, кол-во часов, тема урока

Содержание

Тип, форма

урока

Планируемый результат

Формы

контроля

Информац-ое сопровождение

Сроки проведения


План.

Факт.



Введение (1 час)



1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.


Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса 7 класса.

Вводный урок. Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: образную природу словесного искусства

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного Владение монологической и диалогической речью

Проверка читательских дневников

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 3-7





Устное народное творчество (5 часов)



2

Предания как поэтическая автобиография народа.

Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предания как жанр фольклора.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: предание как жанр УНТ

Уметь: пересказывать текст предания

Владение монологической и диалогической речью

Сформулировать вопросы к текстам преданий

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 7-10




3

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.

Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.

Исторические и художественные основы былины. Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула - эпический герой, носитель лучших человеческих качеств. Сказка и былина.


Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин; самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

Чтение наизусть отрывка из былины

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 11-124




4

Былины «Илья Муромец и Соловей - Разбойник», «Садко».


Киевский цикл былин. Илья Муромец - носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы.

Урок внеклассного чтения.

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин; самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

Презентация





5

«Калевала». Карело-финский мифологический эпос.

Героический эпос в мировой культуре. Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций. Обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Урок внеклассного чтения.

Знать: своеобразие карело-финского мифологического эпоса

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия героического эпоса

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 36-41




6

Пословицы и поговорки.

Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: пословицы на выбор наизусть; тематическое многообразие пословиц и поговорок

Уметь: отличать пословицу от поговорки

Анализ языка пословиц

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 42-44






Из древнерусской литературы (2 часа)




7

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

Понятие о древнерусской литературе. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы. Жанры древнерусской литературы. Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Жанр и композиция "Поучения". Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".

Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого уму и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»)


Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: основы христианской морали, воспринимать и анализировать древнерусский текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы;

Свободная работа с

текстами; владение

монологической и

диалогической

речью.

Работа с текстами древнерусских произведений

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 51-53




8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности

Историческая основа повести, идейно-художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: структуру повести, образы Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст Владение

монологической и

диалогической

речью

Составить план пересказа повести

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 54-63




9

Итоговая письменная работа по разделам «УНТ», «Древнерусская литература»

Сочинение на одну из тем:

  1. Какое воплощение нашла народная мудрость в произведениях УНТ?

  2. Что воспевает народ в героическом эпосе?

  3. Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси?

  4. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?

Урок развития речи

Составление плана, тезисов, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;


Сочинение







Из русской литературы 18 века (2 часа)




10

М.В.Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество

Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». Жанр оды. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия… 1747 г.» Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: оду как жанр, теорию «трех штилей» Уметь: воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать

Владение

монологической и

диалогической

речью

Анализ текста оды. Отрывок из «Оды…» наизусть

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 64-67, презентация.




11

Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г. Р. Державина.


Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: особенности поэтических произведений поэта, их тематику

Уметь: воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать

Владение

монологической и

диалогической

речью

Анализ стихотворений

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 68-71





Из русской литературы 19 века (27 часов)29



12

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Тема судьбы в балладе.






Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции, своеобразие языка. Понятие о жанре баллады.







Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: понятие о балладе, об использовании фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий

Уметь: анализировать поэтическое произведение, выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев

Отрывок наизусть

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 72-74, 82-86, презентация




13

А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок).

Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Сопоставление героев. Авторское отношение к героям.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: понятие о поэме, о литературном герое, конфликте, элементах сюжета

Уметь: анализировать текст, сравнивать героев, выявлять авторскую позицию

По желанию - сочинение «Петр Великий и его противники в поэме «Полтава





14

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок).

Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: понятие о лирике, лирическом герое, своеобразие жанра поэмы, композицию произведения

Уметь: анализировать поэтическое произведение

Отрывок из поэмы наизусть

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 77-79, презентация




15

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

Образ летописца как образ древнерусского писателя.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: что такое трагедия, образ летописца, самозванство в понимании Пушкина Уметь: анализировать поэтическое произведение.

Уметь: строить рассуждение на нравственно-этические темы

Анализ эпизода Отрывок наизусть

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 89-96




16

Проза А.С.Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

Произведение из цикла «Повести Белкина». Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя.

История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса.


Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; содержание понятия «образ».

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы

Анализ эпизода

+ (по желанию - сочинение «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом»)

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 97-113, презентация




17

Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина.

Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. «Повести Белкина». Жанровое своеобразие. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести в истории русской литературы.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; содержание понятия «образ».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы; выявлять авторскую позицию






18

М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта.

Слово о поэте. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: мастерство в создании художественных образов.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

Наизусть одно из стихотворений

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 114-117




19

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…".

Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения, их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание поэмы, его историческую основу; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Художественный пересказ

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 118-137, презентация




20

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. .. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Язык и стих. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание поэмы, его историческую основу; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Наизусть отрывок из песни





21

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести. Художественные особенности повести.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание повести.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы

Викторина на знание творчества Н.В.Гоголя.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 141-144




22

Тарас Бульба и его сыновья.

Герои в начале повести. Описание быта семьи. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия. Роль художественной детали. Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбами героев.

Урок - сравнительный анализ

Знать: содержание повести.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы

Остап и Андрий - сопоставительная характеристика героев.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 144-212




23

Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.

Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Остап и Андрий в бою. Принцип контраста в их изображении. Различие жизненных позиций. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга. Осуждение предательства.

Урок-семинар

Знать: нравственную проблематику повести, средства раскрытия характеров героев

Художественный пересказ

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 144-212




24

Героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества.

Урок-семинар

Знать: нравственную проблематику повести, средства раскрытия характеров героев

Наизусть речь о товариществе.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 144-212, презентация




25

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск информации на заданную тему

Урок развития речи

Знать: содержание повести; строение письменного высказывания

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное


Сочинение





26

И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

Слово о писателе. История создания и тематика сборника. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе «Бежин луг». Художественные особенности произведения.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание понятия «пейзаж» Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию

Художественный пересказ

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 212-223



27

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла.

Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», («Воробей). Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Русский язык как духовная опора человека.


Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: своеобразие стихотворений в прозе Уметь: анализировать поэтику стихотворений в прозе Уметь: самостоятельно исследование художественного своеобразия стихотворений в прозе: лиричность, музыкальность, философские раздумья

«Русский язык» (наизусть)

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 224-225




28

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.


Слово о поэте. Историческая основа поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств. Верность долгу. Развитие понятия о поэме.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: сюжет и композицию поэмы Уметь: анализировать эпизод художественного произведения

Отрывок наизусть

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 227-244




29

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Стихи поэта о судьбе народа. Образ родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельце роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими. Стихотворение «Вчерашний день в часу шестом».

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах

Отрывок наизусть

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 245-250




30

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».


Слово о Толстом. Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание баллад, определение жанра баллады, образную природу баллад

Уметь: выделять жанровые признаки баллады, выявлять авторскую позицию Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Составить краткий словарь устаревших слов.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 251-260




31

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры.

Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатирическое изображение нравственных и социальных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. Сатира, гротеск и юмор. Элементы народной сказки повествовании.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика»

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера

Художественный пересказ

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 261-275, презентация




32

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».

Обличение нравственных пороков общества.

Своеобразие сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.

приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке.

Внеклассное чтение.

Знать: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика»

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера

Художественный пересказ, составление таблицы «Сильные и слабые стороны характера героя».





33

Сатира и юмор в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве».

Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно - художественный смысл сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения в сказках. Эзопов язык.

Развитие речи.

Знать: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика»

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера

Устное сочинение- рассуждение.





34

Литературный ринг по произведениям

Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева, М.Е. Салтыкова - Щедрина.

Урок контроля

Знать: проблематику, идейно-художественное содержание изученных произведений

Уметь: строить развернутые высказывания на проблемный вопрос с опорой на текст, делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях

Тест





35

Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер повести. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого автора.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: что такое «автобиографическая повесть»

Выборочный пересказ, комментирование

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 276-279. презентация




36

Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.

Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.

Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: что такое самоанализ и самооценка героя

Сжатый пересказ.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр280-296




37

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа Средства создания комического в рассказе.


Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: сюжет и образную систему рассказов; говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали; язык персонажей

Уметь: давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему

Тест по рассказу.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр297-305




38

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

Живая картина нравов.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: тему, основную идею, систему образов рассказа

Уметь: высказать впечатление от прочитанного произведения

Устное высказывания на морально- этическую тему


Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 306-312




39

Смех и слезы в «маленьких» рассказах А.П.Чехова.

Живая картина нравов. Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».


Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: тему, основную идею, систему образов рассказа

Уметь: высказать впечатление от прочитанного произведения

Художественный пересказ текста

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 306-312




40

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

Чтение и анализ стихотворений .В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Развитие речи.

Знать: особенности поэтического текста

Уметь: анализировать поэтический текс

Наизусть одно стихотворение на выбор

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 313-317





Из русской литературы 20 века (22 часа) 20




41

И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: что называют психологическим рассказом

Уметь: выявить авторское отношение

Отзыв на рассказ.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 3-18




42

И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

Тема, идея рассказа. Композиция. Философские размышления писателя о связи человека и природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина - прозаика. Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.


Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание понятия «деталь художественного произведения»

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы, показывать выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина

Рассуждение на нравственно-этические темы





43

М.Горький. «Детство». Автобиографический характер повести.

Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.


Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: автобиографический характер повести, содержание повести; нравственную проблематику

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции

Художественный пересказ текста

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 19-21




44

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

Бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: причины поступков героев Уметь: давать характеристику литературному герою

Характеристика героев.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 22-83




45

Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство».

Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героев.

Развитие речи.

Знать: причины поступков героев Уметь: давать характеристику литературному герою

Анализ эпизода

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 22-83




46

«Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Подвиг во имя людей. Готовность к самопожертвованию. Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола).

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: поступок литературного героя и его нравственный мотив

Уметь: найти черты романтического в легенде

Словесное иллюстрирование.

Художественный пересказ легенды.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 84-88




47

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение…». Роль поэзии в жизни человека и общества.

Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: взгляд поэта на роль поэзии в жизни людей, содержание стихотворения

Уметь: воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, понимать гуманистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; через выразительное чтение выявлять авторскую позицию, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

Наизусть стихотворение.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 100-109




48

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя и его сочувствие ко всему живому.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание стихотворения

Уметь: воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, понимать гуманистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; через выразительное чтение выявлять авторскую позицию, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

Наизусть стихотворение.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 110-112




49

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.

Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Внеклассное чтение.

Знать: формирование отношения к событиям и героям рассказа

Составление цитатного плана произведения.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 89-99




50

А.П.Платонов. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: изображение мира и человека в рассказе

Уметь: анализировать поступки и характер главного героя

Тест по рассказу.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 113-138




51

Час мужества. (интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны)


Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, «Мужество», К.Симонова «Жди меня», А.Твардовского «Я убит подо Ржевом», А.Суркова «Песня смелых», Н.Тихонова.

Внеклассное чтение

Знать о реализации военной тематики в РЛ

Наизусть 1-2 стихотворения на выбор

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 15-158




52

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы рассказа.

Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Понятие о литературной традиции.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: понятия «рассказ» и «антитеза» Уметь: читать и анализировать проблематику рассказа

Составить план рассказа.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 159-167




53

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать творчество Носова, особенности его рассказов Уметь: читать и анализировать проблематику рассказа

Тест по рассказу

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 168-179




54

Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: психологизм произведения, нравственный выбор героя и его мотив Уметь: анализировать поступки героев

Составить цитатный план своего рассказа о мальчиках.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 180-196




55

«Тихая моя Родина…» Стихотворения о родной природе.

В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина». Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

Внеклассное чтение

Знать: особенности лирики как рода литературы; литературные приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение Уметь: анализировать тропы

Наизусть одно стихотворение на выбор

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 212-219




56

Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

Внеклассное чтение

Знать: способы создания поэтических образов.

Уметь: читать и анализировать поэтический текст


Анализ стихотворения.


Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 139-143




57

А.Т.Твардовский Философские проблемы в лирике Твардовского. Пейзажная лирика.

Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: тематику пейзажной лирики Твардовского, ее мотивы - мотивы перемен, обновления и надежд, связанные с мотивом вечного движения в природе; пафос

«Снега потемнеют синие…» (наизусть)

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 144-149




58

Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи.

Слово о писателе, публицисте, ученом, гражданине. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: публицистику, публицистические произведения


Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 197-204




59

Смех М.М.Зощенко (по рассказу «Беда»)

Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе. «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона». (М. Горький)

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать творчество Зощенко, содержание его рассказов.

Уметь: находить «смешное» и «грустное» в рассказах Зощенко

Отзыв на рассказ.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 205-212





Из литературы народов России (1 час)




60

Расул Гамзатов «опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда…». Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни..

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: особенности художественной образности дагестанского поэта Уметь: анализировать тему и идею произведения и ее реализацию через изобразительные средства

Выразительное чтение стихотворения

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 225-227





Из зарубежной литературы (8 часов)





61

Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: образ-настроение, образ, представление

Уметь: выразительно читать поэтический текст

Выразительное чтение поэтического текста

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 228-232




62

Дж.Г.Байрон. «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта.

Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…». Героические мотивы лирики Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: вольнолюбивая поэзия

Прославление подвига во имя свободы Родины.

Выразительное чтение поэтического текста

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 233-235




63

Японские трехстишия (хокку).

Особенности жанра.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: жанры японской поэзии

Выразительное чтение поэтического текста

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 235-240




64

Д. Олдридж «Последний дюйм»

Взаимоотношения родителей и детей.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.


Пересказ





65

О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Слово о писателе. Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе. Поэтический гимн благородство и любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание рассказа

Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы

Письменный ответ на вопрос «Как проявляется душевная красота героев?»

Самостоятельная творческая работа

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 241-248











66

Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - Мечта о победе добра.

Слово о писателе. Фантастический рассказ-предупреждение. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание рассказа

Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы

Пересказ

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 249-262




67

Э. По «Последняя шутка» Лягушонка».

Слово о писателе. Тематика произведений

Внеклассное чтение

Знать: содержание рассказа

Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы

Пересказ





68

Д. Лондон «Сказание о Кише»

Тема достоинства человека.

Итоговый урок.

Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями .

Итоговый тест.






В результате изучения литературы ученик должен

знать

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. сопоставлять литературные произведения;


© 2010-2022