Урок-обобщение на тему Имя существительное учителя русского языка и литературы Калининой Г. Г

Урок русского языка в 6 классе с элементами субъективизации Тема: обобщение по теме «Имя существительное». Цель: обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное», формировать языковую компетенцию, развивать умения делать самостоятельные выводы, навыки работы в группах, творческое мышление средствами субъективизации, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе. Оборудование: мультимедийная доска, карточки, учебник. Тип урока: обобщение, закрепление выученного матер...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе с элементами субъективизации

Тема: обобщение по теме «Имя существительное».

Цель: обобщить знаний учащихся по теме «Имя существительное», формировать языковую компетенцию, развивать умения делать самостоятельные выводы, навыки работы в группах, творческое мышление средствами субъективизации, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная доска, карточки, учебник.

Тип урока: обобщение, закрепление выученного материала.

Деяние есть живое единство теории и практики.

Аристотель

Содержание урока

1) Мобилизующий этап

Добрый день. Сегодня мы снова переносимся в страну «Морфологию». Прочитайте, пожалуйста, эпиграф и скажите, какие действия при этом будем применять.

Вы правильно определили, что главное для нас сегодня - применить теорию на практике.

Не будем терять время.

Слайд 2 Портрет К.Паустовского. Творчество Паустовского само по себе есть проявление огромной, неистребимой любви к русской земле, к русской природе.

Слайд 3 Паустовский выпустил в 1937 году малюсенький сборник рассказов о природе Мещерского края «Летние дни». «Но именно с этой книжки в русскую литературу вступил тот Константин Паустовский, которого узнает и полюбит вся читающая страна - великолепный мастер лирического письма, поэт подлинной красоты неброского пейзажа Средней России», - писал исследователь Михаил Холмогоров.

Вот перед вами текст. Автор его - Константин Паустовский. Мещерская сторона - один из любимейших уголков природы.

- Прочитайте текст, сформулируйте задания к тексту. Не забывайте о том, что мы изучали на предыдущих уроках.

Слайд4

1) "В Мещер..ком крае нет никаких особ..нных кра..от и бога…ств, кроме лесов, л…гов и прозрачного воздуха. Но все же край эт..т об…адает бол..шой пр..тяга…ельной силой.

Цв..тущие или скошен…ые луга, сосно..ые боры, поемные и лесные озера, заросшие ч..рной кугой, стога, пахну..ие сухим и теплым сеном". (К. Г. Паустовский)

(Вставить пропущенные буквы)

2)

С




(Из букв составить слово).

Рефлексия

2. Формулировка темы и целей урока обучающимися

- На основе составленного слова, сформулируйте тему и цели урока по опорным словам.

Тема: имя существительное.

Цели: обобщить (знания, полученные на уроках об имени существительном)

закрепить (грамматические признаки имени существительного, его синтаксическую роль).

3. Закрепление выученного материала

Сегодня мы будем работать в группах.

Слайд 5 Команда - это значит вместе. Команда - все за одного, здесь все по совести и чести, здесь не обидят никого.

Проанализируйте материал и сделайте вывод.

Выпишите из текста слова определенной языковой категории в соответствии с темой нашего урока.

1 группа

трава

травы

( категория числа)

2 группа

край

красота

озеро

(категория рода)

3 группа

сила

лес

прелесть

?

(склонение)

4. Словарно-орфографическая работа

1. Найдите словосочетание, в котором главное слово - имя существительное, а зависимое обозначает цветовую гамму.

(черная куга)

Слайд 6 Куга - водное растение, озерный камыш. Иллюстрации.

Найдите слово, образованное суффиксальным способом от имени собственного.

? - Мещерский

От какого слова оно образовано?

Мещера - историческая область в России.

5. Ассоциативный куст

Какова тема текста?

(Восхищение и любование природой Мещерского края).

Подберите слова по теме природа, пользуясь схемой.

Сделайте вывод о выявленных признаках имени существительного.

Природа

Флора Фауна

( категория одушевленное-неодушевленное)

- Составьте два предложения из каждой группы слов, определите синтаксическую роль имени существительного. Сделайте вывод.

Слайд 7. Задание 6. «Текстовый полуфабрикат»

Сформулируйте задание к тексту

Берегите природу,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правда и сила,

Всей нашей судьба.

Берегите природа -

Нет природа другой.

(Поставить выделенные слова в нужном падеже, определить его.)

7.Творческий диктант

Слайды 8- 13. Отгадать загадки. Записать. Объяснить правописание орфограмм в именах существительных. Разгадка подтверждается иллюстрациями.

Пасмурно, серо, тоскливо, низкое небо уныло. Птицы на юг улетают, дерева лист облетает. Лужи у нас во дворе... В месяце всё в... (октябре) Последний месяц пред зимой - Он очень нам знаком с тобой. И первый снег, и холода, на лужах корочка из льда. Я месяц все равно люблю. За снег спасибо... (ноябрю) Этот месяц к нам идет - с ним шагает Новый год, и каникулы шагают. Кто же месяц угадает? Последний он в календаре. Я говорю о... (декабре) Снежный тулуп на нем, валенки, иней. Он ледяной, ну а сам он не стынет. С него начинается год, календарь. Скажите, какой это месяц? (январь) Несется вьюга вдоль дорог, ветра любого сдуют с ног. Метель помчалась с вьюгой вдаль. Уж ветреный пришел... (февраль)

Слайд 14. Лингвистический ремикс»

8. I. Разгадайте кроссворд. Поставьте слова-ответы в именительном падеже единственного числа, объяснить орфограммы.

Без воды - земля… (пустырь). Сосна - дубу …(сестра) Хорошее цветение - хорошая… (завязь). Шумит дубравушка к… (непогодушке). Не зима знобит, а… (весна). Лето - припасиха, а зима - (подбериха). Иней на деревьях - к морозам, туман - к…(оттепелям). В степи простор, в лесу…(угодье). Пересев хуже…(недосева). Писец без пера - что охотник…( без ружья). Плохая дружба лучше хорошей…(ссоры). Как в мае дождь, так будет…( рожь).

II. Микрофон: морфологический разбор (каждая группа- по одному)

III. Словарная работа. Какие слова для вас непривычны? Объясните их значение. Составьте предложения (по группам, кто быстрее).

Рефлексия

9. Подведение итогов

- О каком крае вы узнали?

- Достигли ли мы целей урока?

- Был ли урок интересным и полезным?

- Как вы оценивание свою работу на уроке и работу одноклассников других групп?

Вывод учителя

Слайд 15. Домашнее задание

1)Написать сочинение-рассуждение на тему «Берегите природу».

2) Составить загадки или пословицы о природе.

3) Выписать из учебника по литературе 6 предложений о природе.

© 2010-2022