- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-обобщение на тему Имя существительное учителя русского языка и литературы Калининой Г. Г
Урок-обобщение на тему Имя существительное учителя русского языка и литературы Калининой Г. Г
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шаповалова В.В. |
Дата | 13.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 6 классе с элементами субъективизации
Тема: обобщение по теме «Имя существительное».
Цель: обобщить знаний учащихся по теме «Имя существительное», формировать языковую компетенцию, развивать умения делать самостоятельные выводы, навыки работы в группах, творческое мышление средствами субъективизации, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная доска, карточки, учебник.
Тип урока: обобщение, закрепление выученного материала.
Деяние есть живое единство теории и практики.
Аристотель
Содержание урока
1) Мобилизующий этап
Добрый день. Сегодня мы снова переносимся в страну «Морфологию». Прочитайте, пожалуйста, эпиграф и скажите, какие действия при этом будем применять.
Вы правильно определили, что главное для нас сегодня - применить теорию на практике.
Не будем терять время.
Слайд 2 Портрет К.Паустовского. Творчество Паустовского само по себе есть проявление огромной, неистребимой любви к русской земле, к русской природе.
Слайд 3 Паустовский выпустил в 1937 году малюсенький сборник рассказов о природе Мещерского края «Летние дни». «Но именно с этой книжки в русскую литературу вступил тот Константин Паустовский, которого узнает и полюбит вся читающая страна - великолепный мастер лирического письма, поэт подлинной красоты неброского пейзажа Средней России», - писал исследователь Михаил Холмогоров.
Вот перед вами текст. Автор его - Константин Паустовский. Мещерская сторона - один из любимейших уголков природы.
- Прочитайте текст, сформулируйте задания к тексту. Не забывайте о том, что мы изучали на предыдущих уроках.
Слайд4
1) "В Мещер..ком крае нет никаких особ..нных кра..от и бога…ств, кроме лесов, л…гов и прозрачного воздуха. Но все же край эт..т об…адает бол..шой пр..тяга…ельной силой.
Цв..тущие или скошен…ые луга, сосно..ые боры, поемные и лесные озера, заросшие ч..рной кугой, стога, пахну..ие сухим и теплым сеном". (К. Г. Паустовский)
(Вставить пропущенные буквы)
2)
С
(Из букв составить слово).
Рефлексия
2. Формулировка темы и целей урока обучающимися
- На основе составленного слова, сформулируйте тему и цели урока по опорным словам.
Тема: имя существительное.
Цели: обобщить (знания, полученные на уроках об имени существительном)
закрепить (грамматические признаки имени существительного, его синтаксическую роль).
3. Закрепление выученного материала
Сегодня мы будем работать в группах.
Слайд 5 Команда - это значит вместе. Команда - все за одного, здесь все по совести и чести, здесь не обидят никого.
Проанализируйте материал и сделайте вывод.
Выпишите из текста слова определенной языковой категории в соответствии с темой нашего урока.
1 группа
трава
травы
( категория числа)
2 группа
край
красота
озеро
(категория рода)
3 группа
сила
лес
прелесть
?
(склонение)
4. Словарно-орфографическая работа
1. Найдите словосочетание, в котором главное слово - имя существительное, а зависимое обозначает цветовую гамму.
(черная куга)
Слайд 6 Куга - водное растение, озерный камыш. Иллюстрации.
Найдите слово, образованное суффиксальным способом от имени собственного.
? - Мещерский
От какого слова оно образовано?
Мещера - историческая область в России.
5. Ассоциативный куст
Какова тема текста?
(Восхищение и любование природой Мещерского края).
Подберите слова по теме природа, пользуясь схемой.
Сделайте вывод о выявленных признаках имени существительного.
Природа
Флора Фауна
( категория одушевленное-неодушевленное)
- Составьте два предложения из каждой группы слов, определите синтаксическую роль имени существительного. Сделайте вывод.
Слайд 7. Задание 6. «Текстовый полуфабрикат»
Сформулируйте задание к тексту
Берегите природу,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правда и сила,
Всей нашей судьба.
Берегите природа -
Нет природа другой.
(Поставить выделенные слова в нужном падеже, определить его.)
7.Творческий диктант
Слайды 8- 13. Отгадать загадки. Записать. Объяснить правописание орфограмм в именах существительных. Разгадка подтверждается иллюстрациями.
Пасмурно, серо, тоскливо, низкое небо уныло. Птицы на юг улетают, дерева лист облетает. Лужи у нас во дворе... В месяце всё в... (октябре) Последний месяц пред зимой - Он очень нам знаком с тобой. И первый снег, и холода, на лужах корочка из льда. Я месяц все равно люблю. За снег спасибо... (ноябрю) Этот месяц к нам идет - с ним шагает Новый год, и каникулы шагают. Кто же месяц угадает? Последний он в календаре. Я говорю о... (декабре) Снежный тулуп на нем, валенки, иней. Он ледяной, ну а сам он не стынет. С него начинается год, календарь. Скажите, какой это месяц? (январь) Несется вьюга вдоль дорог, ветра любого сдуют с ног. Метель помчалась с вьюгой вдаль. Уж ветреный пришел... (февраль)
Слайд 14. Лингвистический ремикс»
8. I. Разгадайте кроссворд. Поставьте слова-ответы в именительном падеже единственного числа, объяснить орфограммы.
Без воды - земля… (пустырь). Сосна - дубу …(сестра) Хорошее цветение - хорошая… (завязь). Шумит дубравушка к… (непогодушке). Не зима знобит, а… (весна). Лето - припасиха, а зима - (подбериха). Иней на деревьях - к морозам, туман - к…(оттепелям). В степи простор, в лесу…(угодье). Пересев хуже…(недосева). Писец без пера - что охотник…( без ружья). Плохая дружба лучше хорошей…(ссоры). Как в мае дождь, так будет…( рожь).
II. Микрофон: морфологический разбор (каждая группа- по одному)
III. Словарная работа. Какие слова для вас непривычны? Объясните их значение. Составьте предложения (по группам, кто быстрее).
Рефлексия
9. Подведение итогов
- О каком крае вы узнали?
- Достигли ли мы целей урока?
- Был ли урок интересным и полезным?
- Как вы оценивание свою работу на уроке и работу одноклассников других групп?
Вывод учителя
Слайд 15. Домашнее задание
1)Написать сочинение-рассуждение на тему «Берегите природу».
2) Составить загадки или пословицы о природе.
3) Выписать из учебника по литературе 6 предложений о природе.