Литературный сценарий к 155-летию А. П. Чехова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«НЕУЛОВИМЫЙ ЧЕХОВ…»

Литературная гостиная к 155-летию Антона Павловича Чехова

Оформление зала в библиотеке:

  • портреты А.П.Чехова, в т.ч. нарисованный почти в полный рост;

  • выставка книг писателя;

  • репродукции к его произведениям;

  • стол с лампой, чернильница, стул, два кресла в глубине;

  • экран для презентаций.

Действующие лица:

  • ведущие вечера;

  • чтецы стихотворений;

  • герои рассказа «Шуточка» (молодой человек и Наденька);

  • чтец от автора (Чехов).

Звучит музыка И. Шварца «Фортепианный концерт». Потом звуки замолкают.

Вступительное слово преподавателя:

2015 год Указом президента РФ Владимиром Путиным объявлен Годом литературы в России (появляется на экране логотип). Речь идёт, прежде всего, о родной, русской литературе. Классическая литература всегда исцеляла и воспитывала. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Чехов… Их творчество - это лучшие страницы в истории мировой литературы. И мы собрались сегодня в литературной гостиной по поводу дня рождения одного из них… Давайте предоставим слово нашим ведущим …

Под тихую музыку выходят ведущие:

Ведущий: 29 января - знаменательная дата в истории русской литературы. В этот день в 1860 году родился великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Новые поколения будут по-своему читать не только его удивительные рассказы, нестареющие пьесы, но и его такую, увы, трагически короткую жизнь - всего 44 года.

Ведущая: И сегодняшний литературный вечер мы посвящаем замечательному писателю и Человеку - Антону Павловичу Чехову, которому в этом году исполнилось бы 155 лет.

Ведущие уходят. Вновь звучит «Фортепианный концерт». Актер в роли Чехова выходит вперёд к большому нарисованному портрету и читает монолог под тихие звуки музыки:

«И почему человек не может жить так, чтобы не было потерь и убытков? Зачем люди всегда делают не то, что нужно? Зачем люди вообще мешают жить друг другу? Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу! Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?»

Актёр в роли Чехова уходит. Музыка продолжает звучать. Выходит 1 Чтец.

Чтец 1: Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой.

Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,

Чуткий мой доктор, нижайший поклон Вам земной,

Тело и души людей вы лечили своей добротой.

Грустная желтая лампа в окне мезонина.

Чай на веранде, вечерних теней мешанина.

Белые бабочки вьются над желтым огнем.

Дом заколочен, и все позабыли о нем.

Пахнет грозою, в погоде видна перемена. 1

Чтец 2: Это ружье еще выстрелит - о, непременно!

Съедутся гости, покинутый дом оживет,

Маятник медный качнется, струна запоет.

Дышит в саду запустелом ночная прохлада.

Мы старомодны, как запах вишневого сада.

Нет ни гостей, ни хозяев, покинутый дом.

Мы уже были, но мы еще будем потом.

Старые ружья на выцветших, старых обоях.

Двое идут по аллее - мне жаль их обоих.

Тихий, спросонья, гудок парохода в порту.

Зелень крыжовника, вкус кисловатый во рту.

Чтецы и Актёр в роли Чехова уходят одновременно. Появляется Ведущий. Музыка замолкает.

Ведущий: Таганрог. Сегодня это провинциальный городок, отнюдь не лишенный очарования и прелести. Таким он был и в девятнадцатом веке, когда здесь 29 января 1860 года в небольшом, одноэтажном домике на Полицейской улице у купца Павла Егоровича Чехова и его милой, ласковой и отзывчивой жены Евгении Яковлевны родился третий ребенок - сын Антон.

Ведущий не уходит. Звучит музыка Е. Крылатова «Инструментальная тема»

Чтец 1: Переулки маленького города:

Длинные высокие заборы,

Окна ставнями закрыты плотно,

На воротах крепкие запоры.

Чтец 2: Дворик небольшой. В саду беседка.

Домик. Здесь увидел свет Антоша Чехов.

Море. Бухта: там ловил бычков с друзьями.

Тишина тенистых улиц, запах родины пьянящий

Музыка замолкает. Чтецы уходят со сцены. Появляются Ведущие



Ведущая: Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния.

Ведущий: Отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело, небольшой магазин - лавку «колониальных товаров». Павел Егорович Чехов унаследовал от своего отца тяжёлый характер и часто прибегал к рукоприкладству и брани.

Ведущая: Из крепостных мужиков происходило и семейство матери писателя. Евгения Яковлевна Чехова - тихая женщина, терпевшая грубость мужа и годы нужды - всегда жила интересами семьи. Она пережила четырёх из семи своих детей - самой первой умерла дочь Евгения в возрасте двух лет. Антон Чехов говорил: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Ведущий: Семья была большая: пятеро сыновей и дочь. Антон Павлович Чехов был третьим ребёнком в семье. Жили трудно. Дети помогали отцу в лавке. Открывалась она в 5 утра и работала до 11 ночи. (Начинает тихо звучать музыка А. Рыбникова «Встреча») Лавка Павла Егоровича - это особенный мир. Часто она превращалась в своего рода клуб: здесь собирались выпить и закусить торговцы, хлебные маклеры, матросы, железнодорожные служащие и даже афонские монахи.

2



Ведущие уходят. Появляется 1 Чтец



Чтец 1: Отцовская лавка - отцовская гордость.

И золотом надпись: «Чай, сахар и кофе».

Табак и селедка, сигары и вакса,

Матросы, монахи, Антон за прилавком,

Вино, разговоры, и смех, и закуска,

И частые крики: «Антон, заткни уши

И это не слушай!»

Музыка умолкает



Ведущая: Вечерами - пели в церковном хоре. Утром, чуть свет, Павел Егорович уже будил детей и вел их в церковь, а из церкви надо было сразу идти в гимназию. Наказания розгой, семейный деспотизм рано выработали в Чехове отвращение к несправедливости и насилию, обостренное чувство достоинства, стремление к независимости. Сам А.П.Чехов говорил: «В детстве у меня не было детства».

Ведущий: Сначала Чехов учился в школе в Таганроге. Тогда ему было 6 лет. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль.

Ведущая: Спустя 2 года Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Окончившие восемь классов молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться даже за границу.

Ведущий: Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Антоша Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего - Фёдор Покровский.

Ведущие уходят со сцены. На первое место выходит 2 Чтец

и читает под тихо звучащую мелодию А. Рыбникова «Встреча»

Чтец 2: Лавка, хор и …

Зубрежка латинских глаголов,

Непонятный ряд греческих падежей…

И попытки в театр пробираться тайком на галерку,

И рассказы в журнале, и прозвище Чехонте…



2 Чтец уходит. Ведущие появляются

Ведущая: У Антоши были прекрасные актерские способности. Он постоянно изображал кого-нибудь: важного чиновника, старого профессора, городничего на параде, но лучше всего изображал он зубного врача. Все это разыгрывал он так забавно, что все покатывались со смеху. Недаром все это потом нашло отражение в его произведениях.

Музыка перестаёт играть

Ведущий: Ещё в 1874 году дела у отца, Павла Егоровича, пошли совсем плохо, и он стал падать в долговую яму. Через два года он вынужден был признать себя банкротом, бежать от кредиторов, тайно уехать из Таганрога. 25 апреля 1876 года он приехал в Москву, где его уже ждало всё семейство Чеховых, за исключением Антона, оставшегося доучиваться в гимназии.

3

Ведущая: 16-летний Антон остался в Таганроге один. Жил он в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством с сыном нового хозяина, «оплачивая» этим проживание, давал уроки купеческим сынкам. От матери из Москвы шли тревожные письма с просьбой о поддержке. Как мог, он помогал семье. И так до конца дней своих он будет главной опорой, материальной и духовной поддержкой многочисленной семьи Чеховых.

Ведущий: В 1879 году Антон Чехов окончил гимназию в Таганроге и в этом же году переехал к родителям в Москву. Там он поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известного профессора Николая Склифосовского. В 1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра).

Звучит музыка Е. Крылатова «Инструментальная тема»

Ведущая: Чехов уже студентом, в 1880 году, начал помещать рассказы, фельетоны, юморески в московских и петербургских журналах. В ранних рассказах Чехова смех весел и заразителен, но не "смех сквозь слёзы", что было традицией русской литературы, а смех до слёз.

Ведущий: Оканчивая университет, он уже был автором таких великолепных юмористических произведений, как "Хамелеон", "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника". В основе творчества писателя - истории из жизни. Неудивительно, что его рассказы, пьесы так легко играть на сцене. (Тихо начинает звучать музыка А. Рыбникова «Встреча»)

Ведущая: И мы предлагаем вашему вниманию послушать и посмотреть инсценировку рассказа «Шуточка». История …несостоявшегося…. счастья…

ШУТОЧКА, или Предчувствие Любви…

Чтение рассказа «Шуточка» в музыкальном сопровождении, с презентацией и

игрой двух актёров.



Ясный, зимний полдень... Мороз крепок, трещит, и у Наденьки, которая держит меня под руку, покрываются серебристым инеем кудри на висках. Мы стоим на высокой горе. От наших ног до самой земли тянется покатая плоскость, в которую солнце глядится, как в зеркало. Возле нас маленькие санки, обитые ярко-красным сукном.

- Съедемте вниз, Надежда Петровна! - умоляю я. - Один только раз! Уверяю вас, мы останемся целы и невредимы.

Но Наденька боится. Всё пространство от ее ног до конца ледяной горы кажется ей страшной, неизмеримо глубокой пропастью. У неё замирает дух и прерывается дыхание, когда она глядит вниз, когда я только предлагаю сесть в санки, но что же будет, если она рискнет полететь в пропасть! Она умрет, сойдет с ума.

- Умоляю вас! - говорю я. - Не надо бояться! Поймите же, это малодушие, трусость! (Музыка постепенно смолкает)

Наденька, наконец, уступает, и я по лицу вижу, что она уступает с опасностью для жизни. Я сажаю ее, бледную, дрожащую, в санки, обхватываю рукой и вместе с нею низвергаюсь в бездну.

Санки летят как пуля. ( Звучат звуки вьюги. Световые эффекты) Рассекаемый воздух бьет в лицо, ревет, свистит в ушах, рвет, больно щиплет от злости, хочет сорвать с плеч голову. От напора ветра нет сил дышать. Окружающие предметы сливаются в одну длинную линию... Вот-вот ещё мгновение, и, кажется - мы погибнем!

- Я люблю вас, Надя! - говорю я вполголоса.

Санки начинают бежать всё тише и тише, рев ветра и жужжанье полозьев не так уже страшны, дыхание перестает замирать, и мы, наконец, внизу. Наденька ни жива ни мертва. Она бледна, едва дышит... Я помогаю ей подняться.

- Ни за что в другой раз не поеду, - говорит она, глядя на меня широкими, полными ужаса глазами. - Ни за что на свете! Я едва не умерла!

4

Немного погодя она приходит в себя и уже вопросительно заглядывает мне в глаза: я ли сказал те четыре слова, или же они только послышались ей в шуме вихря? А я стою и внимательно рассматриваю свою перчатку.

(Звучит музыка А. Рыбникова «Встреча»)


Она берет меня под руку, и мы долго гуляем около горы. Загадка, видимо, не дает ей покою. Были сказаны те слова или нет? Да или нет? Это вопрос самолюбия, жизни, счастья, вопрос очень важный. Наденька нетерпеливо, грустно заглядывает мне в лицо, ждет, не заговорю ли я. Ей нужно что-то сказать, о чем-то спросить, но она не находит слов, ей неловко, страшно, мешает радость...

- Знаете что? - говорит она, не глядя на меня.

- Что? - спрашиваю я.

- Давайте еще раз... прокатим.

Мы вновь идём к горе. Я вижу, как она борется с собой. О, какая игра на этом милом лице! Опять я сажаю бледную, дрожащую Наденьку в санки, опять мы летим в страшную пропасть, (звучат звуки вьюги, световые эффекты) опять ревет ветер и жужжат полозья, и опять при самом сильном и шумном разлете санок я говорю вполголоса.

- Я люблю вас, Наденька!

Когда санки останавливаются, Наденька окидывает взглядом гору, по которой мы только что катили, потом долго всматривается в мое лицо, вслушивается в мой голос, равнодушный и бесстрастный, и вся ее фигурка выражают крайнее недоумение. И на лице у нее написано: «В чем же дело? Кто произнес те слова? Он, или мне только послышалось?»

Эта неизвестность беспокоит ее, выводит из терпения. Бедная девочка не отвечает на вопросы, хмурится, готова заплакать.

- Не пойти ли нам домой? - спрашиваю я.

- А мне... мне нравится это катанье, - говорит она, краснея. - Не проехаться ли нам еще раз?

Ей «нравится» это катанье, а между тем, садясь в санки, она, как и в те разы, бледна, еле дышит от страха, дрожит.

Мы спускаемся в третий раз, и я вижу, как она смотрит мне в лицо, следит за моими губами. (Звучат звуки вьюги) Но я прикладываю к губам платок, кашляю и, когда достигаем середины горы, успеваю вымолвить:

- Я люблю вас, Надя!

И загадка остается загадкой! Наденька молчит, о чем-то думает... Я провожаю ее с катка домой, она старается идти тише, замедляет шаги и всё ждет, не скажу ли я ей тех слов. И я вижу, как страдает ее душа, как она делает усилия над собой, чтобы не сказать:

- Не может же быть, чтоб их говорил ветер! И я не хочу, чтобы это говорил ветер!



Звучит 1 куплет песни «Предчувствие любви» в исп. Г. Бесединой и С. Тараненко. Герои уходят со сцены. Читает только автор и презентация на экране

На другой день утром я получаю записочку: «Если пойдете сегодня на каток, то заходите за мной. Н.» И с этого дня я с Наденькой начинаю каждый день ходить на каток и, слетая вниз на санках, я всякий раз произношу вполголоса одни и те же слова:

- Я люблю вас, Надя!

(Звучит музыка А. Рыбникова «Встреча»)

Скоро Наденька привыкает к этой фразе. Она жить без нее не может. Правда, лететь с горы по-прежнему страшно, но теперь уже страх и опасность придают особое очарование словам о любви, словам, которые по-прежнему составляют загадку и томят душу. Подозреваются всё те же двое: я и ветер... Кто из двух признается ей в любви, она не знает, но ей, по-видимому, уже всё равно.

5

(Герои выходят на сцену из разных кулис). Как-то в полдень я отправился на каток один; смешавшись с толпой, я вижу, как к горе подходит Наденька, как ищет глазами меня... Затем она робко идет вверх по лесенке... Страшно ехать одной! Она бледна, как снег, дрожит, она идет точно на казнь, но идет, идет без оглядки, решительно. Она, очевидно, решила, попробовать: будут ли слышны те изумительные сладкие слова, когда меня нет? Я вижу, как она, бледная, садится в санки, закрывает глаза и, простившись навеки с землей, трогается с места... (Звучат звуки вьюги). Слышит ли Наденька те слова, я не знаю... Я вижу только, как она поднимается из саней обессиленная. И видно по ее лицу, она и сама не знает, слышала она что-нибудь или нет. Страх, пока она катила вниз, отнял у нее способность слышать, различать звуки, понимать...



Звучит музыка Шопена «Апрель мечты», на тихом фоне читается текст

Но вот наступает весенний месяц март... Солнце становится ласковее. Наша ледяная гора темнеет, теряет свой блеск и тает, наконец. Мы перестаем кататься. Бедной Наденьке больше уж негде слышать тех слов, да и некому произносить их, так как ветра не слышно, а я собираюсь в Петербург - надолго, должно быть, навсегда.


Музыка перестаёт играть. Появляется герой и читает свой монолог


Как-то перед отъездом, дня за два, сижу я в садике, а от двора, в котором живет Наденька, садик этот отделен высоким забором... Еще достаточно холодно, деревья мертвы, но уже пахнет весной. Я подхожу к забору и долго смотрю в щель. Я вижу, как Наденька выходит на крылечко и устремляет печальный, тоскующий взор на небо... Весенний ветер дует ей прямо в бледное, унылое лицо... Он напоминает ей о том ветре, который ревел нам тогда на горе, когда она слышала те четыре слова, и лицо у нее становится грустным... И бедная девочка протягивает обе руки, как бы прося этот ветер принести ей еще раз те слова. И я, дождавшись ветра, говорю вполголоса:

- Я люблю вас, Надя!

Боже мой, что делается с Наденькой! Она улыбается во всё лицо и протягивает навстречу ветру руки, радостная, счастливая и такая красивая… А я иду укладываться...

Звучит продолжение песни «Предчувствие любви» в исп. Г. Бесединой и С. Тараненко

Это было уже давно. Теперь Наденька уже замужем; ее выдали, или она сама вышла - это всё равно, за секретаря дворянской опеки, и теперь у нее уже трое детей. То, как мы вместе когда-то ходили на каток и как ветер доносил до нее слова «Я вас люблю, Наденька», не забыто; для нее теперь это самое счастливое, самое трогательное и прекрасное воспоминание в жизни...

А мне теперь, когда я стал старше, уже непонятно, зачем я говорил те слова, для чего шутил…

Звучит вновь песня «Предчувствие любви» в исп. Г. Бесединой и С. Тараненко.

Все участники сценки выходят на поклон

Ведущая: В 1886 году Антон Павлович получил предложение о сотрудничестве от главного редактора газеты "Новое время" Суворина. Здесь он впервые начинает публиковать сочинения под собственным именем. К середине 80-х годов в творчестве Чехова намечается некоторый перелом. Весёлый и жизнерадостный смех всё чаще уступает дорогу серьёзным, драматическим интонациям.

Ведущий: Начиная с повестей «Степь», «Скучная история» и пьесы «Иванов», поставленной в петербургском театре, перед читателем предстал уже зрелый, серьезный Чехов, в сочинениях которого слышится тоска о гармонии и устремленность к вопросам человеческого духа.

6

Звучит тихо музыка И. Шварца «Фортепианный концерт»

Ведущая: Но была ещё и постоянная работа над собой, тот неустанный труд самовоспитания, которому Чехов предавался всю жизнь. В письме к 30-летнему брату Николаю 26-летний Антон объясняет, что такое воспитание.

Ведущие уходят, а на первый план выходят Чтецы

Чтец 1: "...Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, вежливы, уступчивы.

Чтец 2: Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, что не увидишь простым глазом.

Чтец 1: Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего.

Чтец 2: Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза. Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие..."

Ведущий: Было и ещё одно дело, которое Чехов считал, наряду с литературой, главным в своей жизни. На входной двери двухэтажного дома на Садовом кольце в Москве, где несколько лет жил Антон Павлович со своими родными (сейчас там музей), висит металлическая табличка "Доктор Чехов".

Ведущая: А в одном из писем он так описывает свою жизнь: "Пишу и лечу". Да, Чехов - доктор. И где бы он ни жил, он занимался врачебной практикой. Ночные вызовы, больные бабы, мужики, дети, бездорожье, отсутствие медикаментов, холерная эпидемия - это его судьба. Бедных людей принимал и лечил бесплатно.

Музыка смолкает

Ведущий: На исходе 80-х годов Чехов испытал неудовлетворённость собственными "малыми (как он сам их называл) делами" - медицинской практикой в провинции, строительством школ и библиотек.

Ведущая: И в 30 лет он, преуспевающий писатель, благополучный врач, неожиданно для всех через всю Россию едет к Тихому океану, на остров Сахалин, чтобы сделать перепись ссыльных. Там он пробыл 3 месяца и 2 дня. Видел всё и вынес горькие впечатления: "Вопиющая бедность! Бедность, невежество и ничтожество, которые могут довести до отчаяния". Вернулся и написал свой труд - книгу очерков "Остров Сахалин".

Ведущий: Писатель вскрыл такие злоупотребления тюремной и каторжной администрации, которые обеспокоили правительство. Была назначена специальная комиссия для расследования положения на Сахалине. Его поступок можно назвать гражданским подвигом. Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова - обострился туберкулёзный процесс.

Ведущая: А ещё Чехов много работал на земле. Уже известным писателем приобрёл в 1892 году небольшую усадьбу в селе Мелихово Московской губернии, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. Вырубленные вокруг Мелихово участки засеял елями, клёнами, соснами, разбил вишнёвый сад - сотни саженцев посадил своими руками.

Ведущий: В мелиховский период, с 1892 по 1898 годы, было написано 42 произведения. Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ, открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения.

Звучат тихо звуки основной темы Р. Паулса из к/ф «Долгая дорога в дюнах»

Ведущая: В 1898 году Чехов познакомился с актрисой Московского художественного театра Ольгой Книппер. Первая встреча Ольги Леонардовны с Чеховым проходила на репетиции спектакля «Царь Фёдор». Она вспоминала так «…с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни».

Ведущий: С лета 1899 года между ними началась переписка, продолжавшиеся с перерывами до весны 1904 года. Известно о 443 письмах от Чехова к Книппер и более 400 писем от Книппер к Чехову. «Здравствуй, последняя страница моей жизни, великая артистка земли русской», - писал Чехов Ольге из Ялты. Так начался их «почтовый роман», длившийся много лет и плавно переросший в «супружество в письмах».

Ведущая: Переписка отражает последние годы жизни писателя. Чехов говорил, что ему нужна такая жена, которая бы, как луна, на его небосклоне являлась не каждый день. Такой женой и была Ольга Леонардовна Книппер. Она любила Чехова и в отличие от его родных готова была бросить все и переехать из столицы к больному мужу в провинциальную Ялту.

Ведущий: В июне 1901 года Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались. Актриса добавила фамилию мужа к своей - Книппер-Чехова.

Музыка перестаёт играть

Ведущая: Последние годы жизни Чехов из-за болезни прожил в Ялте (нужен был морской воздух). Он умер в 44 года. Ещё в 24 обнаружил первые признаки смертельной (как врач, он это прекрасно понимал) "скверной и подлой" болезни. (Начинает тихо звучать песня Пугачёвой «Монолог») Понимал, что жизни ему отпущено немного. И он как будто боялся не успеть, торопился сделать как можно больше добра. В 1904 году в связи с резким ухудшением здоровья Чехов едет для лечения в Германию на курорт Баденвейлер.

Ведущий: 15 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь выпил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался. Он умер он на руках у своей жены.

Ведущая: Антон Павлович Чехов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Рядом с ним и могила его супруги, которая умерла на 91 году жизни. Ольге Книппер-Чеховой было суждено пережить супруга на 55 лет. Больше замуж она так и не вышла.

Песня перестаёт играть после слов «Я обращаюсь с требованием веры и с просьбой о любви…»

Ведущий: Антон Павлович напоминал в своё время, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что "в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

Ведущая: Вспоминаются и другие чеховские слова: "Веровать в бога нетрудно, нет, вы в человека уверуйте". Уверуйте в Чехова, перечитайте его рассказы, повести, пьесы, его письма. А он поможет вам обрести веру в Человека.

Ведущий: Пройдут годы и столетия, и время сотрёт даже самую память о тысячах живущих ныне людей. Но потомки, о счастье которых с такой очаровательной грустью мечтал Чехов, произнесут его имя с признательностью и с тихой печалью о его судьбе.

Ведущая: Вот он глядит на нас, чуть прищурившись, с портрета. Кажется мягким, интеллигентным, вежливым, чутким. Таким он и был, наш милый, добрый, до конца так и непонятный, вечно ускользающий Чехов.

8



Выходит студент в роли А.П.Чехова и говорит слова-напутствия потомкам:



«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных людей! Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и никто его не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» (Остаётся на сцене)



Все участники выходят на сцену и под инструментальную тему Е. Крылатова читают стихи:

Чтец 1: Таганрог - это всё же Россия,

Хоть не густо там русских людей…

Море…солнце…купцы городские…

Шумный порт, паруса кораблей…

Чтец 2: Сахалин - это тоже Россия:

Ссыльно-каторжных злая юдоль.

Беспросветны там муки людские,

Безысходны страданья и боль.

Ведущий: Антон Павлович - тоже Россия:

И улыбка её, и слеза.

Увлажнялись и самые злые

От его сочинений глаза!

Ведущая: Он любил всех живущих в России:

Даже злобных, бесчестных, тупых,

Будь они сколь угодно плохие,

Но не топчет - жалеет он их!

Молодой человек из «Шуточки»: У него нет героев, злодеев -

Все лишь жертвы неправды земной:

И прощая, любя и жалея,

Как бы просит: жалейте со мной!

Наденька из «Шуточки»: Будто совесть больная стучится

К нам в сердца со страниц его книг.

И живою водою струится

Слов его драгоценный родник!





Звучит музыка И. Шварца Фортепианный концерт







9

© 2010-2022