Обобщение опыта работы ШМО словесников по теме Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы, руководитель ШМО МОУ гимназии №7 г. Лыткарино Московской области Плюгина Е. А.

Развитие творческих способностей учащихся
на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее



Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие.

«Ребенок не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», - сказал Ф. Рабле. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как её субъектом.

Среди основополагающих умений и качеств, которыми должен обладать человек XXI века:

  • Творчество и любознательность - способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.

  • Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.

  • Умения работать с информацией и медиасредствами - умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами

  • Межличностное взаимодействие и сотрудничество - способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.

  • Умения ставить и решать проблемы - способность выявлять, анализировать и решать проблемы.

  • Направленность на саморазвитие - осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.

  • Социальная ответственность - способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.

Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Урок - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия

учителя и ученика. Когда мы видим одарённость наших детей, стремимся развивать их креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для нас, как педагогов. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволяет

  • более интересно и насыщенно проводить уроки,

  • активизировать читательскую деятельность учащихся,

  • формировать нравственные качества современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности

Преимущества, получаемые учителем, при выполнении творческих работ учащимися:

  • Возрастает качество процесса обучения, так как в работу включаются несколько органов чувств учащихся (слух, зрение, ощущение)

  • Значительно успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память, которая является залогом прочных знаний. Учитель должен удивлять детей!

  • Связь урока с современностью позволяет заинтересовать учащихся и получить реальный результат

Преимущества, получаемые учеником:

  • Интересный, доступный путь усвоения информации

  • При подготовке собственной творческой работы учащиеся приобретают умения, навыки, необходимые им в жизни

  • Повышается мотивация к учебе

  • Закрепляются навыки самостоятельной работы, индивидуальной подачи материала

  • Развивается речевое творчество учащихся

  • Вырабатывается потребность к самореализации, позволяющая в будущем выработать активную жизненную позицию, творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации.

  • Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.

Основная педагогическая идея в работе ШМО учителей русского языка и литературы - каждый ребенок способен созидать и творить

Целевые ориентации:

  • создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из принципа «все способны»;

  • предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной независимости;

  • воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и найти свое место в мире.

Развитие творческих способностей осуществляется учителями русского языка и литературы нашей гимназии через технологию развития критического мышления, проектно - исследовательскую, компьютерные и игровые технологии.

Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.

В нашей работе мы применяем следующие задания, способствующие формированию и развитию творческих способностей.

  • Эвристические задачи.

  • Этимологические экскурсы.

  • Составление опорных сигналов, схем.

  • Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях.

  • Написание киносценария, диафильмов.

  • Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений.

  • Использование проблемных вопросов.

  • Создание «Копилки мудрости».

  • Написание сказок, былин, создание летописей.

Примеры заданий для учащихся.

  1. Этимологический экскурс.
    Орфограмма «Мягкий знак после шипящих в наречиях»

Объяснить исключения уж, замуж, невтерпёж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительных уж, терпёж, муж, которые относились ко второму склонению и писались без мягкого знака.

Крыжовник. Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов-, -ник-. В современном русском языке, где слово крыж ушло в пассивный запас, корень сросся с суффиксом -ов-. Это и заставляет заучивать данное слово как исключение, в то время, как в нём последовательно выдерживается правило написания о - ё в суффиксах после шипящих.

Трущоба. Слово также образовано с помощью суффикса -об- от несохранившегося труща - «хворост, треск». Значит, и здесь можно применить правило «О - ё после шипящих». Такому же принципу подчиняется и слово чащоба, образованное от хорошо известного слова чаща. Он имеет корень чащ и суффикс -об-

  1. Составление опорных схем и алгоритмов. Например, «Н и нн в суффиксах прилагательных», «Разноцветные прилагательные»

  2. Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Подобрать иллюстрации к стихотворению. (Есенин. Стихотворение «Вот уж вечер. Роса…»).

  3. Иллюстрации к сочинению «Достопримечательности нашего города».

  4. Диафильм к рассказу Л. Н. Толстого «После бала».

  5. Творческие домашние задания

Творческие домашние задания имеют большое значение.

Результат труда выражается в заинтересованности детей предметом, развитии творческих способностей, мировоззрения. («Литературная страничка моего летнего отдыха», «Заочная Экскурсия по Лермонтовским местам»)

  1. Выпуск газет «Всякая всячина» и «Лидер», тематических стенгазет.

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо.

Этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, используя проектную деятельность на своих уроках.

Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, взаимодействовать со взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.

Многие умения, формирующиеся в процессе работы над проектом, - те, что востребованы сегодня работодателями:

-способность работать с другими,

-принимать продуманные решения,

-проявлять инициативу,

-решать комплексные проблемы.

А это значит, что дети становятся социально адаптированными людьми. Не это ли еще одна актуальная задача современного образования.

А что же такое проект? «Проект» - (от лат. projectus - брошенный вперед)

1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

2) предварительный текст какого-либо документа.

3) замысел, план.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проект в обучении - это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

Типология проектов:

1. Исследовательские проекты.

2. Творческие проекты.

3. Ролевые, игровые проекты.

4. Информационные проекты.

5. Практико-ориентированные проекты.

Проведенные в 2012-2013 уч. году у роки русского языка и литературы с использованием проектной деятельности

  • Повторение. Не с различными частями речи - 7Б класс

  • Имя прилагательное как часть речи (создание памятки) - 5Г класс

  • Книга рассказов «Добрые дела» - 6 Г класс

  • Выпуск сборника стихов, посвященных ВОВ - 9А класс

  • Составление «Книги притч» (притчи, написанные школьниками) - 5А, 6Г, 9А классы

  • Вид и время глагола - 5Б класс

  • Лексический словарь важных слов - 5Г, 7Б классы.

  • Составление алгоритма «Н-НН в суффиксах различных частей речи» - 9В класс

Примеры уроков. Урок русского языка в 5 «Г» классе с использованием проектной деятельности «Словарь важных слов» (учитель Плюгина Е. А.), урок русского языка в 5 «Б» классе «Вид и время глагола» (учитель Родина О. Г.).

Долгосрочные проекты «Видеомы А. Вознесенского», «Этимология слов-исключений из правил русской орфографии», ПОЭТЫ-ФРОНТОВИКИ -6б класс.

Одно из интересных творческих заданий по литературе - создать рекламу литературного произведения (н-р, реклама романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»), создание видеоклипа по литературному произведению

Использование творческих работ учащихся способствует развитию устойчивого внимания, повышает мотивацию к учебе, облегчает овладение сложным материалом. Кроме того, уроки, на которых используются и демонстрируются творческие работы детей, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасциации (привлекательности). В результате дети, которые на уроках обычно пассивны, активно высказывают свое мнение.

Активными и самостоятельными, стремящимися к развитию своих творческих способностей мы хотим воспитать своих учеников.


© 2010-2022