- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщение опыта работы ШМО словесников по теме Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Обобщение опыта работы ШМО словесников по теме Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Плюгина Е.А. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель русского языка и литературы, руководитель ШМО МОУ гимназии №7 г. Лыткарино Московской области Плюгина Е. А.
Развитие творческих способностей учащихся
на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее
Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие.
«Ребенок не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», - сказал Ф. Рабле. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как её субъектом.
Среди основополагающих умений и качеств, которыми должен обладать человек XXI века:
-
Творчество и любознательность - способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.
-
Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
-
Умения работать с информацией и медиасредствами - умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
-
Межличностное взаимодействие и сотрудничество - способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
-
Умения ставить и решать проблемы - способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
-
Направленность на саморазвитие - осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
-
Социальная ответственность - способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Урок - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия
учителя и ученика. Когда мы видим одарённость наших детей, стремимся развивать их креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для нас, как педагогов. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволяет
-
более интересно и насыщенно проводить уроки,
-
активизировать читательскую деятельность учащихся,
-
формировать нравственные качества современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности
Преимущества, получаемые учителем, при выполнении творческих работ учащимися:
-
Возрастает качество процесса обучения, так как в работу включаются несколько органов чувств учащихся (слух, зрение, ощущение)
-
Значительно успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память, которая является залогом прочных знаний. Учитель должен удивлять детей!
-
Связь урока с современностью позволяет заинтересовать учащихся и получить реальный результат
Преимущества, получаемые учеником:
-
Интересный, доступный путь усвоения информации
-
При подготовке собственной творческой работы учащиеся приобретают умения, навыки, необходимые им в жизни
-
Повышается мотивация к учебе
-
Закрепляются навыки самостоятельной работы, индивидуальной подачи материала
-
Развивается речевое творчество учащихся
-
Вырабатывается потребность к самореализации, позволяющая в будущем выработать активную жизненную позицию, творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации.
-
Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.
Основная педагогическая идея в работе ШМО учителей русского языка и литературы - каждый ребенок способен созидать и творить
Целевые ориентации:
-
создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из принципа «все способны»;
-
предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной независимости;
-
воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и найти свое место в мире.
Развитие творческих способностей осуществляется учителями русского языка и литературы нашей гимназии через технологию развития критического мышления, проектно - исследовательскую, компьютерные и игровые технологии.
Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.
В нашей работе мы применяем следующие задания, способствующие формированию и развитию творческих способностей.
-
Эвристические задачи.
-
Этимологические экскурсы.
-
Составление опорных сигналов, схем.
-
Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях.
-
Написание киносценария, диафильмов.
-
Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений.
-
Использование проблемных вопросов.
-
Создание «Копилки мудрости».
-
Написание сказок, былин, создание летописей.
Примеры заданий для учащихся.
-
Этимологический экскурс.
Орфограмма «Мягкий знак после шипящих в наречиях»
Объяснить исключения уж, замуж, невтерпёж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительных уж, терпёж, муж, которые относились ко второму склонению и писались без мягкого знака.
Крыжовник. Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов-, -ник-. В современном русском языке, где слово крыж ушло в пассивный запас, корень сросся с суффиксом -ов-. Это и заставляет заучивать данное слово как исключение, в то время, как в нём последовательно выдерживается правило написания о - ё в суффиксах после шипящих.
Трущоба. Слово также образовано с помощью суффикса -об- от несохранившегося труща - «хворост, треск». Значит, и здесь можно применить правило «О - ё после шипящих». Такому же принципу подчиняется и слово чащоба, образованное от хорошо известного слова чаща. Он имеет корень чащ и суффикс -об-
-
Составление опорных схем и алгоритмов. Например, «Н и нн в суффиксах прилагательных», «Разноцветные прилагательные»
-
Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Подобрать иллюстрации к стихотворению. (Есенин. Стихотворение «Вот уж вечер. Роса…»).
-
Иллюстрации к сочинению «Достопримечательности нашего города».
-
Диафильм к рассказу Л. Н. Толстого «После бала».
-
Творческие домашние задания
Творческие домашние задания имеют большое значение.
Результат труда выражается в заинтересованности детей предметом, развитии творческих способностей, мировоззрения. («Литературная страничка моего летнего отдыха», «Заочная Экскурсия по Лермонтовским местам»)
-
Выпуск газет «Всякая всячина» и «Лидер», тематических стенгазет.
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо.
Этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, используя проектную деятельность на своих уроках.
Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, взаимодействовать со взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.
Многие умения, формирующиеся в процессе работы над проектом, - те, что востребованы сегодня работодателями:
-способность работать с другими,
-принимать продуманные решения,
-проявлять инициативу,
-решать комплексные проблемы.
А это значит, что дети становятся социально адаптированными людьми. Не это ли еще одна актуальная задача современного образования.
А что же такое проект? «Проект» - (от лат. projectus - брошенный вперед)
1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
2) предварительный текст какого-либо документа.
3) замысел, план.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проект в обучении - это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
Типология проектов:
1. Исследовательские проекты.
2. Творческие проекты.
3. Ролевые, игровые проекты.
4. Информационные проекты.
5. Практико-ориентированные проекты.
Проведенные в 2012-2013 уч. году у роки русского языка и литературы с использованием проектной деятельности
-
Повторение. Не с различными частями речи - 7Б класс
-
Имя прилагательное как часть речи (создание памятки) - 5Г класс
-
Книга рассказов «Добрые дела» - 6 Г класс
-
Выпуск сборника стихов, посвященных ВОВ - 9А класс
-
Составление «Книги притч» (притчи, написанные школьниками) - 5А, 6Г, 9А классы
-
Вид и время глагола - 5Б класс
-
Лексический словарь важных слов - 5Г, 7Б классы.
-
Составление алгоритма «Н-НН в суффиксах различных частей речи» - 9В класс
Примеры уроков. Урок русского языка в 5 «Г» классе с использованием проектной деятельности «Словарь важных слов» (учитель Плюгина Е. А.), урок русского языка в 5 «Б» классе «Вид и время глагола» (учитель Родина О. Г.).
Долгосрочные проекты «Видеомы А. Вознесенского», «Этимология слов-исключений из правил русской орфографии», ПОЭТЫ-ФРОНТОВИКИ -6б класс.
Одно из интересных творческих заданий по литературе - создать рекламу литературного произведения (н-р, реклама романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»), создание видеоклипа по литературному произведению
Использование творческих работ учащихся способствует развитию устойчивого внимания, повышает мотивацию к учебе, облегчает овладение сложным материалом. Кроме того, уроки, на которых используются и демонстрируются творческие работы детей, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасциации (привлекательности). В результате дети, которые на уроках обычно пассивны, активно высказывают свое мнение.
Активными и самостоятельными, стремящимися к развитию своих творческих способностей мы хотим воспитать своих учеников.