Методический паспорт проекта Моя семья в истории России

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический паспорт проекта

Название проекта: «Моя семья в истории России»

Межпредметный проект: история, краеведение, русский язык, информатика.

Типология проекта: индивидуальный

Участники проекта: учащиеся среднего и старшего звена

Автор проекта: Щеголеватая Наталья Николаевна

№ п/п

Содержательный блок паспорта проекта

Проект предполагает обширную поисково-исследовательскую работу по созданию семейной генеалогии и составлению разнообразных комментариев. В процессе работы происходит осмысление важности семейных связей и неразрывности судьбы человека с судьбой своей страны и своего народа.

Проект включает в себя несколько разделов.


Примерный план.

Вступление. Данный раздел представляет собой сочинение-рассуждение о том, зачем такой проект нужен самому ученику и его семье.

Глава 1. Мое генеалогическое древо.

На этом этапе ученик вместе с родителями и другими родственниками выстраивает генеалогическое древо семьи. Данная информация должна быть оформлена в электронном виде с фотографиями родственников.

Проект может быть дополнен оформлением или систематизацией уже имеющихся семейных альбомов в бумажном виде.

Глава 2. Краткие биографии моих родственников с историческими комментариями.

О каждом члене семьи (рода) составляется биографическая справка. Собранные воедино и сгруппированные в хронологическом порядке, эти справки составят приложение к генеалогии.

Также должны быть составлены обзоры наиболее значимых периодов и событий российской истории, в которых участвовали представители старшего поколения (например, Октябрьская революция, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война, комсомольские стройки и т.д.) Это нужно для того, чтобы ученик понимал суть исторических процессов, дух времени. Особое внимание должно быть уделено судьбам родственников в годы Великой Отечественной войны.

Глава 3. Наши семейные истории и предания (если есть).

Если в семье есть какие-либо истории или предания, передающиеся из поколения в поколение, они тоже должны быть записаны и оформлены отдельной главой в виде сочинений-повествований или добавлены к жизнеописаниям родственников.

Глава 4.Семейные традиции (по желанию).

В данной главе ученик вместе с родителями описывает традиции своей семьи, в том числе культурные, религиозные (по желанию и с согласия родителей).

Глава 5. Имена и фамилии моей семьи (по желанию).

В этой главе описывается происхождение некоторых имен и фамилий родственников. Если возможно, то выявляются исторические связи семейной ономастики с местом, откуда происходит та или иная ветвь.

Глава 6. Я, моя семья, моя страна.

В этой части ученик составляет краткую автобиографию и пишет сочинение-размышление о том, каким он видит свое будущее (профессия, место жительства, будущая семья и т.д.) и какой он представляет Россию через 15-20 лет.

1.

Аннотация проекта

Составление генеалогического древа семьи, рассказ о семейных традициях, исторические комментарии к событиям, участниками которых были родственники, видение себя как части семьи, взгляд в будущее.

2.

Описание проблемы

Федеральный государственный образовательный стандарт последнего поколения предлагает нам портрет выпускника основной школы. Наряду с другими важными личностными качествами он "любящий свой край и своё Отечество, осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи...". Приоритетами являются " воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству...; ...осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи..."

Идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. И сегодня жизненно важно развить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность. В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, незаметно, исподволь идет переориентация на иные, чем раньше ценности.

Другая наиважнейшая проблема, стоящая перед современным российским обществом, - проблема преемственность поколений, поскольку благодаря ему сберегается прошлое, сохраняется целостность социума, определяется вектор его дальнейшего развития. Человек, только как представитель поколения, обретает связь с историей, становится осознанным участником исторического процесса.

Динамика современного общества опережает возможности механизма преемственности поколений. То есть скорость социальных изменений такова, что не позволяет личности адекватно адаптироваться к происходящим переменам. В современном российском обществе сосуществуют несколько поколений, образ жизни и мыслей которых обусловлены резкими социально-политическими переменами (СССР - СНГ - Россия). сосуществуют несколько систем ценностей.

Но такие ценности, как уважение к культуре и истории своей страны, коллективизм, любовь к Родине не входят в число приоритетных в сознании современной молодежи. Пренебрежительное отношение к нравственности и морали, свойственное молодым людям, и активно насаждаемое СМИ, культ эгоцентризма становится устойчивым маркером современного социума. А между тем приобщение человека к традиционным ценностям происходит прежде всего в семье.

Участие в данном проекте призвано укреплять связь поколений внутри семьи, воспитывать уважение к семейной истории, традициям, формировать интерес к истории страны, воспитывать патриотизм.

3.

Цель проекта:

дать учащемуся возможность осознать себя частью своей семьи и частью России, воспитывать патриотизм, уважение к семейным и культурным традициям, укрепить в сознании ребенка важность и ценность семейных уз.

4.

Задачи проекта:

  1. исследовать семейные корни;

  2. познакомиться наиболее важными историческими событиями и осознать их связь с судьбами родственников, развивать интерес к истории страны;

  3. научиться составлять автобиографию и краткие биографии;

  4. исследовать происхождение, значение некоторых имен и фамилий родственников;

  5. оформить или систематизировать уже имеющиеся семейные альбомы;

  6. описать наиболее интересные семейные традиции (по желанию);

  7. совершенствовать навыки написания сочинений разных типов (рассуждение, повествование);

  8. совершенствовать навыки работы с компьютером (возможно создание презентаций, создание и редактирование текстов в формате Word, оцифровка семейных фотографий и т.д.);

  9. развивать у учащихся умение ставить цели и планировать свою деятельность, контролировать и корректировать процесс достижения цели, оценивать полученный результат, искать, анализировать и структурировать информацию;

  10. совершенствовать умение выступать перед аудиторией;

  11. привлечь к выполнению заданий разные поколения семьи, объединить их общим делом.

5.

Целевые группы, на которые направлен проект

Социальный проект ориентирован на учащихся среднего и старшего звена, их родителей и других родственников, а также учителей истории и краеведения, русского языка и литературы, информатики.

6.

Механизм реализации проекта

Этапы реализации проекта

1 этап. Ценностно-ориентированный.

Учитель описывает модель будущего проекта, совместно с учеником формулирует цели и задачи. При этом происходит совместное обсуждение и осмысление важности и нужности данной работы, т.е. создается мотивация.

Предполагаемые сроки - апрель-май (конец учебного года)

2 этап. Конструктивный

Учитель и ученик составляют подробный план будущего проекта, устанавливают примерные сроки реализации каждого этапа.

Предполагаемые сроки - сентябрь (начало следующего учебного года)

3 этап. Оценочно-рефлексивный

По мере выполнения этапов работы производится корректировка сроков, а возможно, и структуры проекта.

По завершении работы ученик, его родители и учитель обсуждают сделанную работу, анализируют, что получилось, а что нет, можно ли данный проект продолжить в будущем.

Предполагаемые сроки - октябрь- апрель.

4 этап. Презентативный

Ученик в классе представляет проект с показом слайдов, семейного альбома, делает краткий обзор работы, рассказывает о наиболее интересных фактах из истории своей семьи, делает вывод о значимости данной работы.

Предполагаемые сроки - апрель-май.

7.

Календарный план реализации проекта

Данный проект может быть выполнен в течение одного календарного года, а в дальнейшем при желании может быть продолжен. Учащиеся и их родители получают задание на лето по первичному сбору материала, затем в течение учебного года продолжается работа над проектом. Учитель помогает выстроить материал, редактирует тексты, отслеживает сроки выполнения заданий, помогает подготовиться к защите проекта.

8.

Ожидаемые результаты

1.Семейная генеалогия с историческими, биографическими, лингвистическими и другими комментариями в электронном и бумажном виде, альбом с фотографиями.

2.Подготовленная презентация (слайды и устное выступление).

3.Защита проекта (устное выступление перед аудиторией).



© 2010-2022