Русская литература 18 века. Урок повторения

Тема урока: Русская литература 18 века".  Цель: повторение, обобщение и систематизация сведений об особенностях развития русской литературы в 18 веке, полученных в 9ом классе; закрепление знаний о литературных направлениях в России 18 века, видных деятелях того времени и наиболее значительных литературных произведениях. На данном уроке определяются исторические причины изменений, происходящих в искусстве; сравниваются главные литературные направления 18 века - классицизм и сентиментализм- и древ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы

МАОУ «Лицей № 4»

Нестеркина Надежда Александровна


Конспект урока повторения «Русская литература VIII века».

10 класс

2 часа

Цель: повторение, обобщение и систематизация сведений об особенностях развития русской литературы в 18 веке, полученных в 9ом классе; закрепление знаний о литературных направлениях в России 18 века, видных деятелях того времени и наиболее значительных литературных произведениях.

Задачи: 1) дать сведения об особенностях литературного процесса в России 18 века;

2) дать сведения о литературных направлениях России 18 века, жанровой системе, известных

деятелях.

3) развитие системного мышления;

4) развитие устной речи учащихся;

5) развитие умения сопоставлять.

6) воспитание эстетического чувства.

Методы: беседа, работа с учебником, устные сообщения учащихся, работа с обобщающей таблицей.

План урока.

1. Орг. момент.

2. Характеристика эпохи. Историческая справка. Связь с литературой Древней Руси: общее и различное. Переходные жанры.

Сообщения учащихся по вопросам: «В чем отличие литературы 18 века от литературы Древней Руси?»; «Какие традиции древнерусской литературы были восприняты литературой 18 века?». 15 минут

3. Литературные направления 18 века. Зарождение новой русской литературы. 3 минуты

3. 1. Классицизм.

Понятие классицизма.

Зарождение классицизма в Европе и в России. Причины появления. 3 минуты

Жанровая система. Соотнесенность с теорией трех штилей. 7 минут

Деятели классицизма. М.В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, А.П. Сумароков, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.

Составление таблицы, обсуждение особенностей отдельных жанров. 15 минут

Сообщение «Классицизм в других видах искусства». 3 минуты

Мировоззрение человека классицизма. Сводная таблица. 10 минут

3.2. Сентиментализм.

Понятие сентиментализма. Отличительные особенности.

Зарождение направления.

Деятели. Н.А. Карамзин. 10 минут

Сравнение с классицизмом. Мировоззрение человека сентиментализма. Сводная таблица. 7 минут

7. Домашнее задание. 3 минуты.

8. Проверочная работа. 7 минут

9. Подведение итогов урока. 3 минуты.

Ход урока.

1. Здравствуйте. Присаживайтесь.

Планы на сегодняшний урок: мы говорим о русской литературе 18 века, эта тема вам уже знакома, поэтому наша цель: вспомнить и обобщить то, что вы уже знаете с 9го класса. Кто из вас подготовил к сегодняшнему уроку сообщения? Устные ответы на уроке также оцениваются.

Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: «Русская литература 18 века».

2. В 18 веке русская литература претерпевает коренные изменения. Ученые говорят об этом периоде как о начале новой русской литературы. Как вы думаете, с чем это может быть связано?

у: деятельность Петра I; изменения в общественной жизни, государственного устройства, мировоззрения.

Да, безусловно, переход от древнерусской к новой русской литературе связан с петровскими преобразованиями. Культура России заметно отставала от европейской, причины того вы все можете назвать. (татаро-монгольское иго, смута) Петр I ставил перед собой задачу во всех отношениях поднять Россию до уровня Европы. Реформы Петра превратили Россию из страны, истерзанной безвластием, произволом «смутного» 17 века, в сильную державу, совершившую стремительный рывок в европейскую культуру.

Давайте вспомним, какие реформы проводит Петр I и как они сказываются на развитии литературы.

Начнем с преобразований в церковной сфере.

Отделение церкви от государства. Государство становится светским.

Как эта реформа сказалась на литературе?

Литература разделяется на церковно-служебную и светскую, собственно художественную.

Какие изменения происходят в области образования?

Появляется большое количество школ, образование светское, распространение грамотности. Грамотность выходит за пределы монастыря. Популяризация обучения за границей, перенимают опыт Запада.

Реформы в области культуры.

1 января 1700г. Введение летоисчисления от Рождества Христова. Начинается новый отсчет времени.

1702г. Первая печатная газета «Ведомости».

1710г. Реформа алфавита. Появляется гражданский упрощенный шрифт.

Государственные реформы.

1721г. Провозглашение России империей. Укрепление абсолютной власти монарха. Россия поднимается на один уровень с другими европейскими державами.

Реформы в области быта.

Появление ассамблей, европейская мода.

Мы с вами посмотрели, как кардинально изменилась жизнь русского человека в 18 веке. Конечно, все эти реформы насаждались сверху, но почва для них была уже подготовлена, менялось само восприятие мира человека. Как изменяется мировоззрение русского человека 18 века?

у: Он больше не чувствует себя рабом Бога, наука и искусство становятся светскими, человек уже сам творец, пытается подчинить себе природу.

Все эти перемены были подготовлены 17 веком. Вспомним, произведения и жанры древнерусской литературы, которые можно считать переходными. Почему они переходные?

у: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, Повесть о Петре и Февронии. На первый план выходит человек, проявляет себя автор, дерзнувший писать о самом себе. Литература перестает быть сакральной. Появляется сатирическая литература - плутовская повесть.

Мы столько говорим о переменах, о том как сильно все перевернулось в сознании человека. Однако когда вы писали проверочную работу, некоторым из вас показалось, что оба текста древнерусские, хотя один из них принадлежал уже 18 веку. Как вы можете это объяснить?

Никакие перемены не происходят в один день, а тем более в языке. Многие деятели 18 века ставили перед собой первоочередной задачей создание русского литературного языка и освобождение его от засилия церковнославянизмов.

Не только язык заимствует литература 18 века у древнерусской, но и многие традиции.

Сообщение: «Какие традиции древнерусской литературы были восприняты литературой 18 века?».

Сообщение: «В чем отличие литературы 18 века от литературы Древней Руси?»

Мы уже говорили о роли Европы в развитии России в18 веке.

Сообщение «Как западноевропейская культура повлияла на развитие русской литературы?».

Подведем итог. Что же позволяет нам выделять литературу 18 века в отдельный этап развития русской литературы?

у: 18 век - это век появления авторской литературы, собственно художественной, время освобождения литературы от церкви.

В 18 веке начинают зарождаться литературные направления.

3. Появление литературных направлений является существенным отличием русской литературы 18 века от древнерусской литературы.

Литературное направление - совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. Какие литературные направления вы можете назвать?

Какое значение для развития литературы имеет существование различных направлений?

у: Литература начинает жить по законам искусства. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Духовно-эстетические принципы литературы перестают быть едиными для всех, появляется все больше индивидуального, личного.

3.1. В России первым литературным направлением считается классицизм.

Слово классицизм происходит от лат. сlassicus - образцовый. За образец классицисты брали античное искусство как высший образец гармонии и порядка. Классицизм основывается на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремится к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Зародился классицизм во Франции в первой половине 17 века. Это была эпоха укрепления абсолютной монархии и власти Людовика XIV, короля-солнце. Как вы считаете, почему в Россию классицизм пришел только в начале 18 века? Как это связано с государственным устройством России того времени?

у: В 18 веке Россия становится империей и абсолютной монархией.

Как литературное направление классицизм обладает особой жанровой системой. Какие жанры вы можете назвать?

Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала жесткую иерархию жанров. Скажите, на какие группы делятся жанры и в чем особенность каждой группы?

Если вы затрудняетесь с ответом, вам в помощь учебник на странице 26.

у: Жанры делились на «высокие»: трагедия, эпопея, ода. События государственного масштаба, персонажи - монархи, полководцы.

«низкие»: комедия, сатира, басня. Жизнь людей среднего сословия, высмеивание пороков людей.

Мы отметили, что для каждого жанра характерен определенный тип героя. О чем это говорит?

у: Для классицизма так же, как для древнерусской литературы, важен тип, а не характер.

Как соотносится жанровая иерархия с «Теорией трех штилей» М.В.Ломоносова?

Согласно этой теории выделялись три литературных стиля: высокий, низкий и средний.

Высокий штиль - ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь.

Средний штиль - элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения.

Низкий штиль - комедии, письма, песни, басни.

По Ломоносову, "высота" и "низость" литературного слога находятся в прямой зависимости от его связи с системой церковнославянского языка, элементы которого, сохранившие еще свою живую производительность, замыкаются в пределах "высокого слога".

***В «Рассуждении о пользе книг церковных в Российском языке» Ломоносов отмечает пять стилистических пластов слов, возможных, с его точки зрения, в русском литературном языке. Первый пласт лексики - церковнославянизмы, "весьма обветшалые" и "неупотребительные", например, "обаваю, рясны, овогда, свене и сим подобные". Эти речения "выключаются" из употребления в русском литературном языке. Второй пласт-церковнокнижные слова, "кои хотя обще употребляются мало, а особенно в разговорах; однако всем грамотным людям вразумительны, например: отверзаю, господень, насаждаю, взываю". Третий пласт-слова, которые равно употребляются как у "древних славян", так и "ныне у русских", например: бог, слава, рука, ныне, почитаю. Мы назвали бы такие слова общеславянскими. К четвертому разряду "относятся слова, которых нет в церьковных книгах", например: говорю, ручей, который, пока, лишь. Это, с нашей точки зрения, слова разговорного русского языка. Наконец, пятый пласт образуют слова просторечные, диалектизмы и вульгаризмы, называемые Ломоносовым "презренными словами", "которых ни в котором штиле употребить не пристойно, как только в подлых комедиях".*

Мы уже назвали такого видного деятеля классицизма как М.В.Ломоносов, какие еще имена вы можете назвать?

Выполним небольшую работу. В тетрадях начертите следующую таблицу.

Автор, годы жизни

жанр

произведение

1 вариант: Александр Петрович Сумароков, М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин.

2 вариант: Антиох Дмитриевич Кантемир, Н.Р. Радищев, Г.Н. Державин.

Для заполнения этой таблицы вы можете пользоваться учебником. На выполнение задания даю вам 3 минуты.

Давайте проверим, что у вас получилось. Впишите в таблицу тех авторов и произведения, которых у вас не хватает. В Итоге должно получиться 6 авторов у каждого.

Какие роды литературы преобладают? Что нового появляется в литературе 18 века по сравнению с древнерусской?

у: Лирика и драма. Драма - новый род для русской литературы, раньше он присутствовал только в фольклоре.

Давайте вспомним особенности оды и трагедии как жанра. В учебнике на странице 27 ода М.В.Ломоносова «На день восшествия Елисаветы Петровны». Кто главный герой оды? Цель оды? Особенности художественных образов? ( персонажи античной мифологии)

Кто главный герой трагедии? Конфликт классицистической трагедии? ( между долгом и чувством)

Какие три единства существовали в классицистической драматургии? Расскажите на примере комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина.

у: единство времени - действие происходит в течении одного дня;

единство места - действие не переносится в пространстве;

единство действия - пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму.

Вот как сформулировал это правило Н. Буало, известный французский поэт и теоретик класицизма:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет.

Как вы считаете, какова цель этих единств?

у: подражание действительности.

Какие произведения каких авторов, по вашему мнению, не совсем укладываются в рамки классицизма?

Державин, Фонвизин. Создают характеры, а не типы.

Оставьте немного места и дополните таблицу дома другими произведениями. На следующем уроке я проверю ее.

Принципы классицизма реализовались не только в литературе, но и в других видах искусства: живописи, архитектуре, скульптуре. Мы сейчас посмотрим презентацию, ваша задача найти уже известные нам принципы классицизма в произведениях других видов искусства.

Презентация.

В искусстве классицизма складывается особая картина мира, отличная от представлений древнерусского человека. Возникает другая, совершенно новая концепция мира и человека в нем. И это мы сейчас увидели на примере разных видов искусства.

Давайте попробуем сравнить концепции классицизма и древнерусской литературы. Для этого составим следующую таблицу.

Концепция мира

Концепция человека

Концепция искусства

Древнерусская литература

Маленький человек в большом мире. Человек ничего не значит в этом мире, на все воля бога, все предрешено.

Человек на земле исполняет волю бога. Герой всегда идеализирован, обобщенный идеальный образ праведника.

Устами писателя говорит бог. Слово свято.

Литература должна поучать.

Классицизм

Гармоничность мира.

Гармония противостоит хаосу страстей человека. Хаос преодолевается силой разума. Принцип «облагороженной» природы.

Человек - деятель, подчинивший чувства разуму, способный на самопожертвование во имя выполнения высшего долга. Важен общественный статус человека, а не его индивидуальность.

Главенство долга над чувством.

Искусство призвано прославлять монарха, служить укреплению абсолютистского государства; цель искусства - служение обществу, воспитание гражданина.

Сентиментализм

Включенность человека в мир природы. Идиллическая картина мира.

«Естественный», чувствительный человек.

Интерес к внутреннему миру человека. Главенство чувства над разумом. Общественное положение героя не предопределяет его внутренний мир.

Искусство должно пробуждать у человека чувствительность, оно создает идиллическую картину мира, не отражает реальность, а подражает ей. Культ чувственного познания мира.

Заполняем таблицу вместе.

Оставьте место после таблицы. Она будет включать в себя еще одно литературное направление. О каком направлении, возникшем в 18 веке, я говорю?

3.2. Верно, сентиментализм.

Название «сентиментализм» происходит от франц. Sentiment - чувство, чувствительность.

Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею "естественного", "чувствительного" (познающего мир чувствами) человека.

Сентиментализм приходит в Россию в конце 18 века благодаря переводам на русский язык романов «Страдания юного Вертера» И.В.Гете, «Новой Элоизы» Ж.-Ж. Руссо и других.

С чьим именем связывают развитие сентиментализма в России? Н.М. Карамзина.

Вспомните повесть Н.А. Карамзина «Бедная Лиза» и опираясь на нее выведите особенности сентиментализма.

у: обращение к жизни обычных людей, «и крестьянки любить умеют», интерес к внутреннему миру человека, его чувствам. Действие происходит на лоне природы.

Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Место гиперболизированных страстей, пороков и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства. Сентименталисты отказались от какой-либо одной черты характера и однозначности моральной трактовки персонажа, свойственных классицизму: сентименталистский герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства. Можно говорить, что в сентиментальной литературе происходит зарождение характера.

Вернемся к нашей таблице. Давайте попытаемся формулировать концепцию мира, человека и искусства в сентиментализме.

4. Запишем домашнее задание. На следующем занятии мы начинаем говорить о русской литературе первой половины XIX века. В учебнике читать стр. 37 - 46. закончить таблицу по литераторам классицизма. Сообщения на следующее занятие: вопросы 3-7.

5. Проверочная работа по теме «Литература 18 века».

I вариант. 1. Назовите высокие жанры русского классицизма. Приведите примеры произведений, указав автора.

II вариант 1. Назовите низкие жанры. Приведите примеры.

2. Укажите особенности сентиментализма как литературного направления.

Сдаем работы.

6. Подведем итоги урока. Получили ли вы сегодня на уроке новые знания? Какие? Стали ли вы лучше представлять себе развитие русской литературы в 18 веке?

Сегодня хорошо работали …. Вы получаете пятерки за урок.

Всем спасибо за урок.


© 2010-2022