Урок русского языка по теме Три склонения имён существительных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение «Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье- Сибирское»

Учитель Афанасьева Татьяна Алексеевна

5 класс

Русский язык

Урок повторения и закрепления знаний по теме

«Три склонения имен существительных»

Цель урока: - Повторить знания учащихся об имени существительном. Продолжить работу по теме «склонения имен существительных» Учить различать имена существительные 1-го, 2-го и 3-го склонения.

- Развивать навыки орфографической зоркости, работать над укреплением памяти, развивать словарный запас и речь учащихся.

- Расширять кругозор учащихся. Прививать навыки самостоятельной работы. Воспитывать любовь к природе и к родному краю.

Задача урока: - Закрепить знания о склонениях имени существительного, выполнить работу с максимальной нагрузкой. Учиться делать самостоятельные выводы.

Оборудование: - учебники, тетради, ручки; сигнальные карточки.

- Карточки по теме «Склонение имён существительных».

- Карточки - картинки - цветы.

-Рисунки вазы: 1скл., 2скл., 3скл.

- Карточки - облака (закрыть тексты)

- Солнечные лучи - оценки.

- Картина «Весна»

Ход урока:

Организационный момент. - Здравствуйте! Садитесь! Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен весне, улыбкам, радости и хорошему настроению. Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Начинаем урок русского языка. - Откройте тетради. Отступите от домашнего задания две строчки. Запишите: /число. Классная работа. Три склонения имен существительных. (меловая заготовка)

Повторение. Устный опрос. - В русском языке огромное количество слов. Для того, чтобы правильно, грамотно произносить и записывать эти слова, все их разделили на части. Назовите, какие части речи вы знаете? / Мы изучали имя существительное, глагол и имя прилагательное/

- Какую часть речи мы изучаем в данное время? /Имя существительное./

- Что такое имя существительное? /Это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопрос кто? Что?/

- Приведите примеры. /Кто это? Лось, мышь, зверь, птица…. Что это? Солнце, планета…/

- Что можем определить у имени существительного? Назовите грамматические признаки. /Род: мужской род, женский род, средний род.

Число: единственное и множественное число.

Падеж: И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.

Склонение: 1-е, 2-е, 3-е./

-Что такое склонение? Замените это слово другим, близким по значению. /Изменение имен существительных по падежам/

- Сегодня мы продолжим работу над темой «Три склонения имен существительных»

Проверка домашнего задания. - Что было задано на дом? /Определить склонение имен существительных/

- Как определить склонение имен существительных? /Нужно определить род имени существительного и обозначить окончание Им.п. ед. ч./

- Для проверки домашнего задания солнышко отправило нам свои тёплые лучи с заданием. (Карточки-рисунки с изображением цветов ) Прочитайте словосочетания, определите род им. Сущ. и склонение. Установите подарок весеннего солнышка в нужную вазу. (На доске прикреплены рисунки ваз с надписями 1-е, 2-е,3-е скл.) Все слова взяты из домашнего задания.

Любуюсь колокольчиком.

Собираю ландыши.

Нет лилии.

Думаю о мимозе.

Подойду к сирени.

Запах герани.

Горжусь урожаем ржи.

Букет с ромашками.

Есть гвоздика.

1скл. 2скл. 3скл.

Лилия Колокольчик Сирень

Мимоза Ландыш Герань

Гвоздика Подснежник Рожь

(Ученики берут карточки со словосочетаниями, определяют род и скл. им. сущ. , прикрепляют рисунок с цветком в нужную вазу. На доске получились три вазы с различными цветами. Дети берут картинку и объясняют так: /«Запах герани» Что это?

-Герань. Она, моя. Ж.Р. с мягким знаком на конце слова. 3-е скл. /

Итог: - Посмотрите работы в тетради. Поднимите руки те, у кого есть ошибки. Молодцы! Хором проговорим правила о склонениях имен существительных

- Какие имена сущ. относятся к 1 скл.? / К 1 скл. относятся имена сущ. ж.р. и м.р. с окончанием на -а и -я/

- Какие имена сущ. относятся ко 2 скл.? /Ко 2 скл. относятся имена сущ. м.р. с окончанием на согласный и ср.р. с окончанием на - о -е/

-- Какие имена сущ. относятся к 3 скл.? / К 3 скл. относятся имена сущ. ж.р. с окончанием на мягкий знак/

- Молодцы! Вы замечательно справились с работой. Солнышко вам дарит свои лучики. А я ставлю такие оценки за ваши ответы ___________ .

- Какое время года изображено на картине?

Работа по картине «Весна» -/Весна/

- По каким приметам догадались, что это весна? / Сосульки, голубое небо, проталинки, половодье и т.д./

- Урок наш сегодня весенний. Наступил первый весенний месяц весны - март. К какому празднику мы собрали букет? / 8 Марта/

- Придумайте им. сущ. 1скл. на тему «Весна» /ответы/

- Придумайте им. сущ. 2скл. на тему «Весна» /ответы/

- Придумайте им. сущ. 3скл. на тему «Весна» /ответы/

(Например: дедушка, дед, проталинка, облако, печь, весна, половодье, радость, оттепель)

Самостоятельная работа. - Запишите в тетрадь по 3 слова в столбики 1-го, 2-го и 3-го скл. ( Ученики 1 и 2 группы работают самостоятельно, 3 группе предлагаю карточки , где нужно исправить ошибки.)

Итог: - Прочитай им. сущ 1скл.

- Прочитай им. сущ 2скл

- Прочитай им. сущ 3скл

- Молодцы! Солнышко подарило вам лучики за прекрасные ответы. (оценки

Физ. минутка:

Спал цветок /присели на корточки, голову закрыли руками/

И вдруг проснулся /повороты головы вправо-влево/

Больше спать не захотел. /встали на ноги/

Шевельнулся, /повернулись вокруг себя/

Потянулся, /потянулись/

Взвился вверх /руки вверх/

И полетел. /машут руками/

6. Работа с деформированным текстом

- На доске видите голубые кучевые облака. Ветер спутал все слова и закрыл облаками. Нужно навести порядок, и порадовать весну правильными, красивыми предложениями.

март

настал

весенний

первый

месяц

-/Настал первый весенний месяц март/

- Докажите, что это предложение. /Предложение выражает законченную мысль/

(Ученик ________ выходит к доске и выполняет работу с комментированием)

- Подчеркни орфограммы. Объясни правописание. Обозначь склонение имен существительных.

с

падает

крыши

капель

частая

- Улетело облако, а слова остались разбросаны. Составьте предложение.

-/С крыши падает частая капель/

- Докажите, что это предложение. /Предложение выражает законченную мысль/

(Ученик ________ выходит к доске и выполняет работу с комментированием)

- Подчеркни орфограммы. Объясни правописание. Обозначь склонение имен существительных.

скоро

молодая

травка

появится

первая

- Унес ветерок и третье облако к его друзьям. Скучно ему было здесь одному. А нам осталось задание. Прочитай. Составь предложение.

-/Скоро появится молодая нежная травка/

- Докажите, что это предложение. /Предложение выражает законченную мысль/

(Ученик ________ выходит к доске и выполняет работу с комментированием)

- Подчеркни орфограммы. Объясни правописание. Обозначь склонение имен существительных.

Итог: Молодцы! Солнце раздает вам свои лучи-призы. Я ставлю оценки.

Работа по учебнику. - Откройте учебники стр. _____________ . Найдите упражнение _____ . Молча прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?

/определить н.ф., род, и склонение им. сущ./

- Что такое н.ф.? /Начальная форма слова в им. падеже единственного числа/

- Как определить род им. сущ.? /Он чей? Он мой - м.р. Она моя - ж.р.. Оно моё - ср.р../

- Как определить склонение им.сущ.? /По окончанию им. сущ. в начальной форме/

В л_су ( ) на п_ляне ( ) растёт ёлка ( ). На ней в_сят ш_шки ( ). Ч_сто

на ёлку ( ) забирается белочка ( ), прил_тает дятел ( ). Под елью ( )

прячется пугливый зайчик ( ).

(Используем сигнальные карточки. Подробно разбираем 1-е предложение)

- Кому непонятно как выполнять задание?

- Приступайте к выполнению задания.

(Самостоятельная работа учеников. Индивидуальная работа учителя со слабым учеником.)

Итог. - Назовите им.сущ. в 1 предложении. Определите склонение.

- Назовите им.сущ. во 2 предложении. Определите склонение.

- Назовите им.сущ. в 3 предложении. Определите склонение.

- Молодцы! (Вручаю солнечные лучики)

Объяснение домашнего задания. - Прочитайте задание упражнения __________ . Кому непонятно как выполнять эту работу самостоятельно?

_______________________ (объяснение)

Итог урока. - Над какой темой работали на уроке? /Три скл. им. сущ./

- Как определить скл.? /определить род и окончание им. сущ. в им.п./

- Какие им. сущ. относятся к 1 скл.? /_________/

- Какие им. сущ. относятся ко 2 скл.? /__________/

- Какие им. сущ. относятся к 3 скл.? /_____________/

- Прекрасно работали на уроке. Оценки ______________ .

- Какое у вас настроение? /____________ /

Хорошее настроение и от теплого солнышка, и от улыбок, и от успешной работы. А ещё хорошее настроение нам дарят и цветы. Приятно смотреть на красивые цветы, но постепенно эти цветы исчезают из наших лесов из-за невежественного отношения к ним людей. Кто ни увидит - всяк сорвёт. Берегите красоту!!!/

Спасибо за урок!


© 2010-2022