Урок литературы в 11 классе по теме: Бунт тринадцатого апостола (по поэме В. Маяковского Облако в штанах)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бунт «тринадцатого» апостола в поэме «Облако в штанах».

Цели:

- познакомить с историей создания поэмы; обозначить основные темы поэмы; определить

роль средств выразительности;

- развитие навыка анализа поэмы;

- воспитание интереса к поэтике В.Маяковского.

У меня в душе ни одного седого волоса,

И старческой нежности нет в ней!

Мир огромив мощью голоса,

Иду - красивый, двадцатидвухлетний.

В.Маяковский


  1. Оргмомент.

  2. Работа с эпиграфом.

  3. Формулировка темы и постановка цели.

  4. Актуализация знаний. Сообщения групп.


  1. Историки. Замысел поэмы. История создания.

«Облако в штанах» - одна из самых известных ранних поэм В. Маяковского была закончена к июлю 1915 года. Появление ее в печати стало далеко не рядовым событием для русской поэзии и всего российского общества. В ней поэт выступает как «тринадцатый апостол». Известно, что у Христа было двенадцать учеников-апостолов. Само слово «апостол» означает «посланник». По легенде, их избрал сам Христос и отправил по миру проповедовать его учение. Первоначальное название поэмы - "Тринадцатый апостол" - было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: "Что вы, на каторгу захотели?" Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это - вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили - как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах"».

Свою поэму Владимир Маяковский начал еще в первой половине 1914 года. По свидетельству его друзей на написание первой главы поэмы поэта вдохновил романтический эпизод во время поездки футуристов по России. В Одессе, где они выступали с 16 по 19 января 1914 года, он познакомился с красавицей, Марией Денисовой, в которую влюбился. Человек мощной фактуры, но с нежным и ранимым сердцем, не мог не разглядеть в толпе поклонниц глаза прекрасной харьковчанки. В. Каменский, спутник Маяковского по поездке в Одессу, писал о Марии, что она была совершенно необыкновенной девушкой, в ней «сочетались высокие качества пленительной внешности и интеллектуальная устремленность ко всему новому».
Влюбился безответно, страдал от этого, и уже по дороге в следующий город в вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы... Однако начавшаяся империалистическая война отодвинула этот замысел. Но когда наступило прозрение относительно войны и поэту открылись истоки мировой катастрофы, он понял, что готов к продолжению работы над поэмой, но уже в совсем ином понимании жизни вообще. Заметно, что любовная драма перерастает в драму жизни.

Очевидно, поэт остановился на данном названии, чтобы привлечь читательское внимание к самому произведению.


  1. Теоретики.

Тетраптих - произведение искусства, состоящее из четырёх составных частей (картин, барельефов и др.), объединённых общей идеей.

Идейно-тематическое единство.

Ее центральная тема - романтический конфликт героя с враждебным ему миром, несправедливые законы которого попирают всяческие нормы этики и морали.

Смысл произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей». Поэт соединяет личные переживания лирического героя с переживаниями всей страны. Поэт против старой жизни.


  1. Литературоведы. Своеобразие сюжета и композиции.

Сюжет поэмы тяготеет к библейской обобщенности, и столь значимое в религиозном отношении имя для героини выбрано неслучайно. Герой и героиня противопоставлены по типу контраста: он - огромный, неуклюжий индивидуалист, она - хрупкая, маленькая дочь своего общества.

Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет маленькое вступление и четырехчастное деление. Стремление показать исключительность и неординарность лирического героя звучит во всех главах поэмы. Обратим внимание на сюжетно-романтический узел поэмы. Перед нами история большой, но неразделённой любви. Молодой человек ждёт назначенного свидания. Ожидание мучительное  «тряски нервное желе», как позже охарактеризовал Маяковский подобные переживания. Пришедшая, наконец, Мария объявляет, что «выходит замуж». Девушку «украли». Осиротевший герой обнаруживает, что он «заболел» любовью. У него «пожар сердца». Одинокий бродит по улицам, в «тракторных углах вином обливает душу», наблюдает «в экипажах… жирных, проевшихся насквозь…» Мысленно, тем не менее, герой сосредоточен не на одном своём горестном чувстве. Личная трагедия с обострённой силой сталкивает его лицом к лицу с окружающим миром, со сложнейшими проблемами быта, искусства, политики, религии. Раненое сердце становится предельно чутким не только к собственным, но и к чужим страданиям, и поэт мучительно стремится осмыслить, почему обесчеловечен прекрасный в своей основе мир? Как возникает такая странная действительность, где, с одной стороны, великое множество людей бездомных и обречённых на муки, а с другой  лопающиеся от жира сытые? Сказанное объясняет основной принцип композиции поэмы.


Y. Исследовательская работа.

Прочитайте вступление к поэме и по ходу чтения выписывайте средства выразительности:

- 1-й ряд (метафоры);

- 2-й ряд (гиперболы);

- 3-й ряд (сравнения).

(Анализ наиболее ярких средств).


YI. Беседа.

- Надеюсь, что творчество Маяковского не оставило вас равнодушными. Воскресите основное содержание урока в своем сознании, ответив на вопросы:

- Почему Маяковский не пытался вернуть прежнее название?

- Кто явился прообразом лирической героини?

- Какова главная мысль поэмы?

- Что отвергал поэт в существующем строе?

- Какую роль сыграли средства выразительности в постижении идеи поэмы?

YII. Выставление оценок.

YIII. Домашнее задание. Работа с текстом:

- ответить на вопрос:

- Каков финал поэмы?

-подготовить выразительное чтение отрывка;

- выписать средства выразительности по вариантам:

1 - (олицетворения);

2 - (гиперболы);

3 - (метафоры, примеры парцелляции);

4 - (оксюморон);

5 - (антитезу)

6 - (эпитеты)





3


© 2010-2022