Внеклассное чтение Михаил Пришвин. Моя Родина

Тема: Михаил Михайлович Пришвин                                             «Моя родина»                                    (из воспоминаний детства) Цель: Формирование положительной мотивации к чтению. Задачи: 1. Вызывать у детей живой интерес к чтению.               2. Развивать воображение, мышление, речь, наблюдательность.               3. Развивать кругозор, побуждать самостоятельное осмысление     прочитанного, формировать умение сопостоявлять, делать выводы.   «Детские книги пишутся дл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Михаил Михайлович Пришвин

«Моя родина»

(из воспоминаний детства)

Цель: Формирование положительной мотивации к чтению.

Задачи: 1. Вызывать у детей живой интерес к чтению.

2. Развивать воображение, мышление, речь, наблюдательность.

3. Развивать кругозор, побуждать самостоятельное осмысление прочитанного, формировать умение сопостоявлять, делать выводы.

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека», - говорил В.Г. Белинский. Работа с книгой представляет огромные возможности для формирования личности ребёнка.

Ход мероприятия:

На фоне песни «С чего начинается Родина?» демонстрируются слайды - природа, церкви, памятники, дети, школа, женщина с ребёнком…

Воспитатель: Слушая эту песню, я хотела бы попросить вас дать ваше понимание слова «Родина», ведь каждое слово имеет своё значение:

Урок письма - это правила, упражнения, опорные схемы, закрепления.

Урок чтения - это умение читать выразительно, это образы героев, это беседа по содержанию рассказа и стихотворения.

Урок математики - это задачи, примеры, таблица умножения.

Школа - это друзья, учителя, тепло, забота, детство, праздник.

А что такое Родина? Подумайте и ответьте одним словом. (Дети отвечают)







Мама.

Закрой глаза, прислушайся - и ты услышишь мамин голос, который живет в тебе, такой знакомый, родной.

Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что у тебя болит. Мама научила тебя говорить, прочитала тебе первую книжку.

Мама всегда была рядом с тобой. Всё, что окружала тебя, как бы начиналось с мамы.

И любовь к Родине начинается с любви к маме.

(Ю.Яковлев)






Воспитатель: По мнению путешественника, зоолога, писателя Василия Пескова.

Родина - это очень много… (учебник Чтения 6кл. стр. 3 - «Отечество»)

Что объединяет в себе слово Родина?

С чем автор сравнивает Родину? (дети отвечают)

Воспитатель: А сейчас я хотела бы обратиться к устному народному творчеству, вспомнить пословицы, которые появились в далекие времена и кратко выражали мнение о Родине.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Всякому мила своя сторона.

В своем доме и стены помогают.

Жить - Родине служить.

Родина - мать, уметь за неё постоять.

Для Родины своей ни сил, ни время не жалей.

Своя земля и в горести мила.

Родная земля, что усталому постель.

Дорогу выбирай любую, а родную страну не забывай.

Глупая птица своего гнезда не бережёт.

А вот как ощущает Родину Даша Новикова вместе с поэтом Анатолием Жигулиным. (читает Д.Новикова)

Род, Родина, родня, родное - у всех этих слов один корень и один смысл.

Об этом в стихотворении поэта Орлова «Родное», которое приготовила Л. Яловая.

5 блок (фото Пришвина)

Вот так, мои дорогие, рассуждая о Родине, о Природе, о Человеке мы плавно перейдём к главной теме сегодняшнего разговора: «Михаил Михайлович Пришвин. Моя Родина.»

Прежде чем пригласить вас в читальный зал, я с удовольствием познакомлю вас со страницами жизни Михаила Михайловича Пришвина.

«если бы природа могла чувствовать благородность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благородность выпала бы на долю Михаила Пришвина», - считал писатель Константин Георгиевич Паустовский. По его мнению, Пришвин - «один из своеобразных писателей. Он ни на кого не похож - ни у нас, ни в мировой литературе».

Родился М.М. Пришвин в Орловской губернии, близ города Ельца.

Жилось семье трудно - мать осталась вдовой с пятью детьми. Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он убегал из первого класса гимназии в «золотую страну Азию» - его вернули обратно, но затем из гимназии всё-таки исключили. За революционную работу он отсидел год в тюрьме, потом вынужден был уехать за границу.

В Лейпициге (Германия) Пришвин окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, даже писал агрономические книги, но к тридцати годам твёрдо решил стать писателем. В 1906 он отправляется в лесной северной край - в Олонецкую губернию. Желание окунуться в атмосферу природного, естественного мира, слышать русский говор, изучать словесное богатство русского народа родилось ещё в детстве, когда он слушал сказки своей бабушки и старой няни, рассказы простых крестьян.

Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицами или зверем, а за открытиями.

Среди произведений Пришвина М.М. -

«В краю напуганных птиц», «Родники Берендея», «Золотой луг», «Лесная капель», «Кладовая солнца».

Во всех произведениях появился талант писателя открывать в простых людях сокровища мудрости и высокой нравственности, благородства и чистоту души.

Несмотря на то, что М.М.Пришвин окончил свой земной путь 60 лет назад, но произведения его - рассказы, зарисовки, сказки, очерки, путевые заметки, - продолжают удивлять, волновать, радовать читателей.

Насколько позволяет время, я постаралась познакомить вас с жизнеописанием М.М. Пришвина. На выставке книг Пришвина и о Пришвине представлена литература, с которой вы можете познакомиться как самостоятельно, так и в семье. А также мы будем продолжать наслаждаться наблюдениями, языком писателя Пришвина на уроках чтения.

А сейчас садитесь поудобнее, расслабьте плечи, спинку и слушайте зарисовку «Родина» (из воспоминаний детства).

Несмотря на небольшой объём зарисовки, в ней столько любви к Родине, матери, окружающей природе.

В конце чтения я хочу услышать от вас ответ на вопрос : «Что значит охранять природу, по мнению Пришвина М.М.?»

(чтение) - дети следят за текстом, пишу ответ на поставленный вопрос.

Воспитатель: Если вы внимательно слушали зарисовку, вы без труда ответите на поставленный вопрос словами из текста.

А пока вы думаете, как ответить на поставленный вопрос - обращаю внимания на выставку рисунков.

В каждом рисунке - творчество, своё видение родины, самобытность, трепетное отношение к окружающему миру.

Как вы думаете, могут ли дети, которые через творчество и акварель, так прекрасно на альбомном листе передать ощущение Родины, Отчизны, могут ли они ломать деревья, топтать клумбы с цветами, разорять птичьи гнёзда, засорять водоёмы, убивать животных? Конечно, нет. И я это подтверждаю.

Когда мы бываем на прогулках, я вижу как вы относитесь к нашим Джульбарсам, любуетесь красивыми кленами, наблюдаете за природными явлениями, подмечаете состояние нашей любимой реки Северский Донец.

Земный лес и голубое небо,

И блеск волны под солнцем золотым.

Я знаю, сын мой, где б теперь ты ни был,

Запомни край свой чистым и родным.

Подтянутые белые берёзы

Кудрявые стоят перед тобой.

Дрожащие в ветвях мерцают слёзы -

Запомнишь навсегда, мой милый друг.

И я друзья, очень хочу, чтобы вы всегда помнили свою малую Родину - Донской край, наш небольшой, но уютный, зелёный город - Каменск.

А закончить нашу встречу в читальном зале я хочу, преподнеся вам подарок - календарь «Родина».

Пусть он радует ваш взор и призывает вас видеть красоту.

Учитесь видеть красоту

В лучах разбуженного солнца

И, воплощая жизнь в мечту,

Испейте всю её до донца.


© 2010-2022