- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа 10 класс русский язык
Рабочая программа 10 класс русский язык
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Левик Е.В. |
Дата | 02.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.М. Пучковой» с. Хороль Хорольского района Приморского края
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор школы
__________ Баженова С.Ю. _________ Панченко Т.М.
«30» августа 2014 г. «30» августа 2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10 КЛАСС «Б»
Составитель: Левик Е.В., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании МО
учителей русского языка и литературы
«28» августа 2014 г.
Руководитель ШМО __________ Латфуллина Л.Н.
2014-2015 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
- федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ №1312 от 09.03.2004 г.
- федерального базисного учебного образовательного плана для образовательных учреждений РФ.
-авторской программы по русскому языку для 10 - 11 классов (Базовый уровень) /Авторы Авторы: Н.Г Гольцова. И.В. Шамшин. М.А Мищерина., Под редакцией Н.Г.Гольцовой - Москва, «Русское слово», 2012
Предлагаемый курс должен обеспечить соответствующий уровень языковой подготовки обучающихся и способствовать восприятию языка как системы.
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Русский язык» 10-11 классы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего полного (общего) образования.
Рабочая программа по русскому языку построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются различные компетенции.
Языковая и языковедческая компетенция - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых - русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Цель рабочей программы обучения:
1) Воспитание уважения к родному языку, осмысление русского языка как основного средства общения.
2) Овладение русским языком как средством общения.
3) Осуществлять речевой контроль и самокоррекцию.
4) Осуществлять информационную переработку текста.
5) Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования.
6) Овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности.
7) Подготовка учащихся к ЕГЭ.
Задачи рабочей программы:
-
Освоение теоретических сведений о русском языке.
-
Овладение умением применять правила в устной и письменной речи.
-
Применение на практике теории, правил.
-
Создание собственных, творческих работ.
Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, решаются при использовании всех видов языкового анализа. Фонетический, морфемный словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях.
Большое место в обучении отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки использования языковых средств.
Рабочая программа реализуется в УМК, включающий:
1. Н.Г. Гольцова. Программа к учебнику «Русский язык» 10-11 классы. - М.: «Русское слово», 2012. - 13 с.
2. Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово», 2014. - 302 с.)
Рабочая программа рассчитана на 68 часов
Технологии обучения:
- Здоровье сберегающие технологии
- Личностно-ориентированные
- ИКТ
- Дифференцированное обучение.
Формы контроля знаний: контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании.
Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку
В результате изучения русского языка учащийся должен
знать:
-
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
-
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:(речевая деятельность)
аудирование:
-
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме полного или сжатого пересказа;
-
формулировать вопросы по содержанию текста;
-
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
-
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
-
составлять конспект прочитанного текста;
-
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
-
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
-
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
-
знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте владения правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
-
строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
-
знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
-
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
-
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
-
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
-
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
-
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
-
проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
-
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
-
анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
-
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
-
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
-
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
-
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
-
разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
-
пользоваться разными видами толковых словарей;
-
верно использовать термины в текстах научного стиля;
-
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
-
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
-
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
-
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
-
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
-
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
-
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
-
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов:
-
проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
-
различать изученные виды простых и сложных предложений;
-
интонационно выразительно читать предложения изученных видов
-
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
-
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
-
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
-
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
Введение
1
Лексика. Фразеология. Лексикография
12
Фонетика. Графика. Орфоэпия
2
Морфемика и орфография
19
Самостоятельные части речи
26
Служебные части речи
3
Повторение
1
Р.р
4
Итого
68
Практическая часть
Кол-во
часов
№
урока
Тема
1 четверть
1
13
Подготовка к ЕГЭ. Контрольная работа по теме «Лексика»
1
16
Р.Р. Определение авторской позиции
1
29
Р.Р. Сочинение - рассуждение по исходному тексту.
1
35
Контрольный диктант по теме «Орфография»
1
46
Контрольная работа по теме: «Имя существительное и прилагательное»
1
51
Контрольный диктант по теме: «Морфология»
1
59
Р.Р. Работа над сочинением - рассуждением
1
61
Контрольная работа по теме: «Морфология»
1
67
Р.р. Повторение. Функциональные стили
1 ч.
2 ч.
3 ч.
4 ч.
Год
К/р
р/р
Тематическое планирование.
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Использ возможн
каб
Корректи-ровка
1 четверть
1
Слово о русском языке
1
2
Однозначные и многозначные слова
1
Словарь
3
Изобразительно - выразительные средства русского языка
1
4
Омонимы и их употребление
1
Презентация
5
Паронимы и их употребление
1
6
Синонимы и их употребление
1
Словарь
7
Антонимы и их употребление
1
Словарь
8
Происхождение лексики современного русского языка
1
Презентация
9
Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления
1
10
Употребление устаревшей лексики и неологизмов
1
11
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление
1
Презентация
12
Лексикография
1
13
Подготовка к ЕГЭ. Контрольная работа по теме «Лексика»
1
Тест
14
Анализ контрольной работы. Звуки и буквы
1
15
Фонетический разбор слова. Орфоэпия
1
16
Р.Р. Определение авторской позиции
1
17
Состав слова. Морфемный разбор слова
1
18
Словообразование.
1
Словарь
19
Словообразовательный разбор слова
1
20
Формообразование
1
21
Принципы русской орфографии
1
22
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова
1
23
Чередующиеся гласные в корне слова
1
Плакат 57,59
24
Гласные после шипящих
1
25
Употребление гласных после Ц
1
Плакат 56
26
Правописание звонких и глухих согласных
1
27
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ,ЗЧ,ШЧ,ЖЧ,СТЧ,ЗДЧ
1
28
Правописание удвоенных согласных
1
29
Р.Р. Сочинение - рассуждение по исходному тексту. Интегрирован. урок
1
30
Гласные и согласные в приставках.
1
Плакат 63
31
Приставки ПРЕ- и ПРИ-
1
Плакат 51
32
Правописание И - Ы после приставок
1
33
Употребление Ь и Ъ
1
34
Употребление прописных букв
1
35
Контрольный диктант по теме «Орфография»
1
36
Анализ контрольного диктанта. Правила переноса букв
1
37
Морфология. Имя существительное как часть речи
1
Плакат 1
38
Правописание падежных окончаний
1
Плакат 5
39
Гласные в суффиксах имен существительных
1
Плакат 55
40
Гласные в суффиксах имен существительных
1
41
Гласные в суффиксах имен существительных
1
42
Имя прилагательное как часть речи
1
Плакат 8
43
Правописание прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных
1
Плакат 13
44
Правописание сложных существительных
1
Плакат 58
45
Правописание сложных прилагательных
1
Плакат 58
46
Контрольная работа по теме: «Имя существительное и прилагательное»
1
Тест
47
Имя числительное как честь речи
1
Плакат 37
48
Склонение имен числительных
1
Плакат 35,36
49
Местоимение как часть речи
1
Плакат 28
50
Правописание местоимений
1
Плакат 31,32
51
Контрольный диктант по теме: «Морфология»
1
52
Анализ диктанта
1
53
Глагол как часть речи
1
Плакат 18
54
Правописание глаголов
1
55
Причастие как форма глагола
1
56
Орфограммы в причастиях
1
57
Деепричастие как форма глагола
1
58
Правоприсание деепричастий
1
59
Р.Р. Работа над сочинением - рассуждением
1
60
Обобщение материала по темам: «Глагол», «Причастие», «Деепричастие»
1
61
Контрольная работа по теме: «Морфология»
1
62
Наречие как часть речи
1
Плакат 45
63
Правописание наречий
1
64
Служебные части речи. Предлог
1
65
Правописание предлогов
1
66
Правописание союзов
1
67
Р.р. Повторение. Функциональные стили
1
68
Итоговое повторение
1
Список литературы по русскому языку для учителя
-
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. - Л., 2000. - 305 с.
-
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М., 2006. - 282 с.
-
Будникова Н.Н. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Гольцовой Н.Н. 10-11классы. - М.: «Вако», 2009. - 286
-
Волгина Н.С., Светлышева В.В. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 2002. - 402
-
Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М., 2008. - 309 с
-
Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2008. - 431 с.
-
Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Русское слово, 2008. - 432 с.
-
Гольцова Н.Г., Рупосова Л.П. Практикум по русскому языку. Орфография. - М., 1978; Пунктуация. - М., 2008. - 205 с.
-
Готиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М., 2001. - 234 с.
-
Кайдалова А.И., Калинина И. К. Современная русская орфография. - М., 2006. - 187 с.
-
Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Т.П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф.П. Филина. - М., 2001. - 240 с.
-
Милоелавский И.Г. Как разобрать и собрать слово. - М.,2006. - 120 с.
-
Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. - М., 1988. - 560 с.
-
Правила русской орфографии и пунктуации. - М., 2005.
-
Панов Б.Т., Текучее А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.,2005. - 429 с.
-
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 2005. - 501 с.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. - М., 2002. -
-
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. - М., 1995. - 193 с.
-
Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. - М., 1983. - 218 с.
-
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М., 2003. - 262
-
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2002. - 197 с.
-
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 2004. - 207 с.
Список литературы для учащихся
-
Александрова З.Е. и др. Словарь синонимов русского языка. - М., 2005. - 437 с.
-
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М., 2004. - 208 с.
-
Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. - М., 2002.
-
Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 классы. Учебник. - М.: Русское слово.
-
Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова. - М., 2006. - 316 с.
-
Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов (с переводом, этимологией и толкованием). - М., 1995. - 828 с.
-
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М., 2005. - 346 с.
-
Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. - М., 2006. - 271 с.
-
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII-XX вв. - М., 1996. - 396 с.
-
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. - М., 1987.
-
Бабкин A.M., Шендецов В.В. Словарь иноязычных выражений и слов. - СПб., 1994.
-
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 2006.
-
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. - М., 1997.
-
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. - М., 2004.
-
Михальская А.А. Основы риторики: Мысль и слово. - М., 1996.
-
Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. - М., 2006.
-
Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. - М., 2002.
10