Рабочая программа 10 класс русский язык

 Пояснительная записка   Рабочая программа составлена на основе - федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ №1312 от 09.03.2004 г. - федерального базисного учебного образовательного плана для образовательных учреждений РФ. -авторской программы по русскому языку для 10 – 11 классов (Базовый уровень) /Авторы Авторы: Н.Г Гольцова. И.В. Шамшин. М.А Мищерина., Под редакцией  Н.Г.Гольцовой - Москва, «Русское с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.М. Пучковой» с. Хороль Хорольского района Приморского края


Согласовано Утверждаю

Зам. директора по УВР Директор школы

__________ Баженова С.Ю. _________ Панченко Т.М.

«30» августа 2014 г. «30» августа 2014 г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 КЛАСС «Б»


Составитель: Левик Е.В., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


Рассмотрено на заседании МО

учителей русского языка и литературы

«28» августа 2014 г.

Руководитель ШМО __________ Латфуллина Л.Н.

2014-2015 уч.г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

- федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ №1312 от 09.03.2004 г.

- федерального базисного учебного образовательного плана для образовательных учреждений РФ.

-авторской программы по русскому языку для 10 - 11 классов (Базовый уровень) /Авторы Авторы: Н.Г Гольцова. И.В. Шамшин. М.А Мищерина., Под редакцией Н.Г.Гольцовой - Москва, «Русское слово», 2012

Предлагаемый курс должен обеспечить соответствующий уровень языковой подготовки обучающихся и способствовать восприятию языка как системы.

Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Русский язык» 10-11 классы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего полного (общего) образования.

Рабочая программа по русскому языку построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются различные компетенции.

Языковая и языковедческая компетенция - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых - русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

Цель рабочей программы обучения:

1) Воспитание уважения к родному языку, осмысление русского языка как основного средства общения.

2) Овладение русским языком как средством общения.

3) Осуществлять речевой контроль и самокоррекцию.

4) Осуществлять информационную переработку текста.

5) Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования.

6) Овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности.

7) Подготовка учащихся к ЕГЭ.

Задачи рабочей программы:

  • Освоение теоретических сведений о русском языке.

  • Овладение умением применять правила в устной и письменной речи.

  • Применение на практике теории, правил.

  • Создание собственных, творческих работ.

Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, решаются при использовании всех видов языкового анализа. Фонетический, морфемный словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях.

Большое место в обучении отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки использования языковых средств.

Рабочая программа реализуется в УМК, включающий:

1. Н.Г. Гольцова. Программа к учебнику «Русский язык» 10-11 классы. - М.: «Русское слово», 2012. - 13 с.

2. Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово», 2014. - 302 с.)

Рабочая программа рассчитана на 68 часов

Технологии обучения:

- Здоровье сберегающие технологии

- Личностно-ориентированные

- ИКТ

- Дифференцированное обучение.

Формы контроля знаний: контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании.

Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку

В результате изучения русского языка учащийся должен

знать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь:(речевая деятельность)

аудирование:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

чтение:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;

говорение:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте владения правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

письмо:

  • знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последова­тельность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказыва­ния, речевые недочеты и грамматические ошибки;

текст:

  • проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпи­ческих норм;

морфемика и словообразование:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к мор­фемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязыч­ными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, пра­вильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразитель­но-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов:

  • проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов

  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предло­жения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Лексика. Фразеология. Лексикография

12

Фонетика. Графика. Орфоэпия

2

Морфемика и орфография

19

Самостоятельные части речи

26

Служебные части речи

3

Повторение

1

Р.р

4

Итого

68

Практическая часть

Кол-во

часов

урока

Тема

1 четверть

1

13

Подготовка к ЕГЭ. Контрольная работа по теме «Лексика»

1

16

Р.Р. Определение авторской позиции

1

29

Р.Р. Сочинение - рассуждение по исходному тексту.

1

35

Контрольный диктант по теме «Орфография»

1

46

Контрольная работа по теме: «Имя существительное и прилагательное»

1

51

Контрольный диктант по теме: «Морфология»

1

59

Р.Р. Работа над сочинением - рассуждением

1

61

Контрольная работа по теме: «Морфология»

1

67

Р.р. Повторение. Функциональные стили

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

Год

К/р


р/р



Тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Использ возможн

каб

Корректи-ровка

1 четверть

1

Слово о русском языке

1

2

Однозначные и многозначные слова

1

Словарь

3

Изобразительно - выразительные средства русского языка

1

4

Омонимы и их употребление

1

Презентация

5

Паронимы и их употребление

1

6

Синонимы и их употребление

1

Словарь

7

Антонимы и их употребление

1

Словарь

8

Происхождение лексики современного русского языка

1

Презентация

9

Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления

1

10

Употребление устаревшей лексики и неологизмов

1

11

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление

1

Презентация

12

Лексикография

1

13

Подготовка к ЕГЭ. Контрольная работа по теме «Лексика»

1

Тест

14

Анализ контрольной работы. Звуки и буквы

1

15

Фонетический разбор слова. Орфоэпия

1

16

Р.Р. Определение авторской позиции

1

17

Состав слова. Морфемный разбор слова

1

18

Словообразование.

1

Словарь

19

Словообразовательный разбор слова

1

20

Формообразование

1

21

Принципы русской орфографии

1

22

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

1

23

Чередующиеся гласные в корне слова

1

Плакат 57,59

24

Гласные после шипящих

1

25

Употребление гласных после Ц

1

Плакат 56

26

Правописание звонких и глухих согласных

1

27

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ,ЗЧ,ШЧ,ЖЧ,СТЧ,ЗДЧ

1

28

Правописание удвоенных согласных

1

29

Р.Р. Сочинение - рассуждение по исходному тексту. Интегрирован. урок

1

30

Гласные и согласные в приставках.

1

Плакат 63

31

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

1

Плакат 51

32

Правописание И - Ы после приставок

1

33

Употребление Ь и Ъ

1

34

Употребление прописных букв

1

35

Контрольный диктант по теме «Орфография»

1

36

Анализ контрольного диктанта. Правила переноса букв

1

37

Морфология. Имя существительное как часть речи

1

Плакат 1

38

Правописание падежных окончаний

1

Плакат 5

39

Гласные в суффиксах имен существительных

1

Плакат 55

40

Гласные в суффиксах имен существительных

1

41

Гласные в суффиксах имен существительных

1

42

Имя прилагательное как часть речи

1

Плакат 8

43

Правописание прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных

1

Плакат 13

44

Правописание сложных существительных

1

Плакат 58

45

Правописание сложных прилагательных

1

Плакат 58

46

Контрольная работа по теме: «Имя существительное и прилагательное»

1

Тест

47

Имя числительное как честь речи

1

Плакат 37

48

Склонение имен числительных

1

Плакат 35,36

49

Местоимение как часть речи

1

Плакат 28

50

Правописание местоимений

1

Плакат 31,32

51

Контрольный диктант по теме: «Морфология»

1

52

Анализ диктанта

1

53

Глагол как часть речи

1

Плакат 18

54

Правописание глаголов

1

55

Причастие как форма глагола

1

56

Орфограммы в причастиях

1

57

Деепричастие как форма глагола

1

58

Правоприсание деепричастий

1

59

Р.Р. Работа над сочинением - рассуждением

1

60

Обобщение материала по темам: «Глагол», «Причастие», «Деепричастие»

1

61

Контрольная работа по теме: «Морфология»

1

62

Наречие как часть речи

1

Плакат 45

63

Правописание наречий

1

64

Служебные части речи. Предлог

1

65

Правописание предлогов

1

66

Правописание союзов

1

67

Р.р. Повторение. Функциональные стили

1

68

Итоговое повторение

1


Список литературы по русскому языку для учителя


  1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. - Л., 2000. - 305 с.

  2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М., 2006. - 282 с.

  3. Будникова Н.Н. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Гольцовой Н.Н. 10-11классы. - М.: «Вако», 2009. - 286

  4. Волгина Н.С., Светлышева В.В. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 2002. - 402

  5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М., 2008. - 309 с

  6. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2008. - 431 с.

  7. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Русское слово, 2008. - 432 с.

  8. Гольцова Н.Г., Рупосова Л.П. Практикум по русскому языку. Орфография. - М., 1978; Пунктуация. - М., 2008. - 205 с.

  9. Готиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М., 2001. - 234 с.

  10. Кайдалова А.И., Калинина И. К. Современная русская орфография. - М., 2006. - 187 с.

  11. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Т.П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф.П. Филина. - М., 2001. - 240 с.

  12. Милоелавский И.Г. Как разобрать и собрать слово. - М.,2006. - 120 с.

  13. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. - М., 1988. - 560 с.

  14. Правила русской орфографии и пунктуации. - М., 2005.

  15. Панов Б.Т., Текучее А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.,2005. - 429 с.

  16. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 2005. - 501 с.

  17. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. - М., 2002. -

  18. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. - М., 1995. - 193 с.

  19. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. - М., 1983. - 218 с.

  20. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М., 2003. - 262

  21. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2002. - 197 с.

  22. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 2004. - 207 с.

Список литературы для учащихся


  1. Александрова З.Е. и др. Словарь синонимов русского языка. - М., 2005. - 437 с.

  2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М., 2004. - 208 с.

  3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. - М., 2002.

  4. Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 классы. Учебник. - М.: Русское слово.

  5. Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова. - М., 2006. - 316 с.

  6. Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов (с переводом, этимологией и толкованием). - М., 1995. - 828 с.

  7. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М., 2005. - 346 с.

  8. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. - М., 2006. - 271 с.

  9. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII-XX вв. - М., 1996. - 396 с.

  10. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. - М., 1987.

  11. Бабкин A.M., Шендецов В.В. Словарь иноязычных выражений и слов. - СПб., 1994.

  12. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 2006.

  13. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. - М., 1997.

  14. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. - М., 2004.

  15. Михальская А.А. Основы риторики: Мысль и слово. - М., 1996.

  16. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. - М., 2006.

  17. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. - М., 2002.

10

© 2010-2022