КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

Учитель Степанова М.Ю.

Тема: «Двойная роль букв е, ё, ю, я».

Цели урока: 1) знать, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать 1 и 2 звука; уметь называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я; 2) развивать умение обозначать звуки на письме транскрипцией, познавательный интерес к русскому языку; 3) воспитывать любовь к природе, к русскому слову и речевой культуре.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран для проекции слайдов, толковые и орфоэпические словари, доска, мел, учебники…

Форма урока-урок-музей русского языка

Ход урока.

1. Организационный момент.

Слово учителя

Слайд 1

С добрым утром! Начат день,

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать

Всем работать, отвечать!

Так скорей, друзья, за дело!

Сегодня на уроке мы выясним, какие две роли выполняют буквы е, ё, ю, я, научимся различать буквы и звуки, называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я. … А интересное и неизвестное узнаем в нашем музее русского языка…

На свете есть много разных музеев, и у нас с вами тоже есть свой музей-музей русского языка. В нем разные залы, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: орфограммы, предложения, знаки препинания, части речи, фонемы и т.д. Мы с вами уже посетили один из залов музея русского языка - «Синтаксис», когда изучали этот раздел. А сегодня мы будем с вами экскурсоводами в зале «Фонетика» и поработаем над разделами: «Повторение», «Изучение нового материала». Начнем наше путешествие по залу «Фонетика» с раздела «Повторение»

2. Актуализация прежних знаний.

Народная пословица гласит «Повторенье-мать ученья.». Как вы понимаете эту пословицу?

В этом разделе мы повторим с вами звуки речи, фонетические процессы, происходящие в словах, поговорим о значении алфавита в жизни человека.

Запишите в тетради число и тему урока.
Какую науку в языке мы называем фонетикой? Ответ запишите в тетради. (Фонетика-это наука….). Какой пунктуационный знак вы поставили в этом предложении и почему?

-О звуках речи нам расскажет экскурсовод …. (на столе у меня лежат разные слова, ты можешь их выбрать для примера).(сосна, шишка, мель, окно, весла, петь, визит).

Ребята, вы, как любознательные ученики ,можете экскурсоводам задавать вопросы.

Слайд 2

Следующий экскурсовод вставит пропущенные буквы в словах, записанных на доске, и назовет фонетические процессы, происходящие в этих словах.

Гла(з,с)

Поса…ка

Кла…

Моло(т,д)ба

Ко(с,з)ба

Па…тбище

Во…зал

Хрус(?)нуть

Сер(?)це

Сол(?)це

Пока экскурсовод готовится отвечать, остальные ребята получают карточки, на которых записаны по одному слову. Учащимся нужно охарактеризовать гласные и согласные звуки в словах (люк, ряд, мед, вес и т.д.). Учащиеся дают характеристику гласных и согласных звуков.

А теперь послушаем нашего экскурсовода. Не забываем экскурсоводам задавать вопросы.

Внимательно посмотрите на слова, записанные на доске и назовите слово, которое нельзя проверить. (Вокзал).

В случае затруднения в написании таких слов, куда мы с вами должны обратиться?

Верно, к орфографическому словарю.

А что помогает нам быстро найти нужное слово в словаре?

Конечно же, алфавит.

Кто хочет стать экскурсоводом и рассказать нам о происхождении алфавита и ответить на вопрос «Для чего нам нужно знать алфавит»?

Не забываем задавать вопросы. Алфавит мы знаем хорошо.

А сейчас я попрошу вас назвать мне 6 букву алфавита,7,32,33 (е.ё,ю,я)

Как вы думаете, почему мы назвали эти буквы? Мы плавно переходим к разделу «Изучение нового материала». Экскурсоводом этого раздела буду я

Слайд 3

Выразительно прочитайте эти строки:

Родной язык, родные звуки,

Отца и матери язык,

Которым с детства радость, муки

И мысль я выражать привык.

-Какова идея этой строфы? (Язык помогает выразить самые сокровенные чувства).

А теперь давайте произнесем слово «Я» и определим, какой это звук.

В нашей речи есть двойные звуки: йотированные гласные, так местоимение я имеет звук[йа]. Определите, какие звуки обозначают начальные буквы в словах

Слайд 4

Ёмкость

Юбка

Егерь

Яма

В какой позиции стоят буквы ё,е,ю,я

Делаем первый вывод: буквы ё,е,ю,я Обозначают два звука, если они стоят в начале слова.

Есть еще случаи, когда эти буквы обозначают два звука и назвать их нам помогут слова из упр. 304

Прочитайте слова из 3 столбика и скажите , в какой позиции стоят гласные ё,е,ю,я.

Прочитайте слова из 4 столбика и скажите, в какой позиции стоят гласные ё,е,ю,я.

Делаем вывод в тетради, когда гласные ё,е,ю,я обозначают два звука.

А теперь отдохнем, проведем физминутку

Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Я звезда» .Садитесь на место. Запишите слово звезды, определите, какой звук обозначает буква ё, в какой позиции она находится?

Кто из экскурсоводов желает рассказать о двойной роли букв ё,е,ю,я?

Хорошо ,ребята, вы молодцы!

Слайд 5. Проверочная работа

Запишите слова в два столбика « Один звук/ два звука»

Ёлка, вез, юла, люлька, ясно, яблоко, вяз, ест, сел, ямщик, юг. Учащиеся зачитывают слова и объясняют, в какой позиции находятся гласные ё,е,ю,я?

Слайд 6

Запишите слова, определите количество букв и количество звуков в них

Поезд, каюта, земля, льет

Слайд 7

Отгадайте метаграмму (для этого нужно заменить в слове одну букву другой).

С ч летаю над волною,

С л не дам волкам покою,

С м рубашка-безрукавка,

С з скачу в лесу по травке,

С г меня крепи к детали

Из железа или стали. (Чайка-лайка-майка-зайка-гайка)

Слайд8 Рефлексия

Давайте подведем итоги нашего урока.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Задание на дом: составить сказку «Путешествие гласных букв е,ё,ю,я по царству Фонетика.



© 2010-2022