Программа кружка Занимательная грамматика для 5-6 классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

зам.директора по ВР директор МОУ «СОШ

с. Балаши»

_____________ Г.Л.Кожарина _____________Л.А.Волокитина

«___»___________2015 г «____»___________2015 г.


Программа кружка Занимательная грамматика для 5-6 классов


Программа кружка по русскому языку

"Занимательная грамматика"

для учащихся 5-6 классов


Программа кружка Занимательная грамматика для 5-6 классов


Руководитель кружка:

Лунева Е.А.






2015-2016 учебный год


Пояснительная записка

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.

Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.

Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Задачи:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

  • выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

  • поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

Принципы.

Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи.

Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов - это принцип системности.

Методы.

Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации.

Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 4 раза в неделю.

Курс "Занимательной грамматики" рассчитан для учащихся 5-х классов.

Этапы реализации программы курса:

  • подготовительный;

  • непосредственно реализация (план прилагается);

  • оценка эффективности;

  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;

  • дальнейшее использование в школе.

Анализ эффективности программы курса:

  • диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);

  • анализ занятий проведенных по плану;

  • разработка рекомендаций.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата

1

Введение. Язык мой - друг мой.

2

Словарь - мой добрый друг и верный помощник.

3

Конкурс «Доброе слово сказать - посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки).

4

Участие в Интернет-олимпиаде

5

Устный журнал «Что в имени тебе моем?»

Собственные имена.

6

Презентация. История моего имени.

7

Фонетика. Конкурс «Чей самолет совершит посадку в городе «Фонетика»?

8

Звук, слог, слово. Письмо элементов букв. Игра «Угадай слово».

9

Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование.

10

Новые слова. Игра "Какое слово моложе". Новые имена и названия.

11

Весёлая грамматика. Кроссворды, ребусы, письмо слов.

12

Словарик Словознайкина

13

Слова с буквой И. Словарик Словознайкина. Игра «Изменялки». Загадки.

14

Слова с буквой Э. Загадки. Словарик Словознайкина.

15

Мягкий знак в конце слова. Игра «Превращение слова в другое». Отрывок из сказки «12 месяцев». Название месяцев в году.

16

Мягкий знак в середине слова. Игра «Спрячь в середину». Пословицы. Словарик Словознайкина

17

Слова с буквой Я. Я - последняя буква алфавита.

18

Слова с буквой Е и Е. Игра «Хитрые вопросы». Загадки, игра «Превращения».

19

Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец».

20

Звуки и буквы. Алфавит. Сказка «На уроке». Игра «Перестарался»

21

Удивительные звуки. Игры "Невидимки звуки", "Читай наоборот". Тест на развитие слухового внимания.

22

Звонкие и глухие "двойняшки". Сказка "Про ошибку". Игра "Найди пару".

23

Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина "Интересные буквы и звуки"

24

"Грамматическое домино".

25

Шипящие согласные. Игра "Волшебный клубок орфограмм.

26

Что такое азбука? Алфавит. Игра "Кто- кто в алфавите живет?"

27

Легкие головоломки. Технология составление головоломок

28

Слог. Игра "Собери слово". Перенос слов. Правила переноса.

29

Предложение - единица языка и речи. Роль предложения в общении.

30

Играем в загадки. Технология составления загадок.

31-32

Добрый "волшебник" - Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры "Помоги Незнайке", "Удивительные превращения"

33-35

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

36

Игра " Волшебный клубок орфограмм" (безударная гласная в корне слова)

37

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь - твой помощник

38

Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.

39

Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

40

Существительные - слова с предметным значением. Сказка "Приключение в стране "Имя Существительное"

41

Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра "Лишнее слово"

42

Волшебный клубок орфограмм. Рассказ - беседа о роли орфографии.

43

Прилагательные - слова называющие признаки. Сказка "Приключение в стране " Имя Прилагательное""

44

Дружба имени существительного с прилагательным.

45

Глаголы - слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

46

Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра - соревнование "Кто больше знает слов на букву…»

47

Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.

48

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

49

Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская "Учусь составлять кроссворд" Технология составления кроссвордов

50

Крылатые слова и выражения.

51

Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?

52

О словах с непроверяемыми безударными гласными. Игра "Где прячется ошибка?"

53

Научись правильно определять смысл слов. Незаменимые советчики. Работа с толковым словарем

54

Слово или не слово? Игры "Угадай слово", "Собери слово"

55

Беседа о богатстве русского языка. Почему мы так говорим? Игра "Пословица, я тебя знаю"

56

Волшебный клубок орфограмм (безударные гласные, проверяемые ударением и непроверяемые)

57

Слово одно, а значений несколько.

58

Решение орфографических задач. Как мы дружны с грамматикой.

59

Слова - близнецы (омонимы). Игра "Умеешь ли ты различать многозначные слова и омонимы?"

60

Слова - друзья (синонимы). Игры "Знаешь ли ты синонимы?". "Скажи одно и то же по-разному"

61-62

Антонимы. Зачем они?

63-64

Составление кроссвордов.

65

Слова - родственники.

66-67

Друзья корней - приставки и суффиксы.

68-69

Слова - части речи. Игра "Я знаю части речи"

70-71

Научись правильно писать трудные слова.

72-73

Слова - части речи. Игра "Я знаю части речи"

74-75

Составление сказка "Как у существительных род появился"

76-78

Интересное о падежах имён существительных.

79-80

Роль имён прилагательных в связной речи.

81-82

Роль глаголов в связной речи.

83-84

Времена глаголов заменяют друг друга.

85-86

С глаголами раздельно частицу НЕ пиши.

87-88

Знакомство с наречиями.

89-90

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

91-92

Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как?

93-94

О роли орфографии. Рассказ - беседа о роли орфографии.

95

Сколько языков на Земле? Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. Анкетирование.

96

Способы словообразования.

97

Словообразовательный анализ слова.

98

Сложные и сложносочиненные слова. Образование сложных слов в нестандартных ситуациях

99

Фразеологизмы. По страницам русской истории.

120

Почему их так называют? Происхождение слов.

121

Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.

122

Слова - пришельцы. Игра "Почему их так называют". О наших именах.

123

Фразеологические словари. Многозначность фразеологизмов.

124

Работа с крылатыми выражениями. Составление крылатых выражений из отдельных слов

125

Интеллектуальный марафон.

126

Фразеологизмы-антонимы.

127

Однозначные и многозначные слова.

128

Омонимы. Омоформы. Омографы.

129

Синонимы. Образование синонимических рядов.

130

Форма родительного падежа множественного числа имен существительных.

131

Несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных

132

Универсальные заменители - местоимения.

133

Правописание приставок.

134

Учимся делать логические выводы.

135

Конкурс «Путешествие в страну Орфографию».

136

Познавательно-развлекательная игра «Счастливый случай»

137

Лингвистический конкурс: логогрифы, метаграммы, палиндромы, анаграммы

138

Устный тематический журнал «Необыкновенные родственники»

139

Из истории понятий российской государственной эмблематики: орел, скипетр, держава.

140

Игра-соревнование «Грамматическая регата».

141

Устный журнал «Как делаются слова».

142

Практическое занятие по теме «Корень - сердце слова»

143

Практическое занятие по теме «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

144

Итоговое занятие. Анкетирование. Вечер на тему "Как красив и благозвучен русский язык!"

.






Список литературы


  1. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991 г.

  3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М.: АСТ, 1996 г.

  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург: АРГО, 1996г.

  5. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! - М.: Самовар, 1994 г.

  6. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! - М.: Самовар, 1995 г.

  7. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! - М.: Самовар, 1994 г.

  8. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? - М.: Астрель, АСТ, 2000 г.

  9. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. - М.: АСТ-Пресс, 1995 г.

  10. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.

  11. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. - Смоленск: Русич, 2001 г.

  12. Шибаев А.А. Весёлый алфавит. - М.: АСТ-Пресс, 1999 г.

  13. Шмаков С. А. Игры - шутки, игры - минутки. - М.: Новая школа, 1993 г.

  14. Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. - Минск: Юнипресс, 2004 г.





© 2010-2022