- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа кружка Занимательная грамматика для 5-6 классов
Программа кружка Занимательная грамматика для 5-6 классов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лунева Е.А. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
зам.директора по ВР директор МОУ «СОШ
с. Балаши»
_____________ Г.Л.Кожарина _____________Л.А.Волокитина
«___»___________2015 г «____»___________2015 г.
Программа кружка по русскому языку
"Занимательная грамматика"
для учащихся 5-6 классов
Руководитель кружка:
Лунева Е.А.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.
Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.
Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи:
-
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
-
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
-
совершенствование общего языкового развития учащихся;
-
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
-
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
-
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
-
выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
-
поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
Принципы.
Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи.
Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов - это принцип системности.
Методы.
Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации.
Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В каждом занятии прослеживаются три части:
-
игровая;
-
теоретическая;
-
практическая.
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 4 раза в неделю.
Курс "Занимательной грамматики" рассчитан для учащихся 5-х классов.
Этапы реализации программы курса:
-
подготовительный;
-
непосредственно реализация (план прилагается);
-
оценка эффективности;
-
коррекция в соответствии с анализом эффективности;
-
дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы курса:
-
диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
-
анализ занятий проведенных по плану;
-
разработка рекомендаций.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Дата
1
Введение. Язык мой - друг мой.
2
Словарь - мой добрый друг и верный помощник.
3
Конкурс «Доброе слово сказать - посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки).
4
Участие в Интернет-олимпиаде
5
Устный журнал «Что в имени тебе моем?»
Собственные имена.
6
Презентация. История моего имени.
7
Фонетика. Конкурс «Чей самолет совершит посадку в городе «Фонетика»?
8
Звук, слог, слово. Письмо элементов букв. Игра «Угадай слово».
9
Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование.
10
Новые слова. Игра "Какое слово моложе". Новые имена и названия.
11
Весёлая грамматика. Кроссворды, ребусы, письмо слов.
12
Словарик Словознайкина
13
Слова с буквой И. Словарик Словознайкина. Игра «Изменялки». Загадки.
14
Слова с буквой Э. Загадки. Словарик Словознайкина.
15
Мягкий знак в конце слова. Игра «Превращение слова в другое». Отрывок из сказки «12 месяцев». Название месяцев в году.
16
Мягкий знак в середине слова. Игра «Спрячь в середину». Пословицы. Словарик Словознайкина
17
Слова с буквой Я. Я - последняя буква алфавита.
18
Слова с буквой Е и Е. Игра «Хитрые вопросы». Загадки, игра «Превращения».
19
Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец».
20
Звуки и буквы. Алфавит. Сказка «На уроке». Игра «Перестарался»
21
Удивительные звуки. Игры "Невидимки звуки", "Читай наоборот". Тест на развитие слухового внимания.
22
Звонкие и глухие "двойняшки". Сказка "Про ошибку". Игра "Найди пару".
23
Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина "Интересные буквы и звуки"
24
"Грамматическое домино".
25
Шипящие согласные. Игра "Волшебный клубок орфограмм.
26
Что такое азбука? Алфавит. Игра "Кто- кто в алфавите живет?"
27
Легкие головоломки. Технология составление головоломок
28
Слог. Игра "Собери слово". Перенос слов. Правила переноса.
29
Предложение - единица языка и речи. Роль предложения в общении.
30
Играем в загадки. Технология составления загадок.
31-32
Добрый "волшебник" - Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры "Помоги Незнайке", "Удивительные превращения"
33-35
Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.
36
Игра " Волшебный клубок орфограмм" (безударная гласная в корне слова)
37
Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь - твой помощник
38
Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.
39
Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.
40
Существительные - слова с предметным значением. Сказка "Приключение в стране "Имя Существительное"
41
Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра "Лишнее слово"
42
Волшебный клубок орфограмм. Рассказ - беседа о роли орфографии.
43
Прилагательные - слова называющие признаки. Сказка "Приключение в стране " Имя Прилагательное""
44
Дружба имени существительного с прилагательным.
45
Глаголы - слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!
46
Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра - соревнование "Кто больше знает слов на букву…»
47
Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.
48
Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.
49
Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская "Учусь составлять кроссворд" Технология составления кроссвордов
50
Крылатые слова и выражения.
51
Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?
52
О словах с непроверяемыми безударными гласными. Игра "Где прячется ошибка?"
53
Научись правильно определять смысл слов. Незаменимые советчики. Работа с толковым словарем
54
Слово или не слово? Игры "Угадай слово", "Собери слово"
55
Беседа о богатстве русского языка. Почему мы так говорим? Игра "Пословица, я тебя знаю"
56
Волшебный клубок орфограмм (безударные гласные, проверяемые ударением и непроверяемые)
57
Слово одно, а значений несколько.
58
Решение орфографических задач. Как мы дружны с грамматикой.
59
Слова - близнецы (омонимы). Игра "Умеешь ли ты различать многозначные слова и омонимы?"
60
Слова - друзья (синонимы). Игры "Знаешь ли ты синонимы?". "Скажи одно и то же по-разному"
61-62
Антонимы. Зачем они?
63-64
Составление кроссвордов.
65
Слова - родственники.
66-67
Друзья корней - приставки и суффиксы.
68-69
Слова - части речи. Игра "Я знаю части речи"
70-71
Научись правильно писать трудные слова.
72-73
Слова - части речи. Игра "Я знаю части речи"
74-75
Составление сказка "Как у существительных род появился"
76-78
Интересное о падежах имён существительных.
79-80
Роль имён прилагательных в связной речи.
81-82
Роль глаголов в связной речи.
83-84
Времена глаголов заменяют друг друга.
85-86
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши.
87-88
Знакомство с наречиями.
89-90
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
91-92
Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как?
93-94
О роли орфографии. Рассказ - беседа о роли орфографии.
95
Сколько языков на Земле? Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. Анкетирование.
96
Способы словообразования.
97
Словообразовательный анализ слова.
98
Сложные и сложносочиненные слова. Образование сложных слов в нестандартных ситуациях
99
Фразеологизмы. По страницам русской истории.
120
Почему их так называют? Происхождение слов.
121
Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.
122
Слова - пришельцы. Игра "Почему их так называют". О наших именах.
123
Фразеологические словари. Многозначность фразеологизмов.
124
Работа с крылатыми выражениями. Составление крылатых выражений из отдельных слов
125
Интеллектуальный марафон.
126
Фразеологизмы-антонимы.
127
Однозначные и многозначные слова.
128
Омонимы. Омоформы. Омографы.
129
Синонимы. Образование синонимических рядов.
130
Форма родительного падежа множественного числа имен существительных.
131
Несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных
132
Универсальные заменители - местоимения.
133
Правописание приставок.
134
Учимся делать логические выводы.
135
Конкурс «Путешествие в страну Орфографию».
136
Познавательно-развлекательная игра «Счастливый случай»
137
Лингвистический конкурс: логогрифы, метаграммы, палиндромы, анаграммы
138
Устный тематический журнал «Необыкновенные родственники»
139
Из истории понятий российской государственной эмблематики: орел, скипетр, держава.
140
Игра-соревнование «Грамматическая регата».
141
Устный журнал «Как делаются слова».
142
Практическое занятие по теме «Корень - сердце слова»
143
Практическое занятие по теме «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
144
Итоговое занятие. Анкетирование. Вечер на тему "Как красив и благозвучен русский язык!"
.
Список литературы
-
Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995 г.
-
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991 г.
-
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М.: АСТ, 1996 г.
-
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург: АРГО, 1996г.
-
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! - М.: Самовар, 1994 г.
-
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! - М.: Самовар, 1995 г.
-
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! - М.: Самовар, 1994 г.
-
Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? - М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
-
Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. - М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
-
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.
-
Шибаев А.А. Весёлая грамматика. - Смоленск: Русич, 2001 г.
-
Шибаев А.А. Весёлый алфавит. - М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
-
Шмаков С. А. Игры - шутки, игры - минутки. - М.: Новая школа, 1993 г.
-
Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. - Минск: Юнипресс, 2004 г.