- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе Тропой М. М. Пришвина
Урок по литературе Тропой М. М. Пришвина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Смолева Н.Ю. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тропой М.М.Пришвина.
Цели урока:
-
Обучающая:
-
систематизация знаний обучающихся по творчеству М.М.Пришвина:
- определение главной идеи произведения: «правда» жизни, её смысл заключается в единстве человека и природы.
-
Воспитательная:
-
воспитание любви к родной природе
-
Развивающая:
-
развитие творческих способностей, наблюдательности, умения анализировать, обобщать;
-
развитие речи и художественно-эстетического вкуса обучающихся.
Оборудование:
-
Презентация
-
Музыка П.И.Чайковского «Времена года»
-
Голоса птиц.
Эпиграфы к уроку
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.
М.М.Пришвин
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы, а человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
М.М.Пришвин
-
Вступление. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».
-
В исполнении учащегося стихотворение Н.И.Рыленкова.
Всё в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озёра,
И всё ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно,
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
-
Беседа
-
Почему поэт называет русскую природу «застенчивой»?
-
Почему нужно всмотреться и вслушаться?
-
1. Слово учителя. Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы, чтобы увидеть её красоту, душу и характер. И таким писателем, открывшим для нас русскую природу и рассказавшим о ней и о людях, был М.М.Пришвин.
«Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю М.Пришвина», - писал К.Паустовский в книге «Золотая роза».
Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость открытий».
Писатель не только прекрасно знает природу, подмечает малейшие её изменения, происходящие вокруг, но и бережно и тепло относится к увиденному, стараясь передать то ощущение счастья, радости жизни, которое может испытать человек.
-
Беседа
-
Почему писатель назвал своё произведение сказкой-былью?
-
Какой смысл писатель вкладывал в эти слова?
-
Что в ней сказка и что быль?
-
Какая мечта «живёт» в сказке?
В «Кладовой солнца» воплощена мечта писателя о сильных и мужественных людях, достойных хозяевах могучей природы, мечта о разумном и бережном отношении человека к природе.
«Содержание обыкновенной сказки - это борьба человека-героя с каким-нибудь героем (Ивана -Царевича со Змеем-Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать её по наследству вам, мои молодые друзья и товарищи». (М.М.Пришвин)
Пришвин ведёт за собой читателей в мир природы, чтобы приблизить её к человеку, сделать более понятной, вызвать тяготение к прекрасному.
-
Вспомните эпизоды, в которых писатель показывает красоту природы?
-
Звучат голоса птиц.
Чтение наизусть отрывка «Было совсем тихо в природе…» до слов «…как две капли, похожих на Косача».
-
Беседа
-
Какие художественные образы создает писатель в этом отрывке?
-
Выделите художественные средства выразительности, которые использовал писатель для описания тетерева?
-
Почему Травка пришла на помощь Митраше?
-
Какое значение в произведении имеет история Травки?
Сказкой-былью писатель выражает мечту о человеке, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. Пришвин выражает это во многих поэтических картинах, показывает единство человека с природой.
Чтение отрывка. «Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь - весь-то человек, большой, прекрасный, как для Травки Антипыч, из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки».»
-
Какой смысл вкладывает писатель в заглавие «Кладовая солнца»?
«Мы это так понимаем..» до слов «…достается человеку в наследство».
-
Какое значение имеет в произведении спор Насти и Митраши?
-
Как эта история связана со словами: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»?
-
Каким вы представляете рассказчика и писателя?
М.М.Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Как эти слова характеризуют писателя?
-
Вывод по уроку.
Правда жизни, её важнейший смысл заключается в единстве человека и природы, в мудром и родственном отношении человека к природе. На примере Насти и Митраши писатель стремится показать силу и красоту человека, его могущество и огромные возможности. Автор имеет в виду прежде всего духовные сокровища человека, который живёт в природе, является её другом.
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы, а человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину». (М.М.Пришвин)
После появления «Кладовой солнца» киностудия «Мосфильм» предложила Пришвину написать киносценарий по этому произведению. Фильм так и не был создан, но киноповесть под названием «Серый помещик» была опубликована в сборнике «Корабельная чаща».
-
Объяснение домашнего задания.
Написать сочинение-миниатюру «На лесной тропинке». (Что услышали и увидели в лесу, путешествуя с Настей и Митрашей?)
Литература
-
Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобраз. учреждений. В 2 ч. Автор-сост. В.П.Полухина, - М.: Просвещение, 2004.
-
Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. - М.: ВАКО, 2009.