Урок по литературе Тропой М. М. Пришвина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тропой М.М.Пришвина.


Цели урока:

  1. Обучающая:

  • систематизация знаний обучающихся по творчеству М.М.Пришвина:

- определение главной идеи произведения: «правда» жизни, её смысл заключается в единстве человека и природы.

  1. Воспитательная:

  • воспитание любви к родной природе

  1. Развивающая:

  • развитие творческих способностей, наблюдательности, умения анализировать, обобщать;

  • развитие речи и художественно-эстетического вкуса обучающихся.

Оборудование:

  1. Презентация

  2. Музыка П.И.Чайковского «Времена года»

  3. Голоса птиц.

Эпиграфы к уроку

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.

М.М.Пришвин

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы, а человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

М.М.Пришвин


  1. Вступление. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».

  1. В исполнении учащегося стихотворение Н.И.Рыленкова.

Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно,

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

  1. Беседа

  • Почему поэт называет русскую природу «застенчивой»?

  • Почему нужно всмотреться и вслушаться?


  1. 1. Слово учителя. Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы, чтобы увидеть её красоту, душу и характер. И таким писателем, открывшим для нас русскую природу и рассказавшим о ней и о людях, был М.М.Пришвин.

«Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю М.Пришвина», - писал К.Паустовский в книге «Золотая роза».

Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость открытий».

Писатель не только прекрасно знает природу, подмечает малейшие её изменения, происходящие вокруг, но и бережно и тепло относится к увиденному, стараясь передать то ощущение счастья, радости жизни, которое может испытать человек.

  1. Беседа

  • Почему писатель назвал своё произведение сказкой-былью?

  • Какой смысл писатель вкладывал в эти слова?

  • Что в ней сказка и что быль?

  • Какая мечта «живёт» в сказке?

В «Кладовой солнца» воплощена мечта писателя о сильных и мужественных людях, достойных хозяевах могучей природы, мечта о разумном и бережном отношении человека к природе.

«Содержание обыкновенной сказки - это борьба человека-героя с каким-нибудь героем (Ивана -Царевича со Змеем-Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать её по наследству вам, мои молодые друзья и товарищи». (М.М.Пришвин)

Пришвин ведёт за собой читателей в мир природы, чтобы приблизить её к человеку, сделать более понятной, вызвать тяготение к прекрасному.

  • Вспомните эпизоды, в которых писатель показывает красоту природы?

  1. Звучат голоса птиц.

Чтение наизусть отрывка «Было совсем тихо в природе…» до слов «…как две капли, похожих на Косача».

  1. Беседа

  • Какие художественные образы создает писатель в этом отрывке?

  • Выделите художественные средства выразительности, которые использовал писатель для описания тетерева?

  • Почему Травка пришла на помощь Митраше?

  • Какое значение в произведении имеет история Травки?

Сказкой-былью писатель выражает мечту о человеке, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. Пришвин выражает это во многих поэтических картинах, показывает единство человека с природой.

Чтение отрывка. «Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь - весь-то человек, большой, прекрасный, как для Травки Антипыч, из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки».»

  • Какой смысл вкладывает писатель в заглавие «Кладовая солнца»?

«Мы это так понимаем..» до слов «…достается человеку в наследство».

  • Какое значение имеет в произведении спор Насти и Митраши?

  • Как эта история связана со словами: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»?

  • Каким вы представляете рассказчика и писателя?

М.М.Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Как эти слова характеризуют писателя?

  1. Вывод по уроку.

Правда жизни, её важнейший смысл заключается в единстве человека и природы, в мудром и родственном отношении человека к природе. На примере Насти и Митраши писатель стремится показать силу и красоту человека, его могущество и огромные возможности. Автор имеет в виду прежде всего духовные сокровища человека, который живёт в природе, является её другом.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы, а человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину». (М.М.Пришвин)

После появления «Кладовой солнца» киностудия «Мосфильм» предложила Пришвину написать киносценарий по этому произведению. Фильм так и не был создан, но киноповесть под названием «Серый помещик» была опубликована в сборнике «Корабельная чаща».


  1. Объяснение домашнего задания.

Написать сочинение-миниатюру «На лесной тропинке». (Что услышали и увидели в лесу, путешествуя с Настей и Митрашей?)

Литература

  1. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобраз. учреждений. В 2 ч. Автор-сост. В.П.Полухина, - М.: Просвещение, 2004.

  2. Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. - М.: ВАКО, 2009.



© 2010-2022