Образовательная программа творческого объединения «Театральная студия»

Театр, как школа общения, как школа жизни, необходим для воспитания нового поколения, так как в процессе театрального действия происходит не только коллективное восприятие искусства, но и коллективное сопереживание, сочувствие. Развивается именно та сфера духовного общения, которая так необходима и так важна в процессе формирования личности ребенка. Программа театрального творческого объединения должна явиться ориентиром приобщения к театральному искусству, литературе. Программа рассчитана на...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Образовательная программа творческого объединения

«Театральная студия»

Срок реализации программы: 2 года Программа рассчитана на детей 12- 16 лет Автор программы: Демидова С.Ю., учитель русского языка и литературы.

п. Большая Вишера




Содержание программы.

1. Пояснительная записка стр.3

  • Образовательная область и предмет изучения;

  • Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность курса;

  • Цели и задачи образовательной программы;

  • Возраст детей, участвующих в реализации программы;

  • Продолжительность реализации программы, этапы;

  • Формы и режим занятий;

  • Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

> I год обучения

- Преобладающие задачи на данной ступени обучения

> II год обучения

- Преобладающие задачи на данной ступени обучения

• Формы подведения итогов.

2. Учебно - тематическое планирование стр.9

  • Перечень разделов, тем

  • Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий

-1 год обучения;

- II год обучения

3. Содержание программы стр.10

• Поурочное планирование:
-1 год обучения;

- II год обучения

• Краткая характеристика тем занятий

4. Условия реализации программы стр.16

  • Нормативно - правовая документация;

  • Методическое обеспечение;

  • Материально - техническое обеспечение;

  • Организационное обеспечение

5. Список использованной литературы стр.18

Пояснительная записка. Образовательная область и предмет изучения.

Театр, как школа общения, как школа жизни, необходим для воспитания нового поколения, так как в процессе театрального действия происходит не только коллективное восприятие искусства, но и коллективное сопереживание, сочувствие. Развивается именно та сфера духовного общения, которая так необходима и так важна в процессе формирования личности ребенка.

Не случайно так велик интерес и детей, и взрослых и к театру, и к студийной деятельности. Не только просмотр спектаклей в профессиональном театре, но и желание самому воплотить на сцене образ другого человека, выйти на театральные подмостки, поучаствовать в создании спектакля - желание прикоснуться к миру театра - знакомо, наверное, каждому.

Программа театрального творческого объединения должна явиться ориентиром приобщения к театральному искусству.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность курса.

Новизна и актуальность данной программы состоит в том, что в ней органично сочетаются овладение теоретическими знаниями и отработка практических навыков сценической культуры, что представляется ценным в условиях жизни поселка, где и живут учащиеся, вдалеке от театров и концертных залов.

Программа учитывает интересы школы, в которой учатся ребята театрального творческого объединения и проходят занятия творческого объединения.

Отбор теоретического материала и произведений для сценического воплощения должен помочь воспитанникам творческого объединения осознать развитие театра как составной части мировой и отечественной культуры, научить отличать настоящее искусство от низкопробных произведений, занявших экраны телевизоров.

В работе творческого объединения могут принимать участие все желающие. В процессе реализации данной программы каждый ребенок получит необходимые теоретические знания и сможет проявить себя в качестве исполнителя отдельного произведения и роли в представлении или спектакле.

Занятия актерским мастерством дают возможность решить еще одну важную задачу, необходимую для формирования человека и воспитания его души: воспитание и развитие художественного вкуса и уважения к литературе и чтению. Сейчас, когда сильна тенденция полной замены

3

чтения просмотром видеопродукции, необходимо особо заняться этой проблемой.

Цель:

Максимально раскрыть творческие способности ребенка и подготовить его к любой творческой деятельности, выбранной им в будущем, приобщить ребенка к миру искусства через театральную деятельность.

Задачи:

  • развивать у ребенка наблюдательность, творческую фантазию и воображение, внимание и память, ассоциативное и образное мышление, чувство ритма;

  • сформировать партнерские отношения в группе, научить общению друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию;

  • развивать эмоциональную сферу личности ребенка, его способность к состраданию, сочувствию;

  • воспитывать в ребёнке самодисциплину;

  • научить детей организовывать себя и свое время;

  • развивать умение анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли;

  • научить донести свои идеи и ощущения до слушателя.

4

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на учащихся 12-16 лет на 2 года обучения.

Продолжительность реализации программы, этапы.

Программа рассчитана на 2 года. Она предполагает переход ребенка в следующую более старшую группу. При желании новый ребенок может быть принят в группу, соответствующую его возрасту, если после испытательного срока проявит знания, умения и навыки, соответствующие данному году обучения.

Интегрирование в одной группе детей разного возраста и уровня развития позволяет осуществлять развитие и воспитание не только за счет педагогической работы, но и за счет процесса межвозрастного общения детей. Старшие, более опытные учащиеся привлекаются к занятиям с младшими в качестве партнеров и педагогов.

Формы и режим занятий

На этапе изучения нового материала по данной программе используется объяснение, рассказ, показ, лекция.

На этапе закрепления изученного материала используется беседа, игра, практическая работа (репетиция), экскурсия.

На этапе проверки полученных знаний проходят открытые уроки, творческие выступления, мастерские, концерты.

Занятия в творческом объединении проводятся 2 раза в неделю по 1часу.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Данная программа является и развивающей, и обучающей. Главный результат работы и детей, и педагога - это спектакли и концерты, которые проходят на публике. Главный показатель - это личностный рост каждого отдельного члена группы, что выявляется благодаря наблюдениям педагогов, работающих с детьми, а также превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Успехи, достигнутые учениками на занятиях по развивающим
дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям, учащимся школы
на творческих показах, мастерских, концертах, открытых уроках.

Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме открытых уроков, творческих и контрольных работ по пройденным теоретическим темам. Возможно, не самым объективным, но немаловажным является мнение сторонних зрителей, а также коллег и профессионалов, если спектакль участвует в районных и областных конкурсах и фестивалях.

5

К концу первого года обучения дети должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

Знания;

• Знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

  • Различать виды и жанры театрального искусства;

  • Знать основные особенности античного театра;

  • Знать основные особенности развития средневекового театра и театра эпохи Возрождения;

  • Знать структуру и содержание предстоящего выступления;

Умения:

  • Уметь передавать свои наблюдения в качестве небольшого рассказа или этюда;

  • Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени репетиций;

  • Уметь устранять внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа с помощью педагога и самостоятельно;

  • Уметь в течение длительного времени (20-40 мин.) концентрироваться на просмотре спектакля, концерта, прослушивании музыки и т.д.;

Навыки:

• Внимательно, не отвлекаясь, работать на протяжении всего

времени занятий;

• Овладеть навыками правильного дыхания, четкой и громкой

речи.

  • Преодолевать страх перед публичным выступлением;

  • С помощью старших учащихся студии и педагога готовиться к

выступлению;

• Описать собственные эмоции, испытываемые от

соприкосновения с произведениями искусства;

• Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы,

поступающие со стороны зрителей

Преобладающие задачи на данной ступени обучения: Воспитательные:

• Воспитание культурного зрителя, понимающего и любящего
театр.

• Адаптация ребенка в коллективе.
Развивающие:

  • Развитие личностных и творческих способностей детей;

  • Снятие внутренних зажимов; Образовательные:

  • Знакомство детей с миром театрального искусства.

К концу второго года обучения дети должны обладать следующими

знаниями, умениями и навыками:

Знания:

  • Знать основную театральную терминологию, как современную, так и историческую, уметь ею пользоваться;

  • Знать основное строение театра, его происхождение и этапы развития;

Умения:

  • Уметь самостоятельно выполнить упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики;

  • Уметь построить связный рассказ о своих впечатлениях от увиденного, сравнить с предшествующими впечатлениями;

  • Уметь самостоятельно устранять внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;

  • Уметь производить действенный анализ текста;

  • Уметь выполнять базовые танцевальные движения.

Навыки:

  • Внимательно и продуктивно работать на протяжении всего времени занятий и репетиций;

  • Выполнять подготовленную заранее программу показа в присутствии зрителей;

  • Овладеть навыками правильного дыхания, четкой и громкой речи, основными логико-интонационными законами речи;

  • Самостоятельно готовиться к выступлению;

  • Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.

  • Самостоятельно выполнять задания, предложенные педагогом.

Преобладающие задачи на данной ступени обучения:

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей детей;

  • Снятие внутренних зажимов. Образовательные:

  • Ознакомление с основными компонентами профессии актера.

7

Воспитательные:

  • Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;

  • Воспитание зрительской культуры.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы

• Текущий контроль.

Словесная оценка педагога и самооценка учащимися после каждого занятия.

• Промежуточный контроль.

Творческие выступления в детском саду, Доме культуры перед жителями посёлка, школе перед детьми и родителями.

• Итоговый контроль.

Выступления на открытых уроках, итоговом празднике воспитанников творческих объединений «Театральная весна», письменные контрольные работы по пройденным теоретическим темам.

8

2 год обучения

Учебно-тематическое планирование

1 год обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Всего

1

Из истории театра

13

3

16

5


5

2

Агитбригада

2

8

10



3

Сценическая речь

2

2

4

1

1

2

4

Новогоднее представление

4

14

18



5

Мини-спектакли

2

9

11



6

Спектакль, представление

1

5

6

11

22

33

7

Сказка для малышей




2

11

13

8

Литературно-художественная композиция




2

6

8

9

Экскурсия в театр




4


4

10

Заключительный праздник


2

2


2

2

11

Письменная контрольная работа по пройденным теоретическим темам.


1

1


1

1

24

44

68

25

43

68

9

Содержание курса

I год обучения

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Из истории театра. Театр Древней Греции.

1

1

2

2.

Жанры драматического искусства. Комедия. Трагедия. Этюдная проба.

1

1

2

3.

Творчество Софокла, Еврипида,

Аристофана.

Этюд - импровизация.

1

1

2

4.

Эсхил «Прометей Прикованный» Сценарии агитбригады.

2

-

2

5.

Театр Средневековья.

Темы выступлений агитбригады.

2

-

2

6.

Театр масок и его герои. Репетиционная работа по выбранной теме. Проба на роль.

1

1

2

7.

Театр эпохи Возрождения. Репетиционная работа по выбранной теме.

1

1

2

8.

Практический урок.

-

2

2

9.

Сценическая речь.

1

1

2

10.

«Шекспир, и нет ему конца!» «Ромео и Джульетта». Режиссёрская и актёрская деятельность. Декорации.

1

1

2

11.

Шекспир «Гамлет». Монологи. Генеральная репетиция агитбригады. Костюмы.

1

1

2

12.

Выступление. Открытый урок.

-

2


13.

Шекспир. Комедии. Монологи. Коллективная работа над сценарием новогоднего праздника.

2

-

2

14.

Театр французского классицизма XVII века. Ж.Б. Мольер. Распределение ролей в новогоднем представлении.

2

-

2

15.

Репетиция новогоднего представления. Сцена 1. Понятие комического.

1

1

2

16.

Репетиция новогоднего представления. Сцена 2.

-

2

2

10

17.

Репетиция новогоднего

представления. Сцена 3.

-

2

2

18.

Подготовка костюмов.

-

2

2

19.

Репетиция новогоднего представления. Хореография.

-

2

2

20.

Репетиция новогоднего представления по сценам. Практический урок.

-

2

2

21.

Генеральная репетиция новогоднего представления. Открытый урок.

-

2

2

22.

Последние штрихи перед выступлением. Костюмы. Декорации.

1

1

2

23.

Русский театр. Фонвизин «Недоросль».

2

-

2

24.

Герои классической комедии. Сценическая речь.

2

-

2

25.

Сценическая речь. Репетиция сцен из «Недоросля». Действие III. Явление VII.

-

2

2

26.

Репетиция сцен из «Недоросля». Действие III. Явление VIII.

-

2

2

27.

Репетиция монологов, сцен из «Недоросля». Действие III. Явление VII, VIII.

-

2

2

28.

Подготовка сценариев мини-спектаклей. Специфика написания театрального сценария.

2

-

2

29.

Репетиция мини-спектакля. Проба на роль.

-

2

2

30.

Репетиция мини-спектакля. Работа с домашними заготовками.

-

2

2

31.

Познание сущности авторского образа. Репетиция отрывков.

-

2

2

32.

Репетиция мини-спектакля по сценам. Практический урок. Костюмы.

-

2

2

33.

Генеральная репетиция мини-спектакля. Письменная контрольная работа по пройденным теоретическим темам.

-

2

2

34.

Праздничное представление. Открытый урок.

-

2

2

Итого


24

44

68

Образовательная программа творческого объединения «Театральная студия»II год обучения

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Происхождение и особенности различных видов театра.

2

-

2

2.

Возникновение профессионального театра. Творческая мастерская. Разработка сценария фольклорного праздника.

2

-

2

3.

Проба на роль. Практический урок.

-

2

2

4.

Народное искусство. Народный театр. Искусство скоморохов. Репетиционная работа. Костюмы.

1

1

2

5.

Репетиция представления по сценам. Базовые элементы танца.

-

2

2

6.

Актёрское исполнение.

-

2

2

7.

Репетиция всего представления. Открытый урок.

-

2

2

8.

Сценарий сказки для малышей.

2

-

2

9.

Обретение образа и выражение характера героя. Сценическая речь.

1

1

2

10.

Репетиционная работа по сценам.

-

2

2

11.

Итоговая работа. Открытый урок.

-

2

2

12.

Выступление на районном конкурсе.

-

2

2

13.

Экскурсия в театр (г. Санкт Петербург). Просмотр спектакля, обсуждение, творческие работы на основе полученных впечатлений (записи, рисунки, этюды и т.д.)

2

-

2

14.

Экскурсия в театр (г. Санкт Петербург). Просмотр спектакля, обсуждение, творческие работы на основе полученных впечатлений (записи, рисунки, этюды и т.д.)

2

-

2

15.

Гоголь - драматург. «Ревизор».

2

-

2

16.

Репетиция сцен из «Ревизора». Действие I. Работа актера над образом.

-

2

2

17.

Репетиция сцен из «Ревизора». Действие II. Сценическая речь.

-

2

2

12

18.

Репетиция сцен из «Ревизора». Действие III. Освоение сценического пространства.

-

2

2

19.

Пушкин и театр. «Борис Годунов».

2 -

-

2

20.

«Маленькие трагедии».

2

-

2

21.

«Моцарт и Сальери».

1

1

2

22.

Литературно-художественная композиция ко Дню Победы. Подготовка программы выступления.

2

-

2

23.

Репетиция по сценам.

-

2

2

24.

Репетиция всего выступления.

-

2

2

25.

Выступление. Открытый урок.

-

2

2

26.

А.П. Чехов в развитии мирового театра.

2

-

2

27.

Проба на роль в чеховской пьесе.

-

2

2

28.

Работа актера над образом.

-

2

2

29.

Репетиция отрывков.

-

2

2

30.

Современный театр. Репетиция сказки по сценам. Сценическое воплощение.

1

1

2

31.

Современный зарубежный театр. Репетиция отдельных сцен сказки.

1

1

2

32.

Репетиция к заключительному празднику. Письменная контрольная работа по пройденным теоретическим темам.

-

2

2

33.

Сказка для малышей. Открытый урок.

-

2

2

34.

Выпускной праздник-представление. Открытый урок.

-

2

2

Итого


25

43

68

Краткая характеристика тем занятий:

Детям предлагаются дисциплины по следующим направлениям: > Развитие творческих способностей (развивающие занятия).

• Актёрское мастерство - репетиции;

Программа включает в себя полный цикл работы над спектаклем, представлением, сказкой, литературно-художественной композицией, сценарием агитбригады, начиная от выбора материала, в котором принимают активное участие ученики студии, до его окончательного выпуска. Занятия позволяют освоить основы актерской техники и работы над ролью.

• Сценическая речь;

Хорошая дикция помогает актеру правильно донести свои мысли до зрителя. Это требует от учащихся определенных технических навыков. На занятиях по сценической речи уделяется внимание технике речи, тренировке дыхания, работе над голосом и развитию координации слуха и голоса. Акцент делается на разбор художественных произведений и работу с текстами в стихах и прозе.

• Индивидуальные и массовые этюды;

Этюды - самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Работа над этюдами развивает в детях способность живо и инициативно отвечать на условия вымысла конкретными действиями. Сначала темы предлагает преподаватель, в дальнейшем дети начинают придумывать их самостоятельно.

• Открытый урок для родителей, педагогов, учащихся школы

Открытый урок для родителей, педагогов, учащихся школы проводится для ознакомления их с процессом занятий, в который вовлечены дети. Как правило, это генеральная репетиция спектакля, представления. Кроме этого предполагается самое активное участие родителей в подготовке спектакля, их помощь в изготовлении костюмов и декораций.

14

  • Познание мира театра (обучающие занятия).

• История театра;

На этих занятиях дети знакомятся с театром, его историей, осознают, что также будут играть на сцене.

• Посещение спектаклей

Видеть работу других актеров, профессиональных и любителей, взрослых и детей - необходимая часть как обучения актерскому мастерству, так и приобщения к миру искусства вообще. После каждого просмотренного спектакля педагог подробно разбирает и обсуждает с детьми увиденное, учит их различать компоненты спектакля и соотносить свое творчество с работой других коллективов.

15

Условия реализации программы:

1. Набор нормативно-правовой документации

  • Конвенция ООН «О правах ребёнка»

  • Конституция РФ

  • Типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей»


  1. Наличие программы творческого объединения «Смак»

  2. Методическое обеспечение программы:

- Папки с информационным и дидактическим материалом по темам;

  • Наглядные пособия (портреты, фотографии сцен из спектаклей, эскизы декораций, костюмов и т.д.);

-Подборка информационной справочной литературы;

-Планы проведения занятий;

- Разработки сценариев праздников:

Литературно-художественные композиции «Мы сами расскажем о времени и о себе», «Мы - новгородцы», «Деревянная сказка»;

Фольклорные праздники «Посиделки у горшка», «Проводы Масленицы»,

«Зелёные святки», «Колядки», «Осенины», «Скоморошина»;

Выступления агитбригады «За здоровый образ жизни», «Дорожные знаки»,

-СD, DVD-диски с театральными постановками:

Н.В.Гоголь «Ревизор»;

В.Шекспир «Ромео и Джульетта»;

В.Шекспир «Отелло»;

Ж.Б.Мольер «Тартюф»;

А.Н.Островский «Бесприданница»;

А.П.Чехов «Вишнёвый сад»;

М.Горький «На дне» и др.

4. Материально - техническое оснащение

Для полноценных занятий и проведения мероприятий студии необходимы:

Зал - театральный или актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами для проведения спектаклей, репетиций, общестудийных мероприятий и занятий.

Помещение для занятий - просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели.

Гримёрная - помещение для переодевания и подготовки к занятиям. Декорационно-костюмерная - помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества студии.

16

Аппаратура:

  • Магнитофон

  • Музыкальный центр

  • Телевизор

  • Интерактивная доска

  • Мультимедиа проектор

  • Ноутбук

  • Микрофоны

Материалы и приспособления:

  • Ватман

  • Гуашь

  • Карандаши и фломастеры

  • Цветная и белая бумага

  • Костюмы, материал для костюмов и бутафория Организационное обеспечение.

  • Контингент детей: дети 12-16 лет (15-20 человек в группе)

  • Расписание занятий;

  • Привлечение работников дома культуры;

Список использованной литературы

Для педагога:

  1. История зарубежного театра. Ч. 1-2, -М, «Просвещение», 1972 г.

  2. Товстоногов Г.А. Круг мыслей.- М., 1972г.

  3. Школьный театр. Сценарии программных произведений, - М., 1978 г.

  4. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. / Для ср. шк. возр.- Л.: Дет. Лит. Ленингр. отд., 1986 г.

  5. Барро Ж-Л. Воспоминания для будущего. - М.: Искусство, 1979 г.

  6. Брук П. Пустое пространство. - М.: Прогресс, 1976 г.

  7. Виллап Ж. О театральной традиции. - М.: Изд. ин. лит., 1956

  8. Стрелер Дж. Театр для людей. Мысли записанные, высказанные и осуществлённые. /Сборник/, - М.: Радуга,, 1984 г.

  9. Теория и практика мастерства актера. - М.: ГИТИС, 1990г.

  1. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств.- М., 1987.

  2. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Пьесы для школьного театра. М: «Аквариум», 2003г.

  3. Н.В. Шаченкова. Сценарии литературных вечеров в школе. Санкт-Петербург «Паритет», 2001г.

Для детей:

1.Юрский С. Кто держит паузу.-М., 1977г.

  1. Смирнов-Невицкий Ю. В. Ключ к образу. - М., 1970г.

  2. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 1981г.

  3. Пави. П. Словарь театра.- М., 1991.

  4. Е.Н.Перова, М.И. Цуканова. Сценарии литературного клуба. М.: «Вако», 2007г.

18

© 2010-2022