Литературно-музыкальная композиция по жизни, творчестве и лирике Марины Ивановны Цветаевой

Литературно-музыкальная композиция проводится в 11 классе при изучении биографии М.И.Цветаевой. Данную разработку можно использовать и для проведения урока литературы, и для внеклассного мероприятия. Цель: заинтересовать учащихсяличностью М.Цветаевой, увлечь ее поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь. Оформление: на стене -  портрет М.Цветаевой, на столике под портретом -  цветы или гроздья рябины; портреты родителей поэтессы, С.Эфрона; в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Литературно-музыкальная композиция по жизни, творчестве и лирике Марины Ивановны Цветаевой.

Цель: заинтересовать учащихся личностью М.И.Цветаевой;

Задачи:

  1. Обучающие:

увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь;

отметить особенности поэтической манеры М.И.Цветаевой: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху;

  1. Развивающие:

формирование навыков анализа , умение аргументировано делать выводы;

развитие монологической, устной речи, умение выступать перед аудиторией;

побуждение любознательности, привитие навыков самостоятельного поиска причинно-следственные связи;

  1. Воспитывающие:

содействовать формированию патриотизма и гуманизма;

воспитать чувства сопереживания к судьбам народа, умение различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки.

Оформление урока: портреты М.Цветаевой, рядом цветы или гроздья рябины, родителей поэта, С.Эфрона; выставка книг о Цветаевой и сборники её стихотворений; ноты песен и романсов на стихи Цветаевой; грамзапись.

Эпиграф к уроку: …Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.



Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем необычный урок, а урок - литературно-музыкальная композиция о жизни, творчестве и личности М.И.Цветаевой.

Цель нашего урока - заинтересоваться личностью Цветаевой; увлечься её поэтическим творчеством, где и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь; отметить особенности поэтической манеры Цветаевой: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху.

  1. Изучение новой темы.

Звучит вальс из кинофильма «Ирония судьбы или «С легким паром!»

Чтение учащимся стихотворения « Моим стихам, написанным так рано».

Слово учителя.

- Немного есть на земле поэтов, которых узнают только по одному имени, без добавления фамилии. Говорят - Марина, и все предельно ясно. Она сама любила все предельное и даже запредельное. Её биография - это её стихи и проза, её письма и переводы, всё её творчество. Но все же - события, даты, имена, «версты, мили». Итак… предоставим слово самой Марине Ивановне, кто же лучше неё знает свою жизнь?

(Выступления учащихся)

  1. Из автобиографии: Марина Ивановна Цветаева. Родилась 26 сентября (по старому стилю) 1892 года в Москве, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов,

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.



  1. Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был профессором Московского университета, искусствоведом, филологом, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем музея изящных искусств.

Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубенштейн. Умерла рано, но одарила своих детей многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.

Учитель: Стихи Марина начала писать с шести лет. Печататься - с 16. Писала как на русском, так и немецком и французском. Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой» - такою вышла Цветаева из детства и такою осталась навсегда.

  1. Чтение стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

Учитель: Нельзя говорить о Марине Цветаевой , не говоря о самой главной её особенности, её страсти - способности любить, вернее, невозможно не любить. Любовь, по Цветаевой, синоним жизни, вне любви - жалкоеЛитературно-музыкальная композиция по жизни, творчестве и лирике Марины Ивановны Цветаевой. без смысла и цели.

  1. Стихотворение «Летят они - написанные наспех».

Учитель: Когда Марина Цветаева отдала (тайком от семьи) в печать свою первую книгу «Вечерний альбом», ей только что исполнилось 18 лет. Любовь заполняет эту книгу, дышит ею. Любовь к маме, любимой сестре, к жизни, такой прекрасной и безоблачной (как недолго это будет длиться!), к подружкам по гимназии…

  1. Какой была Марина Цветаева? Небольшого роста, со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза… зеленые, цвета винограда.

Привычные к степям глаза,

Привычные к слезам глаза.

Зеленые - соленые -

Крестьянские глаза.

Учитель: Черты лица и его контуры были очень точными и чёткими. Её голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама.

  1. Хотите, я вам прочту стихи?

Милый читатель! Смеясь, как ребенок,

Весело встреть мой «Волшебный фонарь».

Искренний смех твой, да будет он звонок

И безотчетен, как встарь.

Учитель: как поэт и как личность Марина Ивановна развивалась стремительно. За «Вечерним альбомом» последовали ещё два сборника стихов: «Волшебный фонарь»(1912) и «Из двух книг»(1913), изданные при содействии Сергея Эфрона.

  1. Марина Цветаева и Сергей Эфрон… они встретились 5 мая 1911 года на морском берегу. Марину поразила его внешность:

Есть такие голоса,

Что смолкаешь, им не вторя,

Что предвидишь чудеса.

Есть огромные глаза

Цвета моря…

Учитель: Обвенчались Сережа и Марина 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя марина.

  1. Чтение стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо!»

Учитель: В стихах Марины Цветаевой «ощущается стремление к сжатой, краткой и выразительной манере, где все ясно, точно и стремительно в ритме», но вместе с тем глубоко лирично.

  1. Чтение стихотворения «Вы, идущие мимо меня…»

Учитель: Сжатостью мысли и энергией чувства отмечены многие стихи Марины Цветаевой. Среди них стихотворение «Бабушке». Сестра Марины Ивановны, Анастасия, вспоминает: «В комнате матери висел портрет бабушки красавицы - польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано - в 27 лет. Увеличенная фотография - тёмноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»

Вот как об этом говорит сама поэтесса.

  1. Чтение стихотворения «Бабушке».

Учитель: Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Исполнение песни из кинофильма «Ирония судьбы или «С легким паром!» «Мне нравится, что вы больны не мной…»

Учитель: Стремительно и властно в жизни Марины Цветаевой вошел А.С.Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Пушкинскую «Капитанскую дочку» Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение «К морю» стало её любимым. Великому русскому поэту Пушкину Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину».

  1. Чтение стихотворения «Поэт и царь».

Учитель: Цветаева была знакома со многими поэтами начала XXвека. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но её поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 года. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю свою жизнь.

  1. Чтение стихотворения «Имя твоё - птица в руке».

Учитель: После замужества Марине Ивановне пришлось пережить очень много трудностей. Когда Сергей Эфрон отправился на фронт в качестве брата милосердия, Цветаева голодала. К этому времени у неё было двое детей: Ариадна и Ирина. Пришлось детей отдать в приют, где умирает её дочь Ирина.

С 1914 по 1922 год Марина жила в Москве. Лишь в 1922 году вместе уезжает за границу к мужу, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.

Находясь 17 лет в эмиграции, Марина Цветаева постоянно думала о Родине. В 1934 году она написала удивительное стихотворение «Тоска по родине…»

  1. Чтение стихотворения «Тоска по родине…»

Учитель: В 1939 году Марина Ивановна вернулась, наконец, на родную землю…

Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.

Тяжелые удары судьбы: арест дочери и мужа. Начало войны. Постоянная тревога за жизнь близких. Высылка в Елабугу. Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила собой 31 августа 1941 года.

  1. Заключение.

Запись песни «Уж сколько их упало в эту бездну».

Марина Цветаева… Она оставила нам сборники лирических стихотворений, 17 поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.

Цветаева - поэт «предельной правды чувства». Она со всей своей «не просто сложившейся судьбой, со всей своей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию…»

«…Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед». Слова её были пророческими. Интерес и любовь к поэзии Цветаевой возрастает с каждым годом.

  1. Обобщение.

Выполнение тестовых заданий.

V. Итоги урока.

- Каковы же излюбленные поэтические темы и мотивы М.И.Цветаевой?

VI. Домашнее задание.

Письменно проанализировать понравившееся лирическое произведение М.И.Цветаевой.


© 2010-2022