Создание системы профилактики неуспеваемости как средство повышения качества знаний

"Создание системы профилактики неуспеваемости как средство повышения качества знаний". Педсовет.Распространение педагогического опыта.   В работе представлены особенности неуспевающих учеников, причины неуспеваемости, психолого-педагогическая типология неуспеваемости.В материалах отражена система работы по профилактике неуспеваемости, пути предупреждения неуспеваемости и ликвидации пробелов в знаниях учащихся, предложены наиболее приемлемые виды заданий. Даны рекомендации по работе со слабоуспев...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чеснокова Ольга Викторовна

МБОУ «СШ№6» города Нижневартовска

Педсовет

Создание системы профилактики неуспеваемости как средство повышения качества знаний

Постоянное повышение требований к уровню общего образования обострило проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах "выпадают" из процесса обучения.

К особенностям неуспевающих учащихся относятся:

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития

  • отсутствие познавательного интереса

  • несформированность элементарных организационных навыков

  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения

  • нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника

  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Хотелось бы показать возможные пути предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Работу с неуспевающими учащимися я провожу в несколько этапов.

Первый этап - диагностический. Его цель - выявить причины стойкой неуспеваемости, определить тип неуспевающего школьника, проанализировать ошибки в работах учащихся.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

  • пропуски занятий по болезни;

  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

  • задержка психического развития, часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

  • педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе;

  • прогулы.

В первую очередь необходимо определить, с какими же истоками неуспеваемости мы имеем дело. Для этого может быть использована психолого - педагогическая типология общего отставания в учении:

1 тип . Низкая интенсивность учебной деятельности. ( Ученик просто не работает).

2 тип . Низкая эффективность учебной деятельности. (Ученик затрачивает значительные усилия на выполнение учебных занятий, но не справляется с ними).

3 тип . Сочетание признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности. (От переживания неудач к равнодушию).

После диагностики ученика на выявление уровня усвоения программного материала по предмету составляем «Карту грамотности», которая помогает увидеть истинную картину общеучебных умений и навыков учащихся.

В «Карте грамотности» по вертикали располагается список учащихся, а по горизонтали ставится дата проведения контрольного или проверочного диктанта, перечисляются номера орфограмм, в которых были допущены ошибки, а в клетке против фамилии ученика, допустившего ошибку, ставится знак «-». Если в последующих диктантах ученик не допускает ошибочного написания, то ставится знак «+».

Дата

18 сентября (вход)

10 октября

28 октября

№ орф.

№1

№4

№ 17

Иванов П.

-

-

-

Рыбкина О.

-

-

-

Скворцов С.

-

-

-

Ушаков Т.

-

-

-

«Карта грамотности » позволяет отследить относительную успешность школьника и выстроить индивидуальную образовательную траекторию.

Второй этап - методико - отборочный.

Его цель - отбор методов, приемов, средств, направленных на повышение мотивации учебного труда, познавательной активности и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся. На этом этапе работы формирую разнообразный дидактический материал по темам, составляю различного рода тексты, разрабатываю памятки, правила - алгоритмы, схемы, таблицы.

Разрабатываем «Дневник грамотности».

На первой странице каждый ученик с низким уровнем знаний из «Карты грамотности» класса переносит те номера орфограмм, в которых при поведении контрольных и проверочных диктантов он допускал ошибку.

Например:

дата

18 сентября вход)

10 октября

28 октября

№ орф.

№1

№4

№ 17

Гуреев К.

-

-

-

Далее работа ведется следующим образом:

Да

№ орф.

Допущенная ошибка

Работа над ошибкой

10.10.

№1

Ум алять (малый)

Безударная гласная в корне проверяется ударением. Например:

Пок азался (кажется)

«Дневник грамотности» заполняется после каждой проверочной работы самими учениками. Каждое слово учеником проговаривается и объясняется его написание.

При работе с дневником грамотности необходима систематическая его проверка.

Разрабатываем памятку «Работа над ошибками».

Дело в том, что если ошибка не объясняется, а просто исправляется, ученик в 80% случаев допускает её повторно.

  • Выпиши слово с ошибкой.

  • Определи, в какой части слова допущена ошибка.

  • Определи орфограмму.

  • Если есть, подбери проверочное слово.

  • Графически выдели орфограмму.

  • Подбери свой пример на данную орфограмму, выдели ее.

  • Сгруппируй слова с ошибками по орфограммам.

Разрабатываем памятку «Как выполнять домашнее задание», правила- алгоритмы, ведём записи в тетрадь -помощницу с 5 по 11 класс.

Третий этап - тренировочно - технологический.

Цель данного этапа заключается в том, чтобы неуспевающие школьники научились грамотно и осознанно писать, безошибочно находили в слове «опасное место», обосновывали и доказывали свой вывод.

На данном этапе могут быть эффективными, на мой взгляд, следующие задания:

1.Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и букву в нем.

2.Письмо с комментарием, позволяющее детям избежать возможных ошибок и содействующее наиболее прочному усвоению учебного материала. Элементы комментирования включаются в самые разнообразные виды упражнений на разных этапах урока. Учитель диктует предложения и объясняет все орфограммы.

3.Списывание текста

4. Попутное повторение (повторение изученной орфограмм).

По каждой слабо усвоенной орфограмме проводятся ежеурочные упражнения с ключевыми словами , со словарными словами , работа по подбору проверочных слов.

5.Формулировка правил с опорой на ключевые слова, что приводит к постепенному запоминанию.

6. Использование сознательно - ассоциативного метода.

7.Различные виды диктантов.

8. Диктант «Проверяю себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктовки объясняем орфограмму и только потом слабые учащиеся вставляют нужную букву. Обычно в группу таких учеников включаю 1-2 сильных.

9. Самопроверка по готовому образцу.

10. Взаимопроверка. Если слабый ученик понял, усвоил способ действия какой - либо орфограммы, ему можно поручить проверить работу по данной орфограмме другого неуспевающего ученика. Такая работа - лучший способ закрепления учебного материала, а так же эффективный способ переменить статус и вселить уверенность в возможность успешного учения.

11.Диктант «Найди слова». Диктую текст, а затем даю задание подчеркнуть слова на изучаемую орфограмму. Такие диктанты должны быть небольшие по объему, но насыщенные изучаемой орфограммой.

12.Разнообразные творческие работы (мини-сочинение, рассказы, конструктор текста)

13.Тестирование.

14.Использование игровых упражнений ребусов, кроссвордов.

Также для слабоуспевающих учащихся есть разнообразные виды работ, которыми можно заменить сложную самостоятельную или домашнюю работу.

При выполнении любых заданий следует помнить, что мотивация деятельности и поведения неуспевающего школьника, пожалуй, одно из основных условий успешности. Учитель должен поддерживать таких ребят. Для этого можно использовать следующие фразы: «У тебя это замечательно получается», «У тебя обязательно получиться», «Ты же помнишь, как надо делать» . Положительное воздействие на отстающих учеников также оказывает одобрительная оценка одноклассников. Стараюсь закреплять за каждым сильным учеником 1-2 слабоуспевающих, чтобы повторить правило перед уроком или стихотворение наизусть.

Четвертый этап - итогово - контрольный .

Его цель - проверить уровень ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

На этом этапе проводятся разные виды контрольных , проверочных, тестовых работ.

Следует учитывать, что время ликвидации пробелов в знаниях зависит от типа неуспевающего ученика и уровня стойкой неуспеваемости. Успешно решить данную проблему, на мой взгляд, помогут решить следующие рекомендации:

  • Сопоставлять каждого ребенка только с ним самим, отслеживая его относительную успешность.

  • Темп работы - индивидуальный.

  • Создавать атмосферу комфортности: «Мы это сделаем вместе».

  • Начинать опрос со слабого учащегося.

  • Спрашивать слабых, предупредив об этом заранее.

  • Любому заданию - уровень сложности.

  • Упражнения выстраивать в соответствии с правилом Дистервега: от простого к сложному.

  • Любой ответ, даже отрицательный, принимать положительно.

  • Больше оценок - меньше отметок! (Дитя растет не от еды, а от радости)

  • Анализ контрольного диктанта начинать с продвижения слабых, о неудачах - строго индивидуально!

  • Урок должен заканчиваться до звонка.

Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.

Пусть всем нам поможет в работе мысль о том, что важно не то, где мы находимся, а то, куда движемся.

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему - наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». А одной из актуальных проблем нашей школы - «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.


© 2010-2022