Статья Игровые технологии на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Новоусманского района Воронежской области

«Рождественско-Хавская СОШ»

«Игровые технологии на уроках русского языка»

(из опыта работы учителя русского языка и литературы

Горячевой Светланы Сергеевны).

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся и игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры делает урок положительно эмоционально окрашенным, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всём мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объём информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, и является игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра - очень интересная форма деятельности. На каком этапе ее использовать - решать учителю, можно и весь урок построить на игре, важно не забывать, что играя, мы должны учить. На уроках русского языка и литературы, в зависимости от возраста, использую этот вид деятельности. Моим ученикам нравится. Игра способствует развитию мыслительной деятельности - это важный аспект в обучении
Игры на уроках - дело очень полезное. Они позволяют о серьезных вещах рассказать так, что они не кажутся трудными и легко запоминаются. Если в игровой форме рассказывать о литературоведческой теории и терминологии, ученики запоминают все эти вещи легко и уже надолго. Став выпускниками, они легко ориентируются в теории литературы, в которую когда-то "играли".
Играть любят все. Просто с возрастом игры становятся другими. И в начальной школе, и в 11-ом классе эти методы действенны. Проще провести обычный урок, чем урок в игровой форме. Поэтому многие учителя боятся таких уроков. Наверное, точнее сказать не боятся, а не хотят или не могут по какой-причине. Игра на уроке - это предоставление возможности каждому ученику почувствовать себя успешным, поменять свое представление об учебном процессе как о нечто однообразном. Я когда начинала, тоже боялась. Да, именно боялась, и могу объяснить чего именно. Когда только начинаешь работать, страшно боишься не справиться с классом, не удержать дисциплину. Наверное, многие прошли через это и понимают, о чем я говорю. Во время игры неизбежен рабочий шум, перемещения, суета. Таких моментов не нужно страшиться, но для понимания этого нужно дорасти. И, конечно же, захотеть. Одно несомненно, такие уроки нужны и проводить их надо научиться каждому учителю.
Именно через игру повышается познавательный интерес учащихся. А если ребёнку интересно, то и учиться легко.
По-моему, все нужно делать в меру, в том числе и играть на уроке. Во-первых, игра должна основываться на каком-то базовом материале, усвоенном учащимися, во-вторых, иногда игра расслабляет, и ребята начинают несерьезно относиться к серьезному материалу. В итоге бывало так, что после удачных уроков с игровыми элементами с контрольными работами ученики не справлялись.
Играть не только можно, но даже нужно на "серьёзных" предметах. Есть темы, которые без игровой деятельности трудно воспринимаются детьми. И насколько дети будут принимать этот серьёзный материал, и не расслабляясь справляться с контрольными работами - вот где проявится мастерство учителя!
Я считаю, что только хорошее знание материала, умение чувствовать каждого ученика, умение мгновенно реагировать на любые ситуации в этом сложном процессе - игра, позволяет учителю играть с детьми на уроке. Игровые моменты - хороши, но игра на протяжении урока - серьёзное занятие. Чтобы поставить игру на уроке, нужно потратить немало времени и сил на подготовку. А также достаточно сил на самом уроке. Игровой урок не только дает возможность всем участникам проявить себя, но и запоминается очень-очень надолго.
Чтобы игра на весь урок не стала развлекаловкой, надо очень хорошо продумать саму игру. Иногда бываешь на таком игровом уроке и видишь совершенно обратный результат. Игра ради успеха, ради привития интереса - это ДА, а не игра ради игры.
Считаю, что если учитель начинает применять игровые методы на уроках, значит, он достиг определенной ступени профессионального педагогического мастерства. Особенно при подготовке уроков в форме конференции, круглых столов, турнира знатоков и т.д. Но тем они и интереснее!!! Именно на таких, хорошо продуманных уроках видно мастерство учителя!
Кстати, специалисты по активным методам по-разному оценивают эффективность игр в усвоении учебного материала. При деловой игре усвоение материала-90%, поэтому авторы различных игровых методических разработок настаивают на их применении.

Предлагаю разнообразные игровые формы, которые могут быть применены на уроках русского языка.

Обучение русскому языку подразумевает освоение не только орфографических норм, но и норм произношения. Поэтому почти на каждом уроке стараюсь найти возможность для отработки произносительных норм.

-«ПРИГЛАСИ НА ОБЕД»

Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

При изучении темы «Лексика и фразеология» использую следующие игры:

-АКРОСТИХ

Задача: к данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определённой буквы.

К

Кануть в лету

О

Обетованная земля

С

Сорвать маску

М

Мозолить глаза

О

От доски до доски

С

Сбросить иго

- ПЕРЕВОДЧИК

Задача: перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.

Покажите на портрете указанные части тела и предметы: око (глаз), чело (лоб), выя (шея), чрево (живот), перст (палец) и т.д.

Переведите слова, которые употребляли наши предки: мыльня (баня), ветродуй (вентилятор), самодвиг (автомат), ошейник (галстук), любомудр (философ) и т.д.

Для закрепления различных орфограмм предлагаю игры:

- «ЛЮБОПЫТНЫЙ»

Задача: отвечая на вопросы, подобрать слова на определённое правило.

- Где был? (В цирке.)

- В чём перевозят бензин? (В цистерне.)

- Что выписал из книги? (Цитату.)

- Какое блюдо любите? (Цыплёнок табака.)

- «ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ».

Задача: научить ориентироваться в системе изученных орфограмм, чётко формулировать их наименование.

Учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой

-ТСЯ- -ТЬСЯ- в глаголах». И другие.

- «СПРАВОЧНОЕ БЮРО».

Игра способствует воспитанию навыков работы со словарём. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Игра оживит работу, разнообразит её.

Сколько замечательных игр придумано! Какое разнообразие их можно применять на уроке! Они отличаются и по содержанию, и по форме проведения, и по времени проведения. А какой эмоциональный заряд несут они детям!!! Но игра - не панацея. Роль и место игры на уроке должно быть хорошо продумано, чтобы урок не превращался в какой-то цирк.
Игра не заменяет полностью традиционные формы обучения. Она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели конкретного урока. В тоже время игра стимулирует рост познавательной активности.

Игра на уроке - хороший механизм для смены видов учебной деятельности. Хорошо проводить её в конце урока, когда дети устали. Тяжело усадить детей, если играть с ними в начале урока, ведь игровая деятельность переключает внимание от традиционных форм и методов. Использовать игру надо и в старших классах, она поможет ориентировать учащихся в терминах, определения, понятиях. Одно только: "Давайте поиграем!" зажигает огоньки в глазах у детей.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках [ Текст]. М.: Просвещение, 1998.

  2. Иванова В.А. Тайны слова [Текст]: занимательная грамматика. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд., 2001.

  3. Шипачёва Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка [Текст] // Русская словесность. - 2000. - № 5. - С. - 16 - 19.

  4. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.

  5. festival/ 1 september.ru

© 2010-2022