- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок физики, литературы, русского языка на тему: «Использование законов Ньютона в жизни»
Интегрированный урок физики, литературы, русского языка на тему: «Использование законов Ньютона в жизни»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Экк С.Р. |
Дата | 31.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План - конспект урока
10 класс
Интегрированный урок физики, литературы, русского языка на тему: "Использование законов Ньютона в жизни"
Цели:
-
развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях; -
обучающая: умение писать сочинение - рассказ, умение решать задачи по теме: Законы Ньютона; -
коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем; -
воспитательная: развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент .
II. Разминка .
III. Литературно-физический конкурс .
IV. Физический конкурс .
V. Сочинение - рассказ .
VI. Общий итог .
VII. Рефлексия .
I. Организационный момент.
Учитель физики: Здравствуйте! Сегодня мы проводим интегрированный урок. Урок развития речи: сочинение-рассказ. Решение физических задач по теме "Законы Ньютона" на литературном материале. Пожалуйста, запишите на листочках рефлексии, что вы хотите узнать для себя на сегодняшнем уроке на заданную тему.
Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе.
Б. Слуцкий
Учитель физики: С давних пор идет спор о том, кто важнее для общества физика или лирика.Я смею утверждать, что физика для общества важнее, так как законы физики сопровождают нас на каждом шагу от рождения и до смерти. Все технические устройства построены благодаря знанию законов физики.
Голос из зала: «Извините уважаемый коллега, но позвольте с вами не согласиться. Я предлагаю прямо сейчас, всем присутствующим исполнить одну известную песню и сразу всем станет все ясно».
Значит куплет песни: «Изгиб гитары желтой»
- А теперь посмотрите уважаемый коллега, как у всех поднялось настроение. И это все благодаря лирике.
- Да, это конечно верно! Но гитару невозможно изготовить, не зная законов физике. И в самой песне речь идет о различных физических явлениях. Значит и здесь без физики никуда.
- Давайте сегодня мы с вами попробуем разрешить спор между физиками и лириками.
Учитель русского языка и литературы: А может, они решают одну задачу, но каждый по-своему?
Учитель физики: Пусть каждый решит для себя этот вопрос.
II. Разминка
Учитель физики:
В этом конкурсе времени на обдумывание не дается, отвечайте сразу. За каждый правильный ответ - 0,5 балла.
-
Инерция - это…
-
Причиной ускорения тела является …
-
Масса тела - это…
-
Первый закон Ньютона читается так: …
-
Что такое сила?
-
Чем характеризуется сила?
-
Второй закон Ньютона читается так: …
-
Второй закон Ньютона записывается в виде:…
-
Между какими величинами устанавливает связь второй закон Ньютона?
-
Каков физический смысл единицы силы?
-
Как читается третий закон Ньютона?
-
Какова математическая запись третьего закона Ньютона?
Работа экспертной группы
III. Литературно-физический конкурс
Учитель русского языка и литературы:
Каждой команде предлагается отрывок литературного произведения. Прочитав отрывок, команды должны ответить на вопросы:
-
Кто автор этого произведения? Название произведения.
-
Какое физическое явление описывается в литературном произведении?
За правильный ответ команде начисляется по 2 балла за вопрос..
1 КОМАНДА
1 задание
Эпизод, в котором описан поединок бесстрашного воина Нао со своим соперником Агу. "Агу, уверенный, что теперь победа над противником, которого он приговорил к смерти, обеспечена, взмахнул палицей и с ужасающей силой опустил ее,… Нао еще раз молниеносно отскочил, и Агу, увлеченный силой удара и тяжестью палицы, подался всем телом вперед, едва не упав на колени. В ту секунду палица Нао опустилась на его затылок".
-
Укажите автора и название произведения.
-
Какое физическое явление оказалось роковым для Агу?
2 задание
Герой рассказа захотел остановить вращение Земли. Желание мистера Фодерингея исполнилось.
"Страшный вихрь бушевал между небом и землей, не давая мистеру Фодерингею приподнять голову. Некоторое время он был настолько ошеломлен и подавлен, что не мог осознать, где он и что собственно произошло, … откуда взялся этот ветер? Я ведь не приказывал дуть ветру".
"… Фодерингей сквозь пыль и мокрый снег увидел при вспышке молний надвигающуюся на него громадную стену воды".
-
Какие физические явления использованы в этом тексте?
-
Объясните, откуда взялся ветер, и почему пришла в движении вода?
-
Укажите автора и название произведения.
2 КОМАНДА
1 задание
Эпизод, в котором собака Травка преследует зайца.
"Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась.Как раз в это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица.Так вот одновременно сошлось - Травка бросилась, а заяц остановился.
И Травку перенесло через зайца. Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе…"
-
Какие физические явления использованы в этом тексте?
-
Объясните случившееся.
-
Укажите автора и название произведения.
2 задание
"Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: "Это я! Я!" И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни".
-
Какие физические явления использованы в этом тексте?
-
Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она начала падать?
-
Укажите автора и название произведения.
3 КОМАНДА
1 задание
"Чиновник, приехавший за налогами, стал придираться к отцу мальчика, требуя деньги. Тогда мальчик заступился за отца:
- Почтенный гость! Подпругу твоего коня сжевали козы. Вот и заставь их платить.
Промолчал чиновник, потом вскочил на коня и пустил галопом. Но конь провалился ногой в кротовую нору, и седок полетел на землю".
-
Какие физические явления использованы в этом тексте?
-
Почему "седок полетел на землю"?
-
Укажите автора и название произведения.
2 задание
«Вышли братья в чисто поле, натянули тугие луки и выпустили стрелы каждый в свою сторону. Первая стрела упала на боярский двор, вторая на купеческий, в третья в лягушачье болото. Отправились братья вслед за своими стрелами.
-
Какие физические явления использованы в этом тексте?
-
Почему стрелы упали на Землю?
-
Укажите автора и название произведения.
Презентация решения.
Работа экспертной группы.
IV. Физический конкурс
Решение задач
Учитель физики:
Важнейшим умением в физике является умение решать задачи, поэтому максимальная оценка за этот конкурс - 3 балла за решение задачи и 2 балла за ответ на литературный вопрос.
Каждой команде предлагается задача. Обсудив ее решение, команда выдвигает своего представителя для решения задачи у доски.
1 КОМАНДА
Карлсон, считая себя лучшим пылесосчиком в мире, решил сделать уборку в комнате Малыша после того, как мама только что убрала комнату своего сына.
- Не надо, не надо, - просил Малыш.
- Зря упираешься, - сказал Карлсон и потянул пылесос на себя с силой 30 Н. А Малыш тянул на себя - с силой 28 Н.
-
В чью сторону сдвинется пылесос? Чему равна равнодействующая сил Малыша и Карлсона? Сделайте схематический чертеж и изобразите на нем все силы в выбранном масштабе. Укажите автора и название произведения.
2 КОМАНДА
"Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону ледника вниз. Поперек его пути была глубокая траншея, "где клокотала и неслась талая вода. Он подумал, что сейчас погибнет, попав в эту траншею, но перелетел через нее и на пологом склоне затормозился".
-
Укажите автора и название произведения.
Найдите массу героя рассказа если он двигался с ускорением -1,4 м/с2, равнодействующая сил действующих на него F = -84 Н.
3 КОМАНДА
Посадил дед репку, и выросла репка большая пребольшая…
-
Какую силу надо приложить к репке массой 200г., чтобы вытащить ее из земли с ускорением 0.5 м/с2?
Укажите автора и название произведения.
Задание для всех команд
2. Посмотрите на рисунок. Какое литературное произведение проиллюстрировали физики?
Презентация решений.
Работа экспертной группы.
V. Сочинение - рассказ
Учитель русского языка и литературы:
Ребята! Перед нами стоит задача: написать рассказ с использованием трех законов Ньютона.
Рассказ - небольшое литературное произведение, повествовательного типа, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии.
Вспомним составляющие части рассказа:
-
завязка (момент, с которого начинается действие);
-
развитие действия;
-
кульминация (наивысшая точка в развитии действия);
-
развязка (результат развития действия).
Композиция рассказа:
I. Вступление
II. Завязка
III. Кульминация
IV. Развязка
V. Заключение
В рассказе может быть обрамление, которое готовит слушателя к изложению события и где может быть указано время и место действия, коротко сказано о действующих лицах. "Рамка" знакомит нас с тем, от кого я услышал рассказ, и при каких обстоятельствах это произошло.
Главное - выделить узловое событие. В рассказ может быть включено и описание и рассуждение.
Хотелось бы обратить ваше внимание на такой тип речи, как повествование.
Повествовать - значит рассказывать, то есть можно рассказать о каких-то последовательных действиях.
Чем отличается повествование от рассказа?
- В рассказе, в отличии от повествования есть кульминация.
Какие рассказы вы знаете?
- Cлучай, произошедший со мной или с кем-то, выдуманная история, рассказ по сюжетным рисунка и т.д.
Написать сочинение - рассказ, где встречаются действия, объясняемые законы Ньютона.
Презентация сочинения-рассказа.
1. Прочтение
2. Элементы анализа рассказа:
-
тема;
-
основная мысль, как она раскрыта;
-
особенности построения;
-
использование художественно - изобразительных средств.
Работа экспертной группы
VI. Общий итог (мин).
VII. Рефлексия
1. Кто для общества важней физики или лирики и почему?
2. Как вам понравилось сегодня работать в группе?
3. Все ли чувствовали себя комфортно?
ЛИТЕРАТУРА
1. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в художественной литературе: 7-11 класс - М.: Просвещение,1996 г.
2. Усольцев А.П. Задачи по физике на основе литературных сюжетов. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003 г.
Некоторые ответы детей на вопросы рефлексии после интергрированного урока на тему:
«Законы физики в жизни»
1) На уроке было очень интересно. Мы выяснили, что физика и лирика не могут жить друг без друга.
2) Нам понравилось работать в группе. По моему мнению, и физика и лирика важны. Физик без знания лирики будет черствым человеком, а лирик без знания физики не лирик.
3)
Учитель физики
Учитель литературы
Учитель
русского
языка
4) Нам было хорошо работать в группе. Мы узнали, что учиться может быть интересно.