Урок по литературе в 6 классе по стихотворению Тучи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 6 классе

Нет у вас родины,

Нет вам изгнания

(Мотивы одиночества и тоски в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»)

Живое все всегда вдвоем,

Лишь я на свете одинок.

Сон Кан

Одинок я - нет отрады…

М. Ю. Лермонтов

Цели:

  1. Продолжить изучение жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.

  2. Обучение анализу лирического произведения.

  3. 3. Попытаться проникнуть в мир лирического героя стихотворения.

  4. Обучение выразительному чтению.

  5. Воспитание любви к творчеству поэта.

Тип урока: объяснение нового материала

Теория:

- мотив в литературе; - риторический вопрос; - инверсия;

- лирический герой; - антитеза;

Опережающее задание:

  1. Работа со словарем ( значение теоретических понятий, лексическое значение слов «странник», «изгнанник», «лазурный»).

  2. История написания стихотворения «Тучи».

  3. Биография М. Ю. Лермонтова.

  4. Повторить стихотворение «Парус».

Презентация:

1 слайд: тема урока; 2 слайд: портреты родителей Лермонтова; 3 слайд: дом в Тарханах; 4. Портрет Лермонтова на фоне гор; 5 слайд: надпись: « Я был дитя страдания…»; 6 слайд: Лермонтов у окна; 7 слайд: выводы и задания; 8 слайд: домашнее задание.

Фонозапись на диске к учебнику.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы урока, целей.

Сегодня на уроке вы узнаете новое о жизни и творчестве поэта, познакомитесь со стихотворением «Тучи», выясните, что волновало поэта, какие проблемы он затрагивал в своих произведениях.

3. Биография поэта (сообщения учеников)

- Почему Лермонтов говорил о себе: «Я был дитя страдания…? Объясните эпиграфы к уроку (дети высказывают свои мысли)

Учитель: Да, человек образованный, умный, воспитанный он оказался лишним в своей стране. Не нашел понимания у представителей своего времени.

Мотив одиночества и тоски пронизывает все его творчество.

_ Что такое мотив в литературе? (сообщение ученика из домашнего задания - инд. зад)

(запись в тетради)

«Одинокий» - это слово мы уже встречали в одном из стихотворений. Каком?

(«Парус») -- чтение наизусть

- Каковы два основных приема построения этого стихотворения?

(инверсия и антитеза)

- Антитеза - этот прием нам сегодня понадобится.

4. Работа над стихотворением «Тучи»

Слушаем фонозапись

_ Что видим? Что слышим? Что чувствуем? ( беседа после прослушивания)

  1. История написания стихотворения (инд. зад.)

- Возможно, предчувствия скорой смерти Лермонтовым, делают это стихотворение печальным и трогательным.

- Сколько частей можно выделить в стихотворении? (Три: 1. Обращение поэта к тучам. 2. Вопросы поэта. 3. Ответы поэта)

- Как вы понимаете слова «степью лазурною»?

Лазурь - светло-синий цвет, синева. Значит, «степь лазурная - простор неба». Выражение это употреблено в переносном значении.

-Как называются такие выражения?

-Какое изобразительное средство использует Лермонтов в словах «цепью жемчужною»?

- В первой строфе нарисована почти идиллическая картинка. Лишь одно слово нарушает её. Какое? (Изгнанники)

-Здесь, как и в стихотворении «Парус», сопоставляется судьба поэта с судьбой «вечных странников» - туч.

-В чём особенность второй строфы? (Она состоит из вопросительных предложений). Поэт обращается к тучам, а на самом деле к самому себе. Клевета, злоба, судьба, зависть, преступление.

- Какие эти слова? Какими делают жизнь человека эти слова? ( несчастным, одиноким, изгнанником.)

- Какое изобразительное средство использует Лермонтов к этим словам? (Эпитет). Назовите их. ( тайная, ядовитая, открытая).

- Этими словами поэт особенно остро подчеркивает неприкаянность и одиночество своего героя: у него нет друзей, он гоним.

-В судьбе Лермонтова все это было. Поэт размышляет о своей участи.

-Какая из возможных причин изгнания вам кажется самой горькой? Почему?

( «Друзей клевета ядовитая «- что может быть страшнее? Друзья как враги. )

- -Что представляет собой третья строфа?

- В третьей строфе герой противопоставляет себя тучам, которые совершенно равнодушны к суетному миру людей: «чужды вам страсти и чужды страдания». Герой же страдает и тоскует: ведь только имея пылкое сердце, можно тосковать, только любя, можно страдать. Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине: тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.

- Какой художественный прием используется в этой строфе?

-Что такое антитеза?

- Что противопоставляется в стихотворении? (судьба поэта и туч)

Запись в тетрадь: антитеза, сравнение, риторические вопросы

- Как меняется отношение автора к тучам от 1-го к 3-му четверостишию?

-Почему определения «холодные» и «свободные» синонимы?

- Почему в начале стихотворения тучки «изгнанники», а в конце «нет изгнания»?

- Завидует ли поэт вечной свободе туч?

- Каков же ответ: есть ли сходство в их судьбах?

Вывод: в целом все стихотворение построено по принципу антитезы: холодные и свободные тучки противопоставляются мятущейся, страстной, страдающей душе лирического героя, изгнанника, гонимого с родины. В 1-ой и 2-ой строфах лирический герой пытается найти родственную душу, сравнивает странников-тучек с собой, но его ждет разочарование. Лирический герой Лермонтова одинок, отвержен, несчастен, гоним, разочарован. У него нет гармонии с окружающим миром.

5. Возврат к упражнению «Ассоциации». Цветовой анализ стихотворения (таблица)

Давайте выпишем в таблицу средства выразительности, которые есть в стихотворении, каждое из них подчеркнем цветом - ассоциацией.

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Небесные

Степь лазурная

Цепь жемчужная

Милый север

Сторону южную

Зависть тайная

Злоба открытая

Друзей клевета ядовитая

Нивы бесплодные

Вечно холодные

Вечно свободные

Вечные странники

Судьбы ли решение

Тяготит преступление

Чужды вам страсти

Чужды страдания

Нет у вас родины

Нет вам изгнания

Как я, изгнанники Степью лазурною

Цепью жемчужною

Составление синквейна: тучи ----- лирический герой

Рефлексия.

- Какой момент урока был самым трудным? - Что вас удивило, обрадовало, огорчило?

Выставление оценок.

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть; историю написания стих. «Тир пальмы» знать

Список использованной литературы:

1. Егорова Н. В., Макарова Б. А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. М.: ВАКО, 2011.

2. Еремина О. А. Уроки литературы в 6 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.

3. Колокольцев Е. Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. М.: Просвещение, 2005.

4. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. М: Просвещение, 2010

© 2010-2022