Урок русского языка в 7 кл. Правописание не с наречиями на -о, -е

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Левокумского муниципального района

Ставропольского края

Серых Наталья Николаевна


ТЕМА УРОКА «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С НАРЕЧИЯМИ НА -О, -Е»


Цель урока: формирование навыка правописания не с наречиями.

Задачи урока:

Образовательные:

- сформировать понятие о написании НЕ с наречиями на - О, - Е;

- сопоставить данное правило с написанием НЕ с другими частями речи.

Развивающие:

- развивать логическое и аналитическое мышление, внимание; навыки связной речи учащихся;

Воспитательные:

- воспитывать чувство коллективизма при работе в парах;

- прививать интерес к родному языку; культуру речи у учащихся.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • интерес к изучению языка.

Метапредметные:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, планировать пути достижения цели, принимать решение в проблемной ситуации, оценивать достигнутые результаты;

  • обобщать понятия, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения орфографической задачи;

  • работать в паре - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать для решения учебной задачи.

Предметные:

  • находить в словах изученную орфограмму, обосновывать её выбор, правильно писать слова с изученной орфограммой;

  • находить и исправлять орфографические ошибки.

Ход урока.

1 слайд

  1. Организационный момент.

-Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Наталья Николаевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошёл вам, и тогда

Будем грамотны всегда.

-Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

После урока наберём

Мы множество идей,

В корзину все их соберём

Для радости своей.

  1. Актуализация ранее изученного:

- Откройте тетради и запишите дату , классная работа. Положите ручки.

-Прочтите словосочетания.

2 слайд.

(Не) друг, а враг; (не)трудное задание; совсем (не) правильный; (не)настье; разговаривать (не)решительно.

-Какая орфограмма нам встретилась в данных словах? (Правописание не с разными частями речи).

-Ребята 1 варианта выпишите словосочетания с именами существительными, 2 вариант - словосочетания с именами прилагательными.

-Проверьте написанное друг у друга.

-Дайте объяснение написание не.

1в. не друг, а враг; ненастье( без не не употр.)

2в. нетрудное задание(=лёгкое); совсем не правильный.

-Какое словосочетание не вошло ни в одну группу?(разговаривали нерешительно).

-Почему? ( В словосочетании есть наречие).

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Правописание не с наречиями на -о и -е.)

3 слайд.

-Запишите тему урока в тетрадь.

-Сформулируйте цель этого урока? (Познакомиться с правилами написания не с наречиями на -о и -е).

-Вернёмся к оставшемуся словосочетанию: разговаривать нерешительно.

4 слайд.

-Подумайте, от какой части речи образовано причастие? (От прилагательного)

-Назовите прилагательное, от которого образовалось наречие? (нерешительный)

-Как оно пишется? (Слитно, так как можно подобрать синоним - робкий)

-От какого существительного образовано прилагательное? (нерешительность)

-Объясните его написание. (Слитно, синоним)

- Значит, как мы напишем наречие нерешительность?(слитно, синоним-робость).

Микро-итог:

-Когда не с существительными, прилагательными, наречиями пишется слитно? (1) синоним без не;2) если без не не употр.)

-В каких случаях существительные, прилагательные, наречия пишутся раздельно? (1) противоставление; 2)со словами: совсем не, далеко не, вовсе не, ничуть не, никогда не, нисколько не, отнюдь не )

Работа с учебником.

-Проверим, правильно ли мы обобщили свои наблюдения, откройте учебник на стр.104 и прочитайте правило про себя.

-Правы ли мы? (да)

Микро-итог:

-Что в орфограмме нового? (Только наречия на -о и -е).

3.Закрепление полученных знаний.

5 слайд

-Прочитайте слова. Распределите их в два столбика: слитно, раздельно, комментирую.

Слитно Раздельно

Несложно(=легко) Не высоко, а низко

Неискренне(= фальшиво) Вовсе не аккуратно

Немножко(без не не употр.)

Микро-итог: Мы учились писать наречия слитно и раздельно с не с какими суффиксами?(-о и -е).

4.Физминутка для глаз. 6 слайд.

Игра «Третий лишний» 7 слайд.

-Ребята, поиграем в игру. Найдите лишнее слово, работая в парах, запишите нужное, объяснив написание.

1, 3,5 парты-1группа слов.

2,4 парты-2 группа слов.

  1. (не)медленно, а быстро; вовсе (не) прочно; (не)аккуратно.

  2. (не)лепо; (не)ласково; (не) глубоко.

-Проверим, что получилось у первой группы. Что было лишним?(неаккуратно). Почему?(Слитно, =грязно)

-Что лишнее у 2 группы?(нелепо) Почему? (Оно без не не употр.)

Микро-итог:

-Выполняя данные задания, мы учились объяснять правописание не с какой частью речью? (Наречием)

Эти знания вам пригодятся при сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Работа с текстом. 8 слайд.

-Ребята, послушайте текст.

Встало солнышко спозаранку, умылось росой и пошло гулять по небу. Туман расст..лавшийся над равниной постепенно несмело и..чезает уступая силе солнечных лучей. Они оживляют всю природу. На дне оврага ещё темно, но быстро поднимается туман.

-Как бы вы озаглавите текст? («Солнечные лучи», «Утро»)

-Определите главную мысль текста. (Живительная сила солнечных лучей)

-Найдите в тексте наречия, определите их смысловую группу.

(спозаранку - времени; постепенно, несмело, темно, быстро - образ действия)

-Какие смысловые группы ещё могут иметь наречия?(Места, причина, цели, меры.)

-Какую роль в тексте они выполняют? (Делают речь более чёткой и выразительной).

-Назовите предложение, в котором есть наречие с не.

-Запишите его, объяснив пропущенные орфограммы. Один желающий выполнит задание у доски.

Микро-итог: Орфограммы в каких морфемах мы объяснили? (приставка, корень).

-А теперь объясните пропущенные знаки препинания в нём. Один учащийся у доски.

Дифференцированное задание: выполните задание по выбору: подчеркните грамматическую основу или выполните синтаксический разбор предложения.

-Назовите грамматическую основу. (Туман исчезает).

-Охарактеризуйте предложение.( Повеств., невоскл., прост.,двусост.,распр., осложнено обособленным опред., выр.П.О.; обособл.обст., выр Д.О.;однор. обст.,

выраж.нареч.)

Микро-итог: когда Д.О. выделяется на письме запятыми? (всегда)

5.Итог урока.

-Ребята, над какой темой мы работали на протяжении всего урока? (Правописание не с наречиями на -о, -е)

-Что вы узнали о правописании не с наречиями? (кластер)

6.Рефлексия. 9 слайд

Я вспомнил…

Я понял…

Было интересно…

Было трудно…

Нужно выучить…

7.Домашнее задание: 1) выучить Орфограмму 57; 2) упражнение 223, 225(по выбору) 10 слайд

-Посмотрите, как наполнилась наша корзина идей!

-Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Дарю на память нежный подснежник.

Спасибо за урок!

11-12 слайды для резервного задания «Найди пару». Учащиеся проверяют выполненное задание самостоятельно по ключу.

© 2010-2022