Интегрированный урок по теме: Готовимся к ГИА: сложносочиненное предложение

Урок построен с применением интегрированной, проектной и информационно-коммуникативных технологий. На уроке продолжается работа по изучению сложносочиненных предложений; совершенствуются пунктуационные навыки в предложениях данного типа. В рамках  интегрированного урока углубляются знания учащихся по биографии и творчеству А.С.Пушкина. Проводится систематическая работа по подготовке учащихся к ГИА. В урок включены задания экзаменационного типа. Один из видов заданий: частичный анализ текста. На ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по теме: « Готовимся к ГИА: сложносочинённые предложения»

Цель урока

  • Продолжить работу над изучением ССП.

  • Совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа.

  • Продолжить работу над подготовкой к ГИА.

  • Воспитывать интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина.

Ход урока

  1. Вступительное слово.

Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами А.С.Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Эти слова произносились не одним поколением людей. Они высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в саду Царского Села. В этом обращении к друзьям звучит уверенность в том, что люди способны пронести братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы.

Мне приятно считать вас своими друзьями, единомышленниками, которые любят свой язык, хотят его изучать, что сегодня, надеюсь, вы и продемонстрируете на уроке.

  1. Объявление темы, постановка цели урока.

Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? Обратимся к ключевым словам. Итак, мы будем

повторять

сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

усваивать

особенности сложносочинённого предложения;

отличие ССП от ПП с однородными членами предложения;

И, наконец, мы вновь будем учиться

- отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

- правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Работа в тетрадях.

Откройте тетради и запишите дату 19 октября, тему урока «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала».

Ребята, я сегодня неслучайно начала урок со слов А.С.Пушкина. О чем вам говорит дата 19 октября?

- Это дата открытия Царскосельского лицея, где учился А.С.Пушкин.

Верно, поэтому сегодня мы не только будем повторять изученный материал по теме урока, но и непременно обратимся к этой знаменательной дате, важной для нашей культуры.

Повторение видов сложных предложений. Интегрированный урок по теме: « Готовимся к ГИА: сложносочинённые предложения»

Ход урока

  1. Вступительное слово.

Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами А.С.Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Эти слова произносились не одним поколением людей. Они высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в саду Царского Села. В этом обращении к друзьям звучит уверенность в том, что люди способны пронести братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы.

Мне приятно считать вас своими друзьями, единомышленниками, которые любят свой язык, хотят его изучать, что сегодня, надеюсь, вы и продемонстрируете на уроке.

  1. Объявление темы, постановка цели урока.

Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? Обратимся к ключевым словам. Итак, мы будем

повторять

сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

усваивать

особенности сложносочинённого предложения;

отличие ССП от ПП с однородными членами предложения;

И, наконец, мы вновь будем учиться

- отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

- правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Работа в тетрадях.

Откройте тетради и запишите дату 19 октября, тему урока «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала».

Ребята, я сегодня неслучайно начала урок со слов А.С.Пушкина. О чем вам говорит дата 19 октября?

- Это дата открытия Царскосельского лицея, где учился А.С.Пушкин.

Верно, поэтому сегодня мы не только будем повторять изученный материал по теме урока, но и непременно обратимся к этой знаменательной дате, важной для нашей культуры.

Повторение видов сложных предложений.

Какие значения вносят в ССП различные союзы?

Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже - сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.

- Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?

Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.

Знаки препинания при ССП

- Когда в ССП ставится тире?

- Когда в ССП ставится точка с запятой?

- Когда в ССП ставится запятая?

- А когда не ставится запятая в ССП?

(Рассмотрение таблицы: «Отсутствие запятой в сложносочинённых предложениях»)

1. Использование интерактивной доски при повторении ССП.

2. Вспомним алгоритм выполнения задания ГИА по русскому языку, которое проверяет ваши знания по теме ССП.

Алгоритм:

  1. Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова.

  2. Найди сочинительные союзы.

  3. Определи вид предложения по наличию основ (простое или сложное)

  4. Обрати внимание на знаки препинания.

  5. Посмотри, что связывают сочинительные союзы.

1. Индивидуальная работа с карточками. Задание: выписать из произведений А.С. Пушкина (тексты на карточках) ССП, обозначить грамматическую основу.

2. Знакомство с ученическим проектом «Синтаксические конструкции в творчестве А.С. Пушкина». Обсуждение проекта.

Практическая часть урока.

Учитель. Первой цели урока мы уже достигли. Для решения остальных обратимся к графическому диктанту на материале истории открытия уникального учебного заведения, которое заканчивал Пушкин.

Графический диктант

  1. 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. (ПП с однородными сказуемыми)

  2. Их величали «первый курс Царскосельского Лицея», и они могли считать себя и школьниками, и студентами. (ССП)

  3. Еще более года назад царь Александр I подписал проект, составленный всесильным в ту пору министром Михаилом Сперанским, о создании в двадцати верстах от столицы особого учебного заведения. ( ПП с обособленным определением)

  4. Там небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, а потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России. (ПП с однородными сказуемыми)

  5. Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского шли далеко, и он возлагал большие надежды на это закрытое учреждение. (ССП)

  6. Царь Александр одно время поддерживал и поощрял эти прогрессивные идеи, но «прекрасное начало» имело невзрачное продолжение. (ССП)

  7. Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи и самых знатных людей Российского государства. (ПП с однородными дополнениями)

  8. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, а по другую находились профессора. (ССП)

  9. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором, и перед ними торжественную речь произнесли директор Лицея В. Малиновский и профессор Куницин. (ССП)

  10. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея. (ССП)

Учитель. Это торжественное событие произошло много лет назад. День 19 октября вошел в нашу культуру как день открытия Царскосельского Лицея. Этот день стал символом духовного единения не только первых воспитанников Лицея и других его выпусков, но и всех людей последующих поколений, вплоть до нашего времени, кто разделяет ценности свободы, братства, просвещения.

Многие лицеисты, как и А. С.Пушкин, вспоминали годы обучения в Лицее, посвящали этому времени произведения. А другие поколения обращались к этой теме, вспоминая жизнь гения русской литературы А.С. Пушкина.

Осложненное списывание.

Следующий вид работы - осложнённое списывание познакомит нас с некоторыми высказываниями. Запишите вид работы. Задание: вставьте недостающие знаки препинания и пропущенные буквы, объясните свой выбор. (Комментирование задания сопровождается слайдами с портретами поэтов)

Среди св…тых во…поминаний
Я с детских лет …десь во…р…стал
А глухо между тем поток народной брани
Уж бесновался и р…птал.

(А.С.Пушкин).



Шесть лет промчалось как мечтанье

В объятьях сла…кой т…шины
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

(А.Дельвиг)



Смуглый отрок бродил по а…еям
У озёрных грустил берегов
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов."
( Анна Ахматова)

Учитель. Да, много лет прошло с тех пор, но ничего не забылось, и сегодня мы вспомним, с чего всё начиналось…

Я предлагаю вам познакомиться с текстом, автор которого вспоминает о первом приезде ребят, среди которых был и Саша Пушкин, в учебное заведение, где они проживут шесть лет. Текст на экране, на столах. Запишите вид работы: Работа с текстом

Работа с частичным анализом текста.

1Интегрированный урок по теме: Готовимся к ГИА: сложносочиненное предложение. С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление.2. Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики- подростки в сопровождении родных. 3. Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьезны. 4. Они приехали не в гости.5. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6. Кто привез Александра Пушкина - неизвестно. 7. Встречал приезжающих сам директор - Василий Федорович Малиновский. 8. Было ему уже за сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 9. Держался он и скромно, и просто, и приветливо. 10. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их успокоить.11. «Новобранцы» прибывали по одному.12. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы - лишние слезы».13. Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором.14. После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились. 15.На каждом был синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки.16. Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 17. Одни уже воображали себя министрами, а другие просто наслаждались своим парадным видом. 18. Довольны были все.

(М.Басина)

2. Беседа по тексту.

Задания к тексту.

  1. Как можно озаглавить текст?

  2. Найдите в тексте сложные предложения. Укажите их номера. (2,3,6,8,10,13,14,17)

  3. Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Объясните пунктуацию.(9, 12)

  4. Определите вид 14 предложения. ССП с общим второстепенным членом.

  5. Почему в нем не стоит запятая перед союзом И?

  6. Подберите синоним к слову новобранцы (новички).

  7. Выпишите из 1 абзаца слово, написание которого соответствует правилу: « В кратких именах прилагательных пишется столько же -н-, сколько и в полных».

Проверка работы.

Готовясь к ГИА, мы с вами учимся писать сочинения - рассуждения на разные темы. Подумайте над вопросом: какую функцию выполняют запятые в ССП и в простых предложениях с однородными членами. (Разделительную)

Приведите примеры таких предложений в данном тексте.

Сформулируйте и запишите ответ на вопрос: Какую роль играют запятые в ССП и в простом предложении с однородными членами, аргументировав свой ответ примерами из данного текста.

Запятые между предикативными частями в ССП выполняют разделительную функцию: они отделяют одну часть от другой (2, 3 предложения). Ту же роль они играют и в простом предложении с однородными членами (предложения 9, 16).

Проверка ответов.

Запишите домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему: Какую роль сыграл Царскосельский Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина? Составить схемы ССП.

Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:

Мы повторили

- сложносочинённые предложения;

Мы выяснили

-особенности сложносочинённого предложения;

-чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

Мы весь урок учились

- отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

- правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

И, наконец, мы вспомнили

некоторые важные события из жизни А.С.Пушкина, с чьим творчеством мы продолжим своё знакомство на уроках литературы.

Спасибо вам за урок, закончить который я хочу теми же словами, что и в начале:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Ведь он даёт нам возможность общаться, узнавать новое, совершенствоваться, творить! Надеюсь, что и наша школа оставит в вашей душе такие же светлые воспоминания, как Царскосельский Лицей у своих воспитанников.









© 2010-2022