- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок по теме: Готовимся к ГИА: сложносочиненное предложение
Интегрированный урок по теме: Готовимся к ГИА: сложносочиненное предложение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Уфилина О.И. |
Дата | 24.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок по теме: « Готовимся к ГИА: сложносочинённые предложения»
Цель урока
-
Продолжить работу над изучением ССП.
-
Совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа.
-
Продолжить работу над подготовкой к ГИА.
-
Воспитывать интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина.
Ход урока
-
Вступительное слово.
Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами А.С.Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Эти слова произносились не одним поколением людей. Они высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в саду Царского Села. В этом обращении к друзьям звучит уверенность в том, что люди способны пронести братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы.
Мне приятно считать вас своими друзьями, единомышленниками, которые любят свой язык, хотят его изучать, что сегодня, надеюсь, вы и продемонстрируете на уроке.
-
Объявление темы, постановка цели урока.
Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? Обратимся к ключевым словам. Итак, мы будем
повторять
сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;
усваивать
особенности сложносочинённого предложения;
отличие ССП от ПП с однородными членами предложения;
И, наконец, мы вновь будем учиться
- отличать сложносочинённые предложения от других предложений,
- правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Работа в тетрадях.
Откройте тетради и запишите дату 19 октября, тему урока «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала».
Ребята, я сегодня неслучайно начала урок со слов А.С.Пушкина. О чем вам говорит дата 19 октября?
- Это дата открытия Царскосельского лицея, где учился А.С.Пушкин.
Верно, поэтому сегодня мы не только будем повторять изученный материал по теме урока, но и непременно обратимся к этой знаменательной дате, важной для нашей культуры.
Повторение видов сложных предложений. Интегрированный урок по теме: « Готовимся к ГИА: сложносочинённые предложения»
Ход урока
-
Вступительное слово.
Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами А.С.Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Эти слова произносились не одним поколением людей. Они высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в саду Царского Села. В этом обращении к друзьям звучит уверенность в том, что люди способны пронести братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы.
Мне приятно считать вас своими друзьями, единомышленниками, которые любят свой язык, хотят его изучать, что сегодня, надеюсь, вы и продемонстрируете на уроке.
-
Объявление темы, постановка цели урока.
Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? Обратимся к ключевым словам. Итак, мы будем
повторять
сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;
усваивать
особенности сложносочинённого предложения;
отличие ССП от ПП с однородными членами предложения;
И, наконец, мы вновь будем учиться
- отличать сложносочинённые предложения от других предложений,
- правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Работа в тетрадях.
Откройте тетради и запишите дату 19 октября, тему урока «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала».
Ребята, я сегодня неслучайно начала урок со слов А.С.Пушкина. О чем вам говорит дата 19 октября?
- Это дата открытия Царскосельского лицея, где учился А.С.Пушкин.
Верно, поэтому сегодня мы не только будем повторять изученный материал по теме урока, но и непременно обратимся к этой знаменательной дате, важной для нашей культуры.
Повторение видов сложных предложений.
Какие значения вносят в ССП различные союзы?
Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже - сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.
- Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?
Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.
Знаки препинания при ССП
- Когда в ССП ставится тире?
- Когда в ССП ставится точка с запятой?
- Когда в ССП ставится запятая?
- А когда не ставится запятая в ССП?
(Рассмотрение таблицы: «Отсутствие запятой в сложносочинённых предложениях»)
1. Использование интерактивной доски при повторении ССП.
2. Вспомним алгоритм выполнения задания ГИА по русскому языку, которое проверяет ваши знания по теме ССП.
Алгоритм:
-
-
Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова.
-
Найди сочинительные союзы.
-
Определи вид предложения по наличию основ (простое или сложное)
-
Обрати внимание на знаки препинания.
-
Посмотри, что связывают сочинительные союзы.
-
1. Индивидуальная работа с карточками. Задание: выписать из произведений А.С. Пушкина (тексты на карточках) ССП, обозначить грамматическую основу.
2. Знакомство с ученическим проектом «Синтаксические конструкции в творчестве А.С. Пушкина». Обсуждение проекта.
Практическая часть урока.
Учитель. Первой цели урока мы уже достигли. Для решения остальных обратимся к графическому диктанту на материале истории открытия уникального учебного заведения, которое заканчивал Пушкин.
Графический диктант
-
19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. (ПП с однородными сказуемыми)
-
Их величали «первый курс Царскосельского Лицея», и они могли считать себя и школьниками, и студентами. (ССП)
-
Еще более года назад царь Александр I подписал проект, составленный всесильным в ту пору министром Михаилом Сперанским, о создании в двадцати верстах от столицы особого учебного заведения. ( ПП с обособленным определением)
-
Там небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, а потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России. (ПП с однородными сказуемыми)
-
Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского шли далеко, и он возлагал большие надежды на это закрытое учреждение. (ССП)
-
Царь Александр одно время поддерживал и поощрял эти прогрессивные идеи, но «прекрасное начало» имело невзрачное продолжение. (ССП)
-
Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи и самых знатных людей Российского государства. (ПП с однородными дополнениями)
-
По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, а по другую находились профессора. (ССП)
-
За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором, и перед ними торжественную речь произнесли директор Лицея В. Малиновский и профессор Куницин. (ССП)
-
После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея. (ССП)
Учитель. Это торжественное событие произошло много лет назад. День 19 октября вошел в нашу культуру как день открытия Царскосельского Лицея. Этот день стал символом духовного единения не только первых воспитанников Лицея и других его выпусков, но и всех людей последующих поколений, вплоть до нашего времени, кто разделяет ценности свободы, братства, просвещения.
Многие лицеисты, как и А. С.Пушкин, вспоминали годы обучения в Лицее, посвящали этому времени произведения. А другие поколения обращались к этой теме, вспоминая жизнь гения русской литературы А.С. Пушкина.
Осложненное списывание.
Следующий вид работы - осложнённое списывание познакомит нас с некоторыми высказываниями. Запишите вид работы. Задание: вставьте недостающие знаки препинания и пропущенные буквы, объясните свой выбор. (Комментирование задания сопровождается слайдами с портретами поэтов)
Среди св…тых во…поминаний
Я с детских лет …десь во…р…стал
А глухо между тем поток народной брани
Уж бесновался и р…птал.
(А.С.Пушкин).
Шесть лет промчалось как мечтанье
В объятьях сла…кой т…шины
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
(А.Дельвиг)
Смуглый отрок бродил по а…еям
У озёрных грустил берегов
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов."
( Анна Ахматова)
Учитель. Да, много лет прошло с тех пор, но ничего не забылось, и сегодня мы вспомним, с чего всё начиналось…
Я предлагаю вам познакомиться с текстом, автор которого вспоминает о первом приезде ребят, среди которых был и Саша Пушкин, в учебное заведение, где они проживут шесть лет. Текст на экране, на столах. Запишите вид работы: Работа с текстом
Работа с частичным анализом текста.
1. С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление.2. Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики- подростки в сопровождении родных. 3. Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьезны. 4. Они приехали не в гости.5. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6. Кто привез Александра Пушкина - неизвестно. 7. Встречал приезжающих сам директор - Василий Федорович Малиновский. 8. Было ему уже за сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 9. Держался он и скромно, и просто, и приветливо. 10. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их успокоить.11. «Новобранцы» прибывали по одному.12. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы - лишние слезы».13. Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором.14. После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились. 15.На каждом был синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки.16. Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 17. Одни уже воображали себя министрами, а другие просто наслаждались своим парадным видом. 18. Довольны были все.
(М.Басина)
2. Беседа по тексту.
Задания к тексту.
-
Как можно озаглавить текст?
-
Найдите в тексте сложные предложения. Укажите их номера. (2,3,6,8,10,13,14,17)
-
Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Объясните пунктуацию.(9, 12)
-
Определите вид 14 предложения. ССП с общим второстепенным членом.
-
Почему в нем не стоит запятая перед союзом И?
-
Подберите синоним к слову новобранцы (новички).
-
Выпишите из 1 абзаца слово, написание которого соответствует правилу: « В кратких именах прилагательных пишется столько же -н-, сколько и в полных».
Проверка работы.
Готовясь к ГИА, мы с вами учимся писать сочинения - рассуждения на разные темы. Подумайте над вопросом: какую функцию выполняют запятые в ССП и в простых предложениях с однородными членами. (Разделительную)
Приведите примеры таких предложений в данном тексте.
Сформулируйте и запишите ответ на вопрос: Какую роль играют запятые в ССП и в простом предложении с однородными членами, аргументировав свой ответ примерами из данного текста.
Запятые между предикативными частями в ССП выполняют разделительную функцию: они отделяют одну часть от другой (2, 3 предложения). Ту же роль они играют и в простом предложении с однородными членами (предложения 9, 16).
Проверка ответов.
Запишите домашнее задание:
Написать сочинение-рассуждение на тему: Какую роль сыграл Царскосельский Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина? Составить схемы ССП.
Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:
Мы повторили
- сложносочинённые предложения;
Мы выяснили
-особенности сложносочинённого предложения;
-чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;
Мы весь урок учились
- отличать сложносочинённые предложения от других предложений,
- правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
И, наконец, мы вспомнили
некоторые важные события из жизни А.С.Пушкина, с чьим творчеством мы продолжим своё знакомство на уроках литературы.
Спасибо вам за урок, закончить который я хочу теми же словами, что и в начале:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Ведь он даёт нам возможность общаться, узнавать новое, совершенствоваться, творить! Надеюсь, что и наша школа оставит в вашей душе такие же светлые воспоминания, как Царскосельский Лицей у своих воспитанников.