Рабочая программа по русскому языку 10 класс. 2 часа в неделю

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАРОМАЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1»

433460, Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна, ул. Комсомольская, 39А,

тел.8-84-230-2-23-91



«Рассмотрено на заседании МО»

Протокол № ____

от «____»___________ 2015 года

Руководитель МО____________

Н.А.Ерахтина



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ «Старомайнская средняя школа № 1

_______________Е.А. Барыкова «___»__________ 2015 года



«Утверждаю»

Директор

МОУ «Старомайнская средняя школа №1»_______________

Н.Н. Рыжова

Приказ № ___ от «____»____________ 2015г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Наименование курса: Русский язык

Класс: 10

Уровень общего образования: основное общее образование

Учитель: Фомичева Людмила Александровна

Срок реализации программы: 2015- 2016 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2 часа.

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, программы для общеобразовательных учреждений: Гольцова Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» 2012 г

Учебник: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2013

Рабочую программу составила ________________________ Л.А.Фомичева

(подпись) (расшифровка подписи)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы,

протокол №_1__ от «_28_» августа 2015 года


2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и на основе авторской программы Н.Г. Гольцовой для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык, 10 -11 классы" (см. - "Программа курса "Русский язык" для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. М., "Русское слово", 2012 г.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития детей.

Содержание учебного материала соответствует требованиям программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень). Принципы организации учебного материала соответствуют изложенным в «Программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» Н.Г. Гольцовой.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода: в 10 классе развиваются и совершенствуются языковая и языковедческая, коммуникативная и культуроведческая компетенция.

Языковая и языковедческая компетенция - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых - русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

Цели обучения русскому языку на базовом уровне

Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально - стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

  • дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

  • закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

  • закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

  • развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне в объеме 35 часов в год в 10 классе. Но в связи с тем, что в учебном плане МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» из части, формируемой участниками образовательных отношений, выделен дополнительно 1 час, программа составлена из расчета 2 часа в неделю,70 часов в год.

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ в 10 классе, комплексный анализ текста, работа со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.

В программу включены уроки контроля - это входной диктант в начале учебного года, промежуточный контрольный диктант и итоговый диктант(всего- 3); 3 часа выделено на проведение контрольных тестирований, 3-на контрольные сочинения.

Особое внимание уделяется развитию речи учащихся. В программу включены уроки подготовки и написания разных видов изложений и сочинений.

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

В связи с тем, что введён ЕГЭ по русскому языку, в урок будут включены упражнения, направленные на подготовку к этому экзамену. Это различные виды разбора (лексический, пунктуационный, синтаксический), это творческие работы (составление словосочетаний, написание сочинений-миниатюр), это аналитическая работа над связным текстом.

Для реализации данной программы используются следующие формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Содержание курса


  1. Введение . Диагностика. (4 часа)

Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.

Международное значение русского языка.

Литературный язык и диалекты.

Основные функциональные стили.

2.Лексика. Фразеология. Лексикография (14 часов)

Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.

Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.

Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).

Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.

Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.

Лексикография. Виды лингвистических словарей.

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия (4 часа)

Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.

Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.

Орфоэпия и орфоэпические нормы.

4. Морфемика и словообразование (3 часов)

Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы.

Основа слова. Морфемный разбор.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

5.Морфология и орфография - (12 часов)

Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.

Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и Ц

Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание гласных И и Ы после приставок.

Правописание Ъ и Ь.

Употребление строчных и прописных букв.

Правила переноса.

6. Морфология. Части речи. (33 часа)

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Морфологический разбор.

Правописание падежных окончаний.

Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор.

Правописание окончаний.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи.

Морфологический разбор.

Склонение имён числительных.

Правописание и употребление числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.

Правописание местоимений.

Глагол и его формы

Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.

Причастие и деепричастие как глагольные формы.

Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Наречие, слова категории состояния

Наречие как часть речи. Морфологический разбор.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Морфологический разбор.

Служебные части речи

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов

Союз. Основные группы союзов, их правописание.

Частицы, их разряды

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Повторение изученного. Итоговый диктант.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.



№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Введение.Диагностика.


4

2

Лексика. Фразеология. Лексикография.


14

3

Фонетика.Графика.Орфография.


4

4

Морфемика и словообразование.


3

5

Морфология и орфография.


12

6

Морфология. Части речи.


33

Итого-70 часов.

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013.

  2. Гольцова Н.Г.,Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя.- М. ООО «Русское слово-учебник»,2012.

  3. Баронова М.М. Русский язык.ЕГЭ-Учебник.-М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.

  4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 10 класс/Сост. Н.В.Егорова.-М.: ВАКО,2011.

Справочная литература:


  1. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.

  2. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. -М.: Дрофа, 2008

  3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация.- М.: ООО «Оникс»,2008

  4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. - М.: Астрель. АСТ, 2004.

  5. Федорова Т., Щеглова О.А. Словообразовательный словарь русского языка.-М. «ЛадКом»,2011

  6. Универсальный словарь по русскому языку.-СПб.:ИГ «Весь»,2009

Требования к уровню подготовки учащихся.



Учащиеся должны знать:

  • Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Учащиеся должны уметь:



  • . Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста

  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;

  • Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • Извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.

  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

  • Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства

© 2010-2022