- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 10 класс. 2 часа в неделю
Рабочая программа по русскому языку 10 класс. 2 часа в неделю
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фомичева Л.А. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРОМАЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1»
433460, Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна, ул. Комсомольская, 39А,
тел.8-84-230-2-23-91
«Рассмотрено на заседании МО»
Протокол № ____
от «____»___________ 2015 года
Руководитель МО____________
Н.А.Ерахтина
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ «Старомайнская средняя школа № 1
_______________Е.А. Барыкова «___»__________ 2015 года
«Утверждаю»
Директор
МОУ «Старомайнская средняя школа №1»_______________
Н.Н. Рыжова
Приказ № ___ от «____»____________ 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование курса: Русский язык
Класс: 10
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель: Фомичева Людмила Александровна
Срок реализации программы: 2015- 2016 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, программы для общеобразовательных учреждений: Гольцова Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» 2012 г
Учебник: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2013
Рабочую программу составила ________________________ Л.А.Фомичева
(подпись) (расшифровка подписи)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы,
протокол №_1__ от «_28_» августа 2015 года
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и на основе авторской программы Н.Г. Гольцовой для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык, 10 -11 классы" (см. - "Программа курса "Русский язык" для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. М., "Русское слово", 2012 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития детей.
Содержание учебного материала соответствует требованиям программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень). Принципы организации учебного материала соответствуют изложенным в «Программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» Н.Г. Гольцовой.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода: в 10 классе развиваются и совершенствуются языковая и языковедческая, коммуникативная и культуроведческая компетенция.
Языковая и языковедческая компетенция - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых - русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
-
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально - стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
-
дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
-
закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
-
закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
-
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
-
развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне в объеме 35 часов в год в 10 классе. Но в связи с тем, что в учебном плане МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» из части, формируемой участниками образовательных отношений, выделен дополнительно 1 час, программа составлена из расчета 2 часа в неделю,70 часов в год.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ в 10 классе, комплексный анализ текста, работа со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
В программу включены уроки контроля - это входной диктант в начале учебного года, промежуточный контрольный диктант и итоговый диктант(всего- 3); 3 часа выделено на проведение контрольных тестирований, 3-на контрольные сочинения.
Особое внимание уделяется развитию речи учащихся. В программу включены уроки подготовки и написания разных видов изложений и сочинений.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
В связи с тем, что введён ЕГЭ по русскому языку, в урок будут включены упражнения, направленные на подготовку к этому экзамену. Это различные виды разбора (лексический, пунктуационный, синтаксический), это творческие работы (составление словосочетаний, написание сочинений-миниатюр), это аналитическая работа над связным текстом.
Для реализации данной программы используются следующие формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Содержание курса
-
Введение . Диагностика. (4 часа)
Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.
Международное значение русского языка.
Литературный язык и диалекты.
Основные функциональные стили.
2.Лексика. Фразеология. Лексикография (14 часов)
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).
Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.
Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.
Лексикография. Виды лингвистических словарей.
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия (4 часа)
Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.
Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.
Орфоэпия и орфоэпические нормы.
4. Морфемика и словообразование (3 часов)
Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы.
Основа слова. Морфемный разбор.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
5.Морфология и орфография - (12 часов)
Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.
Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц
Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание гласных И и Ы после приставок.
Правописание Ъ и Ь.
Употребление строчных и прописных букв.
Правила переноса.
6. Морфология. Части речи. (33 часа)
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.
Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор.
Правописание падежных окончаний.
Правописание гласных в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор.
Правописание окончаний.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи.
Морфологический разбор.
Склонение имён числительных.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.
Правописание местоимений.
Глагол и его формы
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.
Причастие и деепричастие как глагольные формы.
Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.
Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Наречие, слова категории состояния
Наречие как часть речи. Морфологический разбор.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Морфологический разбор.
Служебные части речи
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов
Союз. Основные группы союзов, их правописание.
Частицы, их разряды
Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Повторение изученного. Итоговый диктант.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п
Название темы
Количество часов
1
Введение.Диагностика.
4
2
Лексика. Фразеология. Лексикография.
14
3
Фонетика.Графика.Орфография.
4
4
Морфемика и словообразование.
3
5
Морфология и орфография.
12
6
Морфология. Части речи.
33
Итого-70 часов.
Используемый учебно-методический комплект:
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013.
-
Гольцова Н.Г.,Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя.- М. ООО «Русское слово-учебник»,2012.
-
Баронова М.М. Русский язык.ЕГЭ-Учебник.-М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
-
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 10 класс/Сост. Н.В.Егорова.-М.: ВАКО,2011.
Справочная литература:
-
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
-
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. -М.: Дрофа, 2008
-
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация.- М.: ООО «Оникс»,2008
-
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. - М.: Астрель. АСТ, 2004.
-
Федорова Т., Щеглова О.А. Словообразовательный словарь русского языка.-М. «ЛадКом»,2011
-
Универсальный словарь по русскому языку.-СПб.:ИГ «Весь»,2009
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
-
Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Учащиеся должны уметь:
-
. Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
-
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
-
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-
Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
-
Извлекать необходимую информацию из различных источников;
-
Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
-
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
-
Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
-
Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства