Календарное планирование по русской литературе 9 класс на 2015-2016 год

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

21

Календарное планирование по русской литературе 9 класс на 2015-2016 год

Календарное планирование по русской литературе 9 класс на 2015-2016 год

Пояснительная записка

Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015/2016 учебный год);

  • Примерная программа основного общего образования по литературе;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных программ - М., «Просвещение», 2014 год. Рабочая программа предусматривает обучение в объеме 105 часов (3 ч. в неделю в течение учебного года), в том числе 7 ч. - уроки развития речи (сочинения по изученным произведениям, анализ эпизода прозаического произведения, анализ лирического произведения), 5 ч. - внеклассного чтения, 5 ч. - итоговые контрольные работы, 2 ч- контрольные сочинения и 3 домашних сочинения. Является логическим продолжением линии освоения филологических дисциплин.

Общая характеристика курса

В 9 классе изучение литературы строится на основе подведения итогов работы за предыдущие годы, расширения сведений о биографии писателя. Происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. В программе соблюдена системная направленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д. Программа 9 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, объединенные одной проблемой - литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Можно отметить, что при изучении данного курса будет рассмотрена и литература Крыма.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе - литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Целью прохождения настоящего курса является:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;


  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В ходе ее достижения решаются задачи:

- Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

- Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
- Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
- Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
- Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

- Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
- Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
- Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм);

  • Основные этапы стадиального развития литературы в 19 и 20 столетиях;

  • Содержание изученных произведений;

  • Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;

  • Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;

уметь:

  • Воспроизводить содержание литературного произведения;

  • Определять родо-жанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;

  • Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);

  • Давать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано это произведение;

  • Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;

  • Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • Выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;

  • Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;

  • Написать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;

  • Написать сочинение на заданную тему.

  • устных и письменных творческих работ, направленных на выявление умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа.

Результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения

учебного предмета «Литература»

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все выпускники, изучавшие курс литературы по базовому уровню, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней (полной) школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.

Виды домашних заданий:

Словарная работа

Различные виды пересказа

Устные и письменные сочинения

Конспектирование текста

Подготовка докладов, сообщений, рефератов

Творческие работы

Выполнение презентаций.

Самостоятельная работа с литературой при подготовке к урокам

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при проверке домашнего задания.

Тематическое распределение количества часов.

Содержание

Кол-во плановых часов

Введение.

1

Литература Древней Руси

7

Русская литература ХVIII века

10

Из русской литературы I половины ХIХ века

3

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

7

Творчество А.С.Пушкина

18

Творчество М.Ю.Лермонтова

9

Творчество Н.В.Гоголя

4

Русская литература второй половины ХIХ века

7

Русская литература ХХ века.

5

Русская литература ХХ века. Проза

5

Русская литература ХХ века. Поэзия

15

Из зарубежной литературы

6

Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

3

Резервные уроки

1

Итого

102





Содержание программы

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).

Н.М. Карамзин. Осень.

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»

«Евгений Онегин» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору).

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ:

Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Д. И. Фонвизин. Бригадир.

Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.

А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

А. Н. Островский. Пьесы.

Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.

Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи.

А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

М. Горький. Мои университеты.

Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Рубцова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.

М. А. Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.

Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского и др.

Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.

Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.

Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.

Из зарубежной литературы:

У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.

ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения

О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.

Перечень учебно-методического обеспечения

М.А.Маркитанова « Дидактические материалы по литературе» к учебнику В.Я.Коровиной, 9 класс. Издательство «Экзамен» М.: 2014.

2. Задания для подготовки к олимпиадам по литературе 9-11 классы. Н.Ф Ромашина , Волгоград 2014.

3. Литература 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся , Г.В.Цветкова . Издательство «Учитель» , Волгоград 2013.

4. «Технология проблемного и развивающего обучения 5-11 классы.» , Л.Ф. Стрелкова, Волгоград 2013.

5. «Использование логико-смысловых моделей на уроках» С.Ш.Жегалова. Издательство « Учитель» Волгоград 2014.

Образовательные электронные ресурсы:

som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

ug.ru/ -«Учительская газета»

school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

all.edu.ru/ - Все образование Интернета




Календарно-тематическое планирование

9 класс

105 часа

№ п.п

Кол-во часов

Дата

Коррекция

1.

Введение.

1


Литература Древней Руси

2.

Литература Древней Руси.

1

3.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

4.

Система образов «Слова…».

1


5.

Образ русской земли в «Слове…»

1

6.

Поэтическое искусство автора в «Слове…»

1

7.

Р.Р. 1

Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»

1

8.

Р.Р. 2

Подготовка к домашнему сочинению по Слову…»

Домашнее сочинение

1

Русская литература ХVIII века

9.

Характеристика русской литературы ХVIII века

1

10.

Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка-

М.В.Ломоносов

1

11.

Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях, в оде М.В.Ломоносова «На день восшествия…».

1

12.

Вн.чт.1

Слово о поэте-философе Г.Р.Державине.

1

13.

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина.

1

14.

Взгляды А.Н. Радищева на крепостное право, на самодержавие в главах «Путешествия из Петербурга в Москву»

1

15.

Особенности жанра путешествия Н.М.Карамзина как писателя и историка.

1

16-17

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

2

18.

Внимание писателя к внутренней жизни человека в стихотворении

Н.М.Карамзина

«Осень».

1

Из русской литературы I половины ХIХ века

19.

Золотой век русской литературы.

1

20.

Романтическая лирика начала 19 века. Жизнь и творчество В.А.Жуковского

1

21.

Особенности жанра баллады В.А.Жуковского «Светлана».

1

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

22.

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова.

1

23.

«К вам Александр Андреич Чацкий».

Особенности комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

1

24.

«Век нынешний и век минувший» в комедии.

1

25.

«Можно ль против всех!» Система образов в комедии.

1

26.

Основные положения статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

1

27.

Подготовка к контрольному сочинению.

1

28.

Контрольное сочинение по комедии А.С.Грибондова «Горе от ума».

1


А.С.Пушкин

29.

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина,

1

30.

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

1

31.

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина

1

32

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина

1

33.

Любовная лирика А.С.Пушкина

1

34.

Тема поэта и поэзии

1

35.

РР 3

Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)

1

36

Контрольная работа № 1 по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина

1

37

Вн.чт. 2

«Цыганы» как романтическая поэма.

1

38.

Жанровые особенности стихотворного романа «Собранье пестрых глав».

1

39.

Онегин и столичное дворянское общество

1

40.

Онегин и поместное дворянское общество

1

41

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

42.

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна - нравственный идеал Пушкина

1

43.

«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин

1

44.

«Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни».

1

45.

Вн.чт. 3

«Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства»

1

46.

РР 4

Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин». ( Домашнее сочинение).

1

М.Ю.Лермонтов

47.

Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

48.

Образ поэта - пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова

1

49.

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

1

50.

Эпоха безвременья в лирике поэта.

1

51.

Роман «Герой нашего времени».

Обзор содержания.

1

52.

Печорин как представитель «портрета поколения».

1

53.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1

54.

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.

1

55.

Контрольная работа № 2

по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

Н.В.Гоголь


56.

Страницы жизни и творчества Н.В.Гоголя.

1

57.

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания.

1

58.

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

Подготовка к контрольному сочинению.

1

59.

Контрольное сочинение

1

Русская литература второй половины ХIХ века - первой половины XX века

60.

Любовь и её влияние на героев в комедии А.Н.Островского «Бедность не порок».

1

60-61.

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира в произведении Ф.М.Достоевского «Белые ночи».

2

62.

Вн. чт.4

Формирование личности героя повести Л.Н.Толстого «Юность».

1

63.

Истинные и ложные ценности героев рассказа А.П.Чехова.

1

64.

РР 5

Подготовка к сочинению - ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений).

1

65.

Вн.чт 5

Поэзия второй половины ХIХ века.

1

66.

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

1

67-68.

Печальная история любви людей из разных социальных слоев в рассказе И.А.Бунина

«Тёмные аллеи».

2

69-70.

Основные сведения о жизни и творчестве М.А.Булгакова .

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

2

Русская литература ХХ века. Поэзия

72.

Русская поэзия Серебряного века.

1

73.

Основные факты творческого пути А.А.Блока. Образы и ритмы поэта.

1

74.

РР 6

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

1

75-76.

Тема Родины в лирике С.А.Есенина.

2

77.

Новаторство поэзии В.В.Маяковского. Своеобразие ритма, интонации.

1

78-79.

Особенности поэтик М.И.Цветаевой. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

2

80.

Философский характер лирики Н.А.Заболоцкого.

1

81-82.

Трагические интонации в любовной лирике А.А.Ахматовой.

2

83.

Философская глубина лирики Б.Л.Пастернака . Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

1

84-85.

Раздумья о Родине и природе в лирике А.Т.Твардовского.

2

86.

Контрольная работа № 3 по русской лирике ХХ века.

1

Русская литература второй половины XX века. Проза

87-88.

Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека».

2


89.

Автобиографическая основа рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

1

90

Тема «праведничества» в рассказе «Матренин двор». Образ праведницы, трагизм её судьбы.

1

.

Контрольная работа № 4 по русской литературе второй половины XX века

1

92.

РР 7

Домашнее сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.

1

Из зарубежной литературы

93.

Античная лирика.

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…»

1

94.

Множественность смыслов и философский характер комедии Данте Алигьери «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

1

95-96.

Трагизм любви в трагедии У.Шекспира «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

2

97-98.

Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни в трагедии

И.В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

2

99-100

Итоговое занятие по курсу 9 класса.

2

101

Итоговая контрольная работа № 5 по курсу 9 класса.

2

102

Резервные уроки

1



© 2010-2022