Рабочая программа 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Успенская средняя общеобразовательная школа »

Касторенского района Курской области

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей заместителем директора по УВР Директор школы

гуманитарного цикла ________ Е.В. Утицких _______ А.Н. Черных Протокол № ________

от ______________ 2015г. Приказ№_______

________ Данилова Н.Н.. от _______2015г.

Рабочая программа


по литературе

10 класс



Рабочую программу составила

____________ Борзенкова Г.А.

- Успенка, 2015г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П, Полухина,; под ред В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2009г.).

Данная программа рассчитана на 102 часа в год при 3 часах в неделю.

Авторская программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту).

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Предусмотрены следующие виды контроля:

  1. промежуточный: пересказ, выразительное чтение (в том числе и наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

  2. итоговый: анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, защита проекта.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Ц е л и.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Изучение литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

• обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

• формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

• совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Уроки внеклассного чтения - 7

Уроки развития речи - 10

Классные сочинения - 4

Домашние сочинения - 6

Контрольные работы - 2


Учебно-тематический план


ТЕМА

Кол-во часов

1

Русская литература к.18 - н. 19 века

2

2

А.С. Пушкин

11

3

М.Ю. Лермонтов

10

4

Н.В. Гоголь

8

5

Вторая половина 19 века. Обзор .

1

6

Н. Г. Чернышевский

2

7

Ф.И. Тютчев

3

8

А. А. Фет

1

9

А. Н. Островский

5

10

И. С. Тургенев

7

11

И. А. Гончаров

4

12

А.К.Толстой

2

13

Н. А. Некрасов

8

14

М. Е. Салтыков-Щедрин

3

15

Л. Н. Толстой

14

16

Ф. М. Достоевский

8

17

Н. С. Лесков

3

18

А. П. Чехов

6

19

Зарубежная литература

3

20

Заключительный урок

1

21

Итого

102



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Россия в первой половине XIX века. Исторические события. Общественная мысль. Русская литература первой половины XIX века в контексте мировой культуры. (2 ч)


Периодизация исторического и литературного развития. Россия 1795-1815 годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература. Общественное мнение в России о Французской революции. «Дней Александровых прекрасное начало».

Классицизм. *Г. Р. Державин. Жанр оды. Оды Державина. Ода «Бог». «Русские девушки». «Фелица».

Сентиментализм. Сентиментализм и его жанры. *Сентименталисты как критики классицизма. Н. М. Карамзин

Романтизм. *Романтизм в Европе и в Америке. *Романтизм в Германии. *Иенские романтики. *Гейдельбергские романтики *Романтизм во Франции

*Эпоха романтизма в истории американской литературы Русский романтизм

Периодизация русского романтизма. Романтизм как художественный метод. *Романтическая картина мира. Споры о языке. II. М. Карамзин и его антагонист Л. С. Шишков. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамасское общество безвестных людей» («Арзамас»)

Россия 1816-1825 годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература .

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. Литературные направления 18 - 19 веков.

А. С. Пушкин - 11 ч

Периодизация жизни и творчества. Детство (1799-1811). Лицей (1811-1817). Лицейская лирика. Петербург (1817- 1820). Петербургский период. Ода «Вольность». «Руслан и Людмила». Южная ссылка (1820-1824). Лирика южного периода. «Погасло дневное светило...». «Я пережил свои желанья...». «Свободы сеятель пустынный...» Овладение различными стилями романтизма Михайловская ссылка (1824-1826). «Разговор Книгопродавца с Поэтом». Лирика Михайловского периода. «Если жизнь тебя обманет...». «Подражания Корану». *«Борис Годунов» После ссылки, или Середина жизни (1826-1830). «Арион». «Поэт». «Поэт п толпа». 1830-е годы. Болдинская осень. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»). «Для берегов отчизны дальней...». «Заклинание». «Герой». «Повести Белкина» («Выстрел». «Метель». *«Гробовщик». «Станционный смотритель». «Барышня-крестьянка»). *«Маленькие трагедии». «Скупой рыцарь». «Моцарт и Сальери». "«Каменный гость». *«Пир во время чумы». Поэме Болдинской осени. «Медный всадник». "«Пиковая дама» Последние годы. "«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...». «Вновь я посетил...». «Современник». "«Каменноостровский» цикл. «Странник». «<Подражание итальянскому>». «Отцы пустынники и жены непорочны...». *«Мирская власть». *«<Из Пиндемонти>». «Капитанская дочка» Дуэль и смерть поэта. "Речь Достоевского о Пушкине

М. Ю. Лермонтов - 10ч

Род Лермонтова. Детство поэта. Воспитание. Лермонтов на Кавказе. Жизнь в Петербурге. Перевод в Тенгинский полк. Отпуск. Снова Кавказ. Дуэль и смерть

Лирика 1828-1833 годов. Общий характер. Жанровое своеобразие. «Ангел». «Русалка». *«Маскарад» Поэтический язык Лермонтова в его развитии от ранней лирики к зрелой

Лирика 1837-1841 годов. «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Благодарность». «Ветка Палестины». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). «Валерик». «Завещание». «Сон». «Журналист, читатель и писатель». «Выхожу один я на дорогу...». «Песня... про купца Калашникова». «Мцыри». «Демон». Образ Демона. Тамара

Н. В. Гоголь - 8ч

Детство. Учение. Петербург. Первая повесть. Главное литературное оружие Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фантастика и реальность. Фольклор и литература. «Арабески». «Миргород». «Тарас Бульба». «Вий». «Старосветские помещики». «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Сатира, ирония, сарказм. Цикл «Петербургские повести». «Невский проспект». *«Нос». «Портрет». «Шинель» «Маленький человек» в русской литературе. Статья В. Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя». Гоголь и театр. «Ревизор». Образ города. Главный герой. Сцена вранья. Смех

Россия во второй половине XIX века - 1 ч.

Исторические события. Общественная мысль. Русская литература второй половины XIX века в контексте мировой культуры.

Периодизация исторического и литературного развития.

Россия во второй половине 1850 - 1870-х годах. Исторические события. Общественная мысль.

Время духовного подъема (1855-1859). Пореформенное время. Крестьянская община.

Состояние литературы. *Русская журналистика и критика. Н. Г. Чернышевский. Эстетическая теория и роман «Что делать?». Н. А. Добролюбов. В. П. Боткин. А. В. Дружинин. П. В. Анненков. М. А. Антонович. Д. И. Писарев. А. А. Григорьев. Н. Н. Страхов



Ф. И. Тютчев - 3 ч.

Общий смысл лирики Тютчева. «Как океан объемлет шар земной...». «День и ночь». «Silentium!». «Нам не дано предугадать...». «Не то, что мните вы, природа...». «Певучесть есть в морских волнах...». «Природа - сфинкс. И тем она верней...». «От жизни той, что бушевала здесь...». «Весна». «Смотри, как на речном просторе...». «Пламя рдеет, пламя пышет...». «Два голоса». «К.Б.» («Я встретил Вас - и все былое...»). «Предопределение». «Люблю глаза твои, мой друг...». «Близнецы». «О, как убийственно мы любим...». «Эти бедные селенья...». «Слезы людские, о слезы людские...». «Умом Россию не понять...»



А. А. Фет - 1 ч.

Поэтическая система Фета. Мир как красота. «Одним толчком согнать ладью живую...». Поэт и поэтическое слово в эстетической системе Фета. Лирика 1840-1850-х годов. «Я пришел к тебе с приветом...». «Еще майская ночь». «Это утро, радость эта...». «Заря прощается с землею...». «На за¬ре ты ее не буди...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Я жду... Соловьиное эхо...». «Шепот, робкое дыханье...». «Облаком волнистым...». «Кот поет, глаза прищуря...». «Сосны». Лирика Фета 1860-1890-х годов. Выпуски сборника «Вечерние огни». «На стоге сена ночью южной...». «Не тем, Господь, могуч, непостижим...».


А. К. Толстой - 2ч.

Общественные и эстетические позиции А. К. Толстого. Взгляд на русскую историю. Отношение к современным общественно-литературным спорам.

* Реализм в Европе и в Америке. Реализм как художественный метод и литературное направление. * Реализм в Англии. *Ч. Диккенс. *У. Теккерей. *Реализм во Франции. *Стендаль. *0. де Бальзак. *П. Мериме. *Флобер. *Эдмон и Жюль Гонкуры. *Альфонс Доде. Ги де Мопассан. «Ожерелье». *Эмиль Золя. *Натурализм. Г. Ибсен. «Кукольный дом» («Нора»). *Реализм в Америке. *Марк Твен. Русский реализм.

И. А. Гончаров - 4ч.

И. А. Гончаров как писатель «натуральной школы». Роман «Обыкновенная история». *Путевые записки «Фрегат «Паллада». Роман «Обломов». Творческая история романа. Оценка в критике. Система образов романа. Сон Обломова. Его место в композиции романа. Обломов и Ольга Ильинская. Трагический конфликт поколений и его развязка.


А. Н. Островский - 5ч.

«Отец русской драматургии». «Я служил своему делу честно и трудолюбиво...». «Нигде нет таких облаков!..». «Того и гляди, отдадут под суд...». «Люди ли вы?..». «Бытовое направление в драме». «Жить всем вместе да в радости!». «Не в свои сани не садись». «Не так живи, как хочется». «Бедность не порок». «Темное царство». «Самое решительное произведение Островского». «В чужом пиру похмелье». «Доходное место». «Гроза». «Я бы хотел все это стихами изобразить...». «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...». «На свою волю хотят...». «Из вашей воли ни на шаг...». «И на воле-то он словно связанный...». «Глядела бы я с неба на землю да радовалась...». Две точки зрения: « После «Грозы» Островского» А. А. Григорьева и «Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова. «Мотивы русской драмы». «Неизбежные вопросы». «На всякого мудреца довольно простоты». «Бешеные деньги». «Лес». «Волки и овцы». «Бесприданница». «В полном смысле наступает золотой век...». «Последняя жертва». «Без вины виноватые». «Коренное русское миросозерцание».


Н. А. Некрасов - 8ч.

Начало пути. Становление лирического стиля. «Родина». «Физиология Петербурга». «Петербургский сборник» и «Современник». «Еду ли ночью по улице темной...». Цикл «На улице». «О погоде». «Под жестокой рукой человека...». «Вчерашний день, часу в шестом...». «Праздник жизни - молодости годы...». «Блажен незлобивый поэт...». «Нравственный человек». «Филантроп». «Современная ода». Идеал гражданина в лирике Некрасова. Образ лирического героя. «Поэт и гражданин». «Рыцарь на час». Народная тема. «В дороге». «Тройка». «Размышления у парадного подъезда». «Элегия». «Коробейники». «Мороз, Красный нос». «Кому на Руси жить хорошо». История создания. Проблема жанра. Авторский замысел. Особенности композиции. Образ пореформенной Руси. Образы «народных заступников». Ермила Гирин. Матрена Тимофеевна Корчагина. Савелий, богатырь святорусский. «Легенда о двух великих грешниках». Позднее творчество. Книга «Последние песни». «Сеятелям». «О Муза! Я у двери гроба...».


И. С. Тургенев - 7ч.

Детство писателя. «Все волновало нежный ум...». Встреча с В. Белинским. «Записки охотника». «Любовная книга». Тургеневский роман. «Муму». «Постоялый двор». «Рудин». Атмосфера тургеневского романа. Герои тургеневского романа. Время в романе. «Ася». Разрыв с «Современником». «Распалась связь времен...». «Отцы и дети». «Отставные люди» и «наследники». «Что такое Базаров? - Он нигилист». Рефлектирующий нигилист. Роман «Отцы и дети» в русской критике. *«...Дым, шептал он, дым...». «Дым». «От Франции и до страны метели...». «Новь».

Л. Н. Толстой - 14ч.

«Жизнь человеческая есть художественное произведение, потому что действует на других людей...». Психологический реализм. Истоки. Мать Толстого. Опека родных. «Интересно было бы описать ход своего морального развития...». Начало работы над трилогией. Особенности творческого метода. «Детство», «Отрочество», «Юность». «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете?..». «Два гусара». «Увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти...». «Севастопольские рассказы». «Севастополь в декабре месяце». «Севастополь в мае». «Севастополь в августе 1855 года». «Одно средство не провалиться - это идти не останавливаясь...». «Семейное счастье». «Три смерти». «Казаки». На подступах к «Войне и миру». «Набег». «Рубка леса». «Из кавказских воспоминаний. Разжалованный». «Декабристы». «В «Войне и мире» любил мысль народную...». «Война и мир есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». «Я старался писать историю народа...». «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Князь Андрей и Пьер. *«В «Анне Карениной» любил мысль семейную..,». «Во мне произошел переворот, который давно во мне готовился...». *Роман «Воскресение». "«Смерть Ивана Ильича». «Хаджи-Мурат».


Ф. М. Достоевский - 8 ч.

Повести конца 40-х годов. В кружке Петрашевского. Духовная эволюция писателя в годы каторги и ссылки. После ссылки и каторги: мировоззрение и творчество. Роман «Преступление и наказание». Сюжет и конфликт. Особенности композиции романа. Образ Раскольникова. Теория Раскольникова. Образ Сони. Роль второстепенных персонажей. Образ Свидригайлова. Разрешение конфликта и развязка сюжета. Эпилог. * Роман «Идиот». «Бесы». «Подросток». *Роман «Братья Карамазовы». «Дневник писателя». «Пушкинская речь» Достоевского.




М. Е. Салтыков-Щедрин - 3ч.

«Противоречия». «Запутанное дело». «Губернские очерки». «Отечественные записки». «Помпадуры и помпадурши». «История одного города». *«Господа Головлевы». «Сказки». «Медведь на воеводстве». «Богатырь». «Дурак». «Рождественская сказка». «Коняга». «Сказки для детей изрядного возраста». «Мелочи жизни». «Пошехонская старина».


Н. С. Лесков - 3ч.

Писатель будущего. «Лесковские университеты». «Противу всех». *«Отомщевательные романы». После «Некуда».*«Соборяне». «Я вырос в народе...». «Лесковский человек». «Несмертенный Голован». «Леди Макбет Мценского уезда». «Беззаботливые о себе». «Очарованный странник». Лесковский сказ. Поздний Лесков. «Писатель в справедливости суровой». «Заячий ремиз».

Россия в 1880-1890-е годы. Исторические события. Общественная мысль. - 1ч.

Идеология К. П. Победоносцева. Народничество. Теория «малых дел». «Толстовство». Творчество писателей-классиков в 1880-1890-е годы. Проза 1880-1890-х годов. Поэзия 1880-1890-х годов. Литература народов России. К. Хетагуров.

"Символизм в Европе *Шарль Бодлер. *Поль Верлен. Артюр Рембо. «Пьяный корабль». *Стефан Малларме.

Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе 1880-1890-х годов. Поэзия Вл. С. Соловьева. Журнал «Северный вестник»

А. П. Чехов - 6 ч.

Происхождение. Детские годы. Начало творческого пути. Чехов-юморист. «Письмо к ученому соседу». Нравственный идеал Чехова. «Хамелеон». «Толстый и тонкий». «Смерть чиновника». «Злоумышленник». «Унтер Пришибеев». «Переход в область серьеза». «Степь». В поисках «общей идеи». Поездка на Сахалин. «Скучная история». «Остров Сахалин». «Палата № 6». Жизнь в Мелихове. «Черный монах». «Студент». «Крестьянские повести». «Моя жизнь». «Мужики». «В овраге». «Дом с мезонином». «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре». «Крыжовник». «О любви». «Ионыч». Ялтинский отшельник. «Чайка». «Дядя Ваня». «Три сестры». «Вишневый сад». Новые духовные ориентиры. «Дама с собачкой». Идея прекрасного будущего. «Случай из практики». «Невеста». Чехов-драматург. «Три сестры». «Вишневый сад». Смерть Чехова.



Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, УНТ, жанры фольклора, постоянные эпитеты, гипербола, сравнение, летопись, роды литературы, жанры литературы, литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, способы рифмовки, метафора, звукопись, аллитерация, фантастика в литературном произведении, юмор, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция литературного произведения, автобиографичность литературного произведения.

Учащиеся должны уметь:

-выразительно читать эпические произведения;

-сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

-сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства;

- сочинять юмористический рассказ по заданной модели;

- использовать различные формы пересказа;

- создавать творческие работы;

- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.




Учебное и учебно-методическое обеспечение.

Для учащихся:

  1. Литература Учебник- хрестоматия для 10 класса в 2-х частях Автор-состовитель Коровина В.Я. и др. - М., Просвещение, 2009 год

  2. «Читаем, думаем спорим…» Дидактические материалы по литературе для 10 класса. Составитель Коровина В.Я. и др. - М., Просвещение, 2008 год

  3. Литература 10 класс Фонохрестоматия Электронное учебное пособие на СD/ROM- Коровина В.Я. и др. - М. Просвещение, 2008

  4. Русская литература Мультимедийная энциклопедия 6-11 класс IDEX СТ, 2004, ЗАО «Новый диск»

  5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1992.

Фадеева Т. М. Дидактические материалы по литературе, «Экзамен»,2007

Для учителя:

  1. Золотарева И.В., Белопоместных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе в 10 классе. М., ВАКО, 2007.

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе в 610классе. М., ВАКО, 2009

  3. Методические журналы «Литература в школе»

  4. Материалы сайтов «Открытый класс», «Первое сентября», «Про школу»


Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей it-n.ru/

3. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. openclass.ru/



Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Тип урока

Наглядные пособия и ТСО

Повторение и подготовка к ЕГЭ

Домашнее задание

Календарные сроки

Примечание

По плану

По факту


Русская литература к.18 - н. 19 века - 2 часа

1-2

«Век девятнадцатый, воистину жестокий век!»

Введение. Общая характеристика русской литературы 19 века. Поэтические предшественники А.С.Пушкина

2

Урок формирования и совершенствования знаний

Выставка книг,

портреты писателей


Выучить лекцию


А.С.Пушкин - 11 часов

3

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии

1

Урок формирования и совершенствования знаний

Презентация, портрет поэта



Повторение ранее изученного об А.С. Пушкине

Выучить лекцию

4

Романтическая лирика А. С. Пушкина пе­риода южной и Михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роп-тал...»), «Демон». Трагизм мировосприятие и его преодоление.

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение ранее изученного об А.С. Пушкине

Повторение темы «Стихотворные размеры»

Анализ стихотворений, выразительное чтение

5

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пуш­кина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

1

Урок формирования знаний

Видеозапись «Стихотворения А.С. Пушкина в исполнении известных актёров»

Повторение ранее изученного об А.С. Пушкине

Анализ стихотворения

6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти»

1

Урок формирования и знаний

Повторение ранее изученного об А.С. Пушкине

Стр.80-95 (Выразительное чтение стихотворения)

7-8

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...».

2

Урок формирования знаний

Повторение ранее изученного об А.С. Пушкине

Выучить стихотворение наизусть

9-10

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

2

Урок формирования и совершенствования знаний

Презентация

Повторение ранее изученного об А.С. Пушкине

Повторение темы Содержание литературного произведения

Стр. 96-97, ответить на вопросы

11-12

Образ Петра 1 как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России

2

Урок формирования знаний

Видеофрагменты моноспектакля по поэме

Повторение темы Художественный вымысел

Письменный ответ на вопрос

(тесты)


13

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. С. Пушкина

1

Урок развития речи


Сочинение по творчеству поэта


М. Ю.Лермонтов - 10 часов

14

М. Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы; и мотивы лирике М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реализм в творчестве поэта

1

Урок формирования и совершенствования знаний

Презентация, портрет поэта

Повторение ранее изученного о М.Ю.Лермонтове


Выучить лекцию, статья учебника (индивидуальные задания)

15

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»).

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение ранее изученного о М.Ю.Лермонтове

Повторение темы «Лирические жанры»

Выучить стихотворение наизусть

16-17

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «В полдневный жар в долине Дагестана...», «Завещание»

2

Урок формирования знаний

Повторение ранее изученного о М.Ю.Лермонтове

Повторение темы «Содержание литературного произведения»

Выразительное чтение стихотворения , анализ

18-19

Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...»

2

Урок

совершенствования знаний и умений

Видеозапись «Стихотворения М.Ю.Лермонтова в исполнении известных актёров»

Повторение ранее изученного о М.Ю.Лермонтове

Повторение темы «Стихотворные размеры»

Выучить стихотворение , подготовить анализ

.

20-21

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова.

2

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение ранее изученного о М.Ю.Лермонтове

Повторение темы «Литературный персонаж»

Выучить стихотворение, конспект статьи учебника

22-23

Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

2

Уроки развития речи


Тесты, статьи в учебнике

Н.В.ГОГОЛЬ - 8 часов

24-25

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Роман-тические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

2

Урок

совершенствования знаний и умений

Презентация

Повторение ранее изученного о Н.В.Гоголе

Прочитать статью учебника, выучить лекцию, перечитать повесть «Невский проспект».

26

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

1

Урок формирования знаний

Повторение ранее изученного о Н.В.Гоголе

Ответить на вопросы учебника, приготовиться к анализу «Невского проспекта»

27

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

1

Урок формирования знаний

Фрагмент кинофильма

Повторение ранее изученного о Н.В.Гоголе

Конспект статьи учебника

28

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

1

Урок формирования знаний

Повторение ранее изученного о Н.В.Гоголе

Повторение темы «Художественный вымысел»

Письменный развёрнутый ответ на вопрос

29

Вн. чт. Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

1

Урок формирования знаний

Фрагмент фильма

Повторение ранее изученного о Н.В.Гоголе

Повторение темы "Литературный род. Жанры»

Анализ повести «Портрет»

Разработать проект тестов

30-31

Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

2

Уроки развития речи


Разработать тесты

Обзор русской литературы второй половины XIX века. - 1 час

32

Обзор русской литературы второй поло­вины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журнали­стики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы

1

Урок

закрепления

и

совершенствования знаний и умений

Выставка книг


Выучить лекцию

Н.Г.Чернышевский - 2 часа

33

Н.Г.Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды.Роман «Что делать» Структура романа..Система образов романа.

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы «Конфликт». Своеобразие конфликта в эпических, драматических и лирических произведениях

Подготовить презентацию, прочитать главы,

ответить на вопросы

34

Роман «Что делать? Идеал будущего общества .Смысл снов, иллюзий и утопий.

1

Урок формирования знаний

Cd-диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Повторение темы «Литературный персонаж»

Характеристика главного героя


Ф.И.Тютчев - 3 часа

35-36

Ф.И.Тютчев .Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.

2

Урок формирования знаний


Лекция

37-38





Политические историко-философские взгляды Ф.И.Тютчева. Тема России в его творчестве. Человек и история в лирике поэта.

2






Урок формирования знаний

Стихотворения поэтов в исполнении известных чтецов


Конспект статьи



А.Фет - 1 час



39

Любовная лирика

А.Фет .Любовная лирика и её психологизм.




1



Наизусть стихотворения


А.Н.Островский - 5 часов

40

А.Н.Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творче­стве писателя. «Отец русского театра»

1

Урок формирования знаний

Презентация

Своеобразие конфликта в эпических, драматических и лирических произведениях

Перечитать драму

41

Драма «Гроза». История создания, систе­ма образов, приемы раскрытия характе­ров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия

1

Комбинированный урок

Повторение темы «Художественный образ»


Анализ 1-2 действия,

Характеристика Дикого и Кабанихи Прочитать статью учебника

42

Город Калинов и его обитатели. Изобра­жение «жестоких нравов» «темного цар­ства»

1

Урок формирования знаний

Видеозапись фрагмента спектакля Малого театра


Письменный ответ на вопрос

43

Протест Катерины против «темного цар­ства». Нравственная проблематика пьесы.

1

Урок формирования знаний


Составить характеристику Катерины


44

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Ост­ровского «Гроза»

1

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений


Написать сочинение

И. С. Тургенев - 7 часов

45

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение ранее изученного об

И.С. Тургеневе

Подготовить презентацию

46

И. С. Тургенев - создатель русского ро­мана. История создания романа «Отцы и дети»

1

Урок формирования знаний

Повторение ранее изученного об

И.С. Тургеневе

Перечитать 5-11 главы

47

Базаров - герой своего времени. Духов­ный конфликт героя

1

Урок формирования знаний


Перечитать 25-27, 14-18.

48

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

1

Урок формирования знаний

Презентация


Сравнительная характеристика «отцов» и «детей».

49

Любовь в романе «Отцы и дети»

1

Урок формирования знаний


Письменный ответ на вопрос

50-51

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочине­нию

2

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

ФРАГМЕНТ КИНОФИЛЬМА


Перечитать 28 главу,

анализ главы


Итоговая работа 1 полугодие - 1 час

52

Зачётная работа за первое полугодие

1

Урок контроля знаний и умений

Интерактивные проверочные работы по литературе , 10 кл.


Приготовить презентацию

И.А.Гончаров - 4 часа

53

И.А.Гончаров .Жизнь и творчество. Место романа в трилогии .Особенности композиции романа . Его социальная , нравственная проблематика.

2

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы ««Художественный образ»

Лекция

Читать роман «Обломов»

54

Диалектика характера Обломова. Отношение к нему героев романа. Смысл его жизни и смерти.

1

Урок формирования знаний

Повторение темы «Стихотворные размеры»

Характеристика героев

Задания по группам

54

«Обломов как роман о любви .Авторская позиция и способы её выражения.

1

Урок формирования знаний

Фрагмент кинофильма


Презентация

А.К.Толстой - 2 часа

55

А.К.Толстой .Жизнь и творчество .Основные мотивы, темы и образы поэзии.

1

Урок формирования знаний

Презентация


Повторение темы «Стихотворные размеры»

Выучить конспект, выразительное чтение стихотворений

56

Вн.чт. А. К. Т о л с т о й Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»

1

Урок формирования знаний

Своеобразие конфликта в лирических произведениях

Подготовить презентацию, законспектировать статью учебника

Н. А. Некрасов - 8 часов

57

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Соци­альная трагедия народа в городе и дерев­не. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В до­роге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.

1

Урок совершенствования знаний и умений

Презентация

Повторение ранее изученного о

Н.А. Некрасове

Выразительное чтение стихотворения, анализ стихотворения

58

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.

1

Урок формирования знаний

Видеозапись «Стихотворения Н.А.Некрасова в исполнении известных чтецов»


Выразительное чтение стихотворения

59

Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэ­тическое творчество как служение наро­ду. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.

1

Урок формирования знаний

Жанры лирики

Выразительное чтение стихотворения, анализ стихотворения

60

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Вни­мая ужасам войны...» и др.

1

Урок формирования знаний

Презентация


Написать реферат, выучить наизусть стихотворение и его проанализировать

61

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».

1

Урок формирования знаний

Своеобразие конфликта в эпических, драматических и лирических произведениях

Анализ главы «Крестьянка»

62

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дорефор­менная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

1

Урок формирования знаний

Презентация


Письменный ответ на вопрос

63

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

Урок формирования знаний

Фрагмент моноспектакля


Конспект статьи, индивидуальное задание (доклады по разным темам)

64

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в по­эме. Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова

1

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений


Подготовиться к сочинению

Индивидуальные задания (сделать презентацию, разработать тесты)

М. Е. Салтыков-Щедрин.- 3 часа

65

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

1

Урок совершенствования знаний и умений

Презентация

Повторение ранее изученного о

М.Е. Салтыкове-Щедрине


Прочитать учебник стр. 188-193, устные ответы на вопросы

Подготовиться к внеклассному чтению

66-67

Вн.чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

2

Урок формирования знаний


Презентация


Л. Н. Толстой - 14 часов

68

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

1

Урок совершенствования знаний и умений

Презентация

Повторение ранее изученного о

Л.Н. Толстом


Составить план-конспект биографии

«Севастопольские рассказы»

69

Вн.чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого

1

Урок формирования знаний

Фрагмент кинофильма


Читать роман «Война и мир»

70

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в ро­мане

1

Урок формирования знаний

Своеобразие конфликта в эпических, драматических и лирических произведениях

Выучить лекцию, подготовиться к беседе по прочитанному


71-72

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

2

Урок формирования знаний

Презентация


Письменный ответ на вопрос

Характеристика героев


73

Женские образы в романе «Война и мир»

1

Урок формирования знаний

Презентация


План - характеристика семей

74-75

Семья Ростовых и семья Болконских

2

Урок формирования знаний

Фрагмент кинофильма


Ответы на вопросы учебника


76-77

Тема народа в романе «Война и мир»

2

Урок формирования знаний


Прочитать стр. 194-209, выучить лекцию, ответить на вопросы

78

Кутузов и Наполеон

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение

«Литературный персонаж»

Составить сравнительные характеристики

79-80

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению

2

Урок формирования знаний


Проанализировать эпизод, письменный ответ на вопрос, выучить лекцию


81

Анализ эпизода из романа «Война и

мир».

Подготовка к домашнему сочинению

1

Урок формирования знаний


Сочинение

Ф. М. Достоевский - 8 часов

82

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение ранее изученного о

Ф.М. Достоевском

Выучить лекцию, письменный ответ на вопрос

83

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

1

Урок формирования знаний

Повторение темы «Художественный образ»

Написать конспект статьи учебника, индивидуальные задания

84-85

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в рома­не «Преступление и наказание», пробле­ма социальной несправедливости и гума­низм писателя

2

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы «Содержание литературного произведения»

1,2,3 части романа

86

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

1

Урок формирования знаний

Презентация


Групповые задания (характеристики образов героев)

87

«Двойники» Раскольникова

1

Урок формирования знаний


Тесты

88-90

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

2

Урок совершенствования знаний и умений

Видеофрагменты к/ф «Преступление и наказание»

Повторение темы «Литературный персонаж»

Написать домашнее сочинение

Н. С. Л е с ко в - 3 часа

89

Н. С. Л е с ко в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании

1

Урок формирования знаний

Презентация


Выучить лекцию

90

Рассказ «Тупейный художник». Необыч­ность судеб и обстоятельств. Нравствен­ный смысл рассказа

1

Урок формирования знаний


Ответить на вопросы

91

Вн. чт. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

1

Урок формирования знаний


Тесты

А. П. Чехов - 6 часов

92

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

1

Урок совершенствования знаний и умений

Презентация

Повторение ранее изученного об

А.П. Чехове

Выучить лекцию

93

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

1

Урок совершенствования знаний и умений

Фрагмент кинофильма

Повторение ранее изученного об

А.П. Чехове

Анализ одного из рассказов

94

Душевная деградация человека в расска­зе «Ионыч»

1

Урок формирования знаний


Ответить на вопросы

95

Особенности драматургии А. П. Чехова

1

Урок формирования знаний

Своеобразие конфликта в эпических, драматических и лирических произведениях

Перечитать пьесу «Вишнёвый сад»

96

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дво­рянского гнезда

1

Урок совершенствования знаний и умений

Фрагмент спектакля Малого театра

Повторение темы "Литературный род. Жанры»

Повторение темы «Содержание литературного произведения»

Письменный ответ на вопрос

97

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

1

Урок формирования знаний

Повторение темы «Художественный образ»

Прочитать статью учебника, составить конспект

Итоговая работа за 2 полугодие - 1 час

98

Зачетная работа за второе полугодие

1

Урок контроля знаний и умений

Интерактивные проверочные работы по литературе, 10 кл.


Тесты

Зарубежная литература - 3 часа + 1 час итоговый урок

99

Вн. чт. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображе­ние тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности

1

Урок формирования знаний


Групповые задания

100-101

Вн. чт. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы.

Ги де Мопассан. «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо. «Пьяный корабль». (По выбору учителя)

2

Урок формирования знаний

« Энциклопедия Кирилла и Мефодия» СD - диск

Повторение темы

« Романтизм, реализм и символизм»

Написать рефераты по предложенным темам

102

Итоговый урок. Нравственные уроки рус­ской литературы 19 века

1

Комбинированный урок

Электронное пособие по литературе

Повторение ранее изученных тем

Тесты







30



© 2010-2022