Приемы ТРИЗ-технологий на уроках русского языка и литературы

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.              Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.         В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приемы ТРИЗ-технологий на уроках русского языка и литературы

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности.
Познавательные и практические задания, включенные в ход урока, способствуют лучшему усвоению знаний и формированию необходимых предметных умений и навыков.

Игра "Да-нет". Ученик задумывает часть речи или известный классу термин, определение, связанные с языкознанием. Остальные учащиеся задают ему вопросы, на которые ведущий может ответить только: "Да". "Нет". "И да, и нет". Последний вариант ответа наиболее интересен, так как выявляет противоречие, которое может привести к вероятному ответу. Данная игра помогает развитию умения четко ставить вопросы для получения нужной информации.

При всей кажущейся примитивности игровой ситуации, на первых занятиях бывает трудно расшевелить учащихся, так как многие из них не умеют слушать друг друга, не умеют задавать вопросы, отсекающие сразу большое поле поиска решений. Но через некоторое время обязательно будут видны положительные результаты: учащиеся перестают задавать несущественные вопросы, быстрее идет поиск решения.

Составление и решение лингвистических задач. Данный вид работы очень полезен как на уроке, так и в качестве дополнительных домашних заданий. Систематическое решение таких задач помогает развитию абстрактного мышления у учащихся, многие из которых сами начинают предлагать классу самостоятельно составленные задания. Не всегда это бывает успешным, но после некоторой корректировки со стороны учителя задания действительно получаются интересными.

Задача 1. В прибрежной гостинице "Фонетика", расположенной в курортном городке, должны остановиться в одноместном, двухместном , трехместном и четырехместных номерах звуки [Ы], [Ж], [А], [Р], [У], [Б], [Ш], [О], [П], [Ц]. Помогите администратору гостиницы расселить все эти звуки так, чтобы никаких нареканий на неудобства от гостей не последовало.

Задача 2. Незнайка решил помочь Морфологии собрать вещи в туристический поход. В рюкзак он положил глаголы, приставки, предлоги, синонимы, обращения, орфограммы, запятые, прилагательные. Какие вещи Морфологии придется выложить из рюкзака?

Задача 3. На станции к отправлению готовится поезд, в составе которого три вагона. К сожалению, в железнодорожных билетах номеров вагонов отсутствуют. Помогите белке, еноту, тюленям, ласточкам, мыши и пчеле правильно определить номера нужных им вагонов.

Приём «Найди соответствие».

Ребятам предлагаются синтаксические единицы, которые необходимо записать в строго определенной последовательности. Например, записать слова (их целый список) в следующем порядке: 1) имена существительные мужского рода, 2) женского рода, 3) среднего рода, 4) общего рода; записать предложения, соответствующие характеристикам: 1) с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, 2) с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, отделённым от определяемого слова другими членами предложения и т.д.

Варианты: указать слово, соответствующее характеристике (морфологические признаки, лексическое значение, указаны его синонимы и антонимы, показана морфемная схема слова). Подобных вариантов достаточно много. Вот один из них.

Запишите предложения, соответствующие схемам, расставляя и объясняя знаки препинания:

1. [ ], и [ ]. 2. [ ]:[ ]. 3. [… ,обр.,… ]. 4. [ ],( ).

  1. Табунщики переполошились жеребец был ценный донской породы привёзённый из далёкой России. (Ч.Айтматов.)

  2. Для собственного спокойствия он решил не надевать тюбетейку и чаще носил её не на голове, а в кармане. (А.Бессараб.)

  3. Я хочу знать от кого могу получить объективную информацию. (Л.Обухова.)

  4. Окончилось жаркое лето и желтизной вспыхивают леса по которым крадётся осень. (Е.Осетров.)

  5. Сзади напирала очередь и раздумывать было некогда. (А.Гайдар.)

  6. Что барин по служебной надобности едешь? (О.Добровольский.)

Приём «Морфологический анализ»

является замечательным средством для повторения разных видом орфограмм и переходом к изучению новой темы. Важно, что при использовании этого приёма даётся не готовый дидактический материал, а его ребятам приходится «добывать» самим. Это обычно сопровождается большим интересом со стороны моих воспитанников, а «учение с увлечением»- всегда здорово.

1

2

3

4

5

6

7

8

А

-медл-

-двиг-

-крик-

-ех-

-уч-

-хорош-

-пуг-

-уклюж-

Б

¬

ис-

не-

за-

у-

на-

пере-

вс-

без-

В

^

-а-

-ся

-о-

-л-

-н-

-енн-

-нн-

-е-

Г

-ет

-ит

-ть

1)«Соберите» словосочетание: Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3

( вскрикнет испуганно).

Обозначьте и объясните известные вам орфограммы.

2) (Не)медле(н,нн)о уехать. Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б2А1В6В3 + Б4А4В1Г8)

Игра «Полиномы фантазии»

Загадать любое слово из 3 букв. (Например, Д О М)

Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)

Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)

Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?».

Составьте предложение из слов , например в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.

Игра «Создание лимерика»

Лимерик - это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.

Первая строка - выбор героя (красно-синий медвежонок)

Вторая строчка - характеристика героя или его действия (по небу летал)

Третья строчка - реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)

Четвертая строчка - выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)



© 2010-2022