Рабочая программа по литературе 7 Класс Коровина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель руководителя по УР Директор МБОУ «Мичуринская СОШ»

МБОУ «Мичуринская СОШ» Брянского района

Брянского района Мельникова Ю.Ю. _________________

Привалова Г.А. ____________ Приказ № ______ от «____» ________ 20___г.

«____» __________ 20 ____г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 7 класса

Учителя русского языка и литературы

Белоусовой Веры Васильевны

2015-2016 у.г.







Рассмотрено на

заседании ШМО учителей

лингвистического цикла.

Протокол № ______ от

«____» ______ 20 ____г.



Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе следующих материалов:

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе

  2. Программа по литературе под ред. В. Я.Коровиной, «Просвещение», 2010.

  3. Федеральный компонент образовательного стандарта общего образования М., 2004

Учебно-методический комплекс по курсу «Литература» (7 класс)


  • Литература 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. / авт.-сост. В.Я. Коровина - М.: Просвещение, 2008.

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса литературы в классе

Литературное образование играет особую роль в процессах формирования и воспитания личности, развития е морально - нравственных качеств, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, содействует закреплению национальных традиций, обеспечивает преемственность поколений.


Цели курса:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве , об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года

В результате изучения литературы обучающийся должен

знать/понимать:

  • содержание прозы и поэтических произведений, представленных по программе;

  • основные признаки понятий: жанр, литературный род, юмор, сатира, гротеск, метафора;

  • событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;

  • особенности композиции изученного произведения.

Уметь:

  • выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристики действующих лиц;

  • определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка;

  • сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним;

  • различать эпическое и лирическое произведение;

  • пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него;

  • создавать устное или письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развёрнутый ответ на вопрос и характеристику;

  • составлять план собственного устного или письменного высказывания;

  • составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения;

  • давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;

  • пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ «Мичуринская СОШ». учебный план отводит 385 часов для обязательно изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования, в том числе: в, 6, 7, 8 классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю) в 9 классе - 105 часов (из расчета 3 часа в неделю)

Оборудование


  1. Учебник Литература: учеб для 7 класса в 2-х частях (В. Я. Коровина) с приложением на электронном носителе М. «Просвещение», 2012

  2. Н. Я. Крутова, Методические разработки для учителя. М, Просвещение, 2010

урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Содержание урока

Виды, формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

Введение.

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно - нравственная проблема литературы

1

Лекция с элементами беседы

Знакомство с учебником. Специфика литературы. Отличие её от других видов искусства. Жанры. Род литературы

Текущий

Прочитать предания (по вариантам), подготовить пересказ

1.9

Устное народное творчество

2

Предания как поэтическая автобиография народа

1

Изучение нового материала

Исторические события в преданиях

Беседа

Прочитать статью учебника, подготовить пересказ преданий

3.09

3

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя

1

Комбинированный урок

Воплощение нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда. Отличие былины от сказки

Текущий, устный

Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

8.09

4

Былина Новгородского цикла «Садко». «Калевала» - карело - финский мифологический эпос

1

Комбинированный урок

Своеобразие былины. Поэтичность. Своеобразие былинного стиха.

Текущий, устный

Подготовиться к внеклассному чтению - прочитать былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; ответить на вопросы в учебнике

10.09

5

Подготовка к написанию сочинения по репродукции с картины В. Васнецова «Три богатыря»

1

Урок развития речи

Составление словаря. Проверка усвоения темы в форме теста.

Итоговый, письменный

Завершить работу над сочинением

15.09

6

Написание сочинения по репродукции с картины В. Васнецова «Три богатыря»

1

Урок развития речи

Отношение художников, писателей, поэтов к историческому прошлому

Классное сочинение №1

Найти по пять пословиц, посвящённых дружбе, силе и храбрости, временам года;

подготовить письменное толкование понравившейся пословицы.

17.09

7

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира

1

Комбинированный урок

Народная мудрость пословиц и поговорок.

Текущий, устный

Сочинение - миниатюра по пословице

22.09

Древнерусская литература

8

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Поучение как жанр древнерусской литературы

1

Комбинированный урок

Знакомство с древнерусской литературой. Усвоение новых жанров: поучение, послание, хождение, житие, летопись. Отрывки из летописей «Повесть временных лет» и «Поучения Владимира Мономаха».

Текущий, устный

Составить небольшое поучение (зад.3 в учебнике стр 54). Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; выучить определение новых жанров.

24.09

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви и верности. Подготовка к сочинению

1

Комбинированный урок

Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Нахождение элементов жития в произведении.

Текущий, устный

Подготовиться к выразительному чтению «Повести…» по ролям

29.09

Русская литература XVIII века

10

М.В. Ломоносов - поэт, гениальный ученый и общественный деятель. «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия…».

1

Комбинированный урок

Знакомство с биографией великого учёного и писателя, с его теорией «трёх штилей». Чтение отрывков из произведений. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру.

Текущий, устный

Наизусть отрывок из «Оды на день восшествия…».

1.10

11

Державин - гражданин и Державин - поэт.

1

Комбинированный урок

Знакомство с личностью и поэзией Г.Р. Державина. Чтение и анализ его стихотворений. Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Текущий, устный

Выучить наизусть стихотворение «Признание»; подготовить сообщение о М.В. Ломоносове и Г.Р. Державине, как великих поэтах 18 столетия. Прочитать поэму А. С. Пушкина «Полтава»

13.10

Русская литература XIX века

12

А. С. Пушкин «Полтава» («Полтавский бой»). Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских воинов Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»).

1

Комбинированный урок

Основные сведения о писателе и его произведениях. Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям.

Текущий, устный

Выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава»; прочитать в учебнике отрывок из поэмы «Медный всадник».

15.10

13

«В творческой лаборатории А.С. Пушкина». «Медный всадник». Вступление к поэме.

1

Комбинированный урок

История создания «Медного всадника». Интерес автора к личности Петра Великого. Определение жанра произведения.

Текущий, устный

Выучить наизусть отрывок из поэмы «Медный всадник»; прочитать материал в учебнике с. 80 - 82.

20.10

14

«Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.

1

Комбинированный урок

Сопоставительный анализ отличия летописи от баллады. Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Основная мысль произведения. Значение эпитета вещий.

Текущий, устный

Подготовить выразительное чтение отрывок из баллады «Песнь о вещем Олеге»;

Прочитать в учебнике трагедию «Борис Годунов» и статью «Пушкин-драматург».

22.10

15

А.С. Пушкин - драматург.

«Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца. Подготовка к домашнему сочинению №1

1

Комбинированный урок

Рассказ учителя об истории создания произведения. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

Текущий, устный

Прочитать повесть «Станционный смотритель».

27.10

16

«Станционный смотритель»

1

Комбинированный урок

История создания повести. Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

Текущий, устный

Подготовить характеристику Дуни и Минского

29.10

17

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

1

Комбинированный урок

Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Текущий, устный

Прочитать и составить план статьи в учебнике о Лермонтове; прочитать «Песню про купца Калашникова…»

3.11

18

М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о поэте.

Итоговый тест по творчеству Жуковского, Державина, Пушкина.

Итоговый, письменный

Выучить наизусть отрывок из поэмы; Написать сочинение-миниатюру по одной из иллюстраций в учебнике или на одну из предложенных тем.

6.11

19

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

1

Комбинированный урок

Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

Текущий, устный

Подготовить выразительное чтение стихов М Ю. Лермонтова.

10.11

20

Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

1

Комбинированный урок

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Сопоставительный анализ стихотворений.

Текущий, устный

Выучить наизусть одно из стихотворений; вопросы 1, 2 учебника; индивидуальное задание: подготовить биографические сведения Н.В. Гоголя.

12.11

21

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писа­теле. Знакомство с понятием художественная деталь. Характеристика героя по плану.

Текущий, устный

По плану характеристики героя литературного произведения написать краткий рассказ об одном из персонажей повести. Отрывок о степи выучить наизусть

17.11

22

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

1

Комбинированный урок

Особенности жанра повести, изображение героев. Знакомство с атмосферой повести, с исторической эпохой. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Текущий, устный

Дочитать повесть до конца; составить рассказ о Тарасе Бульбе по I главе; найти и выделить в повести моменты, где выявляются: вера, патриотизм, товарищество, вольность.

24.11




23

Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Урок развития речи

Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба». Подбор материала. Составление плана сочинения.

Написать черновик сочинения

26.11

24

Контрольное сочинение (классное) по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Урок развития речи

Тема и проблематика повести

Классное сочинение №2

Прочитать рассказ Тургенева «Бирюк»

1.12

25

«Вся моя биография в моих сочинениях…» Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Бирюк»

1

Урок изучения нового материала

Краткий рассказ о писателе.

История создания произведения. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Текущий, устный

Выучить стихотворение

3.12

26

«Вера в торжество света, добра и нравственной красоты». И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»

1

Комбинированный урок

Особенности жанра. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения.

Текущий, устный

Попробовать самим сочинить стихотворение в проз (можно в парах), описать в нем, например, какое- то время суток

8.12

27

Н.А. Некрасов. Историческая основа поэмы «Русские женщины».

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о Н.А. Некрасове. Вл.Приходько о писателе. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

Текущий, устный

Подготовиться к инсценированному чтению диалога княгини и генерала. Подготовить историческую справку о восстании декабристов

10.12

28

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

1

Комбинированный урок

Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. Некрасовская муза

Текущий, устный

Выучить отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

15.12

29

А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

1

Комбинированный урок

Правда и вымысел. Конфликт «Рыцарства» и самовластья

Текущий, устный

Выразительное чтение баллады

17.12

30

«Я - писатель, в этом мое призвание…». М. Е. Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

Урок изучения нового материала

Краткий рассказ о писателе.

Знакомство с текстом произведения.

Текущий, устный

Прочитать сказку до конца и составить её цитатный план; подготовьте пересказ всего текста.

22.12

31

«Оживить полностью Щедрина…». Сказка «Дикий помещик». Сатира на социальные и нравственные пороки общества.

1

Комбинированный урок

Анализ произведения, работа со словарём, составление характеристики героев

Текущий, устный

Попробовать сочинить сатирическую сказку (можно на тему школьной жизни) или прочитать сатирическое произведение другого автора, пересказать

24.12

32

Л.Н. Толстой.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др.

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе.

К.Н. Ломунов о писателе.

Самосознание ребёнка, драматическое познание им противоречий жизни.

Текущий, устный

Чтение главы «Классы», вопросы учебника

29.12

33

Л.Н. Толстой «Детство»

1

Комбинированный урок

Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя.

Текущий, устный

Прочитать статью Н.К. Гудзия «Как работал Толстой».

12.01

34

И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых

1

Урок изучения нового материала

Краткий рассказ о писателе. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Текущий, устный

Прочитать рассказ «Лапти», «В деревне»

14.01

35

И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению

1

Комбинированный урок

Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребёнку. Душевное богатство простого крестьянина. Собирание материала для сочинения

Текущий, устный

Работа над планом сочинения

19.01

36

37

Классное сочинение №3 «Золотая пора детства в произведениях Л.Н. Толстого и И. А. Бунина»

2

Урок развития речи

Написание сочинения

Итоговый, письменный

Подготовить сообщение о Чехове, читать рассказ «Хамелеон»

21.01

21.01

38

А.П. Чехов. «Хамелеон».

1

Урок изучения нового материала

Краткий рассказ о писателе.

Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики.

Текущий, устный

Прочитать статью А.И. Ревякина «Антон Павлович Чехов».

26.01

39

А.П.Чехов. Понятие о комическом. Анализ рассказа «Хамелеон»

1

Комбинированный урок

Авторская позиция. Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Текущий, устный

Подготовиться к выразительному чтению рассказа «Злоумышленники», подумать над чем смеется автор и что его огорчает

28.01

40

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

1

Комбинированный урок

Чтение по ролям, беседа по тексту, словарная работа, анализ произведения

Текущий, устный

Читать рассказы Чехова «Тоска», «Размазня» и др

2.02

41

Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова

1

Комбинированный урок

Объяснить смысл названия рассказов, рассмотреть изобразительно-выразительные сред­ства, их роль в произведениях, работа с иллюстрациями

Текущий, устный

Написать небольшое сочинение «Мой любимый рассказ Чехова».

4.02

42

«Край ты мой, родимый край!».

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

1

Комбинированный урок

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Чтение и анализ стихотворений. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения.

Текущий, устный

Выучить одно из стихотворений наизусть; взять в библиотеке повесть М. Горького «Детство».

9.02

Русская литература XX века

43

Встреча с Максимом Горьким. Автобиографическая повесть «Детство» (главы из повести)

1

Урок изучения нового материала

Краткий рассказ о писателе. Трилогия. Первые детские впечатления. Автобиографический характер повести. Изоб­ражение «свинцовых мерзостей жизни». Изображение быта и характеров.

Текущий, устный

Прочитайте II, III, IV главы; найдите в этих главах сведения о бабушке и дополните её характеристику; подготовить дома художественный пересказ различных сцен из повести.

11.02

44

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев

1

Комбинированный урок

Вера в творческие силы народа.

Словарная работа.

Текущий, устный

Подготовить чтение по ролям «Разговор с дедом».

16.02

45

Характеристика героев повести. Подготовка к сочинению

1

Урок развития речи

Обучение анализу эпизода, рассмотреть речевую характеристику героев, роль деталей. Портрета. Пейзажа, изобразительно-выразительных средств в повести

составление плана, подбор материала

Написать домашнее сочинение

18.02

46

«Подвиг во имя людей». По произведению М. Горького «Старуха Изергиль». Легенда о Данко.

1

Комбинированный урок

Слово учителя о рассказе «Старуха Изергиль». Знакомство с текстом «Легенда о Данко».

Текущий, устный

Пересказ отрывка

1.03

47

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

Текущий, устный

Подготовить выразительное чтение «Необычайного приключения…»; прочитать статью учебника. наизусть

3.03

48

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1

Комбинированный урок

Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Текущий, устный

Выучить наизусть стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»; прочитать рассказ Л. Андреева «Кусака»; составить план рассказа «Жизнь Кусаки».

7.03

49

Л.Н. Андреев. Слово о писателе. Рассказ«Кусака».

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Авторское отношение к событиям. Чувство сострадания к братьям нашим мень­шим, бессердечие героев.

Текущий, устный

Р/р. Написать рассказ о любом животном: своём, бездомном «Имя моего любимца»; прочитать рассказ А.П. Платонова «Юшка».

10.03

50

Андрей Платонович Платонов. Рассказ «Юшка». Любовь и уважение к человеку. Осознание необходимости сострадания, сопереживания.

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем.

Текущий, устный

Подготовить рассказ «Дети и Юшка», «Отношение взрослых к Юшке», «Бескорыстие», «Смерть Юшки». прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире».

15.03

51

А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности

1

Урок внеклассного чтения

Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, вза­имопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.

Текущий, устный

Подготовиться к классному сочинению «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?»

17.03

52

Контрольное классное сочинение №4 «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?»

1

Урок развития речи

Написание сочинения - рассуждения

Итоговый, письменный

Подготовить сведения о жизни Ф.А. Абрамова

22.03

53

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака

1

Практикум

Способы создания поэтических образов

Текущий, устный

Выучить одно из стихотворений о войне

24.03

На дорогах войны

54

Час мужества. Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны

1

Урок внеклассного чтения

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

Текущий, устный

Подготовить самостоятельно интервью с участником Вов, подготовиться к конкурсу «Стихи о войне»

29.03

55


Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

1

Урок изучения нового материала

Краткий рассказ о писателе.

Чтение рассказа. Беседа по тексту. Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Текущий, устный

прочитать рассказ Носова «Кукла».

31.03

56

Евгений Иванович Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Чтение рассказа «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Текущий, устный

Прочитать стихотворение «Кукла» К. Случевского, приведённое в вашем учебнике. Есть ли связь между рассказом «Кукла» и стихотворением? (ответить письменно); прочитать рассказ «Живое пламя»

5.04

57

«Не дать погаснуть живому огню…» (по рассказу «Живое пламя» . И. Носова

1

Комбинированный урок

Мотив памяти в рассказе

Текущий, устный

Составить рассказ - справку о Казакове, читать рассказ «Тихое утро»

7.04

58

Юрий Павлович Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе.

Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

Текущий, устный

Выучить стихотворение наизусть.

19.04

«Тихая моя Родина»

59

Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе

1

Урок внеклассного чтения

В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др

Чтение наизусть

По рядам: выучить, сделать анализ стихотворений: 1 ряд- произведение Есенина, 2 ряд - Заболоцкого, 3 ряд - Рубцова. Художникам подготовить иллюстрации.

21.04

60


А.Т. Твардовский. «Братья», «Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...».

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Воспоминания о детстве, размышления о родных, о неразделимости судьбы человека и народа.

Текущий, устный

Выучить наизусть одно из стихотворений Твардовского; прочитать произведение Лихачёва «Земля родная».

26.04

61

Д.С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги).

1

Урок внеклассного чтения

Краткий рассказ о писателе. Духовное напутствие молодежи. Публицистика (развитие представлений).

Текущий, устный

Прочитать рассказ М. Зощенко «Беда».

28.04

Писатели улыбаются или смех Михаила Зощенко

62

Михаил Зощенко. Рассказ «Беда».

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Смешное и грустное в рассказах писателя.

Текущий, устный

Подготовить по группам чтение по ролям понравившегося эпизода

3.05

Песни на слова русских поэтов

63

Песни на слова русских поэтов ХХ века. Лирические размышлния о жизни, времени, вечности

1

Урок внеклассного чтения

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Текущий, устный

Выучить одно из стихотворений наизусть.

5.05

Из литературы народов России

64

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Стихи

1

Изучении нового материала

Размышление поэта об истоках и основах жизни

Текущий, устный

Подготовить выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы 1-3 учебника, стр 227

7.05

Из зарубежной литературы

65

Р. Бёрнс. «Честная бедность»

1

Урок изучения нового материала

Краткий рассказ о писателе. Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Текущий, устный

Выучить стихотворение наизусть; выполнить задание № 2 учебника.

10.05

66

Джоржд Гордон Байрон.

«Ты кончил жизни путь, герой!».

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Текущий, устный

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Ты кончил жизни путь, ге­рой!».

12.05

67

Японские хокку (трёхстишия).

1

Комбинированный урок

Изображение жизни при­роды и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Особенности жанра хокку (хайку).

Текущий, устный

Подготовить выразительное чтение наиболее понравившихся хокку; составьте собственные хокку на одну из тем: природа, друзья, отношения с близкими.

17.05

68

О.Генри. «Дары волхвов».

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Текущий, устный

Подготовить пересказ рассказа.

19.05

69

Р. Д. Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы»

1

Урок внеклассного чтния

Фантастические рассказы - предупреждения

Текущий, устный

Написать отзыв на любое самостоятельно произведение прочитанное

24.05

70

Что читать летом?

1

Итоговый урок

Список литературы на лето.

Рекомендации для самостоятельного чтения

26.05



© 2010-2022