Урок по литературе по роману Н. Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)Методическая разработка





Интегрированный урок

«Они победили смерть!»

11 класс



Учитель русского языка и литературы

Кучинская Галина Владимировна,





Содержание:

1. Интегрированный урок.

2.Пояснительная записка

3. План - конспект урока «Люди мира, на минуту встаньте!»

4. Приложение №1.

5. Приложение №2.

6. Приложение №3.

7.Приложение №4.

8.Приложение №5.

9. Литература

10. Медиапрезентация к уроку «Они победили смерть!»



Интегрированный урок.

Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и литература. Напротив, по своей сути, школьный предмет «Литература» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предполагает познания учащихся во многих областях науки, искусства, культуры, истории, а также реальной повседневной жизни.

Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе.

Одной из важнейших проблем, на наш взгляд, является заметное снижение интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла, что во многом обусловлено объективными причинами. Сама специфика литературы и истории на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам, т. е. логика данных наук ведёт к их объединению, интеграции.

Внедрение в школах компьютеров помогло снять возникающие в процессе обучения познавательные трудности, вызвать интерес у учащихся к историческим процессам, показать возможность изучения литературы и истории, нестандартными методами. Компьютеризация дала возможность наглядно увидеть на экране дисплея то, что раньше составляло трудность и недоступность нахождения материала (портретов, картин…).

Интеграция - это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Преимущества интеграции на уроке

1.Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

- Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

- Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

- Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет
переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают
познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

4.Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.









Пояснительная записка

Целью данной методической разработки является вовлечение каждого

учащегося в активный познавательный процесс урока. Отбор содержания урока произведен в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъективного опыта ребенка. Форма проведения - работа в группах в сочетании с индивидуальной деятельностью. Это одна из наиболее рациональных форм в системе ЛОО. При применении технологии ЛОО учитель выступает в роли организатора самостоятельной деятельности учащихся, консультантом и помощником.

На уроке применяются деятельностный и компетентностный подходы к обучению. Учитель называет тему, вместе с учениками формулируют проблему, а затем ребята самостоятельно определяют цели и задачи урока. Основным методом является проблемно - поисковый, он построен на самостоятельной деятельности учеников по осознанию проблемы, поиску

способов ее решения. К этому уроку ребята самостоятельно готовили биографию писателя, искали ответы на вопросы:

-Почему Н.Г.Дворцов обратился к этой теме?

- История написания романа, прототипы героев.

-В каких условиях содержались военнопленные?

-Почему роман называется «Море бьется о скалы»?

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, об искусстве и литературе, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле. Наиболее удачным мы сочли использование произведения Н.Г.Дворцова «Море бьётся о скалы».Д.С.Лихачев говорил:

«Любовь к родному краю, знание его истории, - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры общества».

Актуальность данной темы не вызывает сомнений по нескольким причинам: концлагеря - это не только история, но и современная реальность: албанские лагеря смерти для сербов, пытки над арабами в американской тюрьме Гуантанама, националистические организации фашистского толка: баркашовцы, скинхеды, антисемиты…

Исходя из этого, мы ставили следующие цели и задачи:

-Дать и закрепить представление о таком явлении как концентрационный лагерь;

-Показать причины возникновения Концлагерей;

-Показать ужас этой бесчеловечной системы;

-Сравнить систему ГУЛАГ и фашистские лагеря, что общего и в чем различия;

-Доказать, что это не национальное явление, а порождение тоталитарной системы, отсутствие или слабости института гражданского общества;

-Показать значимость человеческого фактора: с одной стороны проблема внутри нас ведь машины уничтожения в Германии и СССР работали с молчаливого согласия и иногда одобрения миллионов людей; с другой стороны сила и величие гуманизма на примере подвигов узников и тех, кто им помогал, спасал;

-Найти пути выработки у человечества «иммунитета» против этой «заразы»;

-Показать мерзость не только системы уничтожения, но и самой идеологии, допускающей это;

-Продемонстрировать нелицеприятный облик «отцов» фашизма и нацизма;

-Доказать значимость международных организаций и документов как силы, способной эффективно противостоять такой системе (Международный Красный Крест, международное гуманитарное право, ООН).

Обоснование выбора темы

С каждым годом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Люди начинают забывать тех, кто спас нашу страну от фашистской Германии. Практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал в фашистских концлагерях, многое забылось или просто замалчивалось. Огромное количество наших бабушек и дедушек было зверски убито за пределами нашей Родины, в германских концлагерях. Действительно, сами цифры уничтоженных мужчин, женщин и детей поражают многих до сих пор. Ведь счёт шёл ни на сотни, ни на тысячи, даже ни на десятки тысяч, а на миллионы. Единицы, кто смог выжить. И к шестидесяти пятилетию Победы в Великой Отечественной войне мы приоткроем страницы из чудовищной истории концлагерей, а также поговорим о тех людях, который пережили годы в концлагерях, которые, будучи одинокими, смогли выжить в тяжёлых условиях войны, но не потеряли человеческого достоинства. Мы не должны забывать о тех ужасах, зверствах, которые чинили фашистские изверги. Ведь сейчас об этом очень мало информации.

Многим жертвам плена, оставшимся в живых, Германия выплачивает компенсацию, но уже никто не сможет вернуть этим людям их молодость и здоровье, которое они потеряли в фашистских застенках, и уже никто не вернёт загубленные души.

Судьба Н.Г.Дворцова является хорошим примером для нас, он боролся и он выжил. Быть практически одиноким и, несмотря на это, суметь выжить в тяжёлых условиях оккупационного режима, бороться с трудностями, наверное, смог бы не каждый человек.

Постановка проблемы

Великая Отечественная война унесла миллионы жизней. Как сделать так, чтобы это никогда не повторилось? Это одна из важнейших проблем нашего времени и мы должны её решать.

Цель: Ознакомление с биографией и творчеством писателя Н.Г.Дворцова роман «Море бьется о скалы». Закрепить, проанализировать, обдумать прочитанное, определить личное отношение к роману. Выявить причины порождения концлагерей. Как сделать так, чтобы это никогда не повторилось.

Наглядность: Портрет Н.Г.Дворцова, эпиграф, тема, вывод, иллюстрации о войне, выставка произведений Н.Г.Дворцова, выставка материалов из музея, музыка.

Друзья, нашу сегодняшнюю встречу, мы назвали «Они победили смерть!».(1 слайд)Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

В этом названии все: и покаяние, и боль, горечь, негодование и даже презрение.

Такая гамма, переживаний возможна потому, что мы будем говорить о концентрационных лагерях, их узниках и нелюдях - палачах.

Задачи, которые мы ставим перед собой:

Найти причины - и здесь мы должны четко дать себе ответ, что это не порождение, немцев, русских или кого-либо еще. Это порождение тоталитарной системы.

Следующая задача - показать уродливость этих сооружений.

Ведь если признать это нормой, то можно смело говорить не о прогрессе человечества, а о деградации.

Следующая задача - развенчать некоторые мифы, например, что концлагеря - это изобретение немцев.

И еще одна задача - постараться найти пути, как избежать этого. Кто-то скажет «Сейчас это не актуально к чему это сейчас». Но есть пример того, что эта тема актуальна и сегодня: албанские лагеря смерти для сербов, пытки над арабами в американской тюрьме Гуантанама недалеко ушли оттого, что творилось в концлагерях, современная Украина - проявление фашизма.

Я, сознательно постараюсь не злоупотребить статистикой, ведь самое главное не точные цифры погибших, а то, что вообще можно было безнаказанно поставить смерть на поток.

Итак, начнем с развенчания некоторых легенд.Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

Концлагеря - это не фашистское изображение, а детище большевика Троцкого.(2 слайд)

Возникли они в 1918 году как одно из орудий красного террора, классовой борьбы.

Это будет иметь роковое значение для двух миллионов советских пленных.

Потому что они испытают двойной гнет, когда, вернувшись из фашистских лагерей, попадут в систему ГУЛАГА.

Точно подсчитать количество советских лагерей невозможно: официальная цифра - 6,5 миллионов человек, Солженицын говорил о более 10 миллионах человек.

Но всё - таки по масштабам истребления, по цинизму ничто не сравнится с фашистскими лагерями.(3,4,5,6)Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

Идеологи этих зверств известны всем: Гитлер,

Гесс, Гиммлер, Геринг.

Цинизм появлялся во всем: в существовании детских боксов, методах уничтожения, индустрии изделий из человеческой кожи.(7 слайд)

У лагерей смерти были планы по поставкам качественной человеческой кожи для изготовления дамских сумочек, абажуров, перчаток.(8 слайд)Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

За бракованную кожу штрафовали.

Я не смакую подробности, я пытаюсь показать, что за этим стояли духовно уродливые люди с полным отрицанием общечеловеческих ценностей.

У фашистов был очень популярен термин «унтерменш», т.е. недочеловек.(9,10,11,12,13 слайд)

Мы можем смело говорить о том, что унтерменшами были они, в смысле, нелюди.Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

Вся система бесчеловечна, когда одновременно…

Человечество не только дало оценку этим злодеянием, но и пытается сделать все, чтобы это не повторилось. Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

Была разработана система международных организаций и документов (Международный Красный Крест, международное гуманитарное право, ООН…) Но самое главное внутри нас, необходимо, чтобы каждый человек нес в себе внутренний протестов против такой жестокости. Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

Я вам представил общую картину, а как это выглядело в судьбах конкретных людей, в судьбе нашего известного земляка писателя Дворцова поведает преподаватель - филолог Кучинская Г.В.

1.Слово учителя:Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

Имя писателя Николая Григорьевича Дворцова (14 слайд) нам хорошо известно, но мы мало знаем о нем. А ведь этот человек долгие годы провел в фашистских концентрационных лагерях, смог выжить и рассказать о тех ужасах, которые ему пришлось пережить. Давайте послушаем небольшое сообщение о жизни этого человека.

Приложение № 1.

6.Слово учителя:

В романе «Море бьется о скалы» просто и правдиво рассказывается о стойкости советских людей, оказавшихся за колючей проволокой фашистских лагерей, о мужестве людей, организовавших сопротивление даже в концентрационном лагере.

- Кто такой герой? (на доске)

-Что такое подвиг?

Мы говорим герой - это тот, кто в решающий момент совершаетУрок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

поступок, проявившийся в действии при самых тяжелых обстоятельствах.

Подвиг - героический, самоотверженный поступок.

На дом вам были даны вопросы, на которые вы приготовили ответы, работали в группах.

Работа в группах:

I. -Почему Н.Г.Дворцов обратился к этой теме?

Приложение № 2.

II.

История написания романа, прототипы героев. Об этом нам расскажет…(сообщение).

Приложение № 3.

III.

-В каких условиях содержались военнопленные? (опишите)

(коротко пересказать или зачитать отрывки из текста)

IV.

-Что вы можете сказать о героях этого романа и о тех людях, которые прошли через застенки фашистских лагерей?

Они все совершили подвиг. Их всех можно назвать героями, потому что выдержать эти муки ада не так - то просто.

Приложение № 4, 5.



Учитель:

Дворцов в ярких, запоминающихся картинах показал, как гитлеровцы издевались над советскими военнопленными, морили их голодом, изнуряли непосильным трудом, бесчеловечно расправлялись с теми, кто не стал изменником родины.Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

- Почему роман называется «Море бьется о скалы». Где происходят события?

Примерный ответ учащихся: События происходят у берегов Норвегии. Это наложило отпечаток на то, в каких условиях содержались военнопленные: промозглая погода, сырость, сырость везде: на улице, в бараках, постоянно влажная одежда. Шум прибоя постоянно был слышен в лагере, напоминая узникам, что где-то рядом свобода. Ведь море - это символ свободы, независимости, яростной борьбы…

Если мы говорим, что капля точит камень, то море - это огромная разрушительная сила, противостоять которой практически невозможно. И если провести параллель с романом (рука с растопыренными пальцами, сжимающимися в кулак и капля, точащая камень, капля за каплей - огромная морская стихия), то становится ясно, что море - это военнопленные, которые не смирились со своим положением и продолжают вести борьбу, даже находясь в фашистских застенках.

- Что больше всего вам запомнилось, поразило вас? (ответы учащихся).

Вывод:

В романе «Море бьется о скалы» Дворцов нарисовал правдивые образы немецко-фашистских захватчиков, раскрыл звериную мораль гитлеровских поработителей, стремившихся установить мировое господство и жить за счет безжалостной эксплуатации

других народов. Начав войну против Советского Союза, они надеялись захватить наши богатства, превратить наших людей в своих рабов.

Дворцов вскрыл античеловеческую сущность фашизма. Показал, что такое никогда больше не должно повториться.

А подвиг советского народа никогда не будет забыт.

(Звучит песня «Бухенвальдский набат»).

Приложение № 1.



Николай Григорьевич Дворцов родился 19 декабря 1917 года, в селе Куриловке, Новоузенского района, Саратовской области, в семье столяра. Ему рано пришлось столкнуться с трудностями. В 1929 году умер отец, и мальчик остался с престарелой матерью. После окончания школы крестьянской молодежи он поступил в строительный техникум, но в 1937 году из-за материальных затруднений был вынужден прервать учебу и пойти учиться на работу в управление ирригации Саратовского областного земельного отдела техником-нивелировщиком.

Дворцова тянуло к знаниям. В 1938 году, окончив вечерний рабфак, он поступил в Саратовский учительский институт, на факультет языка и литературы. Здесь он пробует свои творческие силы, пишет детские рассказы. Один из них - «Бельчик»- в 1939 году был опубликован в пионерской газете. В 1940 году в альманахе «Литературный Саратов» был напечатан рассказ «Дошкольники». Так начал Дворцов свой творческий путь.Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

В начале ВО войны Дворцов был в составе наших войск и находился в Иране, а в декабре 1941 года участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Таганрогом. В мае 1942 года, принимал участие в неудачной операции по освобождению Харькова от немецких оккупантов, попал в плен. Лето провел в пересыльных лагерях Польши, Германии, а в октябре его отправили в Норвегию, где он находился до конца войны. (18,19,20,21 слайд) Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

Дворцов, испытал зверство немецко-фашистских поработителей, покрывших захваченные территории лагерями смерти. Гитлеровцы морили голодом, изнуряли каторжными работами. Враги пытались сломить волю советских бойцов. Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

Но любовь к родине была беспредельна, вера в победу - неугасима. Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

Это давало силы продолжать в нечеловеческих условиях борьбу с ненавистным врагом.

В лагере была организована подпольная группа, членом которой состоял Дворцов. Она установила связь с Норвежскими коммунистами, систематически получала от них правдивую информацию о положении на фронтах. Лагерь готовился к восстанию. 10 ноября 1944 года шесть подпольщиков были схвачены и расстреляны фашистами. Но это не сломило волю советских людей. Борьба продолжалась. Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

После окончания ВО войны Дворцов непродолжительное время служил в Советской Армии, затем работал гидротехником Гусеевского торфопредприятия во Владимирской области.Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

В 1947 году Дворцов приехал в Барнаул, где в то время жили его мать и брат. Здесь он работал начальником оперативного отдела краевого управления сберкасс, затем корреспондентом комитета радиоинформации и заместителем редактора газеты «Сталинская смена».

Спустя многие годы Дворцов возвращается к литературному труду. В альманахе «Алтай», в местных газетах печатаются его рассказы и очерки. В 1953 году выходит в свет его первая повесть «Мы живем на Алтае».

В последующие годы появляется ряд новых книг Дворцова. В 1955 году Дворцов был принят в члены Союза советских писателей.



Приложение № 2.

1) - В память о погибших в застенках товарищах. И тут очень хорошо подходят слова А.Т.Твардовского:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же…

2) - Николай Григорьевич обратился к этой теме, потому что сам прошел через концентрационный лагерь. И все ужасы, пережитые в застенках, были свежи в его памяти.

Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)

3) Думается, он и теперь имеет самое живое, не мемуарно - архивное значение и отвечает самым высоким нравственным требованиям. Писатель считал, что все и особенно молодежь должны знать, как сражались их отцы и деды, их не смогли сломить ни тюрьмы, ни концентрационные лагеря. Зачитать слова Н.Г. Дворцова: «Прошлое всегда в сердце. Оно никогда не умрет потому, что плен для советских людей был не только мученичеством, но и борьбой. Борьбой смертельной и неравной. Голоду, изощренным издевательствам, автоматам советские люди могли противопоставить только свое мужество, свою ненависть к врагу, свою любовь к Родине. Вот почему я считаю, что о борьбе советских людей в фашистских застенках должны знать все и особенно новое, молодое поколение».

4) Тема актуальна и сегодня.

Приложение № 3.

В основе романа лежат достоверные факты, многие герои имеют прототипов. Работая над книгой, мне пришлось заново пережить все пережитое. Роман написан на действительных фактах, однако, персонажи его собирательны. Исключение составляют, пожалуй, Васек Хорошаев и врач Садовников. Но и здесь пришлось додумывать и обобщать (это и явилось причиной того, что я изменил имя и отчество Садовникова).

Когда роман был закончен и находился в печати, в «Комсомольской правде» появилось статья «страна фиордов помнит героев»(№227, от 26 ноября 1961 года). Из нее я узнал, Садовников жив, заведует хирургическим отделением больницы в городе Джизаке Сырдарьинской области.

Жив! Жив! Сейчас же в далекий край полетело письмо. А летом мы встретились в Барнауле, встретились спустя 19 лет.

Урок по литературе по роману Н.Дворцова Море бьется о скалы (10 класс)













Приложение № .4

Роман «Море бьется о скалы» - 1961 год.

Роман «Море бьется о скалы» посвящен советским воинам, сражавшимся с немецкими захватчиками и оказавшимися в плену у врага. В нем автор глубоко раскрыл характер советского человека, показал его героизм, верность родине, мужество и стойкость в борьбе с фашизмом.

Высокие моральные качества Дворцов воплотил в образе военврача Олега Петровича Садовникова. Оказавшись в плену у немецких захватчиков, он не падает духом, а активно борется с ними. Создает в лагере военнопленных, расположенном в оккупированной гитлеровцами Норвегии, крепкую боевую группу, которая готовит вооруженное восстание, всячески срывает строительство важного военного объекта - базы для немецких подводных лодок, предназначенных для нападения на караваны судов, идущих в северные порты Советского Союза.

В тяжелой обстановке, когда многим военнопленным казалось, что борьба с врагами бессмысленна, Садовников вдохновляет своих товарищей, вселяет в них уверенность, сплачивает их на борьбу с ненавистными захватчиками. Он говорит своему другу Федору Бойкову: «Видишь?-Садовников поднимает ладонь с широко растопыренными пальцами.- Каждый палец сам по себе. И мы так… Смотри!- садовников медленно сжимает пальцы в кулак.- Вот так надо. Это старая истина». И военнопленные прониклись убеждением, что для борьбы с фашистами нужна организованная сила.

Под руководством Садовникова, который стоял во главе штаба подпольной группы, военнопленные устанавливают связь с норвежскими коммунистами, достают оружие, получают правдивую информацию о положении на фронтах. Он понимает, что «правда нужна не только ему, а всем. Правда - оружие. И это оружие следует во чтобы то ни стало добыть. Обязательно!»

Садовников организовывает борьбу против вербовки военнопленных во власовскую армию, которую немецко-фашистские захватчики намеревались бросить против советских войск. Он дает конкретное указание, какими методами срывать план немцев: «С власовщиной надо бороться всеми силами… Все доводы власовцев надо разбивать. Конечно не в открытом споре, а потихоньку. Надо действовать через командиров взводов. Пусть те подберут грамотных ребят…» И военнопленные не изменили своей родине, остались ей верны до конца, несмотря на расстрелы и угрозы немцев.

Садовников внимателен к своим товарищам, заботлив. Он использует все, чтобы облегчить мучительную жизнь военнопленных. Когда Степана Енина и Васька избили немцы, он берет их в свой лазарет, не боясь, что это ему грозит большой опасностью. Поправившись, Степан Енин и Васек уходят из лазарета, унося в своем сердце глубокую благодарность к врачу. «Отлежались, - говорит Васек. - спасибо Олег Петрович…»







































Приложение № 5.

Садовников проявляет мужество, самообладание в самых сложных обстоятельствах. Когда ему стало известно, что немцы по доносу предателя готовят расправу над его другом Федором Байковым, он твердо, спокойно принимает решение. «Сегодня уйдешь, - говорит он другу. - Я предвидел, договоренность давно есть. Бросаешься за развалины школы. Там тебя будут ждать. Никифор предупредит Людвига… Возьмешь пистолет».

Немцы, проверяя лазарет, в котором жили избитые Степан Енин и Васек, предупреждают Садовникова: «…если хоть один из этих больных окажется не больным - тебе придется плохо». На эту угрозу Садовников отвечает уверенно, хладнокровно: «Я понял, но ответить по - немецки не могу. Плохо говорю. Здесь нет и не бывает здоровых. За это готов всегда ответить». Такую стойкость и выдержку может проявить только настоящий патриот родины, каким показан Садовников.

(19слайд) Борясь с немецкими извергами, Садовников защищал не только свою родину, но и все прогрессивное человечество. Недаром одним из эпиграфов к роману автор взял знаменитые слова чешского патриота Юлиуса Фучика: (15 слайд) «ГЕРОЙ-это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества».

Дворцов создает в романе образ молодого советского солдата Степана Енина, в прошлом учителя, характер которого мужает в борьбе с врагами. Попав в плен к фашистам, Степан Енин вначале считал, что все погибло. «Эх, жизнь разнесчастная, пропала…» - думает он.

Мрачные настроения безнадежности Степана Енина Дворцов усиливает описанием суровой, нерадостной природой Норвегии, которую немцы оккупировали куда привезли советских военнопленных: «Когда блеклый дождливый день незаметно переходил в вечерние сумерки, их выгнали из сарая. Море гулко билось о скады. Над седыми гребешками волн стонали и плакали чайки. На вершине скалы ветер безжалостно терзал молодую березку».

Степана Енина окружают верные друзья, помогают ему вырасти в активного борца против фашистов. Жорка, говоря о предателях, которые служат гитлеровцам, убеждает Степана: «Ну, ничего, придет время - сведем баланс».

Степана Енина постепенно привлекает к подпольной работе Садовников, давая ему различные поручения. Когда Степан сообщил, что он услышал от норвежца о поражении немцев под Сталинградом, Садовников сказал ему: «Порадовал!.. Ребятам передать новость?.. Надо сообщить. Это обрадует. Только, конечно, сообщить не как на митинге… Ты видел когда - нибудь выгрузку арбузов по цепочке, из рук в руки? Вот и новость так передать… Пусть ходит».

Принесенная Степаном весть о разгроме немцев под Сталинградом вызвала у пленных ликование, укрепило их веру в скорую победу Советской Армии над фашистскими поработителями.

Степан Енин вырастает до настоящего борца, способного совершить самоотверженный поступок во имя победы над врагами. Он вместе с цыганом устраивает в военном порту взрыв, который приносит немцам огромный вред.







Список литературы

1. Энциклопедия «Великая Отечественная война 1941-1945». М., 1985 г.

2. Художественная книга «Слесарная команда Равенсбрюка». Воспоминания заключённой № 10787. М., 1985 г.

3. Художественная книга «Они победили смерть». Воспоминания заключённых женского лагеря Равенсбрюка.

4.Н.Г.Дворцов «Море бьётся о скалы». Алтайское книжное издательство.1972г.

5.И.Казанцев «О творчестве Н.Г.Дворцова». Барнаул. 1961г.





© 2010-2022