Урок литературы в 10 классе Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского

Урок -характеристика главного героя романа Л.Н.Толстого "Война и мир" Андрея Болконского. Учащиеся работают над проблемным вопросом, наблюдают поведение героя в разных обстоятельствах, объясняют причины тех или иных поступков героя, делают выводы. Роль учителя - сотрудничать с учащимися в поиске ответов, сомневаться вместе с ними, размышлять... Рефлексия подразумевает обращение с вопросами к самому себе. Важно помочь учащимся решить эти проблемы; учить анализировать произведение, понимать его ед...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок литературы в 10 классе Путь идейно-нравственных исканий Андрея БолконскогоУрок литературы в 10 классе Путь идейно-нравственных исканий Андрея БолконскогоУрок литературы в 10 классе Путь идейно-нравственных исканий Андрея БолконскогоУрок литературы в 10 классе Путь идейно-нравственных исканий Андрея БолконскогоУрок литературы в 10 классе Путь идейно-нравственных исканий Андрея БолконскогоУрок литературы в 10 классе Путь идейно-нравственных исканий Андрея БолконскогоУрок литературы в 10 классе Путь идейно-нравственных исканий Андрея БолконскогоУрок литературы в 10 классе Путь идейно-нравственных исканий Андрея БолконскогоУрок литературы в 10 классе Путь идейно-нравственных исканий Андрея БолконскогоУрок литературы в 10 классе Путь идейно-нравственных исканий Андрея БолконскогоУрок литературы в 10 классе Путь идейно-нравственных исканий Андрея БолконскогоУрок литературы в 10 классе Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО) Косарева Татьяна Васильевна

Город, район: Барнаул, Центральный район

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №63»

Предмет (или должность): учитель русского языка и литературы

Класс: 10

Тема урока: Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского.

Характеристика класса: Общеобразовательная городская средняя школа. 10 класс, в котором учатся 20 человек: 9 девочек, 11 мальчиков. В классе 2 отличника, неуспевающих учащихся нет. Ребята ответственно относятся к учебе. Большинство учащихся собираются поступать в высшие учебные заведения. Школьники имеют опорные знания по литературоведению, интересуются событиями общественной жизни, владеют навыками самостоятельной работы. Ребята привыкли к творческой работе на уроках, любят диалоговые формы организации обучения, свободно высказывают личное мнение.

На уроках наблюдается положительный эмоциональный настрой.
15 человек посещает факультатив по предмету.

Характеристика урока с позиции его места в курсе.

Урок «Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского) - пятый урок по теме «Лев Николаевич Толстой и его роман «Война и мир». Учащиеся познакомились с биографией писателя, этапами творческого пути великого мыслителя. Задумались над духовными исканиями писателя, узнали историю создания, жанровое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир». На этом уроке будут решаться задачи, как данного урока, так и всей темы в целом, в том числе такие как:

  • умение анализировать художественные тексты, выделять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, сравнивать, строить аналогии, систематизировать, отбирать материал по теме урока.

  • воспитание хорошего читателя, умение видеть глубину художественного текста, чтобы восприятие настоящей литературы вызывало эстетическое наслаждение.

При постановке целей урока учитывались следующие факторы:
• возраст учащихся (15 - 16 лет): психологические особенности подростков, а именно, важнейшее качество - появление чувства взрослости, формирование личности, собственного «Я»; (учащиеся на уроке отстаивают свою позицию, используя мнения своих товарищей);
• достаточно высокий уровень обученности школьников (в том числе частично-поисковый уровень самостоятельной деятельности);
• техническое оснащение школы, а именно наличие отдельного кабинета литературы, что создает положительный настрой класса на урок;
• специфика темы урока (объективная содержательная сложность, большой объем, но в то же время интерес учащихся к теме; на протяжении всего урока шла работа с понятием «Честь» в различных аспектах и на различных уровнях);
• свои собственные возможности педагога, имеющего опыт в профессиональной педагогической деятельности. С учётом личностно-ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников:


- познавательных умений (умение отвечать на вопросы, связано излагать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию);

- способов умственных (анализ, синтез) и практических действий;

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир», ноутбук, CD - диск Л.В.Бетховен (классическая музыка), фотографии Л.Н. Толстого, иллюстрации к роману, столик, скатерть, свечи ,подсвечники, раздаточный материал на каждого ученика, CD-диск с фрагментами художественного фильма «Война и мир».

Раздаточный материал: цитаты из произведений Л.Н.Толстого.

- «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие - душевная подлость».

- «Одно из самых обычных распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т.д. Люди не бывают такими. А мы всегда так делим людей. И это не верно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же ,но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая , то холодная ,то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».

- «Как бы хорошо написать художественное произведение, в котором бы ясно высказать текучесть человека, то, что он один и тот же, то злой, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо».

Организационный момент, включающий:

  1. постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной;

  2. определение целей и задач, которых учитель хочет достигнуть на данном этапе урока;

  3. описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока;

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают тему урока в тетрадь, слушают учителя.

Цель: подготовка к работе на уроке.

Задачи:

- определение отсутствующих;

- проверка готовности к уроку учащихся (Проверка наличия художественных текстов (закладок по тексту), тетрадей и т.п.);

Методы: словесный. Обращает внимание учащихся на наличие раздаточного материала, презентацию

Время: 1-2 мин.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу и изучение нового учебного материала., включающий:

  1. определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); Развивать и совершенствовать глубокое, более активное и полное, творческое восприятие художественного произведения; формировать умение свободно высказывать свое суждение о прочитанном текст, аргументировать свой ответ;

  2. определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; Овладение выразительными средствами русского литературного языка, совершенствование речи учащихся;

  3. описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач: Использую методы: обучение выразительному чтению учащихся; комментированное чтение; слово учителя, умеющее цельно правильное и возможно более глубокое эмоциональное восприятие произведения; беседа (цель выяснить впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляющая внимание на идейные и художественные особенности; постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения; постановка системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям; самостоятельный поиск учащимся существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы.

  4. описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  5. определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей: постановка наводящих вопросов, подсказка, работа с учебником, критической статьей;

  6. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; - метод поощрения (похвала учителем ребёнка)- метод взаимной проверки (один ребёнок отвечает, другой его проверяет)- создание ситуаций успеха (индивидуальный подбор заданий разного уровня сложности)

  7. описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. Критерии: Оценка «5»- самостоятельный ответ без наводящих вопросов учителя, демонстрация усвоения ранее изученных тем, знание текста, оригинальность и самостоятельность суждений, грамотная литературная речь; Оценка «4» - наличие одного-двух недочётов при ответе, которые легко исправлены по замечанию учителя; Оценка «3» - наличие недочетов, которые не исправляются легко, слабое знание текста, невыразительность речи.

  8. данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); Помочь учащимся освоить произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художественные проблемы.

  9. определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; Важно помочь учащимся решить эти проблемы; учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов, учить размышлять, оформлять свои размышления в словах, в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной. В работе с этим приемом важно, чтобы: 1. Школьники уяснили суть проблемы для обсуждения; 2. Сумели обосновать свое суждения фактами; 3. Сумели выслушать доводы других, обосновать свои "за" и "против";

  10. описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; Постановка системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям; самостоятельный поиск учащимся существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы.

  11. описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; Подробно в конспекте урока.

  12. описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; Критерии определения уровня внимания:

- высокий: учащиеся активны, заинтересованы, участвуют в работе с желанием;

- средний: учащиеся отвлекаются, не проявляют постоянного желания участвовать в работе;

- низкий: учащиеся не заинтересованы в работе;


  1. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала; Для повышения мотивации учения

  • использование так называемых индивидуальных и групповых договоров, заключаемых между учителем и учащимися;

  • создание в процессе обучения психологической атмосферы уверенности и безопасности, свободы и ответственности;

  • использование системы интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками;

  • совершенствование урока как результата сотрудничества учителя и учеников, эмоциональное обогащение его. А эмоции - верный способ создания и поддержания мотивации обучения;

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Смотрят слайды презентации, отвечают на вопросы, приходят к выводу: Герой романа-эпопеи назван «князем Андреем» неслучайно. Он носитель родовых традиций, воплощенное мужество и честь дворянина. В России почётный наследственный дворянский титул. Пожалование княжеским титулом ввел Петр I в начале 18 века.) Князь - наследник отца, князь Андрей - наследник Николая Андреевича Болконского, который, умирая, думает о судьбе России. Имя Андрей означает храбрый, мужественный. Апостол Андрей - ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси.







Определяют эпизоды, которые являются поворотными в судьбе князя Андрея. Разочарование в светской и семейной жизни. Война 1805 года - желание славы. Ранение под Аустерлицем - « вечное небо, покой». Богучарово - изменение положения крестьян , спор с Безуховым о смысле жизни. Попытка служить государству ( Аракчеев, Сперанский). Влюбленность в Наташу - желание жениться. Разрыв с Наташей. Война 1812 года - «наш князь» - единение с народом.







Учащиеся делятся на группы. Состав групп определяется произвольно, 6-7 человек в группе, они составляют план ответа или полный ответ на вопрос (часть вопроса). Задания группе распечатаны.




Цель работы: активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие литературы. (Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы).





Каждая группа учащихся знакомит со своими мыслями на тему «Духовные искания А. Болконского, делает запись высказывания по заданию группы, по возможности определяют вклад каждого члена группы в общую работу.

Группа 1.

Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь "чужой"? (т. 1. ч. 1. гл. III--IV)

Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1. ч. 1. гл. III, XII).

Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на батарее Тушина.

Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея. Ощущение, что "все это не то" (т. 1. ч. 2. гл. XXI).

Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1. ч. 3. гл. XVI--XIX)



Группа 2.

Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2. ч. 2. гл. XI).

Новое разочарование, кризис Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2 ч. 3. гл. I).

Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2 ч. 3. гл. I--III).

Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2. ч. 3. гл. IV--VI, XVIII).

Любовь к Наташе и разрыв с ней



Группа 3.

Князь Андрей в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний.

Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3. ч. 1. гл. XI; ч. 2. гл. V, XXV).

Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли "наш князь". Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3. ч. 2. гл. IV--V, XIX--XXXVI)

Встреча с Анатолем Курагиным в госпитале - прощение. Встреча с Наташей - прощение. Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3. ч. 2. гл. XXXVII; т. 3. ч. 3. гл. XXX--XXXII)

Затем каждая группа получает возможность выступить по своей теме. В результате обсуждения тем делается общий вывод. Главное в уроке - это совместный поиск истины.

Цель: Установление осознанности учащимися подготовленного вывода.

Задачи: Проверка полноты, глубины и осознанности усвоения темы. Установление выявленных непониманий.

Цель урока: Анализируя текст, выяснить, в чем состоит душевная глубина и своеобразие Андрея Болконского на пути в непрерывных поисках истины, и каков принцип изображения Толстым положительных героев.

Прежде, чем приступить к теме урока, расскажите, как вы понимаете такие слова: честь, князь и др?

Проблемный вопрос: Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского «дорогой чести», и как эта мысль Толстого в романе «Война и мир» сочетается с его представлением о том, «как жить, чтобы жить честно…» (слайды 2,3,4)

Словарная работа: определение значения слова честь, ("Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть."), подбор синонимов к нему; что обозначает титул «князь», имя Андрей (слайд 6);

Учитель зажигает свечу как символ жизни человека.

Итак, давайте пройдем вместе с Андреем Болконским дорогой его духовных исканий.

(Учитель приходит на помощь в случае затруднения).

Какие эпизоды являются поворотными в судьбах героев?

(Если замечаю, что кто-то не знает текста, беру на заметку для определения ему индивидуального вопроса при домашнем задании)

Цель: выяснить впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляющая внимание на идейные и художественные особенности.

Беседа по роману с пересказом эпизодов и кратким комментарием. Передача содержания текста учащимися как способ аргументации.




Поисково - исследовательская работа.









Задание группе 1.

Каким предстает перед нами князь А. Болконский в салоне А.П. Шерер?
Кому искренне обрадовался Андрей?
Почему Болконский решил пойти на войну?
О чем мечтал Андрей?
О чем думал князь накануне Аустерлицкой битвы?
Как вел себя герой на батарее Тушина?
Что стало символом нового, высокого понимания жизни героя?
Задание группе 2.Что взволновало Андрея в Отрадном?
Какие мысли вызвали у Андрея встречи со старым дубом?
Есть ли связь между этим образом и небом Аустерлица? Какой?
Почему Болконский разочаровался в общественной деятельности?
Что привлекало князя Андрея в Наташе?



Задание группе 3.
Причины разочарования князя?
Какие события отвлекли Болконского от жизненных неурядиц?
Как князь Андрей командовал полком? Какие черты характера проявились?
Почему Болконский отказался служить в штабе Кутузова?
Как был ранен герой? Что чувствовал он, о чем думал?
Как отреагировал князь Андрей, увидев Анатоля Курагина?
Какую книгу попросил князь в Мытищах? Почему?
Какими были последние дни жизни Андрея Болконского?

Учитель показывает в презентации опорный конспект. Предлагает выступить группам по опорному конспекту:

1812

Европа

О.благо благо

Слава«Неужели мне открылась истина, чтобы я жил во лжи…?»

Месть

Любовь

Дружба

Подведение итогов работы при помощи опорного конспекта:

Несколько взлетов и падений пережил князь Андрей в своей жизни. Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. Самое главное, он не трус, не карьерист, не «ищет уютного местечка». Князь Андрей появляется в салоне А.П.Шерер и, еще не зная его, мы можем о нем сказать нечто важное. Что именно?

(Выступает первая группа)

У Болконского скучающий вид, красивое лицо портит гримаса. Но мы узнаем, что он может быть совсем другим с теми, кого любит… Когда Пьер спросил его, зачес он идет на войну, он отвечает: « …Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне». Князь Андрей не удовлетворен пустой светской жизнью, он хочет большего, он мечтает о славе. И хочет заслужить ее настоящим подвигом, настоящим делом. Его задевает тщеславие, свойственное светскому обществу, он хочет добиться славы честно. В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет смысл жизни. После Аустерлицкого сражения его мечты о славе показались ему ничтожными, а Наполеон - мелким.

(Вторая группа)

После войны 1805-1807 года Болконский возвращается домой и живет в своем имении. Его душевное состояние тяжелое. Дружба с Пьером Безуховым возвращает его к жизни. Он страдает из-за отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но потом понимает, что они оторваны от жизни. В его жизни появляется Наташа Ростова, и он вновь наполнен желаний, сил, едет в Европу, мечтает. Но…

(Третья группа)

Он идет на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполнены: он желает отомстить Курагину, выступает за Отчизну, участвует в общем патриотическом деле. Но и тут его постигает разочарование. Он понимает, что жить надо для добра. Быть добрым вообще, понимать и любить людей. Он понимает, как был жесток с Наташей, становится мягче, добрее, мудрее. Только такому активному человеку нужно активное выражение любви. Его не оказалось. И встал перед Болконским тупик.

Проблемный вопрос: Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского «дорогой чести», и как эта мысль Толстого в романе «Война и мир» сочетается с его представлением о том, «как жить, чтобы жить честно…» (слайды 2,3,4)

Итоговый вопрос:

Если бы князь Андрей не умер и его поиски продолжались, к чему бы они привели Болконского?

Демонстрация фрагмента художественного фильма «Война и мир». ( Эпизод ранения князя в Аустерлицком сражении).

Пауза. Молчание.

Какая из предложенных вам цитат наиболее полно, на ваш взгляд, подходит к изображению князя Андрея? Мое мнение:

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие - душевная подлость».

Домашнее задание было: посмотреть толковый словарь, определить перечисленные понятия (честь, князь и др.), прочитать главы, посвященные жизни князя Андрея.



3 мин.







Методы: Беседа

10 мин.







В каждой группе выделяется ответственный руководитель, который руководит работой группы, процессом обмена и обсуждения информации. Выбор «руководителя» предоставляется самой группе, он руководит порядком работы, очередностью ответа.

15-20 мин.


























Звучит Л.В.Бетховен (классическая музыка)















6 мин.





Учитель тушит свечу.

5. Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); Обобщение материала, осознанный вывод по теме. Выполнение письменной работы на одну из тем: «Почему князь Андрей и Пьер - друзья?»; «Какое место занимает в жизни князя Андрея любовь?»; «Какую роль играет природа в жизни людей, с точки зрения Л.Н. Толстого?»;

• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; Возбудить активную мыслительную деятельность учащихся и тем самым обеспечить целенаправленный характер восприятия, что имеет важное значение для достижения прочности знаний.

• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

"5": может быть выставлена, если есть прямой и исчерпывающий ответ по теме, обнаружено отличное знание и глубокое понимание текста художественного произведения, а также умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли, писать правильным и выразительным литературным языком.
"4": ставится за работу, дающую в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, обнаруживая хорошее знание текста, умение пользоваться литературным материалом, делать необходимые выводы и обобщения, писать правильным литературным языком, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей.
"3": ставится за ответ, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала, нарушения последовательности изложения мыслей.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Получают распечатанные темы письменного ответа

Объясняет требования к домашней письменной работе, раздает распечатанные темы всем учащимся.

2 мин.



© 2010-2022