Конспект урока по русскому языку на тему Суффикс как часть слова (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка по теме "Суффикс как часть слова". Урок открытия новых знаний и способов действий с использованием проблемного диалога, элементов самостоятельной поисковой деятельности, приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо: кластер, рефлексия.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Суффикс как часть слова

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова;

способствовать развитию умения определять функции, значение и местонахождение суффикса в слове;

содействовать ознакомлению со словарным словом собака.

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий

Планируемые результаты (предметные)

Наблюдают за языковым материалом. Определяют функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Личностные результаты

Оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев;

ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий.

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Познавательные - умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы.

Регулятивные - составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные - строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы

Основное содержание темы, понятия, термины

Суффикс как часть слова. Функции, значение и местонахождение суффикса в слове. Словарное слово собака.

Оборудование

Учебник С.В.Иванов «Русский язык. 2класс»;

дидактический материал (карточки для работы в группах, кластера)

презентация для иллюстрации упражнений.

Форма урока

Проблемный диалог с элементами самостоятельной поисковой деятельности.

Методы

Побуждающий диалог, частично-поисковый, исследовательский. Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: кластер, рефлексия.

Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности.

1-2 мин.

Взаимное приветствие

- Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знания пользу принесут.

- И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

- Садитесь. Приготовьте тетради для работы. Запишите дату и вид работы.

Взаимное приветствие

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

2. Чистописание

3 мин

(Слайд 1)

- Ребята, отгадайте загадку:

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

Есть большой и светлый дом,

Почемучек много в нём.

И пишут они, и считают,

Читают, творят и мечтают.

- Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш, ш», обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов.

- Взаимоконтроль с подчёркиванием «лучшей» буквы.

- отгадывают загадку, называют слова-подсказки, которые помогли найти верный ответ

- прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.

Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Познавательные (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

3. Постановка учебной задачи

Слайд 2

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии

- Вспомните, из чего состоят слова?

- Скажите, какие части слова мы с вами уже знаем?

- Что вы знаете о корне?

-Что вы знаете об окончании?

- Как вы думаете, все ли части слова мы знаем?

- Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) Пишу на доске слова «школа» и «школьник», «школьница».

- Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.

-Назовите различия между этими словами?

- Запишите слова в тетрадь.

Работа в пара (Одна пара работает у доски)

- Выделите известные нам части слов в обоих словах?

- Какие возникли затруднения?

- Школьник (Записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник», «школьница»). - Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник», «школьница» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.

- Различия в составе и оттенке значения.

- Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и

окончания (школа, школьница - а, школьник -  (нулевое) .

Работают в парах, обсуждают затруднения - в слове «школьник» есть часть слова (-ник-),а в слове школьница (-ниц-), которую мы никак не обозначили.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

Личностные: применять правила делового сотрудничества.

Выявление места и причины затруднения.

- Почему вы её никак не обозначили?

- Сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова, и оттенок его значения.

- Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Слайд 3 (материал из Учебника с. 107 упр.1)

Суффикс как часть слова

Слайд 4

- Понаблюдаем за парами однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения.

Работа с учебником с. 107 упр.1

- Прочитайте пары слов на экране. Назовите однокоренные слова. Найдите в словах, которые обозначают детёнышей животных, корень и окончание. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?

- На какой вопрос же нам предстоит ответить?

-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?

- Какие есть предположения?

- А откуда мы можем получить новую информацию?

Читают, называют соответствующую часть слов

(-ёнок-)

- Она находится между корнем и окончанием.

- Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова.

- Можем обратиться к учебнику, к учителю и толковому словарю, ….

Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Реализация построенного проекта.

Слайд 5

Работа с учебником

- Откройте учебник на стр. 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». Подчеркните название новой для нас части слова. Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь.

- Выделите в материале роль суффикса в слове.

Самооценка этапа - рисунки солнца, тучки, вопросительного знака

Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина «суффикс», чтение его названия вслух орфографически, запись слова «суффикс» в тетрадь.

Выделяют основную роль суффикса - образование новых слов.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Функции, значение и местонахождение суффикса в слове

Слайд 6-7



Слайд 8-9



Работа с учебником.

- Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов.

- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разночтения.

- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?

- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?

Вывод: суффиксы -их- и -иц-образуют слова, которые обозначают животное - маму, суффиксы -онок- и -ёнок- образуют название детёнышей животных

Игра «Побудь волшебником».

Фронтально

-Чтобы познакомиться с новым суффиксом, давайте поиграем в игру «Побудь волшебником»

Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова: нос, дом, хвост, стол.

- Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой оттенок вносит этот суффикс в значение нового слова?

-А теперь превратите слова кот, слон, дом в очень большие предметы.

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова?

Самооценка этапа - рисунки солнца, тучки, вопросительного знака

Фронтально письменно в раб. тетради, первые 2 ряда слов с подробным комментированием. Остальные самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разночтений.

- Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.

- У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.



- Суффикс -ик- превращает слова в названия маленьких предметов

-Суффикс -ищ- превращает слова в названия больших предметов

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Физкультминутка

Слайд 10

- Видеоклип

- Тренажёр для глаз

Выполняют упражнения.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Разделитесь на группы (по 4-5 человек).

Каждой группе предлагаются слова и определенный суффикс.

Ваша задача:

1.При помощи суффикса образовать новое слово.

2. Выяснить, как изменилось значение предложенных слов.







- С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.

1 группа.

Образуй слова с помощью суффикса -ат-

морж - ________ ёж - __________

верблюд - ___ медведь - _________

барсук - ____________

Подумай, какое значение имеют эти суффиксы.

2 группа.

Образуй слова с помощью суффикса -ят-

кит - ___________тигр - ____________

лис - _________дельфин - ___________

слон - ___________

Подумай, какое значение имеют эти суффиксы.

3 группа

Образуй слова с помощью суффиксов -ан-, - ян-, - анин-, - янин-. Подумай, какое значение имеют эти суффиксы.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в Париже, то ты ____________,

а мы _____________________.

Если на Земле, то ты ______________, а мы ______________________.

Если на Марсе, то ты _____________, а мы _____________________.

4 группа

Образуйте новые слова с помощью суффиксов: -тель-, -ник-, ист-

строи _____ плот ______

арт _______ учи ______

двор ______ машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

5 группа

Прочитать текст упр. 5. Выписать слова, в которых суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение.

6 группа (у доски)

Образуйте родственные слова к слову собака - ________________________ .

В слове «собака» подчеркните «опасное» место.

- обозначьте с помощью условных знаков окончание, корень и суффикс.

Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Личностные: применять правила делового сотрудничества

Включение в систему знаний и повторение.



Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Работа с учебником с. 109 упр. 4

- Выделите в словах суффикс. Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс.

- Какие были затруднения? Какое же значение имеют суффиксы - -ушк-, -юшк-, -к-?

Самостоятельная работа.



Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы.

- Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Прием «Кластер» (Фронтально)

На доске карточки со словами:

Маленькое слово

Часть слова

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значение

Имеет значение

- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.

На доске составляется схема характеристики суффикса.


Познавательные (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

- Какие учебные задачи вы ставили перед собой на уроке?

- Удалось ли их решить?

Я узнал …
Я понял …
Мне понравилось …
Было трудно…
Для меня было открытием, что…
Могу порадоваться успехам …

- Как вы оцените свою работу на уроке? (рисунки)

Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.



© 2010-2022