- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему Суффикс как часть слова (2 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Суффикс как часть слова (2 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Литвинова Т.П. |
Дата | 27.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Суффикс как часть слова
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова;
способствовать развитию умения определять функции, значение и местонахождение суффикса в слове;
содействовать ознакомлению со словарным словом собака.
Тип урока
Открытие новых знаний и способов действий
Планируемые результаты (предметные)
Наблюдают за языковым материалом. Определяют функции, значение и местонахождение суффикса в слове.
Личностные результаты
Оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев;
ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий.
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Познавательные - умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы.
Регулятивные - составляют план и последовательность действий.
Коммуникативные - строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы
Основное содержание темы, понятия, термины
Суффикс как часть слова. Функции, значение и местонахождение суффикса в слове. Словарное слово собака.
Оборудование
Учебник С.В.Иванов «Русский язык. 2класс»;
дидактический материал (карточки для работы в группах, кластера)
презентация для иллюстрации упражнений.
Форма урока
Проблемный диалог с элементами самостоятельной поисковой деятельности.
Методы
Побуждающий диалог, частично-поисковый, исследовательский. Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: кластер, рефлексия.
Сценарий урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности.
1-2 мин.
Взаимное приветствие
- Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знания пользу принесут.
- И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.
- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?
- Садитесь. Приготовьте тетради для работы. Запишите дату и вид работы.
Взаимное приветствие
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.
2. Чистописание
3 мин
(Слайд 1)
- Ребята, отгадайте загадку:
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нём.
И пишут они, и считают,
Читают, творят и мечтают.
- Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш, ш», обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов.
- Взаимоконтроль с подчёркиванием «лучшей» буквы.
- отгадывают загадку, называют слова-подсказки, которые помогли найти верный ответ
- прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.
Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Познавательные (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков
3. Постановка учебной задачи
Слайд 2
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии
- Вспомните, из чего состоят слова?
- Скажите, какие части слова мы с вами уже знаем?
- Что вы знаете о корне?
-Что вы знаете об окончании?
- Как вы думаете, все ли части слова мы знаем?
- Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) Пишу на доске слова «школа» и «школьник», «школьница».
- Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.
-Назовите различия между этими словами?
- Запишите слова в тетрадь.
Работа в пара (Одна пара работает у доски)
- Выделите известные нам части слов в обоих словах?
- Какие возникли затруднения?
- Школьник (Записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник», «школьница»). - Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник», «школьница» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.
- Различия в составе и оттенке значения.
- Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и
окончания (школа, школьница - а, школьник - (нулевое) .
Работают в парах, обсуждают затруднения - в слове «школьник» есть часть слова (-ник-),а в слове школьница (-ниц-), которую мы никак не обозначили.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.
Личностные: применять правила делового сотрудничества.
Выявление места и причины затруднения.
- Почему вы её никак не обозначили?
- Сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова, и оттенок его значения.
- Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.
4. Усвоение новых знаний и способов действий
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Слайд 3 (материал из Учебника с. 107 упр.1)
Суффикс как часть слова
Слайд 4
- Понаблюдаем за парами однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения.
Работа с учебником с. 107 упр.1
- Прочитайте пары слов на экране. Назовите однокоренные слова. Найдите в словах, которые обозначают детёнышей животных, корень и окончание. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?
- На какой вопрос же нам предстоит ответить?
-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?
- Какие есть предположения?
- А откуда мы можем получить новую информацию?
Читают, называют соответствующую часть слов
(-ёнок-)
- Она находится между корнем и окончанием.
- Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова.
- Можем обратиться к учебнику, к учителю и толковому словарю, ….
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Реализация построенного проекта.
Слайд 5
Работа с учебником
- Откройте учебник на стр. 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». Подчеркните название новой для нас части слова. Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь.
- Выделите в материале роль суффикса в слове.
Самооценка этапа - рисунки солнца, тучки, вопросительного знака
Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина «суффикс», чтение его названия вслух орфографически, запись слова «суффикс» в тетрадь.
Выделяют основную роль суффикса - образование новых слов.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Функции, значение и местонахождение суффикса в слове
Слайд 6-7
Слайд 8-9
Работа с учебником.
- Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов.
- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разночтения.
- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?
- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?
Вывод: суффиксы -их- и -иц-образуют слова, которые обозначают животное - маму, суффиксы -онок- и -ёнок- образуют название детёнышей животных
Игра «Побудь волшебником».
Фронтально
-Чтобы познакомиться с новым суффиксом, давайте поиграем в игру «Побудь волшебником»
Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова: нос, дом, хвост, стол.
- Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
- С помощью какого суффикса образовали новые слова?
-Какой оттенок вносит этот суффикс в значение нового слова?
-А теперь превратите слова кот, слон, дом в очень большие предметы.
- С помощью какого суффикса образовали новые слова?
-Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова?
Самооценка этапа - рисунки солнца, тучки, вопросительного знака
Фронтально письменно в раб. тетради, первые 2 ряда слов с подробным комментированием. Остальные самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разночтений.
- Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.
- У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.
- Суффикс -ик- превращает слова в названия маленьких предметов
-Суффикс -ищ- превращает слова в названия больших предметов
Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Физкультминутка
Слайд 10
- Видеоклип
- Тренажёр для глаз
Выполняют упражнения.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Разделитесь на группы (по 4-5 человек).
Каждой группе предлагаются слова и определенный суффикс.
Ваша задача:
1.При помощи суффикса образовать новое слово.
2. Выяснить, как изменилось значение предложенных слов.
- С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.
1 группа.
Образуй слова с помощью суффикса -ат-
морж - ________ ёж - __________
верблюд - ___ медведь - _________
барсук - ____________
Подумай, какое значение имеют эти суффиксы.
2 группа.
Образуй слова с помощью суффикса -ят-
кит - ___________тигр - ____________
лис - _________дельфин - ___________
слон - ___________
Подумай, какое значение имеют эти суффиксы.
3 группа
Образуй слова с помощью суффиксов -ан-, - ян-, - анин-, - янин-. Подумай, какое значение имеют эти суффиксы.
Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.
А если в Париже, то ты ____________,
а мы _____________________.
Если на Земле, то ты ______________, а мы ______________________.
Если на Марсе, то ты _____________, а мы _____________________.
4 группа
Образуйте новые слова с помощью суффиксов: -тель-, -ник-, ист-
строи _____ плот ______
арт _______ учи ______
двор ______ машин ____
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
5 группа
Прочитать текст упр. 5. Выписать слова, в которых суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение.
6 группа (у доски)
Образуйте родственные слова к слову собака - ________________________ .
В слове «собака» подчеркните «опасное» место.
- обозначьте с помощью условных знаков окончание, корень и суффикс.
Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.
Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Личностные: применять правила делового сотрудничества
Включение в систему знаний и повторение.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Работа с учебником с. 109 упр. 4
- Выделите в словах суффикс. Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс.
- Какие были затруднения? Какое же значение имеют суффиксы - -ушк-, -юшк-, -к-?
Самостоятельная работа.
Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы.
- Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Прием «Кластер» (Фронтально)
На доске карточки со словами:
Маленькое слово
Часть слова
Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
После корня
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение
- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
На доске составляется схема характеристики суффикса.
Познавательные (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
- Какие учебные задачи вы ставили перед собой на уроке?
- Удалось ли их решить?
Я узнал …
Я понял …
Мне понравилось …
Было трудно…
Для меня было открытием, что…
Могу порадоваться успехам …
- Как вы оцените свою работу на уроке? (рисунки)
Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.