Сравнительный анализ двух стихотворений А. А. Фета (10 класс)

 Для урока "Сравнительный анализ стихотворений" я взяла два стихотворения А.А.Фета, вошедшие в его сборники "Вечерние огни": "Сияла ночь..." и "На качелях". Стихи написаны с разницей в 13 лет. Что изменилось в чувствах поэта? Как преломляется его мироощущение, которое мы отмечали в его биографии (об этом мы с учениками говорили на предыдущем уроке по творчеству поэта), за эти годы?  Мы выделим, сравнивая стихотворения, основные концепты его лирики, как они актуализируются в текстах.  На таких ур...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сравнительный анализ двух стихотворений Фета А.А.

Учитель Кремнева И.А.

Цель: научить сравнительному анализу стихотворений.

Задачи: сформировать навыки сравнительного лингвокультурологического анализа текстов.

Для сегодняшнего урока я взяла два стихотворения Фета А.А., вошедшие в его сборники «Вечерние огни». Они написаны с разницей в 13 лет. Что изменилось в чувствах поэта? Как преломляется его мироощущение, которое мы отмечали в биографии, за 13 лет? Выделим основные концепты его лирики, увидим, как они актуализируются в текстах.

Прежде всего наш народ знает лирику Фета А.А. по романсам. Романсы пишутся на стихи, которые доступны любому человеку. На стихи Фета А.А. написано больше всего музыкальных произведений. А почему? Попытаемся сегодня это понять.

- Читаем стихотворения ( «Сияла ночь», 1877 год, «На качелях», 1890 год ).

- О чем они? (о любви).

«Сияла ночь»

«На качелях»

- Что лежит в основе построения?

(Контраст: есть любимая - и нет ее!)

Стих условно делится на 3 части:

1.Она и он, ночь, лунный свет, песня, любовь.

2.Её нет.

3.Снова вместе.

Чтобы понять состояние лирического героя, попробуем определить звуковую гамму стихотворения.

- Звуковое поле.

1ч. Рояль раскрыт, струны дрожали, пела до зари, звука не роняя.

2ч. Тишь ночная.

3ч. Вздохи звучные, рыдающие звуки.

- Когда герой слышит звуки?

(Когда она рядом)

- Как меняется действительность, когда она рядом?

(оживает, расцвечивается)

- Когда ее нет - томительные дни.

- Почему?

(нет звуков, нет света - только воспоминания).

Давайте определим поле цвета.

1ч. Сияла ночь, луна, лучи.

2ч. Томительно, скучно - цвет ассоциативно - серый.

3ч. Ночь … как тогда (следовательно, опять свет)

Луна - символ загадочности, таинственности, к тому же, свет естественный, природный.

- назовите слова, которые переосмысливаются в контексте стихотворения, т.е. их можно трактовать не так, как они трактуются в словаре.

(например, «сад» - слово-символ)

- Какие ассоциации возникают?

( сад Эдема, рай, начало жизни - недаром говорят «сад жизни»)

Свои слова-символы есть у каждого поэта, писателя. В данном случае слово «сад» актуализирует сему «жизнь».

Слова «слезы», «плакать» - в русской поэзии символизируют большие чувства.

- Итак, давайте суммируем, что происходит, когда она рядом.

( Она рядом - свет, цвет, звуки, любовь, вера, жизнь)

- Когда ее нет: тишина, томление, ночь (без света). Жизнь будто замирает.

ОНА - символ. Слово имеет обобщающее значение: источник вдохновения, Муза и Жизнь, Душа. Источником звука становится душа.

- Когда мы говорим: душа поет?

(Когда нам хорошо)

- Главные слова, ключевая строка?

(Тебя любить, обнять и плакать над тобой (дважды повторяется)

- размер стиха?

(ямб)

Грустные размышления, сочетание мягкости, легкости, светлой грусти.

Обращение «ТЫ» принимает обобщенное значение: это та, что вдохновляет, его Муза, его вдохновение. Для того чтобы творить, поэт должен испытывать чувства. Смысл его жизни - быть рядом с любимой и любить ее - только тогда ты способен творить.

На дотекстовом уровне заголовок можно интерпретировать так:

1.Связь с юностью - в душе лирический герой молод.

2.В заголовке подчеркнута сема движения, а движение - жизнь.

3.На качелях - значит, оторванный от земли. Мы говорим так, когда мы счастливы.

Встречается ли в тексте слово «качели»?

(нет, но есть детали, которые эти качели составляют: веревки, доска.)

Можно сказать, что слово «качели» - ключевое и будет словом-символом, будет переосмысливаться.

- Поле звука выражено имплицитно - движение качелей (бросаем друг друга), интенсивность и звук.

- Как мы ощущаем это движение, каким образом Фет А.А. доносит до нас эти звуки?

(звукоподражанием: с, ч, ш, с, с, ч, ж, ш, с, вз, з, с, ж, с - это имитативы, имитация природного звука).

- Цветовое поле - полусвет ночной (опять естественный, природный свет)

Русские писатели, поэты часто проверяют своих героев, их отношением к природе, через восприятие природы (вспомните героев Толстого: Наташа, князь Андрей).

Лирический герой Фета сливается с природой, чувствует ее, следовательно, это красивый человек, сам себя ощущает он частью природы; природа для него - источник силы.

- У Фета А.А. в стихах полутона, полузвуки (тихие, шепот, полуявь, спрятанность, таинственность). Это внутреннее состояние человека.

Стихи - медитация.

- Как меняется звук в третьей строфе?

(р - повторяющийся звук. Р содержится в слове «игра»)

- Какое ощущение содержит звук?

(Опасность)

Прием аллитерации осмысливает, превращается в фоническую цепь: игра - правда - играть - роковая - дорогая.

- «Играть жизнью». Как вы понимаете это выражение? Подберите устойчивое выражение, связанное ассоциативно с этим словосочетанием (играть с огнем, со смертью - то есть находиться на грани, рисковать).

Игра роковая - со знаком минус, обязательно беда, все равно что игра со смертью.

Но они рядом - вдвоем - это счастье.

- При каком условии лирический герой готов рисковать?

Главное для него, что он не один. Для поэтов характерно ходить по грани: если любят, то сильнее, чем обычные люди. Они и видят дальше - пророки!

- Как вы понимаете словосочетание «вершина лесная»?

(оно употреблено не в прямом значении - это стремление к мечте, что-то высокое, светлое)

- Семантика высокого, светлого, возвышенного заключена в одном ассоциативном поле: вершина лесная - небеса - над землей - счастье).

- Стихотворение построено на оппозиции: с одной стороны - стремление к высоте, к счастью (взлетать над обыденностью, отрываться от обыденного; с другой стороны - опасение за жизнь - можно и упасть, так как это риск, постоянно между жизнью и смертью (доска шаткая, страшнее стоять и держаться).

Легче стоять на земле (спокойнее, надежнее), но лучше мечта!

Лирический герой выбирает риск, несмотря на опасность, потому что он не одинок.

Качели - это орудие этой борьбы /игры, между жизнью и смертью / это стремление ввысь.

Качели - ключевое слово, слово - символ.

Еще одно ключевое слово - игра, синоним ему - риск. Герой осознает, что рискует, игра может стать роковой, но для него это одновременно счастье.

Вывод.

1.Лирический герой обоих стихотворений - тонко чувствующий, легкоранимый. Малейшая балансировка может привести к неустойчивости, к роковому исходу, но для него не характерна спокойная жизнь на твердой земле, для него смыслом становится вечный поиск, риск. Сердце должно испытывать какое-то чувство, страдание - ведь это и есть жизнь.

2.Слияние с природой подчеркивает полноту проявления чувств. Источником звука является душа. Лирический герой - красивый человек, он ощущает себя частью природы. Природа для него - источник света.

3.Стихотворения построены на простых приемах, здесь почти нет метафор, но это не пустые стихи.

4.Обязательное условие для творчества, по мнению Фета А.А., - испытать сильные чувства, чтобы любимая была рядом.

5. Стихи пленяют музыкой очищения, красотой образов, поэтому и кладутся на музыку.

© 2010-2022