План работы кружка по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение -средняя общеобразовательная школа с.Ивановка






Календарно-тематическое планирование кружка «Живое слово»

по русскому языку

в 8 классе











Учитель:Вагаева О.В.

I категория.

Пояснительная записка

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи. Делая попытку найти пути решения указанных проблем, следует учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованней. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.

Личностно - ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Культурно - ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Актуальность

Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к промежуточной аттестации в 8 классе.

Экзаменационная работа в 8 классе по русскому языку составлена с учетом требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако, как и любой экзамен требует систематизации и обобщения изученного. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере.

Данный курс (34 часа) призван помочь учащимся успешно подготовиться к экзамену по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Курс состоит из трёх частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы. При подготовке учебного материала данного курса была учтена статистика результатов сдачи ГИА в 2011 году.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста, приемам сжатия.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения

Новизна программы - в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса:

  1. Теоретические:

    • Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;

  2. Развивающие:

    • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  3. Практические:

    • Совершенствование коммуникативных умений;

    • Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;

  4. Воспитательные:

    • Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;

    • Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

Применяемые технологии:

- технология исследовательской деятельности учащихся;

- технология проблемного обучения.

-информационные технологии

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией.

В ходе занятий учащиеся овладевают следующими видами компетенций: коммуникативной, языковом, культуроведческой и лингвистической. Происходит:

 Формирование у учащихся языковой интуиции.

 Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

 Овладение функциональной грамотностью. Функциональная грамотность - это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.

 Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

 Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

 Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

 Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи. Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах. Культурологическая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи.

Календарно-тематическое планирование курса


Содержание занятия

Кол-во часов


1-ая часть: подготовка к написанию изложения.

1

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их определения и формулирования. Практическая работа.

1

2

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

3

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

1

4

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа.

1

5

Сжатие текста несколькими способами

2

2-ая часть: подготовка к выполнению тестовых заданий.

6

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа.

1

7

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа.

1

8

Правописание корней слов. Практическая работа.

1

9

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа.

1

10

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложнённое предложение Практическая работа.

1

11

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложнённое предложение. Практическая работа.

1

12

Правописание -Н-, -НН- в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа.

1

13

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа.

1

14

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа.

1

15

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа.

1

16

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа. Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)

1

17

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности.

1

18

Контрольная работа № 2. Тест

1

3-я часть: подготовка к сочинению-рассуждению.

19

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа.

2

20

Позиция автор. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа.

1

21

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа.

2

22

Анализ написанного. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка написанного.

2

23

Решение тестов в формате ГИА

6

24

Итоговое занятие.

2

Литература:

  1. Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. Домашний репетитор.

  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе.

  3. Григорьева Н.А. практикум - справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

  4. Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.

  5. Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа.

  6. Сенина С.Я. Материалы для подготовки к промежуточной аттестации в 8 классе.

Использование ЦОРов:

  1. Грамота.ру gramota.ru/, на котором помимо словарей активно используются на уроках интерактивные диктанты; коллекция диктантов кроме того находится на Российском образовательном портале language.edu.ru/ ;

  2. Тесты по русскому языку likbez.spb.ru/.

Полный свод правил вместе с алгоритмами этих правил можно найти на портале «Основные правила грамматики русского языка» stihi-rus.ru/pravila.htm

© 2010-2022