Речь как предмет социолингвистики

   Данная работа является докладом, заслушанном на заседании школьного научного общества.    В работе сделана попытка показать связь социологии и лингвистики, воздействие социальной среды на язык и речевое поведение. Приведены примеры существования языка замкнутых социальных групп. Уделено внимание молодежному жаргону.    Сделан акцент на сквернословии. Приведены интересные примеры из жизни социума.    Автор считает данную тему очень важной и пытается наметить пути выхода из сложившейся ситуации...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Речь как объект социолингвистики.

Выступление на заседании школьного научного общества.

План работы.


  1. Связь социологии и лингвистики.

  2. Объект социолингвистики.

  3. Воздействие социальной среды на язык и на речевое поведение.

  4. Язык замкнутых социальных групп.

  5. Молодежный жаргон.

  6. Сквернословие как социальное явление современной действительности.

  7. Языковая политика - часть социолингвистики, выход в речевую практику.

Социолингвистика возникла на стыке двух наук - социологии и лингвистики. Эта наука является отраслью языкознания.

Эта наука немолода. Еще в семнадцатом веке испанский ученый Гонсало де Корреас разграничивал социальные разновидности языка: «Нужно отметить, что язык имеет кроме диалектов, бытующих в провинциях, некоторые разновидности. связанные с возрастом, положением и имуществом жителей этих провинций: существует язык сельских жителей, простолюдинов, горожан, знатных господ, и придворных, ученого-историка, старца, проповедника, женщин, мужчин и даже малых детей».*

Термин социолингвистика впервые употребил в 1952 году американский социолог Г. Карри.

Лингвистические исследования, учитывающие обусловленность языковых явлений явлениями социальными, начали вестись в начале 20-ого века во Франции, России. Чехии. «Так как язык возможен только в человеческом обществе, - писал И. А. Бодуэн де Куртенэ, - то, кроме психической стороны, мы должны отметить в нем всегда сторону социальную Основанием языковедения должна служить не только индивидуальная психология, но и социология».*

Характерная черта социолингвистики двадцатого столетия - переход от работ общего плана к экспериментальной проверке выдвигаемых гипотез, математически выверенному описанию конкретных фактов.

Что же является объектом социолингвистики? Один из основателей современной социолингвистики, американский исследователь Уильям Лабов определяет социолингвистику как науку, которая изучает «язык в его социальном контексте».* Внимание социологов обращено не на собственно язык, не на его внутреннее устройство, а на то, как пользуются языком люди, составляющие то или иное общество. При этом учитываются все факторы, могущие влиять на использование языка, - от различных характеристик самих говорящих (их возраста. пола, уровня образования и культуры, места рождения и постоянного проживания, вида профессии и т. п.) до особенностей конкретного речевого акта.

Социолингвистика имеет дело с реальными людьми, которые в своей речи могут нарушать нормы, ошибаться, делать оговорки, смешивать разные речевые стили и т. п. А значит, объектом социолингвистики является язык в его функционировании.

В книге К.И.Чуковского «От двух до пяти» есть много примеров, свидетельствующих о том, как речь взрослых может влиять на речь ребенка. Например, ситуация из собственного опыта.

Мать - учительница. Четырехлетняя дочка, провожая ее на работу, спрашивает: «А ты скоро придешь? У тебя сегодня сколько часов?» Она в процессе общения с мамой и ее окружением усвоила не общеупотребительное значение слова «час». Или другая ситуация из жизни этой же девочки. Старшая сестра за провинность наказала ее - поставила в угол до прихода мамы. И девочка, стоя в углу, повторяла одно и то же: «Ты не имеешь права. Я личность». Эти слова

*Крысин Л.П. Что изучает социолингвистика? Журнал «Русский язык в школе», 2002, №4, с.29.

*Там же.

2.

иногда в шутку говорила мама. Или такая ситуация. Девочки дошкольного возраста играют в магазин. Есть продавцы, покупатели, рабочие магазина. Вместо денег выписывают талоны (как раз в это время использовалась система талонов). Отсюда можно сделать бесспорный вывод о том, что среда, в которой живет человек, влияет на его речевые навыки, а ребенок наиболее податлив к такому влиянию. На его речь влияет профессиональная среда родителей или окружающих его людей, общение с различными людьми.

Не только дети, но и взрослые усваивают, часто неосознанно, языковые особенности окружающих - членов семьи, друзей. сослуживцев. Например, использование диалектизмов в речи. При изучении истории своего села и исследовании особенностей языка нашей местности в рамках ученического научного общества «Патриот» собрано и записано более 300 слов - диалектизмов. Некоторые из них вызывают улыбку. К таким диалектизмам можно отнести слово

«коты» в значении «домашние тапочки», слова «плюшка», «манарка», «фуфайка», «шерстинка» в значении «куртка». И человек, живущий в этой среде, поневоле усваивает значение этих слов и начинает ими пользоваться, иначе люди, исконно живущие в этой местности, его просто не поймут.

Различные воздействия социальной среды на язык и на речевое поведение людей и изучает социолингвистика. Она делает упор на то, как используют языковой знак люди, - все одинаково или по-разному, в зависимости от своего возраста, пола, социального положения, уровня и характера образования, от уровня общей культуры и т. п.

Люди одной профессии или одного узкого круга общения нередко образуют довольно замкнутые группы, которые вырабатывают свой язык. Например, те, кто в наше время профессионально имеет дело с компьютером, употребляет определенную лексику: монитор они называют глазом, диски - блинами, пользователь - юзером и т. п.

Элементы таких жаргонов - слова, обороты, синтаксические конструкции, особенности произношения и словоизменения - играют роль не только средств, передающих информацию, но и своеобразных символов: по ним опознается свой для данной группы человек, а по их отсутствию - чужой. Изучение групповых языков, речевого поведения человека как члена определенной группы - прямое дело социолингвистики.

Такой своеобразной замкнутой системой можно назвать молодежный жаргон. В нем, как в зеркале, отражается процесс изменений в обществе, в том числе влияние субкультуры преступного мира на молодое поколение. Этот процесс не стоит на месте. Только в течение двадцатого века можно выделить несколько этапов в изменении молодежного жаргона. Это 20-30-е годы, 50-60-е годы, конец 80-х - начало 90-х годов, а также последние годы.

Носителями молодежного жаргона являются школьники, студенты, рабочая молодежь, молодая интеллигенция, неформальные молодежные группировки.

Жаргонизмы учащейся молодежи, как правило, связаны с учебой: контроша - контрольная работа, училка - учительница, дерик - директор и другие. Часть из них является арготизмами, хотя молодежь не задумывается, что это - наследство уголовного прошлого. Некоторые из них изменили свои значения и в лексике учащейся молодежи стали обозначать реалии, связанные со сдачей экзаменов и оценками: завалить - не сдать экзамен, заваливать - умышленно ставить неудовлетворительную оценку, засыпаться - не сдать экзамен.

Солдатский и матросский жаргон связан с военной службой: шнурок - солдат от полугода до одного года службы, тихарь - необщительный солдат, железка - стрелковое оружие.

У неформальных молодежных группировок свой жаргон, хотя по своему духу он близок к языку преступного мира: завалить, урыть, заделать - убить, гнать порожняк - вести пустой разговор, винтить - арестовывать и другие.

Молодежный жаргон имеет авторитет у молодежи. По проведенным исследованиям в нашей

3.

школе из 50 учащихся на вопрос, как ты относишься к жаргонам, 38 ответили: «Нормально». Лишь 12 из них назвали это явление отрицательным, не достойным их современника. Отсюда можно сделать вывод о том, что владение литературным языком не стало нормой для молодежи.

Самым естественным образом проникают в современный русский язык и иноязычные слова, обозначающие новые предметы, явления, процессы: моноблок, пейджер, дискета, ламинатор и другие. Они засоряют язык, снижают его национальное своеобразие. «В нашу жизнь вошла, вернее, ворвалась чужая эстетика…Когда ее так много, когда она повсюду и всегда, это заметно искажает картину мира»* К тому же не хватает словарей, чтобы уточнить значение этих слов.

«Стало ясно, что словарь Даля не актуален, поскольку менеджеру, а тем более органайзеру веркшепа, кофебрейка или фандрайзинга все эти хилые прибамбасы как-то не в дугу. Да и нужной справки не получить».*

Молодежный жаргон присущ устному общению, он существовал всегда и во всех языках. Но их использование всегда во многом зависело от социальной среды, от ценностной ориентации молодежи.

Еще одной болезнью нашего общества стало сквернословие. Слова, которых надо стыдиться, можно услышать где угодно и от кого угодно. Проводилось такое наблюдение над речью окружающих. В нашем селе 1200 жителей. Предприятий и организаций немного: СПК «Белозерский», хлебозавод, сельский дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, средняя школа, детский сад, почтовое отделение связи, торговые точки, мэрия. Вот наш социум. Пенсионеров и инвалидов в селе более 50 %. Все руководители сообщили, что приходилось употреблять в своей речи хоть раз нецензурные слова, но это не является нормой их общения с подчиненными. Есть в селе отпетые матерщинники, но они не смогли толково объяснить употребляемую ими лексику Жители села от 60 лет и старше менее всего употребляют ненормативную лексику, считая это грехом. Самыми большими противниками этой лексики оказались мусульмане, но их в селе проживает около 8 %. По словам учителей, работников СДК, кому приходится чаще всего сталкиваться с молодежью, были случаи, когда ненормативную лексику использовали даже учащиеся .

Что же такое сквернословие: порок или болезнь? Конечно, изначально это порок. И хотя все знают ,что в основе жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость, так как люди, которые их произносят, демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям жизни, что они чувствуют себя незащищенными против них, слабыми, люди продолжают использовать эти слова.

Потом постепенно, незаметно порок становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в культурное общество, чувствует себя неуютно, боится выдать себя. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.

В последнее время сквернословие принимает угрожающие формы. Сквернословие охватило все возрасты. Даже в детском саду дети иногда употребляют такие слова, что неудобно становится работникам детского сада. А они всего- навсего изображают папу или маму! Вот она, среда, которая оказывает влияние прежде всего и больше всего!

Можно услышать нецензурные выражения в чисто мужской компании. Например, на катке, на футбольном поле, когда подростки остаются одни и начинают подражать взрослой компании.

И опять они выносят эти слова из своего социального окружения.

Сквернословие стало бедой общества .Его можно услышать и в магазине, и в общественном транспорте, и в бане… Эти грязные, постыдные слова стали служить для связки слов: «Ну что, ты,

*Юность, 1995, №1, с. 29.

*Там же, с. 53.


4.

блин, мне толкуешь? Или я, блин, не знаю? Иду, блин, гляжу, блин, что-то светится, блин»*

Сквернословие охватило многие профессии. Когда-то говорили: пьет, как сапожник. Со словом «ругается» трудно связать конкретную специальность. Это могут быть и продавцы, и механизаторы…

Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, проникают в подсознание. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругаются интеллигентные люди.

Сквернословие стало печальным знаком нашей речи. Приезжая на учебу и попадая в студенческие общежития, иностранцы на первых порах спрашивают у преподавателя, что означает тот или иной «артикль». Они не верят, что такие слова могут звучать так бесстыдно и спокойно в речи будущих учителей, врачей….

Сквернословие звучит и в некоторых теле- и радиопередачах, в произведениях некоторых авторов. Очень удивила повесть «Драчуны» Алексеева. Почему-то великий Лев Толстой мог изобразить и время, и все стороны общества, и различных людей из различных социальных слоев, и, наконец, пьяную компанию, ни разу даже не намекнув на скверные слова .

А как стыдно за страну, когда телевидение заменяет известным «пик-пик» выражения государственных деятелей, людей, занимающих большие посты и находящихся на виду «планеты всей»!

Как же быть? Мириться с этим явлением? Или бороться?

Всех радует, что правительство обратило внимание на состояние нашего языка на общегосударственном уровне.

В журнале «Русский язык в школе» была опубликована статья В.К.Харченко из Белгорода «Молодежи о сквернословии». В ней как раз очень ярко освещены и поставлены эти вопросы.

Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Надежных рецептов здесь нет, но есть несколько положений, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.

Т Е З И С П Е Р В Ы Й. Не говорить плохих слов самому. Как говорил А.И. Солженицын, «пусть это приходит в мир, но не через меня». Не нужно бояться быть белой вороной. Конечно, для этого требуется мужество. Ах, ты не пьешь? До сих пор ты не куришь? Не ругаешься? Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, я сам куплю тебе сигарет, я не позволю тебе быть чище, чем я….

Надо найти в себе силы устоять перед этой позицией. Позиция «Я - исключение!» притягательна потому, что отвечает глубинным потребностям личности выделиться, проявить свою уникальность.

Мы не властны над речью других, но мы властны над своей речью. Это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

Если человек за свою жизнь не произнесет ни грубого, ни резкого, ни ядовитого, ни грязного слова - значит, этот человек уже сделает великое дело, через свою речь хоть немного, но повлияет на состояние национального языка - конденсатор национальной совести.

Т Е З И С В Т О Р О Й. Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Очень часто дешевый авторитет в уличной компании завоевывается изображением « разбитного», особенно безобразным кажется поведение девочек. И ведь именно от таких девочек впоследствии отворачиваются их друзья. Такая в семье им не нужна.

Не может быть такого, что человек не встретится со сквернословием. Конечно, нет.

*Тверская жизнь, 2003, март.

5.

Но надо уметь быть выше этого, и дать отпор не подобным же образом, а как-то иначе.

Т Е З И С Т Р Е Т И Й. Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности. Лучше выбрать более достойные способы расслабления: спорт, музыка, путешествие, хорошая книга…Расслабляться совсем не значит пить вино и сквернословить.

Т Е З И С Ч Е Т В Е Р Т Ы Й . Как быть с теми, кто сквернословит? Нереально стоять на улице и ловить за рукав бранящихся прохожих. Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает, есть на кого опереться, противостоять злу.

Т Е З И С П Я Т Ы Й . В речевом поведении следует восстанавливать приоритет настоящего времени, приоритет «сегодня». Сегодняшний день - мой главный день. Сегодняшнее мое слово - мое слово. Нашу национальную психологическую ориентацию (пусть плохо сегодня во имя хорошего завтра) нужно по возможности исправлять. Эта установка потворствует и грязи в быту, и недобрым взаимоотношениям. Не просто преодолевать поверхностное отношение к сегодняшнему поступку, сегодняшнему слову. Прийти аккуратно одетым, тепло улыбнуться, сказать хорошие слова - это уже поступок…

Т Е З И С Ш Е С Т О Й . Как раньше боролись со сквернословием? Большую роль играла религия .Все знали , что сквернословие - грех, что от таких людей улетает ангел, что в трудную минуту ему будет хуже… Это внушалось с детства.

Т Е З И С С Е Д Ь М О Й . Элементы несогласия, даже насилия (критики, спора, ссоры, гнева, обиды) в жизни, пожалуй, неизбежны. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать даже очень любимого человека, не выплеснуть обиду - возможно ли? Но и в таком состоянии следует помнить о неприкосновенности личности и о запрете на сквернословие.

Правилами каждого человека должны быть следующие:

Я - исключение.

Моя речь - это мое зеркало, мое достоинство.

Настоящий контроль - это контроль изнутри.

Для науки социолингвистики проблем - непочатый край. Частью этой науки должна стать государственная языковая политика, в которой достойное место должна занимать проблема чистоты языка, а также разработка лингвистических проблем, направленных на то, чтобы управлять языковыми процессами.



7.

Список использованной литературы.

*Крысин Л.П. Что изучает социолингвистика? Русский язык в школе, 2002, № 4, с.27-31.

*Харченко В.К. Молодежи о сквернословии .Русский язык в школе, 1997, № 1,с. 97-101.

*Грачев М.А. Арготизмы в молодежном жаргоне. Русский язык в школе, 1996,№ 1, с. 78-86.

*Юность, 1995, № 1 с. 29, 53.

*Тверская жизнь, 2003, март.











Работа на открытый Всероссийский конкурс по гуманитарным дисциплинам - 2007 (проект «ВСШ - 2007») в секции «Другие науки и общество»

Кузнецовой Марии Юрьевны,

ученицы 10 класса

МОУ «Белозерская средняя общеобразовательная школа»

Карсунского района Ульяновской области,

члена научного ученического общества «Патриот».

Тема работы:

«Язык, культура и нравственность».


Руководитель

НОУ « Патриот»

Мишина В.А.


Домашний адрес: 433215, Ульяновская область, Карсунский район,

село Белозерье. Телефон:8 246 72 2 22.


-1-

План работы.

  1. Определение языка.

  2. Определение культуры.

  3. Определение нравственности.

  4. Взаимосвязь этих трех понятий.

  5. Состояние литературного языка в наши дни.

  6. Безнравственное отношение к языку.

  7. Тенденция к распространению бескультурья.

  8. Воспитание и его роль в привитии уважения к языку как части культуры.

  9. Потребность в овладении нормами литературного языка.

  10. Любовь к художественному слову.

  11. «Мир красотой спасется».

Слово «язык» имеет несколько значений. Язык - это орган в полости рта. Язык - это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Язык - это народ, нация.. Это способность говорить. Это обмен информацией .* И так далее. То есть язык - это то, без чего человек не сможет существовать.

А где человек, там и культура, которая и держится на языке. «Культура» также слово многозначное. Существует около пятисот определений этого понятия. Главное из них таково.

Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.*

В духовность входит понятие нравственности.

Это понятие толкуется так. Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.*

Эти три понятия взаимосвязаны. Еще Н.В.Гоголь писал: «Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку». В основе всего в жизни лежит нравственность, то есть нормы поведения, внутреннее состояние человека, почти на уровне привычки и с постоянной оглядкой на высший образец и совесть. А если язык, как и человек, часть природы, то, значит, и в природе языка тоже.

В наши дни литературный язык переживает не лучшие времена. Он не является приоритетным, главным. В последние годы наблюдается засорение языка иностранными словами.

Членами научного общества «Патриот» проводилось исследование страниц районной газеты «Карсунский вестник». Газета состоит из 4-х полос. В течение недели слова типа «менеджмент, инаугурация» и т. п. встречались в разного рода материалах 80 раз! Хороши колхозники, ведь они в основном читают эту газету! Как понять бабушке-пенсионерке, родившейся в «Советском Союзе, выросшей в СССР», презентацию сборника на плэнере, когда она привыкла слышать о обсуждении книги на собрании?

Все это можно назвать и другими словами - безнравственное отношение к языку. Конечно, речь культурного человека в нашем понимании самая грамотная. она богатая, образная. в ней соблюдаются все языковые нормы. Это в идеале, а на деле иногда происходит далеко не так.

Достаточно сказать о тестировании чиновников в Ульяновской области. Результаты были обнародованы. Оказалось, что 65 человек допустили ошибки. это больше происходит не из-за недостатка грамотности, а из-за небрежного отношения к этому.

*Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык», 1990, с.913.

*Там же,с.314.

*Там же, с.420

-2-

В настоящее время наблюдается тенденция к распространению бескультурья. Может быть, не совсем верно будет говорить о стране в целом, но на примере моего села можно проследить эту тенденцию. НОУ «Патриот» проводило исследования следующего характера. В 1965 году выпуск средней школы составлял 93 человека. Из них 30 поступили в вузы, 12 - в техникумы. Все читали, судя по архивам библиотеки и формулярам читателей, причем роман «Война и мир»был в библиотеке в 3-х экземплярах, но успевали прочитать почти все. В настоящее время по поступлению в вузы дело вроде бы обстоит неплохо. Из 10 выпускников 2005-06 учебного года 6 поступили в вузы, 2 - в техникумы. И книг в библиотеке хватает на каждого. но читательские формуляры бедные, а у некоторых в них только программные произведения. откуда же взяться литературному языку?

Большую роль играет чтение и привитие интереса к нему на уровне семьи и на уровне школы.

По нашим же данным, из 95 семей учащихся нашей школы дома имеют книги только 50%,

дарят в подарок хорошую книгу только 20%, считают важным умение хорошо и правильно читать - 80%, читают в семье и обсуждают книги только 18%, считают, что этим должен заниматься учитель, так как ему за это платят - 13%. Отсюда и следует разрешение проблемы. Все взаимосвязано. Пока проводились исследования, состоялись встречи с разными людьми. Одна из родительниц рассказала такую историю. Она воспитывалась в семье бабушки. Жили они небогато. Книг в доме было немного. Особым уважением пользовалась книга о Великой Отечественной войне Ее много раз перечитывали. И бабушка иногда говорила внучке: «Я плохо вижу и стала забывать, почитай-ка еще разок». Говорить плохие слова она считала большим грехом.

В школе в течение 11 лет мы изучаем русский язык, изучаем лексические, грамматические и т. д. нормы языка. А почему же не все выходят из школы достаточно грамотными? Рассматривая ответы учащихся нашей школы на вопросы анкеты, мы пришли к такому выводу. Нет авторитета у знаний, у грамотности. Некоторые так и ответили: а зачем мне это, зачем усложнять свою жизнь, живут же люди, не зная правил…Недостаточно времени уделяется изучению правил, их закреплению. Некоторые отвечают так: не успеваю, ну и не надо. Большинство ответили, что дома обратиться за помощью им не к кому. Вот поэтому у нас процветает бескультурье в языке, а что же ждать, если вокруг сплошная безграмотность?

В последнее время сложившимся положением озабочено и правительство. Не случайно разработана программа «Русский язык. 2006-2010 годы», объявлен Год русского языка. То, что придается большое значение сохранению, укреплению. развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции государств - участников СНГ и вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство, вызывает уважение, повышает авторитет русского языка среди своих граждан. Уважение к языку, потребность быть грамотным должно стать приоритетным на государственном уровне. Это и будет частью морали, нравственности.

Безусловно, одним из важнейших орудий в воспитании этого должно быть слово, сказанное великим художником. Произведений, которые воспитывают в человеке лучшие качества, в нашей литературе и культуре предостаточно. Достаточно прочитать величайшее творение Льва Николаевича Толстого - роман «Война и мир» - и можно задуматься над множеством нравственных проблем: любовь и дружба, патриотизм и предательство, семья и образование…

Останавливаюсь на рассуждениях писателя о семье и обществе, о роли женщины в семье.

Брак не удовольствие…Женщина - прежде всего мать и жена…Красоты и счастья нет там, где нет простоты, добра и правды… Разве это не нравственность, не культура? А отношение Наташи к родителям, детям, близким, к народу, Родине? Многое можно почерпнуть, но надо черпать. А кто поможет в этом? Школа, конечно. Но кто-то прочел роман в сокращенном варианте, а кто-то не прочел совсем. И все обошлось. А еще семья. Должна бы это сделать. Но у нас в селе не работает ни одно предприятие, родители вынуждены «пахать» на личном подворье, перебиваться случайными заработками…И кому здесь до «Войны и мира»? Вот поэтому вопрос о связи языка, культуры, нравственности бесспорен. Но это дело не только отдельного человека, а всего государства.

-3-

Еще один великий русский гуманист Федор Михайлович Достоевский сказал: «Мир красотой спасется». «Мир спасется сам - если возьмет в качестве духовного своего спасения Красоту, обустроенность, эстетическое совершенство. через Красоту мир уладит свой быт , свое неустройство, приведет в порядок расстроенное хозяйство и расхлябанную речь. поклоняясь Красоте и намеренно культивируя ее, люди и сами станут Выше, духовно богаче и чище…

Любая культура велика и значима своей неповторимой самобытностью и богатством традиций. В наш век развития массовой коммерческой культуры так легко поддаться общей моде и не заметить отчуждения от родного языка, национального, в том числе и в языке.»*


Список использованной литературы:


  1. « Русский язык в школе», 1994, №2 с.104.

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык», 1990, с.913, 314, 420.

3.Баранов М.Т., Костяева Т.А, Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., Просвещение, 1987.

© 2010-2022