Весенняя сказка А. Н. Островского Снегурочка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русская словесность

Класс: 6 «в»

Дата:

Тема занятия

Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка». Особенности пьесы.

Цель

-раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт, определить жизненные ценности, выявить уровень знаний содержания и понимания учащимися пьесы.

Ожидаемые результаты

Все учащиеся смогут:

- развивать навыки выразительного чтения и ассоциативного мышления;

-пробудить интерес к личности и творчеству А.Н.Островского и к исследовательской работе.

Большинство учащихся смогут:

- развить читательские умения по средствам изучения особенностей поэтической манеры автора, находить в авторском творчестве фольклорные элементы.

Некоторые учащиеся смогут:

-углубить знания по теории литературы (традиции, новаторство, обряд, сказка), формировать умение выявлять взаимосвязь мировоззрения и творчества писателя на основе анализа текста.

Стратегии

«Консультант», «Учёный совет».

Ресурсы

Мультимедийное оборудование,компьютер, учебник.

Этапы

Время

Виды заданий и действия участников на занятии

Процесс оценивания

1.Актуализация знаний







2.Осмысление







3.Основная часть







4.Обобщение






3 мин







10 мин







20 мин









7 мин


Организационный момент урока

Представление отделов: отдел фольклористики №1, отдел фольклористики №2, отдел ономастики, отдел теории литературы, отдел искусств.

Представление Ученого Совета.

Запись в тетрадь темы урока. Ученикам предлагается внимательно прочитать тему урока, информацию на карточке Консультации. Пропустить через себя тему и попытаться определить задачи урока (карточка Консультации на столах каждого отдела).

«Консультант»

Традиция - культурно-художественный опыт прошлых эпох, воспринятый и освоенный писателями в качестве актуального и непреходяще ценного, ставшего для них творческим ориентиром. (Литературно-энциклопедический словарь. - М., 1987 г.) Традиция - это обращение к "опыту", причем к лучшему. Но следует заметить, что писатель наследует прежде всего то, что ему близко, соответствует его принципам, взглядам на жизнь.

Новаторство - обновление и обогащение как содержания, так и формы литературы новыми художественными достижениями и открытиями: новые герои, прогрессивные идеи, новый творческий метод.

Дети формулируют задачи, делается запись на доске и в тетрадях.

- ПОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА ПЬЕСУ-СКАЗКУ А.Н.ОСТРОВСКОГО "СНЕГУРОЧКА".

- ПОНЯТЬ, В ЧЕМ А.Н.ОСТРОВСКИЙ СЛЕДОВАЛ ТРАДИЦИЯМ ФОЛЬКЛОРА, В ЧЕМ ПРОЯВИЛОСЬ НОВАТОРСТВО ПИСАТЕЛЯ.

Учитель: Сегодня на уроке мы поиграем. Представьте, что вы - сотрудники НИИ. Вам пришло задание: анализ пьесы-сказки А.Н.Островского "Снегурочка". Отделы получают задания.

Задание Ученому Совету:

- изучите все задания;

- какие вопросы вам показались самыми легкими, самыми трудными, самыми интересными, самыми важными?

В ходе конференции постарайтесь оценить каждое выступление, отметьте лучшее, обоснуйте свое мнение.

- В чем вы видите пользу от такого урока-игры для учащихся 6 класса? Чего, на ваш взгляд, было сегодня больше - учебы или игры?

Исследовательская работа в группах

Отдел фольклористики №1

  1. Дать определение обряду. Какие обряды вы знаете? (Русская словесность 5 класс, с. 26-35).

  2. Лирическая пьеса-сказка А.Н.Островского "Снегурочка" - произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке-снегурочке, народное представление о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни. Поэтому "Снегурочка" - "многослойное, многоуровневое, многожанровое произведение". Докажите, что в пьесе-сказке используются разные фольклорные обряды. Наблюдения оформите в виде таблицы. (Таблицы оформляются на сопроводительном листе).

Отдел фольклористики №2

1. А.Н.Островский назвал свою пьесу "весенней сказкой". Н.Римский-Корсаков также называет свою оперу "Снегурочка" весенней сказкой. Докажите, что пьеса построена по законам сказки (по картам В.Я.Проппа). Проследите сказочные мотивы в пьесе. (Русская словесность 5 класс, С.37). Наблюдения оформить в виде таблицы.

Отдел ономастики

1. Вспомните сказки, в которых говорится о царе Берендее. Уточните по словарю В.И.Даля значение слова "берендейка". Согласны ли вы с мнением, что мир Берендеева царства - это "мир света, торжество добра, красоты, справедливости".

2. Уточните по словарю В.И.Даля значение имени главного героя "Мизгирь". Соответствует ли образ Мизгиря данному определению? С каким сказочным образом ассоциируется Мизгирь? (Обратитесь к сказке "Мизгирь" из сборника народных сказок Афанасьева.)

Отдел теории литературы

1. Как жил Мороз на Берендевой земле? Каким вы представляете Мороза? Сопоставьте образ Мороза в пьесе с фольклорным сказочным образом Мороза ("Два Мороза", "Морозко").

2. Выявите черты сходства образа Мороза у Н.А. Некрасова ("Мороз, Красный Нос") и А.Н.Островского. Похож ли Мороз Абая (Аязбабай) на Мороза Н.Некрасова и А.Н.Островского? (Абай "Зима").

Отдел искусств

1. Нарисовать иллюстрации к пьесе. Объяснить, почему именно нарисованные вами моменты требуют зрительного восприятия.

2. Подготовить отрывок к выразительному ролевому чтению


На протяжении всего урока между учащимися ведётся само и взаимооценивание.



Со стороны учителя каждый ответ учеников сопровождается формативным оцениванием

« Молодец»

«Умница»

«Очень хорошо»

и комментариями;

«Что можно ещё добавить»

«А твои действия»




© 2010-2022