Урок чтения на тему: Платонов Разноцветная бабочка (8 класс)

            На уроке чтения формируются  навыки правильного, осознанного, беглого и  выборочного чтения в соответствии с нормами и правилами литературного произношения, умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, обогащаются представления об окружающем мире.                                                                    В процессе формирования  основных умений и навыков решаются задачи развития творческих способностей, воображения, умений анализировать, обобщать, делать выводы,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом в 8 классе. Учитель: Язовских И.М.

Тема: А. П. Платонов «Разноцветная бабочка»

Цели: Обучающие:

  • Формирование навыков правильного и выборочного чтения

  • Формирование представлений о силе материнской любви.

  • Формирование умений давать нравственную оценку человеческим поступкам.

  • Обогащение представлений об окружающем мире.

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей, воображения.

  • Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы.

  • Развитие, обогащение и активизация словарного запаса, коммуникативных навыков..

Воспитывающие:

  • Воспитание уважения и любви к матери

  • Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умения выразить их в речи.

  • Формирования культуры эмоционального восприятия текста.

Ход урока:

1. Орг.момент

2.Актуализация знаний. Вступительная беседа.

-Зарядка для языка: Работа с пословицей, звуком, ритмом…

-Связь с предыдущим уроком:

Творчество какого автора мы изучали? Какие произведения он писал?

-Постановка целей урока перед уч-ся:

-Рассказ об авторе-Андрее Платоновиче Платонове.

А.П.Платонов (Климентов) родился в 1899 году в слободе (поселок, пригород) Ямской Воронежской губернии. (пояснение слов: слобода, губерния)

В своих воспоминаниях он пишет: ...Деревню же я до слез любил... В Ямской были огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты... Колокол «Чугунной» церкви был всею музыкой слободы, его умилительно слушали в тихие летние вечера.

…Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. По окончании начал работу. Он был старшим сыном.

Жизнь, как и творческая судьба, была трудной. Но это закалило его характер. Очень любил книги. Читал и писал обо всем. В его произведениях нет прямых ответов на поставленные вопросы. Ответы могут быть самые разнообразные, как разнообразна жизнь, окружающая нас.

- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений А.П.Платонова - «Разноцветная бабочка».

Проблемная ситуация

- Как вы думаете, о чём будет рассказ? (высказывания детей)

Бабочка- очень красивое насекомое. В мире насчитывают около 140 тысяч видов. Самые крупные и яркие бабочки живут в тропических лесах по берегам реки Амазонки в Южной Америке.

- Кроме красоты, какую пользу приносят бабочки растениям? (Они их опыляют: переносят пыльцу с одних цветков на другие. После опыления из цветков образуются плоды с семенами. Если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет)

- А что вы еще знаете о бабочках? (Передняя пара лапок у бабочек укорочена и покрыта густыми волосками - для бабочек это орган вкуса. Многие бабочки живут меньше года)

-А каких бабочек каждое лето в большом количестве можно у нас наблюдать? Можно ли сказать, что они красивые?

- Ребята, скажите, кого вы любите больше всего на свете? (маму)

- А мамы вас любят? Заботятся о вас? А вы?

3. Словарная работа: карябать, хижина, пчельник, пчеловод

4. Знакомство с произведением «Разноцветная бабочка».

Проблемный вопрос: Чем заканчивается сказка? Радостный или печальный у нее конец?

а) чтение учителем.

Вопрос учителя-ответы учеников

Ф-и-з-м-и-н-у-т-к-а (минутка релаксации)

Расслабились: Представили: лето, солнце, птицы поют, шелест листьев, запах цветов…

Потянулись, улыбнулись, вернулись, работаем дальше… - стр. уч.176.

б) самостоятельное чтение уч-ся. Дифференциация-3 гр- прочитать эпизод, ответить на вопрос (на карточках): Что увлекло Тимошу в горы.

в) Беседа и выборочное чтение.

- Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в казенной хижине)

- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)

- для чего он убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)

- С кем состоялась решающая встреча? (С бабочкой).

- Что необычного было в ней? Прочитайте. (Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)

- Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.)

- Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)

- Нужен ли был Тимоша бабочке? (Не нужен)

- Что увидел Тимоша в конце тропинки? Прочитайте. (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)

- Где оказался Тимоша? (На дне пропасти)

- Почему здесь было так много бабочек?

- Почему он больше не ловил бабочек? (Скучно ему было смотреть на них)

- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)

- Как это характеризует его?

- Почему плакал мальчик? Прочитайте. (Все реже и реже он слышал голос матери, звучащий в его сердце: «Тимоша, ты забыл про меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..»)

- Как жила все это время мать? Прочитайте. (В ожидании сына, считала время, смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»)

- Как произошла встреча?

(Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).

- Почему мать не узнала голос сына? (Прошло много времени)

- Узнал ли сын голос матери? (да, голос матери забыть нельзя) Что сказал Тимоша? Прочитайте.

(Мама, я забыл, кто я)

- Почему он не увидел мать? (Ослеп)

- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте, голосом и интонацией передав любовь матери. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)

- Какие слова говорят о материнской вечной любви? (Жизнь ее любовью перешла к сыну)

5. Оценочный этап.

Оценивание

Домашнее задание: 1 гр.- чтение и пересказ, 2гр.- чтение и рассказ о встрече сына с матерью, 3 гр.- чтение эпизода жизни Тимоши на дне каменной пропасти и ответ на вопрос 3 на стр.180.

6 Этап рефлексии.

-С каким произведением познакомились на уроке? Автор?

- Какова главная мысль? О чем хотел сказать писатель? (о вечной материнской любви)

- Что вы взяли полезного для себя?

(- Какой вывод вы для себя сделали, познакомившись с этим произведением?)

(Любить своих родных, слушаться маму, материнская любовь сильнее всего на свете, беречь и охранять природу)

В произведении силой своей любви мать, дождавшаяся Тимошу, возвращает ему, старику детство.

Сегодня я хотела бы дать напутствие каждому из вас:

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Только она дает нам силу каждому из нас.

Вот какие замечательные слова сказал один из знаменитых людей Кайл Гибран : Мама- это самое красивое слово, произнесенное человеком.

- Этими прекрасными словами я хотела бы закончить урок. Всем большое спасибо за работу. На следующем уроке мы продолжим читать замечательную сказку А.П. Платонова.



© 2010-2022